Отношение к вечным понятиям в средние века
Эпоха Возрождения смещает акценты в сторону человеку. Главной особенностью этой эпохи становится гуманизм. Представления о добре и зле вновь меняются. При поиске идеалов люди обращаются не к Богу, а первую очередь, к самому себе. Проявления собственного «Я» воспринимаются в качестве добра.
Добро и зло сегодня
Древнеиндийская философия является подтверждением этим словам. Считается, что мир является страданием, смирившись с ним, можно испытать настоящее счастье, душа попадет в нирвану (состояние высшего блаженства). Не познав страдания и природу зла, невозможно понять природу добра. С помощью зла люди освобождается от морали и все вокруг приходит к разрушению. Добро, напротив, связывает определенными правилами и догмами, лишая свободы действий. Мир развивается как равновесие добра и зла. Без зла отсутствовало бы движение. Благодаря этим вечным категориям можно не только оценить окружающую действительность, но и изменять и совершенствовать ее. Добро, зло - наиболее общие представления людей, через них осмысливаются и оцениваются устройство мира, социальный порядок, человеческие качества и его побуждения. Добро связано с надеждами людей, с прогрессом, свободной и счастливой жизнью. Оно является целью деятельности человека, мечтой, которой нужно достичь. Злу придают отрицательный смысл, нежелательный для людей, оно способствует страданиям, бедам и несчастьям. В ходе истории эти понятия прошли разные этапы и остаются важнейшими в религии и этике.
3. Виды морального зла.
Злоассоциируется с разрушением, гибелью. Можно выделить следующие виды зла: * природное, естественноезло (стихийные силы, болезни и др.) не зависит от воли и деятельности человека; * социальное зло: * является частью исторического процесса, * рождается под влиянием деятельности людей; * не может контролироваться человеком.
Например, бунты, революции, войны являются результатом столкновения интересов и воли множества людей, являются стихийной силой, не подвластной воле индивида;
- нравственноезло, которое творится под воздействием-
* сознания человека;
* воли человека,
* морального выбора человека.
Виды морального зла, выраженные в человеческих пороках (нравственно отрицательных качествах): *враждебность -активное зло, направленное на других людей, их жизнь и благополучие; сознательно причиняемый вред (насилие и т. п.), не являющийся средством обороны; * распущенность -зло, направленное на себя, пороки человека (лень, обжорство и т. д.). Распущенный человек: * становится рабом своих страстей и тяги к удовольствиям; * нарушает социокультурные запреты, * не способен к деятельной любви к ближнему.
Многие мыслители пытались объяснить укорененность морального зла природе человека, то есть человек от природы зол и эгоистичен, находится в состоянии конкурентной борьбы с другими людьми. 3. Фрейд, например, утверждал, что враждебность, агрессия - это присущий человеку инстинкт смерти.
Теория "фрустраиии - агрессии".Агрессия возникает в ответ на помехи в достижении цели или обиды, может быть направлена не по адресу и т.д.
Государство и мораль созданы для регуляции "борьбы всех против всех" и сохранения людей от взаимного истребления. (Этих взглядов придерживались И. Кант, Т. Гоббс и др.)
Ф. Ницшеутверждал, что зло: * укоренено в природе человека; * является проявлением воли к власти, присущей всему живому; * морально оправдано (быть злым - значит утверждаться).
В марксистском учениизло считалось порождением частной собственности.
4. Концепции соотношения добра и зла.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|