Функции государственного регулирования инвестиционных процессов
При осуществлении регулирования инвестиционной деятельности, государство выполняет несколько основных функций: 1. Установочная функция, которая заключается в расстановке стратегических целей и приоритетов, а так же в постановке задач инвестиционной политики на долгосрочный период. Формирование структуры приоритетов и целей является анализом результатов, а так же выявлением наиболее острых политических и социально – экономических проблем и нахождение оптимальных методов их решения. 2. Мобилизующая функция, цель которой заключается в поиске источника инвестиционных ресурсов, а так же определении путей их привлечения для решения поставленных задач. При осуществлении этой функции применяется регулирование движения инвестиционных ресурсов, а так же их распределение и перераспределение между структурными подразделениями национального хозяйства. Основные инструменты, которые применяются для осуществления этой функции, это налоговое обложение, монетарная политика, бюджетная политика, политика в области амортизационных отчислений, регулирование внебюджетных фондов. 3. Стимулирующая функция заключается в безусловном и ускоренном решении ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция должна реализоваться через налоговые и финансовые льготы, создание оффшорных зон, кредитную и процентную политику, а так же иные инструменты. 4. Контрольная функция, которая является контролирующей со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных правовых и экономических норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль происходит посредством контрольных органов и органов управления различного уровня.
На сегодняшний день в инвестиционной политике следует выделять две формы деятельности: стратегию и тактику. Стратегией принято считать долговременные мероприятия государства, которые направлены на комплексное решение народно хозяйственных задач крупного масштаба. Элементами стратегии считаются: - определение главных источников и резервов долговременных вложений - постановка долговременных задач и целей, а так же обоснование приоритетов и принципов государственного регулирования инвестиционной деятельности - обоснование направлений и способов использования инвестиций (направления достижения целей). Тактика представляет собой совокупность методов, приемов, форм управленческой деятельности и инструментов, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. К элементам тактики относятся: - решения оперативных задач и целей в краткосрочном периоде - использование оперативных средств и методов воздействия на поведение инвесторов - ориентир на поиск наиболее эффективных решений каждой стратегической, отдельно взятой задачи. Можно сделать вывод, что экономическая тактика государства является логическим дополнением стратегии. Заключение
При переходе России к рыночной системе ведения хозяйства, была сформирована новая модель инвестиционного процесса, которая была основана на многообразии форм собственности, а так же на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности. Децентрализация инвестиционной деятельности осуществлялась последовательно, роль внутренних источников накоплений предприятий в составе инвестиций повышается, усиливается государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, которые используются в качестве инвестиций.
Одним из значительных сдерживающих факторов выступает несовершенство законодательства в области инвестиционной деятельности. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, улучшить инвестиционный климат, необходимо стабилизировать экономическую и политическую обстановку, скорректировать налоговую и таможенную политику, снизить уровень инфляции, совершенствовать управление инвестиционными процессами, а так же радикально улучшить экономические и правовые условия деятельности инвесторов. Исходя из того, что одной из основных причин неудовлетворительного состояния дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является уровень законодательной базы очень низкого качества, то создавать благоприятный инвестиционный климат нужно с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Если отталкиваться от опыта западных стран, то можно увидеть, что даже при сложном состоянии экономики и политической нестабильности, при надлежащем правовом регулировании и создании для инвесторов благоприятного правового режима, можно привлечь большие объемы инвестиций. В этой связи можно отметить еще один немаловажный момент. Основываясь на результатах сравнительного анализа правового режима инвестиционной политики, который характерен для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной стороны, и Российской Федерации сегодняшнего дня – с другой стороны, следует заметить, что современное российское законодательство, которое подвержено критике многих зарубежных экспертов, во многих своих положениях в большой мере схоже с положениями законодательных актов многих других стран. И в этой ситуации оно не может рассматриваться как ущербное по отношению к иностранным инвесторам. Это утверждение основывается на результатах изучения зарубежного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по определенным обобщающим критериям, таким как: - наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; - целостности инвестиционного законодательства; - налоговые льготы и преференции для инвесторов;
- льготы в национальном таможенном режиме; - стимулы и гарантии, которые поощряют отечественные и зарубежные инвестиции в различные отрасли экономики; - стимулы для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке; - свободный или ограниченный режим и порядок ввоза и вывоза капитала; - ограничения на размер иностранных инвестиций национальные предприятия; - возможный контроль за иностранными инвестициями; - занятие иностранным инвестором или его официальным представителем руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий; - другие, более частые критерии. Основными целями государственного регулирования инвестиционной деятельности должны быть: - защита прав и законных интересов инвесторов; - создание гарантий инвестиционной деятельности; - обеспечение защищенности инвестиций. Модель развития инвестиционного законодательства должна быть адаптирована к изменившейся системе ведения хозяйства, к экономической деятельности в новых условиях, а так же отвечать современным условиям развития рыночной экономики. Список литературы 1. Барбаумов В.Е. и др. Финансовые инвестиции. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544с. 2. Игонина Л.Л. Инвестиции. – М.: Экономист, 2004. – 478 с. 3. Нешитой А.С. Инвестиции. – М.: Дашков и к, 2007. – 372 с. 4. Зверев В.А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности. – М.: Экономист, 2006. – 124 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|