Управление прибылью и рентабельностью на туристическом предприятии
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Деятельность туристского предприятия направлена на достижение главной цели - получения максимальной прибыли, чему способствует управление механизмом получения прибыли и повышения рентабельности хозяйствования. Управление включает анализ прибыли и рентабельности, их планирование и определение возможных путей их увеличения. Экономический анализ прибыли и рентабельности включает изучение: - выполнения плана по прибыли и рентабельности; - динамики прибыли и рентабельности; - влияния и уровня влияния факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность; - резервов роста прибыли и способов их мобилизации. Анализ динамики прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с аналогичной информацией конкурентов, а также с динамикой величины и прироста чистой прибыли дает представление о положении дел на предприятии - снижении или повышении темпов прироста. Если доля чистой прибыли растет, это свидетельствует о заинтересованности предприятия в результатах работы и эффективности хозяйствования /4; с. 364 –365/. На размер прибыли и рентабельности оказывает влияние большое количество факторов. Все эти факторы можно подразделить на внутренние и внешние. Граница внутренних факторов управляема и зависит от экономической политики самого предприятия. В их числе: объем продаж, виды туристского продукта и сегменты рынка, специфика работы с потребителем, менеджмент, эффективность использования издержек производства, материальное стимулирование коллектива и др. Внешние факторы являются отражением внешней экономической среды и практически не зависят от деятельности предприятия. В основном они обусловлены уровнем экономического состояния государства.
Величина прибыли в наибольшей степени зависит от объема продаж, себестоимости туристского продукта, уровня налогообложения, структуры цены. Влияние этих факторов определяется приемом абсолютных разниц. Для измерения влияния выручки от реализации необходимо отклонение от плана или в динамике по его объему умножить на базисный уровень прибыли от реализации и разделить на 100: ΔП = ((Вр отч – Вр баз)) П р баз / 100, где Вр отч, Вр баз - выручка от реализации соответственно отчетного и базисного периодов; Пр баз - прибыль от реализации базисного периода в процентах к выручке от реализации /4; с. 365/. Для измерения влияния физического объема выручки от реализации в сопоставимых ценах следует отклонение выручки от реализации в сопоставимых ценах от базисной выручки от реализации умножить на базисный уровень прибыли от реализации и разделить на 100: ΔП = ((Вр с – Вр баз) Пр баз)/ 100, где Вр с - выручка от реализации в сопоставимых ценах /4; с. 365 –366/. При изучении динамики показателей прибыли их сопоставимость обеспечивается путем пересчета на индекс цен (Ip), который определяется по формуле I p = (Ε К1Ці) /(Ε К1Цо), где K1 - выпуск товара в отчетном периоде в натуральных единицах; Ц1 и Цо - цена единицы товара соответственно в отчетном и базисном периодах /4; с. 366/. Значительное влияние на размер прибыли оказывает состояние издержек производства. Оно определяется по формуле ΔП = (Вр отч (УИП отч – УИП баз) / 100, Где УИП отч и УИП баз - уровни издержек производства соответственно отчетного и базисного периодов /4; с. 366/. Уровень издержек производства равен УИП = (ИП/Вр) / 100%, где Вр - выручка от реализации за счет повышения производительности труда /4; с. 366/. Влияние на прибыль налогов и отчислений рассчитывается по формуле ΔП = (Вр отч (Ун отч – Ун баз) / 100, где Ун отч, Ун баз - уровень налогов соответственно отчетного и базисного периодов в процентах к выручке от реализации /4; с. 366/.
Важным экономическим показателем, существенно воздействующим на прибыль, является производительность труда (Пр.т). Учитывая специфику туризма как вида деятельности, трудно в чистом виде определить производительность труда в нем. Тем не менее этот показатель необходимо рассчитывать, хотя и с некоторыми оговорками. Формула расчета выглядит следующим образом: Пр.т = Вр / Ч, где Ч - численность работников /4; с. 366/. Для определения влияния данного фактора на прибыль необходимо использовать формулу ΔП = (Вр х Упр баз)/ 100, где Упр баз - базисный уровень прибыли от реализации. Подобным образом измеряется и влияние на прибыль фондоотдачи /4; с. 366/. Измерение влияния ценового фактора определяется по формуле ΔП = ((Вр отч – Вр с)Пр баз) / 100. Влияние изменения прочих доходов и затрат на размер прибыли определятся методом прямого счета. Изменение суммы прибыли в числе прочих доходов во многом зависит от внереализационных доходов и потерь, выбытия и продажи основных фондов и прочих активов. Анализ фактических потерь и расходов по этим факторам позволяет приступить к мероприятиям по их сокращению и недопущению в дальнейшем /4; с. 367/. Особая статья убытков для предприятий системы туризма связана с нарушением договорной дисциплины. Туристская деятельность основана на договорной системе. Грамотная, разумная, гибкая договорная политика - первоочередное условие успеха туристского предприятия. Не менее важным фактором является расчетно-платежная дисциплина. Проблема неплатежей в целом остается одной из острейших для нашей экономики. Затраты несут туристские предприятия из-за особенностей системы расчета с потребителями туристского продукта или услуги. Платеж по принципу обратной связи может и должен использоваться для воздействия на качество туристского продукта. Оплачивая или не оплачивая товар, то есть покупая или не покупая его, потребитель тем самым дает оценку его общественной полезности. Однако в силу специфики туристского продукта как товара потребитель не может его осязать, и потому оценивает качество турпродукта уже в процессе его потребления. Такое обстоятельство оборачивается для предприятия риском отказа потребителя от договора покупки и часто - возвратом авансового платежа. При этом потери туристского предприятия многократно увеличиваются вследствие другой особенности туристского продукта - невосполняемости дохода от непроданного товара.
Кардинальное решение проблемы неплатежей невозможно без оздоровления экономики. Тем не менее на туристском предприятии должна функционировать действенная система, защищающая его интересы /4; с. 368/. Резервом увеличения прибыли может служить прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущества. Финансовый результат в последнем случае может быть и положительным, и отрицательным, что зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Положительно характеризует финансовую деятельность туристского предприятия покупка ценных бумаг. Поскольку ценные бумаги относятся к ликвидным средствам, то предприятие, быстро обратив их в деньги, получает возможность совершать платежи и расчеты, погашать обязательства. Доходными для туристского предприятия могут быть финансовые вложения в составе внереализационных операций. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны определяться на основе достоверной оценки их эффективности. Следует отметить, что в настоящее время доходы по финансовым активам не перекрывают уровень инфляции. Относительно надежным средством можно считать хранение денег на депозитном счете или приобретение депозитных сертификатов. Особое внимание следует уделять анализу убытков от списания задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Эти убытки - свидетельство упущений в учетной и контрольной работе, в обеспечении сохранности имущества. Каждый конкретно выявленный случай должен иметь законное обоснование в списании, или убытки должны быть возмещены за счет виновных лиц. Туризм - вид экономической деятельности, ориентированной на конечного потребителя. Для увеличения выручки от реализации туристского продукта и прироста прибыли решающее значение имеют объемы продаж, определяемые спросом, и уровень себестоимости, обусловленный качеством туристских товаров /4; с. 368 – 369/.
Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов. Планирование прибыли - составная часть финансового планирования и важный участок финансово-экономической работы на туристском предприятии. Объектом планирования на туристском предприятии являются планируемые элементы балансовой прибыли, прежде всего - прибыли от реализации туристских продуктов, оказания дополнительных туристских услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на возможностях туристского предприятия, заключенных контрактах и договорах. При планировании прибыли могут быть использованы различные методы: - укрупненный метод прямого счета; - поассортиментное планирование; - прямой счет; - метод определения прибыли на вложенный капитал; - метод экспертных оценок; - расчетно-аналитический метод /4; с. 374/. Наиболее применимы на туристских предприятиях первые три метода. С их помощью можно определить объем реализуемых туристских продуктов в ценах и по их себестоимости, используя в расчетах индекс потребительских цен. При этом важна достоверность исходных данных о прогнозируемых величинах выручки от реализации (Вр), издержках производства, налогах и отчислениях. Прогнозируемая величина прибыли (Пдр) в этом случае рассчитывается следующим образом: Ппр = Вр – ИП - Н, где ИП - издержки производства; Н - величина налогов и отчислений /4; с. 374/. Очень важным для туристских предприятий является планирование с использованием поассортиментного метода. Он позволяет получить прогнозную величину объема продаж по каждому туристскому продукту, определить эффективность затрат и рентабельность, а также четко проследить доходность каждого туристского продукта на разных этапах его жизненного цикла. Эта информация в свою очередь является основой для корректировки стратегии туристского предприятия и способствует определению прибыли по формуле Пбал = П + Пвоф + ФРвро - Н, где Пбал — прибыль балансовая; Пвоф — прибыль от прочего выбытия, продажи основных фондов; ФРвро — финансовый результат от внереализационных операций /4; с. 374/. Соответственно чистая прибыль (Пч) равна Пч = Пбал — Н. Сумма налогов и обязательных отчислений от выручки по реализации может быть рассчитана в краткосрочном периоде исходя из действующей системы налогообложения или по сложившейся тенденции - за анализируемые периоды по удельному весу суммы налогов в выручке от реализации.
Финансовый результат от внереализационных операций в планируемом периоде определяется исходя из сложившихся тенденций за анализируемый период и с учетом возможных изменений. Метод определения прибыли на вложенный капитал решает задачу сохранения достигнутого уровня рентабельности на вложенный капитал и его увеличения. Повышение уровня рентабельности может быть достигнуто различными путями. Все перечисленные методы прогнозирования прибыли достаточно просты, однако они не позволяют проследить влияние на прибыль различных факторов: объема продаж, издержек производства, изменения цен, налоговой нагрузки и др. Поэтому туристскими предприятиями может быть использован аналитический метод расчета прибыли. Он базируется на рентабельности производства туристского продукта в отчетном периоде и росте соответствующих показателей в перспективе. Расчетная величина плановой прибыли (Ппл) в данном случае может быть определена по формуле Ппл = (Вр пл х Р отч) + ΔПф, где Вр пл - объем продаж планового периода; Ротч - уровень рентабельности продаж отчетного периода, %; ΔПф - прирост суммы прибыли по базовой рентабельности и результатам влияния факторов. После определения плановой величины прибыли рассчитывается плановый уровень рентабельности /4; с. 375/. В основу многих методов планирования прибыли и механизма управления прибылью положена взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и издержками производства. Классификация затрат на переменные и постоянные в финансовом менеджменте положена в основу решения задачи максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Кроме того, она позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить запас финансовой прочности предприятия, порог рентабельности и эффект производственного (или операционного) рычага. Суть операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации порождает более сильное изменение прибыли. Сила воздействия операционного рычага (СВОР) рассчитывается по формуле СВОР = (Вр – ИПпер)/ П, Где ИПпер переменные издержки производства; П - прибыль /4; с. 375/. Разница между выручкой от реализации и переменными издержками есть валовая маржа (ВМ): ВМ = Вр - ИПпер. Данный показатель определяется в экономической литературе как сумма покрытия. Валовой маржи должно хватить не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли /4; с. 375/. Порог рентабельности (ПР) является одним из ключевых элементов операционного анализа и соответственно механизма управления прибыльностью туристского предприятия. В экономической литературе это понятие отождествляют с точкой самоокупаемости, «мертвой точкой», критической точкой, точкой разрыва и т.п. Порог рентабельности - это такой уровень выручки от реализации, при котором предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Валовой маржи (ВМ) хватает на покрытие постоянных издержек производства (ИПпост), а прибыль равна нулю: ПР = ИПпост/ВМ. Рассчитать массу прибыли после прохождения порога рентабельности достаточно просто. Для этого следует умножить количество товара, проданного сверх порогового объема производства, на удельный вес валовой маржи, заключенной в каждой единице проданного товара /4; с. 377/. Пороговое значение объема производства товара (в количественном выражении) определяется отношением порога рентабельности данного товара к цене реализации или отношением суммарных постоянных затрат к цене единицы товара за минусом переменных затрат на единицу товара. Разница между полученной выручкой от реализации и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности (ЗФП): ЗФП = Вр – ПР, или ЗФП = ((Вр – ПР)/Вр) х 100. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое положение предприятия ухудшается /4; с. 378/. Практическое использование туристскими предприятиями элементов операционного анализа позволит им наиболее эффективным методом решать задачи своего финансового положения, определять коммерческую политику на перспективу. Заключение
По изложенному материалу сделаны следующие выводы: 1. Прибыль есть доход от использования факторов производства - труда, земли, капитала и предпринимательства. В количественном отношении прибыль представляет собой разность между общей выручкой и издержками. Сущность прибыли наиболее полно проявляется в ее функциях: учетной, стимулирующей и распределительной. Суть учетной функции прибыли состоит в том, что прибыль является важнейшим критерием эффективности предпринимательской деятельности фирмы. Стимулирующая функция прибыли состоит в том, что она (прибыль) является мощным генератором экономики. Суть распределительной функции прибыли состоит в том, что она служит источником накопления и развития производства, источником материального поощрения работников. 2. Об эффективности работы предприятия недостаточно судить только по одному показателю - прибыли. Для более правильной оценки сопоставляется полученный результат в виде прибыли с понесенными затратами. Такое соизмерение прибыли с затратами называется рентабельностью, или нормой рентабельности. Используются следующие показатели рентабельности: - Рентабельность производственных фондов. - Рентабельность продукции. - Рентабельность вложений в предприятие. - Рентабельность собственных средств предприятия. - Рентабельность долгосрочных финансовых вложений. 3. Понимание прибыли крайне важно потому, что плательщиками налогов на доходы и прибыль являются организационные формы, доминирующие среди туристических предприятий. Ставка налога на прибыль составляет 24 %. 4. Прибыль отдельного предприятия состоит из двух компонентов: 1) дохода от обычной деятельности предприятия, представляющего собой разницу между выручкой от продаж и необходимыми производственными и иными затратами; 2) дохода, получаемого компанией от определенных видов ее активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства), а также активов, чья стоимость может изменяться в ходе отчетного периода (запасы, земельные участки, оборудование, ценные бумаги). Как экономическая категория, прибыль отражает доход туристского предприятия от реализации туристского продукта или услуги, созданных в производительной деятельности путем соединения факторов производства (труд, капитал, рекреационные ресурсы). Она имеет количественное и качественное выражение. В первом случае прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации и издержками производства туристского предприятия. Во втором - характеризует эффективность его деятельности. 5. Все источники образования прибыли в туристском предприятии можно сгруппировать в виде трех основных групп: - связанный с основной производственно-хозяйственной деятельностью туристского предприятия; - связанный либо с уникальностью туристского продукта, либо с монопольным положением предприятия по выпуску того или иного продукта; - связанный с инновационной деятельностью туристского предприятия. 6. Можно указать следующие виды прибыли туристического предприятия: экономическая прибыль, бухгалтерская прибыль, балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции (товаров, работ, услуг), недополученная прибыль, налогооблагаемая прибыль, прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, номинальная прибыль, реальная прибыль, накопленная прибыль. 7. Балансовая прибыль является объектом распределения на предприятии. Механизм ее распределения базируется на следующих принципах: - полученная прибыль распределяется между государством и предприятием; - прибыль для государства поступает в бюджет в виде налогов и сборов; - размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, должен стимулировать его хозяйственную деятельность; - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, оставшаяся часть - на потребление. 8. Рентабельность - один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства. Он характеризует уровень отдачи затрат и степень использования средств на предприятии, в объединении и отрасли в целом в процессе производства и реализации продукции. Различают два вида рентабельности: рассчитанная на основе балансовой прибыли и рассчитанная на основе чистой прибыли (чистая рентабельность). Показатели рентабельности весьма практичны, они отвечают интересам всех участников: руководителей предприятия - поскольку говорят о доходности всего капитала; потенциальных инвесторов и кредиторов - так как показывают отдачу на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - информируют о доходности акций; предпринимателей - из-за возможности судить по ним о привлекательности бизнеса в этой сфере. Высокий и стабильный уровень рентабельности обеспечивает победу предприятию в конкурентной борьбе и способствует его выживанию. 9. Экономический анализ прибыли и рентабельности включает изучение: - выполнения плана по прибыли и рентабельности; - динамики прибыли и рентабельности; - влияния и уровня влияния факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность; - резервов роста прибыли и способов их мобилизации. Анализ динамики прибыли, темпов ее прироста в сопоставлении с аналогичной информацией конкурентов, а также с динамикой величины и прироста чистой прибыли дает представление о положении дел на предприятии - снижении или повышении темпов прироста. 10. Важнейшим вопросом управления процессом формирования прибыли является планирование прибыли и других финансовых результатов. Объектом планирования на туристском предприятии являются планируемые элементы балансовой прибыли, прежде всего - прибыли от реализации туристских продуктов, оказания дополнительных туристских услуг. Основой для расчета является объем производственной программы, который базируется на возможностях туристского предприятия, заключенных контрактах и договорах.
Список источников 1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. 2. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Общая часть. Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года. Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года. 3. Закон Республики Беларусь «О налогах на доходы и прибыль». Принят Верховным Советом Республики Беларусь 22 декабря 1991 г. 4. Горбылева З.М. Экономика туризма. – Мн.: БГЭУ, 2004. – 478 с. 5. Котерова Н.П. Микроэкономика. – М.:ACADEMIA, 2003. – 208 с. 6.Темный Ю.В., Темная Л.Р. Экономика туризма: Учебник. – М.: Советский спорт, 2003. – 416 с. 7. Экономическая теория/Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1997. – 550 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|