Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности содержания и организации образовательного процесса в колледже




Глава 1. Организация образовательного процесса в учреждениях среднего специального образования: сущность, структура, характеристика

Образовательный процесс колледж

Среднее профессиональное образование: тенденции развития в российской федерации

 

В XXI в. перед среднем профессиональным образованием открываются широкие горизонты. Развитие наукоемких и высокотехнологических производств требует обеспечения кадрами практико-ориентированных специалистов, обладающих профессиональной квалификацией, многофункциональными умениями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики России.

Рост востребованности среднего профессионального образования является общемировой тенденцией. Высоко оценивают перспективы образования данного уровня американские специалисты: «В следующем десятилетии от 50 до 60 процентов всех рабочих мест будут требовать такого образования, которое обычно дается в колледжах».

Значительное повышение требований к среднему профессиональному образованию определило необходимость согласованного взаимодействия всех субъектов образовательного пространства России. Основой такого взаимодействия стала комплексная программа развития среднего профессионального образования, направленная на формирование стратегии его качественного обновления.

В последние годы среднее профессиональное образование занимает все более значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности, общества и государства: его имеют 22 % населения России, что в 1,5 раза больше, чем доля населения, имеющего высшее профессиональное образование. Динамика изменения образовательного уровня населения характеризуется увеличением доли граждан страны, имеющих среднее профессиональное образование (на 14 % по сравнению с уровнем 1989 г.). Наиболее велика доля лиц, имеющих среднее профессиональное образование, среди населения в возрасте 25-29 лет (31 %), 30-34 года (30 %), 35-44 года (29 %), 20-24 и 45-49 лет (28 %). Охват средним профессиональным образованием населения трудоспособного возраста составляет 26 % (для сравнения: охват высшим профессиональным образованием - 17%).[13]

Среднее профессиональное образование складывалось в Российской Федерации как централизованная система, ориентированная прежде всего на удовлетворение кадровых запросов министерств и ведомств. В 1990-е гг. произошла значительная демократизация и децентрализация управления сферой среднего профессионального образования, решение ряда вопросов было передано с федерального уровня на региональный, существенное развитие получила автономность средних специальных учебных заведений по многим направлениям их деятельности, в том числе связанным с определением содержания и форм организации образовательного процесса. [8]

В положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2001 г. №160, п. 8, выделяются два вида средних специальных учебных заведений: техникум (училище) и колледж.

Рассмотрим более подробно заведения среднего звена. Колледж - это самостоятельное образовательное учреждение повышенного типа (или структурное подразделение университета, академии, института), в котором реализуются углубленные программы среднего профессионального образования по индивидуальным учебным планам и которое обеспечивает будущим специалистам повышенный уровень квалификации.

Колледжи осуществляют многоуровневую подготовку специалистов со средним профессиональным образованием, являются, как правило, многофункциональными и многопрофильными образовательными учреждениями.

Многофункциональность колледжей характеризуется более широким спектром их деятельности по сравнению с техникумами как по реализации образовательных программ, так и по выполнению других функций. Колледжи реализуют программы не только среднего профессионального образования, но и начального, а также дополнительного профессионального образования. Колледж - это инновационное учебное заведение, обеспечивающее соответсвующий современным требованиям уровень подготовки кадров, обладающее широкими возможностями становления непрерывного образования, создающее необходимые условия для применения передовых педагогических технологий и решения проблемы гуманизации и гуманитаризации образования.[2]

Особенностью профессиональной подготовки в российском колледже выступает его инновационный характер, позволяющий педагогам гармонично сочетать учебно-воспитательную работу с научно-исследовательской; давать более высокое, чем другие специальные средние учебные заведения, образование; по структуре учебного процесса, формам и методам преподавания колледж приближается к вузу. В организации образовательного процесса колледж решает главную задачу - удовлетворение потребностей личности в получении широкой культурологической и качественной профессиональной подготовки. Это учебное заведение обеспечивает качественно новый, соответсвующий современным требованиям уровень подготовки специалистов среднего звена практически всех отраслей производства.[2]


Особенности содержания и организации образовательного процесса в колледже

 

Рассмотрим основные направления развития содержания среднего профессионального образования. Главное содержание деятельности специалиста среднего звена заключается в оценке, выборе и реализации наиболее эффективного и качественного из возможных решений профессиональных задач, разработке их нестандартных вариантов. Этой деятельности во многом присущи черты конструирования решений, поиска и технического творчества. Поэтому специалисты со средним специальным, равно как и с высшим, образованием входят в категорию работников, профессионально занятых преимущественно умственным трудом.[9]

Основными функциями специалистов со средним специальным образованием в сфере материального производства являются: подготовка и обработка технической, технологической и других видов информации для обеспечения инженерно-технических и управленческих решений; управление деятельностью первичных звеньев производства; инженерно-вспомогательная и научно-вспомогательная сферы работ; обеспечение эффективности наиболее сложных, современных технических и технологических систем и управление ими. В рамках указанных функций развиваются принципиально новые направления деятельности специалистов среднего звена, связанные с элементами менеджмента (управления), маркетинга и одновременно непосредственным исполнением технологических процессов.

Перечисленные функции являются основой для формирования номенклатуры специальностей среднего специального образования, которая должна гибко реагировать на изменение содержания труда специалистов среднего звена в современном производстве, создавать наиболее благоприятные условия для своевременного удовлетворения потребностей общества в кадрах различного уровня квалификации и профиля. [9]

В настоящее время подготовка по техническим специальностям составляет 36 %, по экономическим и гуманитарно-социальным - 35, по сельскохозяйственным - 5, по медицинским - 11, по педагогическим - 11, по культурологическим и искусствоведческим - 3 %.

В последние годы определились следующие основные направления развития содержания среднего профессионального образования: совершенствование перечня специальностей среднего профессионального образования, дифференциация содержания, расширение гибкости и вариативности содержания, гуманизация и гуманитаризация содержания, усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки, информатизация содержания, преемственность содержания среднего профессионального образования с другими уровнями образования. [9]

Необходимость повышения профессиональной мобильности специалистов технического профиля, расширения подготовки кадров среднего звена для сфер управления, сервиса, социального обеспечения предопределила совершенствование перечня специальностей среднего профессионального образования. Такая деятельность отражена в новом классификаторе специальностей среднего профессионального образования. Были укрупнены технические специальности, расширен перечень специальностей в области экономики и управления, в гуманитарно-социальной сфере, обеспечена сопоставимость специальностей среднего профессионального образования со специальностями и направлениями подготовки в высшей школе. В последующие годы классификатор специальностей среднего профессионального образования совершенствовался путем введения новых специальностей по перспективным направлениям подготовки кадров.

Дифференциация содержания среднего профессионального образования проявляется в разнообразии профессиональных образовательных программ. В настоящее время среднее профессиональное образование реализуется по двум основным программам - базового и повышенного уровня. Повышенный уровень дает возможность выпускнику приобрести качественно новую квалификацию. В настоящее время, доля выпуска специалистов среднего звена повышенного уровня составляет 11,6 % (для сравнения: в 1994 г.-3,5%).

Гуманизация и гуманитаризация содержания среднего профессионального образования, наиболее активно проявляющиеся в последние годы, обеспечивают формирование у специалистов целостного мировоззрения, миропонимания и подлинной духовности личности, интереса к решению социально-политических проблем.[9]

Усиление общенаучной и общепрофессиональной подготовки обеспечивает целостность восприятия будущей профессиональной деятельности, понимание закономерностей, взаимосвязей фактов и явлений, характерных для общепрофессионального знания в рамках как направления подготовки (группы специальностей), так и конкретной специальности, развивает способность к формированию междисциплинарных знаний. В результате расширяется потенциальная сфера деятельности и повышается социальна защищенность выпускников.

Развитие содержания образования связано с его информатизацией, предусматривающей изучение будущим специалистом достижений в области информатики, ее средств и методов.

Перспективы развития содержания среднего профессионального образования связаны с его интеллектуализацией, суть которой заключается в развитии системного мышления у студентов, формировании у них научной картины мира, умений научно-исследовательской работы.

В условиях расширения академических свобод образовательных учреждений, развития вариативности и гибкости содержания образования, повышения требований к уровню образованности, профессиональной мобильности и конкурентоспособности выпускников средством формирования единого образовательного пространства является Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (ГОССПО). Он представляет собой комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образования и создающих основу для обеспечения необходимого качества подготовки специалистов.[8]

Введение государственных образовательных стандартов осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»: «В Российской Федерации устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования».

Управление среднего профессионального образования Минобразования России, Научно-методический центр среднего профессионального образования (НМЦСПО) совместно с отраслевыми министерствами и ведомствами, научной и педагогической общественностью провели работу по осмыслению и нормативному оформлению ГОССПО.

В соответствии с приказом Госкомвуза России от 11 июля 1994 г. № 694 «О закреплении за министерствами и ведомствами Российской Федерации, имеющими средние специальные учебные заведения, специальностей среднего профессионального образования» все специальности среднего профессионального образования были распределены между отраслевыми министерствами и ведомствами в соответствии с их сферой деятельности. В разработке стандартов приняли участие 33 отраслевых министерства и ведомства и их методические службы.

Порядок разработки, утверждения и введения в действие Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования определен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. № 387. На уровне Правительства РФ утвержден Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части общих требований к структуре и образовательным программам среднего профессионального образования, условиям их реализации, нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему (постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 1995 г. №821).

В 1995 г. Минобразование РФ утвердило Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников средних специальных учебных заведений по общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, а также рекомендации по разработке государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям среднего профессиональней образования. В 1996- 1998 тт. был разработан и утвержден Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям базового и повышенного уровней, а с 1997/98 учебного года началось массовое внедрение ГОССПО в образовательный процесс.

Минобразование РФ совместно с НМЦСПО, отраслевыми методическими службами отраслевых министерств и ведомств, образовательными учреждениями среднего профессионального образования разработало примерные программы по всем учебным дисциплинам циклов общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин, математических и общих естественно-научных дисциплин, общепрофессиональных дисциплин и по большинству специальных дисциплин государственных требований по всем специальностям среднего профессионального образования базового уровня (свыше 1300 примерных программ). Осуществляется разработка примерных программ учебных дисциплин названных государственных требований.

Вывод по главе 1

Современное состояние российского профессионального образования оценивается многими авторами как кризисное, что связано как с глобальными тенденциями развития современного общества, так и с особенностями его развития в России.

Сегодня российское образование переживает период огромных материальных трудностей. Но парадокс исторического момента состоит в том, что именно в это трудное время в нем ведется интенсивная творческая работа. По сути, отечественное образование ныне представляет собой гигантскую лабораторию, в которой разворачивается беспримерный по своим масштабам педагогический, научно-методический и организационный эксперимент. Это соответствует пониманию, что для российского образования перспективной считается "стратегия развития", а не "стратегия адаптации".

Успех этого эксперимента во многом определяется также и тем, насколько сумеет образование России вписаться в мировые образовательные процессы и играть в них роль, соответствующую ее потенциальным возможностям.

Отсюда, стратегия развития российского профессионального образования, направленная на выход из кризиса и дальнейшее развитие, должна учитывать: глобальные тенденции развития образования и национальные тенденции, обусловленные особенностями развития России.

Базовому профессиональному образованию как составной части российской системы профессионального образования должны быть присущи как общие тенденции ее развития, так и тенденции, специфичные для его подсистем: начального и среднего профессионального образования.

 


Глава 2. Сущность и особенности образовательного процесса в автотранспортном колледже

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...