Свастика в других частях света
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 На северо-востоке Африки свастика появляется в Царстве Мероэ. На погребальной стеле II-III вв. левосторонний прямоугольный знак освящает одежду женщины, уходящей в загробный мир. Свастика выбита на бронзовых гирьках для взвешивания золота Ашанти (Гана, Зап. Африка). Исследователи считают это относительно поздним влиянием Старого Света, хотя признают, что западно-африканская свастика могла появиться независимо как результат «экспериментирования» с геометрическими.А вот культовое опахало из дерева, изготовленное для дочери царя Еуо (Зап. Африка), где в центре изображена свастическая эмблема ветра. В Южной и Северной Америках свастика нанесена на глиняную утварь индейцев, вплетена в ковровые узоры. Знаки свастики на глиняной посуде 1000-1650 гг. были обнаружены в речной долине Миссисипи. Её использовали племена Kickapoo, Pottawatomie. Доказательством того, что символ появился там до колумбова открытия материка, служат находки в горах Хоупвел (Теннесси и Огайо): это тонкие медные свастики с отверстием посередине, вылитые не менее 2000 лет назад. Индейцы Навахо применяли свастику в домашнем ткачестве и медицине. Знак рисовался кровью жертвенных боровов по сглаженному песку. В магической церемонии больной укладывался на место рисунка. Все посторонние при этом удалялись. Если рассмотреть свастику Навахо внимательнее, то видно, что на неё как на центральную схему нанизаны различные боги и стихийные проявления Свастика,становление нацистским символом Свастика была утверждена Адольфом Гитлером летом 1920 года как символ Национал-социалистической немецкой рабочей партии. Смена отношения к свастике начинаются с конца XIX века, когда разнообразные оккультисты и эзотерики начали связывать этот знак исключительно с арийской цивилизацией (в то время у семитских народов свастика еще не была обнаружена). Дошло до того, что происхождение свастики стали выводить из «географии» мифической прародины ариев – Гипербореи. Якобы эта страна располагалась на четырех островах в районе северного географического полюса. Острова разделяли проливы, придававшие Гиперборее вид изгибающегося креста.
Далее как полагается,начали делать выводу что арийцы выше и лучше семитов. В итоге в начале ХХ века свастика становится символом антисемитских организаций. Немецкое оккультное общество «Туле» (от которого так много почерпнул Гитлер) одним из первых поместило свастику на свой герб. А в марте 1920 г. во время Капповского путча свастика появляется на шлемах так называемой «бригады Экхарда». Неудивительно, что, приобретя нацистско-экстремистскую окраску, «бегущий крест» без особых колебаний избирается в 1923 году Гитлером для эмблемы НДАСП. А в 1933 году новоизбранный рейх-канцлер «производит» свастику в государственные символы Германии. Лес под Берлином, который высадил Гитлер, до сих пор напоминает «крюкообразный крест». Кстати, именно так – «крюкообразным крестом» (Hakenkreuz), а не «свастикой», предпочитал именовать фюрер свою излюбленную фигуру. Кстати, «нацистской» может официально считаться лишь свастика, стоящая на ребре в 45°, с концами, направленными в правую сторону. И хотя большинство традиционных свастик Азии и Америки стоят на поверхности под углом в 90°, «любовь» Гитлера дорого обошлась древнему символу. Во многих странах мира свастика, по вполне понятным причинам, стала «вне закона». Свастика в религии Буллизм Буддистский символ совершенства (известен также под названием мандзи, «вихрь»), считается закрученным против часовой стрелки. Вертикальная черта обозначает взаимосвязь неба и земли, а горизонтальная указывает на отношения инь-ян. Направленность коротких черточек влево олицетворяет движение, мягкость, любовь, сострадание, а их устремленность вправо связывается с постоянством, твёрдостью, разумом и силой. Таким образом, всякая односторонность является нарушением мировой гармонии и не может привести к вселенскому счастью. Любовь и сострадание без силы и твердости беспомощны, а сила и разум без милосердия и любви ведут к умножению зла.
Также свастика — символ эзотерического буддизма. В этом аспекте он называется «Печатью Сердца» и, по преданию, свастика была запечатлена на сердце Будды. Её изображение кладут на сердце посвященных после их смерти. Известна под названием буддийского креста (по форме напоминает мальтийский крест). Свастика встречается везде, где есть следы буддийской культуры — на скалах, в храмах, ступах и на статуях Будды. Вместе с буддизмом проникла из Индии в Китай, Тибет, Сиам и Японию.
Индуизм В контексте многобожия свастика интерпретировалась через культ того или иного божества. Ведические арии чтили Варуну - бога «высшего неба», «небесных вод». В их представлении, он был праведным судьёй, царём небесного войска, облачённым в золотые латы, указывал путь солнцу и течение рекам, его живительное дыхание носилось в воздухе. Будучи четырехликим, Варуна контролировал все стороны света. На колеснице, запряжённой 4-мя конями, изображали Митру и, как упоминалось выше, Гелиоса. По Уильяму Симпсону свастика на таких изображениях символизирует четыре стороны света, управляемые из единого центра Царём Мира, носившем в Индии титул Чакравартина. Свастика является обязательным атрибутом слоноголового Ганеши (Ганапати), сына Шивы и Парвати, покровителя творческих личностей и тайного знания. На его изображениях она символизирует четыре рода существ, четыре касты и четыре Веды. Кроме того, свастика является своеобразной эмблемой Змеиного царства; согласно Вайю-пуране, змеи носят её на своих «капюшонах». В вишнуитской мифологии свастика образуется локоном, завитым на груди Вишну. Она перечисляется среди благоприятных знаков на ступнях Кришны, а также на руках и лотосоподобных ступнях Шримати Радхарани. Свастика используется в различных ритуалах как форма поклонения Свастика-Лакшми и для призывания 9-ти «планет».
«Рамаяна» повествует, что основоположник царского рода Бхарата выбрал судно отмеченное знаком свастики. Когда Рама переезжал со своими войском через реку Ганг, чтобы идти на завоевание Индии и острова Цейлон, то на носу его ладей были изображены свастики). Варахамихира в Брихат-самхите называет некоторые сооружения «свастиками» и «нандьявартами», но их очертания неточно соответствуют этим символам. Некоторые ступы, тем не менее, действительно строились по свастическому плану. В «Йога-сутрах» Патанджали и «Вьяса-Бхашья» свастика перечислена на четвёртом месте после «позы лотоса», «позы героя» и «благоприятной позы».Согласно комментариям Вачаспати Мишры, в асане свастики согнутая левая нога помещается в пространство между правой голенью и бедром, а правая между левой голенью и бедром. Не менее известна поза свастики из расширенной версии Кама-сутры (в России, как правило, издают более древнюю, но меньшую по объёму редакцию). Называть «свастикой» различные позы человека, где перекрещиваются его конечности, вообще свойственно индуистскому религиозному сознанию. Иногда свастика трактуется как «колесо времени», символ текущей кальпы Свадаршана-чакра, длящейся 5000 лет. Более общее значение rkvam, ритмическое движение универсума. Великий учёный древней Индии Панини (Panini) использовал свастику как наименование знака в своём трактате по грамматике Ashtadhyayi («Восемь глав», 450 г. до н.э.). Бон В тибетской религии бон, основателем которой считается индоиранец Шенраб Миво, свастику обозначают словом gyung drung (букв. «вечное», «нерушимое»). «Проповедь Великого Совершенства» из Шанг-Шунга говорит о свастике как о благой творческой силе просветления, пронизывающей все области мироздания. Согласно сакральной географии бона, в центре страны Олмо Лунгринг (Olmo lung-ring) стоит великая космическая гора Юнг-Друнг Гу-цег (g'yung drung dgu brtsegs) «Гора Девяти Свастик». Эта гора (или пирамида) объединяет три космические зоны: небо, землю и подземный мир. Из неё истекают четыре великих реки в четыре основные стороны света, она окружена горами, дворцами, храмами и парками. Девять свастик, взятые вместе, символизируют 9 путей (колесниц) бона.
Ошибочно, однако, связывать распространение свастики с одними лишь ариями (индоевропейцами) или с какой-либо одной традицией (боном, буддизмом). Бытование свастики у монголов объясняют как добуддийскими традициями Тибета, так влиянием скифской цивилизации и учением Шакьямуни. Выделить какой-то один из этих факторов трудно. Христианство Одно из центральных мест в символическом языке ранних христиан занимает свастика: Гамматический крест встречается на христианских памятниках. По мнению А. фон Фрикена, свастика («крест с загнутыми концами») замещала обычный крест, для того, «чтобы напомнить орудие искупления не изображая его открыто», так как прямой образ Распятия не был тогда ещё принят. Той же версии придерживался ранее И. Бердников, писавший: «Что касается до памятников, относящихся к II, III и к началу IV вв., то за немногими разве исключениями, на них употребляются только прикровенные изображения крестного знамения, как то: особенная фигура, представляющая четвероконечный крест с загнутыми концами» Буква у «гамма» в греческом языке имеет числовое значение «3», поэтому она выражает идею Св. Троицы. Англиканские археологи, которым часто приходилось находить свастику -fylfot или -triskele на раннехристианских каменных крестах и плитах, писали, что она символизировала «краеугольный камень в основании Церкви» Как полагал Т. Ролле, свастика, заключающая одну из христианских эпитафий III-IV вв. указывает на спасение, избавление, полученное душой скончавшегося. Если взглянуть на развитие искусства у народов, принявших христианство, можно убедиться, что большинство символов пришло туда из так называемого «язычества», приобретя новое качество. Целый комплекс христианских представлений связан с этническими обычаями, которые освящались авторитетом Церкви. Как указывалось во II-III гл., освящение мест захоронения свастикой было широко распространено задолго до Рождества Христова. Ислам Свастика нередко встречается в исламских каллиграфических надписях, причём указания на сакральный характер каллиграфии содержатся в самом Коране. Важно взять на заметку, что каллиграфически оформленные цитаты из Корана рассматривались благочестивыми людьми как талисманы; считалось, что созерцание каллиграфически написанного текста несёт благодать, даже если созерцающий не в состоянии прочитать или не читает написанное.
С помощью куфических свастик могли отображаться Божественные имена, а также имена людей, наиболее чтимых мусульманами - пророка Мухаммада и имама Али. Так же был особый вид свастики заменяющий слово Бог Помимо явных свастик исламские каллиграфы применяли свастические «узлы» и «плетёнки», где использован принцип разнонаправленного развёртывания и свёртывания надписей Одна из важных идей ислама - создание мира из единой точки. Свастика выражает тут сам процесс творения, имеющий характер движения по кругу; Ибн ал-Араби выражает это известной максимой «Каждая причина есть следствие своего собственного следствия» Оккультная свастика Если Императорская семья, сознательно обращавшаяся к истокам православной традиции, воспринимала свастику через христианство, то определённая часть дворян и интеллигенции могла читать тот же символ в другом ключе. Так, доктор Папюс, появлявшийся при русском Дворе, помещает правостороннюю свастику среди набора масонских знаков Основательница Теософского общества, Е.П. Блаватская считала свастику «двойником» пифагорейского тетрактиса. Её преемница, Анни Безант объясняла символ следующим образом: «Свастика, или Крест, или, иначе, — огненный Крест, есть символ энергии в движении, которая создаёт мир, прорывая отверстия в пространстве... создавая вихри, которые являются атомами, служащими к созданию миров» Развёрнутое алхимико-астрологическое истолкование свастики содержится в книге Т.Г. Бургоня «Свет Египта», само авторство которой обозначено псевдонимом в виде упомянутого знака. Тут он назван «абсолютным ключом великого астрологического творения». «Ключ» изображён в виде закручивающейся свастики с окружностью в центре и 4-мя концами с тремя выступами на каждом, действительно напоминающими ключи.
Заключение Прочитав множество текстов разных этнографов и историков, мы не можем дать однозначного ответа, откуда появился этот символ. Является ли он древнеславянским или буддийским знаком. Распространение свастики надо рассматривать, как мировое явление и, как бесспорно один из самых важных символов у почти каждого народа.
Список использованной литературы http://bagdasarovr.narod.ru/swastika.htm#okkult http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0 http://aloys.narod.ru/kolovrat.htm http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-48173/ http://www.samoffar.ru/kalovrat.shtml http://www.ojasvi.kiev.ua/text/different/svastika/svastika.htm http://fizrazvitie.ru/2011/05/yarga-svastika-rus.html http://www.sunhome.ru/religion/16371 http://wap.buddhistforum.borda.ru/?1-0-60-00000792-000-0-0-1260722720 http://www.liveinternet.ru/users/pavlin_from_moscow/post100879902/ http://www.doodoo.ru/printpage-993.html
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|