Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Свастика в древней культуре




Санкт–Петербургский университет технологии и дизайна

Северо-Западный институт печати

 

Факультет Издательского дела, рекламы и книжной торговли

Кафедра рекламы и связи с общественностью

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «История искусств»

Тема: «Свастика как мировое явление»

 

 

Выполнила: Студентка 1 курса

Беляева Любовь

Руководитель: Герцман Е.Е

 

Санкт – Петербург

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….2

Значение и геометрия…………………………………………………………………2

Свастика у народов мира…………………………………………………………..….3

Свастика в древней культуре………………………………………………………....3

Свастика в Европе………………………………………………………………….….4

Свастика в Индии……………………………………………………………………...…..5

Свастика в Армении………………………………………………………………...……..6

Свастика в России (до 1930)………………………………………………………...…….7

Свастика в других частях света ………………………………………………..…………9

Свастика становление нацистским символом……………………………………..……10

Свастика в религии…………………………………………………………………..……11

Оккультная свастика………………………………………………………………………14

Заключение……………………………………………………………………...…………14

Список использованной литературы ………………………………….…………………14

 

 

Введение

Курсовая посвящена такому известному символу как свастика. Эта тема всегда актуальна,так как символ узнаваем и известен каждому человеку хоть и в разных его значениях. Целью этой работы является рассмотрение свастики у разных народов и в разное время.

 

Значение и геометрия

Свастика (свасти — приветствие, пожелание удачи, благоденствие) — крест с загнутыми концами («вращающийся»), направленными либо по часовой стрелке, либо против неё. Есть и иное название свастики — «гамма́дион» (греч.), так как греки видели в свастике комбинацию четырёх букв «гамма».

Свастика — один из самых древних и широко распространённых графических символов. Символ свастики выкристаллизовывается из ромбо-меандрового орнамента, впервые появившегося в верхнем палеолите, а затем унаследованного практически всеми народами мира. Свастика отражает вращательное движение с его производной — поступательным и способна символизировать философские категории.

Геометрия свастики представляет собой двадцатиугольник, с 90° осевой симметрией, что исключает зеркальную симметрию. Зеркальное отображение свастики формирует обратную свастику.

Свастика может быть право- и левосторонней (или -смотрящей). Определение свастики как право- или левосторонней осуществляется исходя из того, куда смотрит верхняя «рука» свастики относительно смотрящего, соответственно, направо или налево. Хотя, понятие вращения свастики по или против часовой стрелки представляется туманным, как правило, вращение по часовой стрелке принято ассоциировать с правосмотрящей свастикой.

Свастика — символ Солнца, удачи, счастья и созидания. Это один из древних и архаичных солярных знаков — указатель видимого движения Солнца вокруг Земли и деления года на четыре части — четыре сезона. Знак фиксирует два солнцестояния: летнее и зимнее — и годовое движение Солнца. Тем не менее свастика рассматривается не только как солярный символ, но и как символ плодородия земли. Имеет идею четырёх сторон света, центрированный вокруг оси. Свастика предполагает и идею движения в двух направлениях: по часовой и против часовой стрелки. Подобно «Инь» и «Ян», дуальный знак: вращаясь по часовой символизирует мужскую энергию, против часовой — женскую. В древнеиндийских писаниях различают мужскую и женскую свастики, что изображает двух женских, а также двух мужских божеств.

Помимо этого, существует мистическое толкование Свастики как символической карты Атлантиды, в которой, по легендам, были четыре реки, вытекающие из одного источника.

Свастика у народов мира

Свастика использовалась многими народами мира — она присутствовала на оружии, предметах повседневного быта, одежде, знамёнах и гербах, использовалась при оформлении церквей и домов.

Свастика — сакральный символ и встречается уже в период верхнего палеолита. Символ встречается в культуре многих народов. Украина, Египет, Иран, Индия, Китай, Мавераннахр,Россия, Армения, Грузия, государство Майя в центральной Америке — вот неполная география этого символа. Свастика представлена в восточных орнаментах, на монументальных строениях и на домашней утвари, на различных оберегах и православных иконах.

Поистине, свастика является планетарным символом. В отличие от других примитивных знаков, которые возникать независимо друг от друга в разных частях света и в разные эпохи, свастику стали считать первым символом, сознательно передававшимся по цепи традиции от человека к человеку, от племени к племени, от народа к народу

У славян свастика также была известна как коловрат (более того, у славян существует множество свастичных символов с разнообразными оттенками значения), у германцев - Fylfot (староангл.) или Fyrfos (старонем.)., скандинавы почитают Крест Одина - сочетание четырёх свастик разной направленности, объединённых вокруг креста. Многим народам Европы известна трёхлучевая свастика - трискель, изображение которого варьировалось, но везде значение оставалось неизменным - на Севере, на Британских островах, в Уэльсе - Глаз Дракона. Также известен вариант под названием "Зонненрад" - "Солнечное колесо", использовавшийся позже как символ германского оккультного ордена "Туле". Буддисты называют свастику "мандзи", христиане - "гаммадион", у древних греков простая свастика называлась "тетраскеле", а с лучами в виде спиралей - "меандр". Китайцы называют левую свастику "вань", а правую - "вань-цзы".

Свастика в древней культуре

Одна из древнейших форм свастики — малоазийская и представляет собой идеограмму четырёх сторон света в виде фигуры с четырьмя крестообразными завитками. Ещё в VII веке до нашей эры в Малой Азии были известны изображения, подобные свастике, состоявшие из четырёх крестообразно расположенных завитков — закругленные концы являются знаками циклического движения. Интересны совпадения в изображении индейских и малоазиатских свастик (точки между ветвями свастики, зубчатые утолщения на концах). Другие ранние формы свастики — квадрат с четырьмя растениевидными закруглениями по краям являются знаком земли, также малоазийского происхождения.

В Северо-Восточной Африке была обнаружена стела царства Мероэ, которое существовало во II—III веках н. э. Фреска на стеле изображает женщину, вступающую в загробный мир, на одежде усопшей также красуется свастика. Вращающийся крест украшает и золотые гирьки для весов, принадлежавшие жителям Ашанты (Гана), и глиняную утварь древних индейцев, и ковры персов. Свастика нередко встречается на оберегах славян, немцев, поморов, куршей, скифов, сарматов, мордвы, удмуртов, башкир, чувашей и многих других народов. Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры.

Свастика в левовращательной и правовращательной форме встречается в доарийской культуре Мохенджо-Даро (бассейн реки Инд) и древнем Китае около 2000 г. до н. э.В поднебесной свастика используется как знак всех божеств, которым поклонялись в Школе Лотоса, а также в Тибете и в Сиаме. В древнекитайских манускриптах она включала в себя такие понятия, как «область», «страна». Известны в форме свастики две изогнутые взаимоусеченные фрагменты двойной спирали, выражающей символику взаимоотношения «Инь» и «Ян». В морских цивилизациях мотив двойной спирали был выражением отношения между противоположностями, знаком Верхних и Нижних вод, а также означал процесс становления жизни. На одной избуддийских свастик каждая лопасть креста заканчивается треугольником, указывающим направление движения и увенчанным аркой ущербной луны, в которой, как в ладье, помещается солнце. Этот знак представляет собой знак мистической арбы, творческий кватернер, называемый также молотом Тора. Аналогичный крест был найден Шлиманом при раскопках Трои.

Восточной Европе, Западной Сибири, Средней Азии и на Кавказе встречается со II—I тысячелетия до нашей эры. В Западной Европе была известна кельтам.

Свастика изображалась в дохристианских римских мозаиках и на монетах Кипра и Крита. Известна древнекритская закругленная свастика из растительных элементов. Мальтийский крест в форме свастики из четырёх сходящихся в центре треугольников — финикийского происхождения. Был известен также этрускам. Согласно А. Оссендовскому, Чингисханносил на правой руке перстень с изображением свастики, в которую был вправлен рубин. Этот перстень Оссендовский видел на руке монгольского наместника. В настоящее время этот магический символ известен, главным образом, в Индии, в Центральной и Восточной Азии.

Свастика в Евпропе

В раннем христианстве свастика была известна как гаммированный крест (гамма́дион). Согласно Рене Генону, до конца Средневековья была одной из эмблем Христа. В средневековой Исландии свастика использовалась в рунической магии и имела название «молот Тора».

Свастика вновь стала пользоваться популярностью в европейской культуре в XIX веке — на волне моды арийской теории. Английский астролог Ричард Моррисон организовал Орден свастики в Европе, 1869 году. Она встречается на страницах книг Редьярда Киплинга. Свастика была также использована основателем движения бойскаутов Робертом Баден-Пауэлом.

В 1915 году свастика, будучи издревле распространённой в латышской культуре, изображалась на знаменах батальонов (затем полков) Латышских стрелков российской армии. Затем, с 1918 года, стала элементом официальной символики Латвийской Республики — эмблема военной авиации, полковые знаки, знаки обществ и различных организаций, государственные награды, используется и ныне. Латышский боевой орден Лачплесисаимел форму свастики.

С 1918 по 1945 год свастика изображается на знамёнах ВВС и танковых войск Финляндии, а в настоящее время — на президентском штандарте.

Позже стала символом германских нацистов, после их прихода к власти — государственным символом Германии (изображалась на гербе и флаге); после Второй мировой войны в ряде стран её изображение было запрещено.

Весьма схож по форме со свастикой баскский крест (лаубуру).

Свастика издавна служила организующим мотивом на гербах европейских аристократов фон Тале из Брауншвейга, Чэмберлена (1394 г.) и других. Во французском языке геральдическая свастика именуется Croix cramponnee, Croix patte.

Крупные корпорации, такие как «Кока-кола» и «Карлсберг», размещали свастику на своих продуктах

Свастика в Индии

Свастика в Индии традиционно рассматривалась как солярный знак — символ жизни, света, щедрости и изобилия. Была тесно связана с культом бога Агни. О ней упоминается в «Рамаяне». В форме свастики был сделан деревянный инструмент для добывания священного огня. Его плашмя клали на землю; углубление в середине служило для стержня, который вращали до появления огня, возжигаемого на алтаре божества. Свастика была высечена во многих храмах, на скалах, на древних памятниках Индии.


В памятниках Индии свастика символизирует Солнце, а Солнце представлялось птицей. Согласно одному из мнений, индийское слово свастика происходит от сочетания слов Су - имя солнечной птицы и Астика - имя божества, олицетворявшего две половины года, теплую и холодную. Знак свастики с загибом концов креста влево ("женский") символизировал полет солнечной птицы осенью и зимой на север, а с загибом вправо ("мужской") - весной и летом на юг. Эти данные согласуются с оппозициями "левый-правый" и "женский-мужской" и с гипотезой о соотнесении четырех времен года с двумя женскими и двумя мужскими божествами.

В добуддийской древнеиндийской и некоторых других культурах свастику принято трактовать как знак благоприятных предначертаний. Этот символ до сих пор широко используется в Индии и Южной Корее. Храмы, божества, а также жилища и транспорт украшается свастикой, и большинство свадеб, праздников и гуляний не обходится без неё.

Свастика в Армении

В Армении свастика известна под названием аревахач. Аревахач (т.е. «Солнечный крест») также Кер хач (т.е. «Кривой крест»), Хач патеразмин (т.е. «Крест войны»), в некоторых источниках также упоминается как Армянская свастика — один из традиционных армянских символов, своеобразный вид свастики. Самые ранние изображения свастики в Армении относятся к неолиту периода человеческой культурной эволюции (приблизительно 7000-5000 до н.э.). Главным значением аревахача является Солнце, а отсюда и свет, движение жизни, благополучия, радости, вечности и удачи.

Аревахач в Древней Армении наносился на оружие, предметы повседневного быта, одежду, знамена и гербы, использовался при оформлении церквей (языческий аревахач как и многие другие армянские традиции "влился" в христианство) и домов.

Очень часто аревахач встречается в каменной резьбе Армянского нагорья. Согласно некоторым исследователям, половина буквармянского алфавита являются модифицированной формой аревахача - армянской свастики.

В основе аревахача лежит четырёхконечнйы знак. На боковых сторонах у знака отсутствуют прямые углы, в связи с чем его также называют Кер хач, букв. «кривой крест». В период солнцепоклонничества в Армении этот знак был символом солнца, от которого и произошло одно из его названий - аревахач, букв. «солнечный крест». В армянском народном эпосе «Давид Сасунский» знак получил название Хач патеразмин, т.е. «военный крест», «крест войны», будучи символом борьбы армян с захватчиками.

Кер хач, т.е. кривой крест, олицетворяет вечное вращение как Земли, так и Солнца и космоса. Происхождение данного символа связывается с арийским периодом. Вращение кривого креста в правую сторону символизирует жизнь-смерть-жизнь, т.е. бескончность, как и вращение а в левую сторону - смерть-жизнь-смерть.

5-лучевой аревахач показывает человека в стоячем состоянии с распростёртыми руками и ногами. Во время движения человека, движение его правой ноги совпадает с движением левой руки, а движение левой ноги - с правой рукой. Это природный закон, который управляет верхней оконечностью 5-конечного аревахача.

Кроме верхней оконечности правые и левые оконечности показывают движение энергетических потоков человек (не путать с семью центрами энергеии - чакрой).

5 лучей символизируют 5 способностей человека: слух, зрение, вкус, запах, осязание (остальные относятся к внутренней, духовной стороне). Они же олицетворяют количество пальцев на каждой руке и ноге человека. 5 лучей - это также пять частей света, заселённых людьми. Верхний луч пятиконечного аревахача принимает энергию символизирует космические волны. Если провести медиану от вершины пятиконечного аревахача, то можно получить ровно две части человека - правую и левую. Серединой линии является пуп.

Медиана 5-лучевого аревахача имеет пять углов. Эта медиана является лицом человека. Каждая часть внешнего анатомического строения человека заключается в этой форме

Поесле принятия христианства в 301 году Великой Арменией, аревахач как один из главных символов язычества получил своё дальнейшее развитие в качестве христианского символа (таким же образом из "христианизировались" некоторые армянские языческие праздники, такие как Вардавар и Трндез,языческие имена и т.д.). Аревахач, или армянский символ вечности стал неотъемлемой частью армянской христианской архитектуры. Его стали изображать на стенах церквей, монастырей. Аревахач стал неотъемлемой частью хачкаров - армянских камней-крестов. Практически в каждом хачкаре можно найти различные вариации данного символа.

Свастика в России

 

В русской культуре свастика занимает совершенно особое место. По степени распространенности этого сакрального символа Россия едва ли уступает даже такой насыщенной арийской символикой стране, как Индия. Свастику можно встретить практически на любых предметах русского народного искусства: в орнаменте вышивки и ткачества, в резьбе и росписи по дереву, на прялках, вальках, рубелях, трепалах, набилках, набойных и пряничных досках, на русском оружии, керамике, предметах православного культа, на полотенцах, подзорах, передниках, скатертях, поясах, исподках, мужских и женских рубахах, кокошниках, сундуках, наличниках, ювелирных изделиях

Русское название свастики - «коловрат», т.е. «солнцеворот» («коло» - древнерусское название солнца, «врат» - вращение, возвращение). Однако, по словам историка и этнографа Романа Багдасарова, не известно ни одного случая, когда в русском народе свастику называли бы «коловратом»Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни - над смертью, яви - над навью. По одной из версий коловрат символизировал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как посолонь - убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Существующая путаница в названиях порождена различным пониманием вращательного движения русской свастики. Некоторые исследователи полагают, что «правой» или «прямой» свастикой следует называть крест с концами, загнутыми в левую сторону. Согласно этой версии, смысловое значение свастики максимально приближено к древнейшему (символ «живого» огня), и потому загнутые концы ее следует рассматривать именно как языки пламени, которые при вращении креста в правую сторону естественным образом отклоняются влево, а при левостороннем его вращении - вправо под воздействием встречного потока воздуха. Версия эта, безусловно, имеет право на существование, однако не следует скидывать со счетов и противоположную точку зрения, согласно которой свастика с концами, загнутыми в правую сторону, должна называться «правосторонней». Во всяком случае, во многих деревнях Вологодчины «коловратом» до сих пор называют именно такую свастику, а еще чаше не делают различия между право- и левосторонними свастиками вообще.

В русской традиции, вообще, левосторонняя свастика никогда не считалась «злой», и никакого противопоставления разнонаправленных свастик на русской земле никогда не существовало. В подавляющем большинстве случаев в русских орнаментах лево- и правосторонняя свастики всегда стоят рядом без какого-либо намека на их «враждебность».

Не исключено, что споры вокруг направленности вращения свастики явились далеким отзвуком неприятия староверами никоновского обхода церквей против солнца. Но при этом староверы с одинаковым почтением относились как к той, так и к другой свастике и никогда не противопоставляли их друг другу. Любопытно, что свастичные мотивы в русской народной вышивке были особенно широко распространены именно в районах проживания старообрядцев. И это неудивительно: русские староверы являлись наиболее ревностными хранителями древних (в том числе - языческих) традиций, и хотя формально выступали против язычества, по духу своему все-таки были несравненно ближе к язычеству, нежели к христианству.

Одним из первых советских ученых, осмелившихся не только произнести слово «свастика», но и назвать ее основным элементом русской вышивки, был Василий Сергеевич Воронов.

«В вышивке преобладают чистые геометрические узоры, составляющие, видимо, более старый орнаментальный слой, - писал он в 1924 году, - главным элементом их служит древнейший мотив свастики, усложненный или раздробленный в бесчисленном множестве остроумных геометрических вариаций (так называемые «гребни», «расковка», «козыри», «крылья» и пр.). На этом мотиве, как на основе, развертывается художественная изобретательность вышивальщиц».

В христианской традиции свастика приобрела дополнительное смысловое значение и превратилась в символ света, побеждающего тьму. Ее можно было увидеть на облачении священнослужителей, окладах, потирах, крешальнях, иконах, книжных миниатюрах, епитрахилях, в росписи храмов, на надгробиях православных могил и т.д.

Наиболее часто свастические символы различных форм встречаются на иконах Богоматери, точно так же, как орнамент из свастик чаще украшает женскую крестьянскую одежду: и в том, и в другом случае свастики выступают в качестве магических (и в первую очередь, конечно, языческих) оберегов. Ни о каких «эстетических соображениях» в данном случае речь идти просто не может: иконописцы никогда не позволяли себе вольностей и строго следовали традициям, особенно в использовании различных знаков и символов.

Нумизматы хорошо знают «керенки» достоинством 250, 1000, 5000 и 10000 рублей, на которых двуглавый орел изображен на фоне свастики-коловрата. Деньги эти печатались вплоть до 1922 года, однако матрица для них была изготовлена еше по заказу последнего российского Императора, намеревавшегося после войны провести денежную реформу.

Любопытно, что именно в первые годы советском власти, т.е. одновременно с вышеупомянутыми «керенками», в обращение были запущены купюры различного достоинства (от 1 до 10 000 рублей), в орнаменте водяных знаков которых четко проступали шестиконечные звезды Давида. Еще более любопытно, что 3 ноября 1919 года свастика была утверждена в качестве нарукавного знака калмыцких формирований красной Армии. Сведения об этом поступили от кандидата исторических наук полковника В.О. Дайписа, возглавлявшего отдел Института военной истории Министерства обороны СССР. Публикуемый ниже документ и прилагавшийся к нему эскиз были обнаружены полковником в Центральном государственном архиве Советской Армии (ныне - Российский государственный военный архив).

В 1926 году вышла первая часть фундаментального этнографического исследования по народному костюму Русской Мещёры Бориса Алексеевича Куфтина (1892—1953)[17]. Издание содержало богатый иллюстративный материал, в том числе и со свастическими орнаментами. После 1933 года все подобные исследования были свёрнуты, продолжения издания так и не появилось. Разосланные по библиотекам книги, в основной своей массе, были уничтожены, а оставшиеся в центральных библиотеках переведены в закрытый фонд специального хранения (Спецхран). Автору пришлось после этого до конца жизни заниматься археологией Грузии

Более того, имеются достаточно серьезные свидетельства о том, что знак свастики в 20-е годы использовался и в качестве эмблемы одного из партийных издательств Карелии. В конце 30-х - начале 40-х годов прошлого века крестьянская одежда с вышитыми на ней знаками свастики повсеместно изымалась и уничтожалась. «На севере, - пишет В.Н. Дёмин, - специальные отряды ходили по русским деревням и силой заставляли женщин снимать юбки, поневы, передники, рубахи, которые туг же бросались в огонь». В некоторых местах дело доходило до того, что сами крестьяне, опасаясь репрессий, начинали уничтожать полотенца, предметы одежды с вышитыми на них знаками свастики. «Даже те бабушки, которые век от века вышивали этот знак на рукавицах, - справедливо отмечает Р. Багдасаров, - после Отечественной войны стали называть его «немецким знаком».

Также свастика была на эмблеме Теософского Общества-международная общественная организация основанная 17 ноября 1875 года в Нью-Йорке Еленой Петровной Блаватской, полковником Генри Олкоттом и У. К. Джаджем. На эмблеме также присутствует 6-ти конечная звезда.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...