Живопись петровского времени
Новые тенденции в развитии живописи XVIII века также были связаны с доминирующим положением светских начал и влиянием западноевропейского искусства. В начале XVIII века по приглашению Петра I в Петербург приезжает большое количество западноевропейских художников, призванных для осуществления грандиозных задач императора по достижению в кратчайшие сроки уровня мировой художественной культуры. Однако далеко не все художники выполнили ту роль, которая им предназначалась. Среди тех, кто оказал влияние на развитие русского искусства этого времени, следует назвать немецкого художника (саксонца) Таннауэра Иоганна Готфрида (1680-1737/3? гг.). В Россию И.Г. Таннауэр прибыл в 1711 году уже зрелым мастером. В его работах проявлялся стиль помпезного европейского барокко. В этом стиле создан портрет ближайшего сподвижника Петра I, генерал-адмирала российского флота, президента Адмиралтейств-коллегии Ф.М. Апраксина (1720 – е годы). К числу известных работ художника относится парадный конный портрет «Пётр I в Полтавской битве» (1724/25? году). Первостепенное значение для формирования русской живописной школы необходимо назвать французского художника, уроженца Марселя Луи Каравака (1684-1754гг.), который жил и работал в Петербурге с 1716 года. Пётр I брал его с собой в качестве живописца во время путешествия в Астрахань. Об универсальном даровании живописца свидетельствует большое полотно (281 x 487 см) «Полтавское сражение 27 июня 1709 года» (1718 г.). Это самое раннее из сохранившихся изображений Полтавской битвы. Картина выполнена в стиле батального жанра. Художник Каравак как портретист известен своими манерными красивыми по живописи портретами 1710-х годов (портреты царевны Елизаветы Петровны в детстве, царевны Анны Петровны и Елизаветы Петровны, а также «Портрет мальчика в охотничьем костюме», конец 1720-х – начало 1730-х годов), где явно сохранились традиции французского рококо. Позднее художник создаёт коронационные портреты Анны Иоанновны (1730г.) и Елизаветы Петровны (1750г.). Художник в последние годы, продолжая работать как декоратор, писал также по заказу Елизаветы Петровны и церковные образа. Каравак подготовил немало учеников, наиболее талантливым среди которых был И.Я.Вишняков.
Умер Луи Каравак в Петербурге в июне 1754 года. Известными становятся молодые русские художники, которые получили высокопрофессиональную подготовку в Италии, Голландии и других странах, куда они направлялись на учёбу по указу императора в качестве пенсионеров. Среди лучших были Иван Никитич Никитин, Андрей Матвеев, И.Я. Вишняков. Никитин Иван Никитич (около 1680г. – после 1742г.?) – живописец-портретист. Один из основоположников русской светской живописи, первый русский художник мирового уровня. Занимался у И.Г. Таннауера в Петербурге, затем был послан Петром I в Италию, где учился с 1716 по 1719 год. Уже ранние работы Никитина свидетельствуют о том, что он отходит от условных приёмов парсуны: «Портрет царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I»; «Портрет цесаревны Анны Петровны, дочери Петра I». Оба эти портрета написаны до 1716 года. Сейчас они находятся в Государственной Третьяковской галерее. В зрелый период Никитин достигает яркости индивидуальной характеристики модели, звучности колорита: «Портрет государственного канцлера Г.И. Головкина» (1720-е годы); «Пётр I на смертном ложе» (1725г.); «Портрет напольного гетмана» (1720-е годы); «Портрет С.Г. Строганова (1726 г.). В 1732 г. был арестован по делу о пасквиле на Феофана Прокоповича, затем в 1737 г. его сослали в Тобольск. Умер по пути из ссылки. Матвеев Андрей Матвеевич (1702 – 1739 гг.) – живописец, мастерпортретного жанра. Пенсионер Петра I, учился в Амстердаме (1717-1723 гг.) и в Антверпене (1723-1727 гг.). Возвратившись в Петербург, А.М. Матвеев был принят в Канцелярию от строений, а с 1731 года возглавлял «живописную команду». Художник выполнял декоративные росписи, в том числе в Петропавловском соборе, писал иконы для церквей. Из числа немногих сохранившихся произведений А.М. Матвеева – картина «Аллегория живописи» (1725 г.). Непринуждённостью композиции и правдивостью индивидуальных характеристик отличаются портреты И.А. и А.П. Голициных (оба написаны в 1728 г.) и в особенности «Автопортрет с женой» - первый в русской живописи образец двойного портрета. Смело и открыто, впервые в русской живописи, прославляет художник женщину. Как верную спутницу мужчины, достойную любви и уважения. Свободно и радостно заявлял художник о своих чувствах к любимой. Взволнованно и вместе с тем предельно деликатно рассказывает о том глубоком сокровенном, о чем никогда не решалось поведать средневековое, старомосковское искусство. Сколько затаенного любования и нежности ощущается в том жесте, которым художник подводит свою подругу к краю картины. С каким удовольствием отмечает певучую линию ее шеи, гибкие музыкальные руки, чуть приметную улыбку на губах, слегка приглушенный блеск глаз. Трепетный жест соединившихся рук, легкое касание плеч, еле уловимый поворот навстречу друг другу. Вся картина наполнена земной человеческой радостью. Следует отметить, что ответственное отношение к службе не оставляло времени у А.М. Матвеева на тихие семейные радости. Его всегда назначали на срочные и важные «объекты». Художник работал на износ, попутно заботясь об административных делах, таких как счета и отчеты, на выплату жалованья подчиненным, а также на распределение не только художественных материалов, но и дров. С середины 30-х годов XVIII века художник Андрей Матвеев занимался росписью Сенатского зала Двенадцати коллегий (в настоящее время это Петровский зал Петербургского университета). Как всегда, он создавал все эскизы, а также выполнял некоторые части больших панно, украшающие большой подвесной плафон. Безотказного и мягкого А.М. Матвеева постоянно загружали, как масштабными проектами, например, росписями в Царском Селе, «Новом летнем доме», в Новом Зимнем дворце и Петергофе, так и работами по прихоти императрицы. Слабое здоровье живописца подорвали непосильные физические и творческие нагрузки. Художника все чаще одолевали болезни. Однако при дворе без живописного искусства А.М. Матвеева обойтись не могли и, вопреки всем предписаниям, ему было позволено работать дома, а не в «казенных мастерских или на улице у места постройки, для которой назначались его произведения». Поэтому большую часть икон для церкви Симеона и Анны (1733-1739 гг.) художник создал в домашних условиях, оставив после смерти десятки незавершенных образов. Следует особо отметить о том, что жизнь А. М. Матвеева была короткой, и как мало ценили и понимали современники его тонкую творческую натуру
Андрей Матвеевич Матвеев скончался 23 апреля 1739 года в Петербурге. Творчество выдающегося художника сыграло важную роль в дальнейшем становлении русского светского искусства. Необходимо особо отметить, что влияние А.М. Матвеева и его усилия по созданию русской живописной школы определили в дальнейшем путь развития этого искусства в России. Именно А.М.Матвееву мы обязаны рождению таких выдающихся живописцев, как А.П. Антропов и И.Я. Вишняков, творчество которых проложило путь к расцвету искусства живописи второй половины XVIII столетия Вишняков Иван Яковлевич (1699-1761 гг.) – великий русский художник, портретист и религиозный живописец, ученик Луи Каравака. Родился в Москве в семье «шатёрных дел мастера». В 1714 году был прислан в Петербург и передан в ведение Адмиралтейской коллегии, где со временем получил чин «малярного» подмастерья. С 1727 года работал в Канцелярии от строений под руководством А.М. Матвеева. В противоположность своим старшим современникам И.Н. Никитину и А.М. Матвееву, Вишняков И.Я. не учился за границей. Его искусство сформировалось под воздействием русской школы живописи. Возглавив «живописную команду» Канцелярии от строений после смерти А.М. Матвеева (1739 г.), Вишняков И.Я. руководил работами по декоративно-живописному убранству Зимнего, Петергофского, Летнего и Аничкова дворцов, церкви Зимнего дворца и других парадных интерьеров в Петербурге и пригородах. Деятельность Вишнякова имела большое педагогическое значение. Под его руководством работали А.П. Антропов, И.И. и А.И. Бельские, И. Фирсов и другие художники, оставившие значительный след в русской живописи века Просвещения. В сокровищницу русской живописи вошли портреты И.Я.Вишнякова – это «Девочка с птичкой», «Сарра Элеонора Фермор» (около 1750 г.), «Вильгельм Георг Фермор» (вторая половина 1750-х гг.), портрет «С.С. Яковлевой» (1756 г.) и портрет «М.С. Яковлева» (1756 г.), портрет «Князя Ф.Н. Голицына в детстве» (1760 г.). В этот период жанр портрета становится ведущим жанром русского изобразительного искусства, и объясняется это тем, что на протяжении веков единственным жанром была иконопись, что сохраняло интерес к внутреннему миру человека, к его изображению. Если в начале столетия связь портрета с парсуной просматривается достаточно сильно, однако уже в течение первых двух десятилетий художники упорно ищут новые методы, достигая значительных успехов. Необходимо отметить, что в этот период возникали и новые направления в развитии изобразительного искусства: сюжетно-историческая, мифологическая, пейзажная живопись.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|