Основные показатели рентабельности туристического предприятия.
В практике работы туристских предприятий наибольшее распространение получили следующие показатели. Рентабельность реализации (Рр) рассчитывается как по всему объему реализованных туристских продуктов и услуг, так и по их отдельным видам: Рр = (БП(ЧП))/(ВрВрч) х 100%, или Рр = (БП(ЧП)/С х 100 %, где БП - балансовая прибыль; ЧП - чистая прибыль; Вр(Врч) - выручка (чистая выручка) от реализации; С — себестоимость /4; с. 362/. Рентабельность отдельных видов туристского продукта зависит от цены, по которой он реализуется потребителю, и себестоимости по данному виду. Показатели рентабельности реализованных туристских продуктов (услуг) дают представление о доходности реализуемых туристских товаров (услуг) и эффективности текущих затрат. Коэффициент рентабельности реализованной продукции показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли принесет каждая единица реализованного туристского продукта. Рентабельность текущих затрат (Ртз) дает представление об эффективности текущих затрат туристского предприятия: Ртз = (БП(ЧП))/ИП х 100%, где ИП — издержки производства /4; с. 362/. Несмотря на то, что затраты по эксплуатации основных фондов (ОФ) входят в издержки производства, этот показатель лишь частично отражает эффективность использования ОФ. С этой целью рассчитывается рентабельность основных фондов (Роф): Роф = (БП(ЧП)) / ОФ х 100%. Рентабельность оборотных средств (Рос) рассчитывается по формуле: Рос = (БП(ЧП))/ ОС х 100%, где ОС — оборотные средства /4; с. 362/. Важным экономическим показателем, характеризующим эффективность производственной деятельности туристского предприятия и уровень использования им производственных ресурсов, является рентабельность производства - отношение общей, или балансовой, прибыли к среднегодовой стоимости ОФ и нормируемых оборотных средств (ОСн). Основные фонды включаются в расчет по балансовой стоимости, денежные средства и средства при этом не учитываются. Показатель рентабельности производства (Рп) равен:
Рп = (БП(ЧП)) / (ОФ + Осн) х 100 %. Экономически важным для туристского предприятия является показатель экономической рентабельности активов (ЭР), или экономической рентабельности всего капитала, то есть суммы его собственных или заемных средств: ЭР = (К + проценты за кредит, относимые на себестоимость) / К, где К - совокупный капитал предприятия /3; с. 362 –363/. Коэффициент рентабельности активов (Ра) показывает, сколько денежных единиц требуется предприятию для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств: Ра = (БП(ЧП)) / Аср х 100 %, где Аср - среднегодовая стоимость активов /3; с. 363/. Данный показатель является одним из важнейших индикаторов конкурентоспособности. Уровень конкурентоспособности определяют посредством сравнения рентабельности всех активов анализируемого предприятия со среднеотраслевым коэффициентом. Коэффициент рентабельности собственного капитала (Рск) позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками. Он показывает, сколько денежных единиц чистой прибыли заработала каждая денежная единица, вложенная собственниками капитала: Рск = (БП(ЧП))/ Кс х 100%, где К - среднегодовая стоимость собственного капитала /4; с. 363/. Сравнение этого показателя с расчетными данными по вложению собственного капитала в ценные бумаги позволяет получить информацию об эффективности использования капитала. Рентабельность чистых активов (Рча) рассчитывается следующим образом: Р ча = (БП(ЧП)) / ЧА х 100%, где ЧА — чистые активы /4; с. 363/.
Чистые активы определяются по формуле ЧА = ОК + ТА - ТО, где ОК - основной капитал; ТА - текущие активы; ТО - текущие обязательства /4; с. 363/. В анализе хозяйственно-финансовой деятельности туристскими предприятиями используется показатель рентабельности совокупных ресурсов (Рср), определяющий величину полученной прибыли на единицу затраченных совокупных ресурсов: Рср = (БП(ЧП)) / (ОФ + ОС + ФОТ, где ФОТ - фонд оплаты труда /4; с. 364/. Рентабельность фонда оплаты труда (Pфот) отражает эффективность использования трудовых ресурсов и показывает соотношение величины и изменения фонда заработной платы. Она рассчитывается как отношение прибыли к затратам живого труда: Рфот = (БП(ЧП)) / ФОТ х 100 %. Многообразие показателей рентабельности не только позволяет оценить эффективность работы туристского предприятия, но и обеспечивает альтернативность поиска путей ее повышения. Показатели рентабельности весьма практичны, они отвечают интересам всех участников: руководителей предприятия - поскольку говорят о доходности всего капитала; потенциальных инвесторов и кредиторов - так как показывают отдачу на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - информируют о доходности акций; предпринимателей - из-за возможности судить по ним о привлекательности бизнеса в этой сфере. Кроме того, они свидетельствуют о способности туристского предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами благодаря использованию имеющегося у него производственного потенциала. И, наконец, высокий и стабильный уровень рентабельности обеспечивает победу предприятию в конкурентной борьбе и способствует его выживанию /4; с. 364/.
2.3. Основные источники резервов повышения уровня рентабельности Показатели рентабельности формируются на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменений размера и характера авансированных средств: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); собственный капитал. Например:
Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по следующим факторным зависимостям:
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и фондоотдачей (показателей оборота производственных фондов). Экономическая связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов. Также показатели рентабельности формируются на базе расчета уровня рентабельности, где вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств. Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала. Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов. При анализе путей повышения рентабельности важно разделение внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность (доходность) продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для того чтобы узнать минимальный размер выручки от реализации предоставляемых услуг, ниже которого предприятие будет убыточным, необходимо рассчитать точку безубыточности или порог рентабельности. Расчет порога рентабельности производится на основе данных о прибылях и убытках предприятия. Для этого также необходимо рассчитать следующие показатели: Маржинальный доход. Маржинальный доход = постоянные затраты + прибыль К постоянным затратам можно отнести затраты, сумма которых не меняется при изменении объема производства продукции, работ, услуг. К этой группе можно отнести: затраты на рекламу, управленческие расходы, аренда, электроэнергия, банковские услуги. Эти затраты анализируются по абсолютной сумме.
Доля маржинального дохода к выручке. Доля маржинального дохода в выручке = маржинальный доход / выручка х 100% Порог рентабельности. Порог рентабельности = постоянные затраты / доля маржинального дохода в выручке Точку безубыточности или объем критической выручки можно также отразить и графическим способом (рис. 1.4.): Рис. 1.4. Точка безубыточности
Для того чтобы оценить влияние различных факторов на рентабельность деятельности предприятия, используется факторный анализ. Он позволяет сделать обоснованные выводы о динамике рентабельности и, в конечном счете, дать конкретные предложения о направлениях изменения структуры услуг в целях повышения эффективности деятельности предприятия. В финансовом анализе могут быть использованы различные методы: - индексный метод; - метод интегральной оценки; - метод цепных постановок. Более подробно разберем метод цепных подстановок, с помощью которого и будут рассмотрены показатели рентабельности в данной дипломной работе. Метод цепных подстановок применяется, когда зависимость между изучаемыми явлениями или процессами носит строго функциональный характер, то есть представляется в виде прямой или обратной пропорциональной зависимости. При этом рассматриваемая модель может быть любого вида: мультипликативной, аддитивной, кратной или комбинированной. При методе цепных подстановок последовательно заменяются рассматриваемые показатели-факторы от базовой величины к фактической, в каждом расчете меняется только один показатель, все остальные остаются на предыдущем уровне. Модифицируя формулу рентабельности R = Прибыль / Затраты Для определения факторов, которые влияют на изменение рентабельности, получим: R = (выручка от реализации – затраты на производство (себестоимость) – - коммерческие расходы – управленческие расходы) / затраты на производство Эта факторная модель показывает, что рентабельность услуг по прибыли от реализации влияют такие факторы как выручка от реализации, себестоимость продукции, коммерческие и управленческие расходы. Алгоритм расчета: Ведем некоторые сокращения ВР – выручка от реализации продукции; З – затраты на производство (себестоимость); КР – коммерческие расходы; ПР – прибыль. 1. Изменение рентабельности продукции (по прибыли от реализации) за счет изменения выручки от реализации:
R0 = (ВР0 - З0 - КР0 - УР0) / З0 Rвр = (ВР1 – З0 – КР0 – УР0) / З0 ∆Rвр = (ВР1 – З0 – КР0 – УР0) / З0 – (ВР0 - З0 - КР0 - УР0) / З0 2. Изменение рентабельности продукции за счет изменения себестоимости: Rсс = (ВР1 – З1 – КР0 – УР0) / З1 ∆Rсс = (ВР1 – З1 – КР0 – УР0) / З1 – (ВР1 - З0 - КР0 - УР0) / З0 3. Изменение рентабельности продукции за счет изменения коммерческих расходов: Rкр = (ВР1 – З1 – КР1 – УР0) / З1 ∆Rкр = (ВР1 – З1 – КР1 – УР0) / З1 – (ВР1 - З1 - КР0 - УР0) / З1 4. Изменение рентабельности продукции за счет изменения управленческих расходов: Rур = (ВР1 – З1 – КР1 – УР1) / З1 ∆Rур = (ВР1 – З1 – КР1 – УР1) / З1 – (ВР1 - З1 - КР1 - УР0) / З1 5. Проверка правильности расчетов: ∆R = R1 – R0 = ∆Rвр + ∆Rcc + ∆Rкр + ∆Rур Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и так далее. Они наиболее полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными и использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|