Искусство и культура второй половины XVIII века
Во второй половине XVIII века в России продолжает развиваться национальная культура. В этот период на культуру и искусство большое влияние оказывало дворянство, но также продолжалось засилье иностранцев. Однако русская наука и образование продолжали развиваться. Правительство принимает меры по распространению просвещения. В развитии просвещения России второй половины XVIII века прослеживаются две тенденции: первое – это расширение сети учебных заведений; второе – усиление влияния принципа сословности в образовании. Согласно уставу народных училищ, утверждённому в 1786 году, в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух классах обучали чтению и письму, изучали священную историю. В двух старших классах изучали историю, географию, геометрию, механику, физику и т.д. В обоих типах училищ было введено предметное преподавание. Устав народных училищ обеспечил резкое увеличение числа народных школ. Если в 1782 г. в стране насчитывалось всего 8 школ с 518 учащимися, а в 1786 г. их было 165 с 11088 учащимися, то в конце столетия – 288 школ с 22290 учениками. В конце XVIII века уже существовало 5 кадетских корпусов вместо одного в первой половине столетия. Появились новые типы учебных заведений для дворян – благородные пансионы. В 1764 г. в ближайшей к Петербургу деревне Смольной создаётся Институт благородных девиц. При Смольном также имелось мещанское отделение для девочек не дворянского происхождения. В институте, помимо общеобразовательных дисциплин, воспитанниц обучали правилам поведения в семье и в обществе, а также домоводству: кулинарии, шитью, уходу за детьми и т.д.
Наука и техника второй половины XVIII века Как и во второй четверти XVIII века, основным центром научной деятельности оставалась Академия наук. К ней прибавился новый учебный и научный центр – Московский университет, а также Горное училище в Петербурге (1773г.) и Российская Академия (1783г.), занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. В развитии отечественной науки выдающееся место занимал М.В. Ломоносов, а среди иностранных учёных – крупнейший математик XVIII века Леонард Эйлер, взрастивший С.К. Котельникова, который разрабатывал вопросы теоретической механики и математической физики, и С.Я. Разумовского – основоположника отечественной астрономии. В Академии наук развернулась деятельность Михаила Васильевича Ломоносова – это ярчайшая страница в истории Петербургской Академии наук. Заметные успехи прослеживаются в развитии медицины. Если во времена Петра I в России существовало единственное медицинское училище, то к концу столетия их стало три. Кроме того, в столице была открыта Медико-хирургическая академия, а при Московском университете – медицинский факультет. Особо остро в России стояла борьба с эпидемиями чумы и оспы. В 1768 году Екатерина II пригласила в Россию английского медика и сама первой сделала прививку от оспы. Оспопрививание сокращало число смертельных исходов. Мировое признание о чуме получили труды Д.С. Самойловича, ставшие итогом изучения свирепствующей в России эпидемии в 1770-1772 гг. В исследовании был дсделан вывод, что чума передаётся путём контакта. В этот период происходит развитие промышленности и других отраслей народного хозяйства, что стимулировало научную и техническую мысль. Создаются многочисленные изобретения и усовершенствования машин, станков, инструментов, создавалась техническая литература. Становятся известными имена выдающихся изобретателей: А. К. Нартова, И.И. Ползунова, И.П. Кулибина и других. В 60-е годы развернулась деятельность великого русского изобретателя И.И.Ползунов (1728-1766 гг.), прославившегося своим изобретением универсальной паровой машины в 1764-1765 гг., которая приводила в действие любые заводские механизмы. Однако машина И.И. Ползунова была пущена через несколько дней после его смерти в 1766 году. И.И. Ползунов первым открыл век пара, он это сделал на 20 лет раньше, чем Джеймс Уатт (1736-1819гг.) - английский изобретатель, создатель универсальной паровой машины двойного действия. Джеймс Уатт добавил к труду многих предшественников значительные усовершенствования (конденсатор, впуск пара в цилиндр попеременно по обе стороны поршня), они оказались столь важными и сделаны были так вовремя, что паровая машина практически стала двигателем промышленной революции. Другим крупнейшим изобретателем этого периода был И.П. Кулибин (1735-1818гг.), внёсший огромный вклад в развитие технической мысли. Если изобретение И.И. Ползунова по распоряжению заводской администрации было уничтожено, то знаменитые часы «яичной фигуры» сохранились до наших дней. И.П. Кулибин в 1776 году разработал проект одноарочного деревянного моста через Неву длиной в 298 м. Проект остался неосуществлённым. Творческая мысль И.П. Кулибина охватила разнообразные отрасли техники. Он разработал проекты «самобеглой коляски», протезов для инвалидов, прожектора, лифта и т.д. Судьба изобретений, как и изобретателей была одинаковой: оба закончили жизнь в нищете, а большинство их изобретений не получили применения и были забыты. Значительные достижения были сделаны в гуманитарных науках: истории, экономике, правоведении, языкознании. Вторая половина XVIII века выдвинула ряд крупных историков: Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1756гг.), Щербатова Михаила Михайловича (1733-1790 гг.) — видный государственный деятель, историк, публицист и философ принадлежал к числу наиболее заметных представителей зарождавшегося русского консерватизма второй половины XVIII века. Наиболее известными его трудами были: многотомная «История Российская от древнейших времен», «О повреждении нравов в России», «Путешествие в землю Офирскую», «О Турецкой войне», «Краткая повесть о бывших в России самозванцах» и другие произведения. В ряду этих выдающихся ученых необходимо отметить имя И.Н. Болотина.
Русская наука сделала к концу XVIII века большой шаг вперёд. Развиваются не только естественные науки, но и гуманитарные. Однако Россия продолжала отставать от передовых стран, особенно когда это касалось внедрения достижений научной мысли в производство.
Литература и общественная мысль второй половины XVIII века Во второй половине ХУШ века в русской литературе, как и в культуре в целом, утверждается классицизм, идейной основой которого была борьба за мощную государственность под эгидой самодержавной власти. Классицизм формировался во всех странах как литературное направление абсолютизма. Для русского классицизма были характерны сильные просветительские тенденции, пафос гражданственности, обличительные мотивы. Литература теряет прежний анонимный характер, появляются профессиональные писатели. Эстетика классицизма установила иерархию жанров: - это «высокий» (трагедия, эпопея, ода) и «низкий» (комедия, сатира, басня). В стиле классицизма в литературе творили М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, А.Д.Кантемир, Я.Б.Княжнин, В.К.Тредиаковский, М.М.Херасков. Одним из наиболее крупных и ярких представителей русского классицизма был поэт Г.Р.Державин. Его оды «Фемида», «Вельможа» и другие проникнуты идеей сильной государственности и в то же время включают сатиру на вельмож. Оды несут в себе гражданскую лирику, философские размышления, бытовые зарисовки, пейзажи. Г.Р.Державин сыграл исключительную роль в формировании русской литературы, в развитии родного языка. Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. Крестьянская жизнь была отражена в произведении «Плач холопов». Это сочинение появилось среди крепостных крестьян в 1767-1768гг., накануне крестьянской войны, в Российской истории – это Пугачевское восстание (1773-1775гг.), с описанием бесправного положения крепостного крестьянства. В этот период появляется множество сатирических повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях.
Стиль классицизм воплотился в творчестве Сумарокова Александра Петровича (1717-1777гг.) – это множество лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. А.П.Сумароков признан создателем репертуара русского театра. Писатель по своим идейно-политическим взглядам примыкал к консервативному лагерю. Он считал дворянство первенствующим сословием в государстве, а крепостное право незыблемым институтом в русской жизни. Вместе с тем он выступал против церковного суеверия и домостроевского уклада семейной жизни, был сторонником женского образования. Свой долг писателя он видел в просвещении дворянства. Герои комедий А.П. Сумарокова либо добродетельны, либо отталкивающе безобразны. Такими качествами наделены герои трагедии «Дмитрий Самозванец». Следует отметить, что как положительные, так и отрицательные герои трагедий А.П. Сумарокова выглядят не живыми людьми, а резонёрами, изъясняющимися тяжёлым языком. Комедии А.П. Сумарокова, как и трагедии, выполняли воспитательные функции, они были нацелены на исправление нравов и устранение человеческих пороков («Опекун», «Лихоимец», «Рогоносец по воображению» и др.). В этот период начинает оформляться художественно-реалистический стиль. Здесь самый крупный след оставил Фонвизин Денис Иванович (1745-1792гг.) – автор комедий «Бригадир» и бессмертного «Недоросля». Значение комедий Д.И. Фонвизина выходит за рамки бичевания недостатков воспитания, они обличают пороки существующего общества. Язык героев комедии индивидуализирован, а художественная обобщенность настолько велика, что Митрофанушка стал нарицательным именем, а некоторые выражения комедии приобрели значения поговорок («не хочу учиться, хочу жениться», «убояся бездны премудрости» и др.). Необходимо отметить, что в этот период получает развитие направление сентиментализма. В произведениях этого направления показывают чувства рядового человека. В психологических романах и повестях сентименталисты изображают интимную жизнь, семейный быт. В этих произведениях герои уходят от общественной действительности, уединяются от проблем в мир природы. Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельской жизни, где барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают ему уважением и послушанием. Следует отметить, что у сентименталистов крестьяне обладают теми же душевными качествами, что и дворяне. Самым крупным представителем сентиментализма был Карамзин Николай Михайлович (1766-1828гг.), а самое значительное его произведение в направлении сентиментализм - «Бедная Лиза».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|