Развитие ценностных представлений в отечественной педагогике
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Собственно педагогических произведений, имеющих отношение к Древней Руси и Русскому государству XIV— XVII вв. не было, педагогика к тому времени еще не выделилась в самостоятельную область знания. Тем не менее педагогическая мысль присутствовала во всей древнерусской культуре — устном народном творчестве, живописи, певческом искусстве, бытовых традициях, обрядах. Педагогические идеи и воспитательный.опыт поколений включались в летописи, поучения, жития, которые дают основание говорить об общей культуре русского народа как о педагогической культуре. Древнерусской педагогике свойственно в качестве ценностей рассматривать правдолюбие, миролюбие, трудолюбие, кротость, честность, доброту, уважение к старшим. Эти нравственные качества поддерживались и поощрялись обществом. Наказывались, порицались те пороки, которые приносили вред другим людям и своей душе: воровство, клевета, пьянство. Как пишет академик Д.Б.Лихачев, Древняя Русь была и умней, и эрудированней, чем ее часто представляют. Настоящая мудрость не преследовала временных эффектов, она стремилась на все в жизни распространять нравственные отношения. «Добро бо книги почитаеши не славохотия ради, но поучаючись благая деяти и в правде жити» («Измарагд»). Духовная мудрость требовала упорной учебы, постоянного и вдумчивого чтения книг, знакомства с мировой историей, осмысления места в ней своего народа. Нравственность была основной ценностью. В «Поучениях Владимира Мономаха» читаем: «Больного навестите», «Не пропустите человека, не поприветствовав его»; в «Изречениях Исиия и Варнавы» — «Получив добро, помни, а сделав — забудь», «Меч губит многих, но не столько, сколько злой язык». Нравственность была свойственна всей древнерусской культуре, при этом моральные качества рассматривались часто с точки зрения полезности.
С переходом к классовому обществу магические обряды, жертвоприношения стали вступать в противоречие с новыми взглядами на человеческую жизнь, ее моральную ценность. Старые обычаи и обряды уступали место новым или приспосабливались обществом к новым нравственным устоям. Старым, отжившим ценностям пришли на смену ценности: отзывчивость, чуткость, доброта, чистосердечность. В XI в. педагогическая мысль Руси рассматривалась не как особая область знаний, а как составная часть христианско-этических учений. Воспитание носило противоречивый характер, что было вызвано борьбой церковной и языческой тенденций. Последняя отрицала аскетический характер церковно-христианских целей воспитания личности, хотя одновременно с этим языческие течения в народной педагогике приспосабливались к христианским формам воспитания. Несмотря на существовавшие противоречия, народная педагогика в эпоху утверждения феодального строя в качестве ценностных ориентиров воспитания рассматривала умственное развитие детей, формирование нравственных качеств, подготовку к трудовой деятельности. Положительные перемены в духовной жизни восточных славян происходили под влиянием утверждения на Руси феодализма и перехода от язычества к христианству. Христианская вера, являющаяся доминантой в сфере духовной жизни, сопутствующие ей элементы культуры привели к появлению рационалистических ориентации в познании и воспитании. Педагогическая мысль Древней Руси отражала ценности Византии и других соседних стран. Русские книжники, знавшие греческий язык, читали труды античных философов в оригинале. Однако ни педагогическая мысль, ни образование Древней Руси не были прямой копией педагогической мысли и структуры учебных заведений Византии. Для произведений русских авторов XI — XIII вв. характерна оригинальность, связь с культурой древнерусского общества. В своих «Поучениях» Владимир Мономах, к примеру, говорил о красоте жизни земной, о том, что воспитание и образование призваны формировать не только нравственные качества, но и практическое мышление. Уже в то время появились высказывания, о ценностном отношении к знанию, которое необходимо для понимания «творения божественной мудрости» — вещей, природы. В древнерусских произведениях XI —XIII вв. затрагивались вопросы полезности «книжного почитания». Наиболее интенсивно проблемы обучения прорабатывались в XII веке, о чем свидетельствуют произведения Климента Смолятича, Кирика Новгородца. Большое внимание уделялось вопросам нравственного совершенствования личности, и важным средством этого совершенствования считалось «книжное учение». Наряду с ценностями рассматривались антиценности: труд противопоставлялся лени, добродетель — лихоимству, ум — глупости, истина — догмам. Ценности и антиценности рассматривались часто в качестве характеристик человека. Главными были признаны нравственное совершенствование личности, идея защиты русской земли.
Произведения того времени отражают значимость развития познавательных способностей человека. Познание с помощью веры, чувств и «книжного почитания» рассматривается как путь к совершенствованию личности, т.е. процесс познания является синтезом рационального и чувственного. Например, Кирилл Туровский в «Слове святого Кирилла о наказании» говорит: «Но молю вы, любимци мои, чтите святые книги; разумно же внимая, а неведомаго — иди к мудрейим собе, и от тех увеси. Аще ли не приимете от человек ученью разума, да Бог видит подвизанье твое к святым книгам, и того вразумить тя: не презрит бо твоего хотенья». Стремление к познанию рассматривалось как ценность, достойная всяческого поощрения и поддержки. Приведем отдельные высказывания из сборника афоризмов «Пчела»: «Вот увидел ученика своего, отдающего силы пашне, а к учению нерадивого, и сказал: "Берегись, друг, если только пашню хочешь возделывать, а душу пустынной оставить и необработанной"»; «Один алчный сказал так: "Лучше мне иметь каплю счастья, чем бочонок ума". Ему же, отвечая, философ сказал: "А мне бы каплю ума, чтобы достичь полноты счастья"; "Невозможны обширные знания при редком учении"; "Что человеку умному тяжелее всего делать? А тяжелее всего человеку умному глупого и упрямого учить человека"».
Однако было бы ошибкой думать, что те отдельные гуманистические мотивы, которые звучали в «Поучении» Владимира Мономаха, «Словах» и «Притчах» Кирилла Туровского, «Учениях» Кирика Новгородца, были традицией. Стиль жизни того времени, политика господствующего класса не способствовали зарождению гуманистического течения в общественной жизни. Ценность знания рассматривалась с позиций его полезности, возможности выживания. Ценность человека в эту эпоху выступала на деклара- тивном уровне, нравственные поучения, адресованные детям, подавались в соответствии с социальным положением человека в обществе. Круг нравственных качеств, составляющих основу воспитания детей, также отражал интересы господствующего класса. Наиболее ярко идея ценности учения отражена в древнерусском «Прологе», который был одной из распространенных книг на Руси в XIII в. Автор «Пролога» считал, что грамотность можно добыть тремя путями: от «поучающих», т.е. учителей, от знающих и умудренных жизненным опытом старцев и путем самообразования, «или сам». Поскольку в Средневековье не было специальных учебных заведений, готовящих учителей, обучением занимались «люди проста». Основным путем овладения педагогическим мастерством являлось самосовершенствование. Памятники XIV—XVII вв., отражающие педагогические тенденции, позволяют выделить основные ценности. Прежде всего, это моральные ценности, определяющие поведение человека в семье, обществе, его взаимоотношения с другими людьми. В основном моральные ценности были объединены в социальные руководства, которые в конце XVI в. стали называться домостроями, представляющими собой своеобразные кодексы социально-экономических норм жизни. Наиболее известен Домострой XVI в. — «Поучение и наказание всякому православному христианину». Слово «наказание», по определению В.В.Буша, означает «учение», «поучение», «наставление»—наказ.
Высшая ценность, отраженная в этом Домострое, — вера в Бога, которая является источником нравственных качеств человека: «Он учитель наш и наставник; и имейте его со страхом и любовью; к нему приходите и приношения ему давайте от своих трудов по силе; и советовати с ним часто о житие полезном, и вос-стязатись от грехов своих; и како учити и любити мужу жена своя и чада, а жене мужа своего слушати; а извещатися пред ним во всем». Так или иначе и добро, и честность, и праведный труд, и милосердие поощряются Богом, желательны ему, и потому нужно быть добрым, честным, милосердным, трудолюбивым. Только нравственный человек, радеющий о своей душе, может получить милость Божию. Моральные ценности — Добро, Учение, Любовь, Правда — отражены и в «Благословлении» попа Сильвестра его сыну Анфи-му, «Прещении о лености и нерадении», «Привилегии Московской Академии». При этом «Прещение» и «Привилегия» подчеркивают ценность учения, приносящего человеку знания, светлый разум». Автор «Прещения» выступал за всеобщее обучение людей, считая, что учение «паче злата и сребра бывает», отмечая при этом, что учение требует большого труда и прилежания. В «Привилегии» подчеркивается ценность просвещения, обучения, педагогической деятельности (впервые делается попытка сформулировать требования к учителю), все названные ценности, однако, декларируются с позиций учения церкви. Эта книга, как важнейший педагогический документ конца XVII в., отражает противоречивость педагогической мысли: с одной стороны, провозглашается ценность знания, учения, с другой — предписывается выявлять и подвергать сожжению еретиков. Ни один из названных выше документов не отражает идеи свободы, самоценности личности, не рассматривает ценность знания с точки зрения ее развития. Появление отечественного книгопечатания способствовало распространению педагогических идей, формированию в обществе интереса к знанию. О развитии педагогической мысли свидетельствуют «Азбука» Ивана Федорова, «Букварь» Кариона Истомина, его «Полис», «Азбука» Василия Бурцова, потешные книги — своеобразные энциклопедии, снабженные рисунками. Все они являются свидетельством повышения в обществе ценности знания, образования. Кроме того, содержание этих учебных пособий говорит о стремлении их авторов систематизировать учебное знание, сделать его доступным для понимания ребенком, сами тексты направлены на формирование у учеников убеждения в необходимости учения, его полезности для жизни. Так, например, отрывки из «Азбуковника полного», в которых дается краткая характеристика семи свободных наук — грамматики, диалектики, риторики, музыки, арифметики, геометрии и астрономии, свидетельствуют о том, что учителя и ученики были знакомы с системой знаний, сложившейся в античном мире и изучаемой в школах Западной Европы. В «Азбуковнике» XVII в. подробно изложен порядок обучения в школе, его содержание, подчеркивается высочайшая ценность знания для человека, обосновывается необходимость «благого учения». Факт появления пособий говорит и о возросшем интересе к педагогической деятельности, о появлении стремления ее упорядочения. Впервые на Руси появляется и развивается мысль о необходимости знания педагогической технологии для совершенствования обучения.
Русское просвещение XVII в. связано прежде всего с именами Максима Грека (ок. 1475—1556 гг.), Ивана Семеновича Пересве-това (годы рождения и смерти неизвестны), Андрея Михайловича Курбского (1528 — 1583 гг.), Епифания Славинецкого (?—1674 гг.), Симеона Полоцкого (1629—1680 гг.), Иоаннакия (1639—1717 гг.) и Софрония (1652 — 1730 гг.), братьев Лихуд, Ильи Федоровича Копиевского (ок. 1651 —1714 гг.). В их произведениях продолжала развиваться идея нравственности, отражающаяся в личностных характеристиках описательного и поведенческого плана. Впервые просматривается как ценностная идея свободы и изначального равенства всех людей («Сказание о Магмете-салтане»). Ценность знания рассматривается как общественная, государственная — сила государства зависит от того, насколько просвещенны его граждане (И.С.Пересветов). Однако возрастающая ценность знания, осознание этой ценности приводят просветителей к мысли о необходимости, «в коих руках сосредоточение мудрости и власти должно быть». То же можно сказать и о сводах правил — продолжении «Домостроя» А.М.Курбского, которые адресованы не всем детям, а лишь верхушке общества («Гражданство обычаев детских»). В «Алфавитаре» братьев Лихуд, кроме методических указаний, направленных на необходимость целесообразного педагогического воздействия в процессе обучения, содержатся гигиенические советы о развитии и укреплении физических сил человека, которые адресованы непосредственно ученику, — «предсказания детям». Софроний Лихуда не просто акцентирует ценность знания, но и определяет в своей «Логике» его критерии: познание предмета без какого-либо утверждения или отрицания; познание его в форме суждения, умозаключения о предмете силлогизма. Он же сформулировал требование к учебному знанию, которое должно рассматривать не всю науку в целом, а лишь ее основы, кратко и сжато. Такое изложение, по его мнению, ускорит усвоение курса и даст возможность ученикам быстрее включиться в практическую деятельность. XVIII век — время значительных изменений в сфере образования, вызванных формированием новых социальных отношений, укреплением абсолютной монархии и мощного государственного аппарата, ростом промышленности и торговли, строительством флота и регулярной армии. Все это вызвало необходимость в создании сети государственных школ разного типа. Уже в начале века в лексикон русского языка вошли слова «академия», «университет», «школа», «ученик», «учитель». Вместе с тем, по замечанию И.А.Соловьева, век «просвещенного абсолютизма» был веком массовой неграмотности простого народа — крепостного крестьянства и городской бедноты. В этот период появились не только педагогические произведения, но и документы, отражающие аксиологические подходы к образованию: государственные указы; основные документы школьных реформ; литература методического характера; работы, отражающие требования к созданию учебных пособий Для детей, что говорит о ценностных подходах к знанию, обучению, учению, образованию, личности ребенка и рассмотрении таковых в качестве ценности. В период реформ Петра I, просвещение хотя и носило сословный характер, отражало прогрессивные явления в культурной жизни России, что прослеживается в содержании и организации школьного обучения. Важнейшим в ценностной характеристике знания явилось признание его полезности для государства. Учебно-воспитательные учреждения создавались исходя прежде всего из учета реальных нужд государства. Знания, которые ученИКИ получали в школе, органически увязывались с их будущей практической деятельностью. Школа готовила специалистов различных отраслей хозяйства: морской флот, культура, наука, управление. Принятие в 1721 г. «Духовного регламента» способствовало образованию широкой сети учебных заведений для подготовки духовенства: архиерейские школы, духовные семинарии. Нельзя сказать, что образовательные реформы отражали гуманистические идеи Возрождения, скорее, они имели утилитарно-прагматическую направленность. Однако работы отдельных ученых того периода (В.Н.Татищев, Феофан Прокопович) отражают и ценностное отношение к просвещению. Татищев, к примеру, разработал инструкцию «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах», где говорится о назначении знания как для жизни, так и для развития ученика. Инструкция ориентировала учителя на то, чтобы ремесленное обучение сочеталось с обучением чтению, письму, счету. Татищев затрагивал проблему значимости знания для общества, отстаивал необходимость и ценность нравственного просвещения ученика в процессе его обучения, подчеркивал важность научного знания. Вопросы самоценности ребенка, свободного выбора содержания образования, гигиенических требований к организации учения в названное время практически не рассматривались. Образование во времена царствования Екатерины II, по мнению ряда ученых, отражало влияние мыслителей Запада: Д.Лок-ка, Вольтера, Д.Дидро, который в 1773 г. был приглашен царицей для участия в разработке и осуществлении проекта организации народного образования. Работы профессоров Московского университета (Д.С.Аничков, И.Ф.Богданович и др.) акцентировали внимание на ценности умственного, нравственного воспитания, физического развития прежде всего для самого ребенка и рассматривали обучение как средство его развития. Изучались цели обучения и воспитания, также отражающие ценностные взгляды на образование в целом. Обращалось внимание на воспитательную ценность народных пословиц, поговорок и ставился вопрос о включении их в образовательный курс. Интерес представляет коллективный труд профессоров Московского университета «Способ учения» (1771 г.), в котором впервые обоснована идея о необходимости развития у детей в процессе обучения познавательной активности и интереса. Фактически «Способ учения» — яркий документ, отражающий действительно ценностные подходы к обучению и обосновывающий необходимость (пользу) таких подходов. Хотя в это время были предприняты действия, направленные на развитие отечественной системы образования (открыты Московский воспитательный дом, Смольный институт благородных девиц, народные училища), прогрессивные педагогические идей не были созвучны взглядам «просвещенной монархии». Основная цель преобразований этого времени заключалась в том, чтобы подчинить образование и воспитание самодержавно-крепостному строю. Показательно то, что педагоги, отстаивая ценность знания, обращали внимание на проблемы его учебного усвоения. Требования к организации учебного процесса отражены в учебниках, учебных пособиях того времени: в предисловиях к ним даются методические советы, как лучше организовать работу с детьми, чтобы они осознанно усваивали учебный материал; некоторые учебники кроме теоретического материала включают практические работы, рекомендации по использованию наглядных пособий. Актуальной оставалась и проблема формирования нравственных ценностей. С целью ее разрешения учеными разрабатывались наставления о нравственном воспитании, многие из которых не совпадали с ценностями, отраженными в официальных документах. К примеру, в «Уставе народным училищам в Российской империи» подчеркивается ценность знания. Он начинается словами: «Воспитание юношества было у всех просвещенных народов то-лико уважаемо, что почитали оное единым средством утвердить благо общества гражданского; да сие и неоспоримо, ибо предметы воспитания, заключающие в себе чистое и разумное понятие о творце и его святом законе и основательные правила о непоколебимой верности к государю и истинной любви к отечеству и своим согражданам, суть главные подходы общего государственного благосостояния. Воспитание, просвещая разум человека различными другими познаниями, украшает его душу; склоняя же волю к деланию добра, руководствует в жизни добродетельной и наполняет, наконец, человека такими понятиями, которые ему в общежитии необходимо нужны». Приведенный отрывок текста «Устава» говорит о многом. Мы видим, что понятия «образование» и «воспитание» употреблены как синонимы. Воспитание расценивается как универсальное средство достижения общественного блага. Знание, заключенное в учебном предмете, выполняет не только информативную функцию, но и нравственную, гражданскую, общественную, при этом подчеркивается значимость обучения для государства. В то же время содержание «Устава», всех его разделов не отражает тех ценностных установок, которые провозглашены в начале текста. Оно представляет собой всевозможные предписания, адресованные учителям, ученикам, попечителям, директорам, смотрителям народных училищ, предупреждающие каждое действие в стенах училища и вне его. «Устав» четко определяет, когда и какими книгами Пользоваться: «Книги, по которым учить в сем классе юношество, суть следующие: пространный катехизис, священная история, книга о должностях человека и гражданина, руководство к чистописанию, прописи, первая часть арифметики». Таким образом, указаны книги, четко определено количество учителей для каждого класса; время занятий; обязанности учителя: «При пре подавании учения не вмешивать учителям ничего постороннего... чем продолжение учения или внимание учеников могло остановиться». Нигде нет ни слова о правах учителя или ученика, все должны подчиняться требованиям «Устава». Обращается внимание на необходимость раннего воспитания, подчеркивается ценность умственного, нравственного, физического воспитания: «По сему заключить можно, что слово "воспитание" прямого, к несчастию нашему, определенного смысла у нас еще не имеет. Разум оного обширен и содержит в себе три главные части... состоит из физического воспитания, из нравственного и, наконец, из школьного, или классического. Первые две части всякому человеку необходимо нужны, третья же некоторого звания людям нужна и прилична, но притом не лишняя никому и украшает и самую высшую степень знатности. Просвещение в вельможе несчетную пользу приносит, поелику подчиненные ему будут им отличаемы не за подлые от них к нему услуги или таканье, но за достоинства и за исправность в возложенном на них служении». Ценностное отношение к воспитанию, просвещению отражено в работах Н.И.Новикова («Рассуждение о некоторых способах к возбуждению любопытства в юношестве»), А. А. Прокоповича-Антонского («Слово о пользе нравственного просвещения»), Х.А.Чеботарева («Слово о способах и путях, ведущих к просвещению»), А.Н.Радищева («О человеке, его смертности и бессмертии»). Н.И.Новиков впервые употребил в России слово «педагогика», которое обозначает у него «особую и важную науку о воспитании тела, разума и сердца». Им была сформулирована цель педагогики — «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами». Воспитание по Новикову — основная ценность, сила воздействия, которая выше законодательства, религии, науки, искусства, от него зависит процветание государства, благополучие народа, так как «единое воспитание есть подлинный творец добрых нравов». Особое значение он придавал нравственному воспитанию, «ибо худой человек всегда бывает и худой гражданин». Воспитание имеет три части: физическое; нравственное, «имеющее предметом образование сердец»; разумное, занимающееся «образованием разума». Каждая из частей имеет свои правила, положения и действия. Все части физического воспитания (рождение ребенка, его кормление, одежда, режим жизни, двигательной активности и т.д.) проникнуты заботой о ребенке. Каждая часть содержит множество рекомендаций относительно определенного paциона питания в разные возрастные периоды; выбора одежды, дозирования времени пребывания ребенка на свежем воздухе в зависимости от погоды; определения занятий (игра в мяч, танцы, игры и забавы, езда в карете). При этом рекомендации содержат пояснения полезности и целесообразности обозначенных подходов. В части об образовании разума или духа подчеркивается ценность знания для ребенка (прежде всего), необходимость упражнения разума, «обогащения его разными познаниями». Разум у Новикова — путь к постижению истины и достижения мудрости. Первое правило образования разума гласит: не погашайте любопытство детей ваших или питомцев. Раскрывая его, Новиков объясняет воспитателям, как нужно поступать, чтобы поддерживать у детей стремление к познанию. Среди прочих объяснений — о необходимости развития воспитания, эмоциональной сферы; о значимости нравственного воспитания, об основательности знания, о силе воздействия собственным примером. Итогом правильного воспитания является согласованность разума и воли, мыслей и поступков. Поскольку познание истины приводит ребенка к любви и «исполнению добродетели», разумное воспитание состоит не только в образовании разума, но и сердца. Из всех методов обучения Новиков выделяет «метод Сократов*, преимущество которого он видит прежде всего в том, что Сократ «столько раз отрицался от восприятия на себя учительского вида и тона и принимал вид соученика или такого человека, который еще сам ищет истину и хочет исследовать ее обще с учениками своими». Ценность метода и в том, что: «Сократ старался своими мудрыми вопросами направлять знания ученика, принимал и правильный и неправильный его ответ, приводя душу ученика на ту точку, в которой иметь ее хочет». О ценности воспитания говорил и Прокопович-Антонский, разделяя его на физическое и моральное и выделяя их наиболее значимые стороны. Высочайшей ценностью называет ученый нравственность, которая достигается просвещением ума и образования сердца. Ум Прокопович-Антонский называет «главнейшим преимуществом человека, драгоценнейшим его сокровищем», ставит его выше всех существ, «неизмеримую цепь творения на земле составляющих». Среди наиболее важных ценностей — образование, способности (дарования), знания, науки, «коих круг беспределен», Искусство. Наиболее ценимые человеческие качества — здоровье, просвещение ума, Доброе сердце. Работы Ф.В.Кречетова (ок. 1740 г. — после 1801 г.), П.А.Сохацкого (1766—1809 гг.), А.Ф.Бестужева (1761 — 1810 гг.) по сути своей аксиологичны. В них отражены ценностные подходы к воспитанию, обучению детей, не просто подчеркивается, а превозносится ценность знания, разума. Основной ценностью, отраженной в педагогической мысли России, называется нравственность, и обучение ориентировано на ее воспитание. Выделяется нрав ственная составляющая разума. Само знание ценно только тогда, когда оно нравственно — направлено на добро и противостоит злу. То есть все названные ценности рассматриваются не сами по себе, а только в приложении к человеку. Российскую педагогику XVIII в. интересует прежде всего личность, которая и является основной ценностью. Понятия «личность», «самоценность личности» еще не используются на категориальном уровне, но любая другая ценность соотносится с личностью ребенка, которому адресованы все «Советы» и «Наставления» педагогов этого периода. Ценной является и идея развития познавательной активности ребенка, поддерживания познавательных интересов, нашедшая отражение в методических рекомендациях к учебным пособиям. Пока еще нет работ, говорящих о значимости, ценности педагогической деятельности. Считается, что ею может заниматься любой образованный человек, обладающий высокой нравственностью. Поэтому методических пособий для учителей пока не существует. Указания «как должно обучать» помещены в учебниках, в чем есть определенная особенность: ученик, как и учитель, знает требования, что исключает возможность воспринимать действия учителя продиктованными его субъективными желаниями. Аксиологические подходы к воспитанию, обучению ребенка: забота о его здоровье, развитии, формировании нравственности — прогрессивные явления в педагогике того времени. Однако учитель на этом этапе развития педагогической науки рассматривается лишь как исполнитель, «государственный человек», проводник идей государства, правящего класса в обществе. Его воззрения являются отражением господствующей идеологии. Отсутствие ценностных подходов к педагогической деятельности на практическом уровне выражается и в отсутствии специальных учебных заведений, готовящих учителей, хотя первые мысли о специфичности педагогической деятельности уже появились в отдельных работах этого периода (Е.Р.Дашкова, П.А.Со-хацкий, А.Ф.Бестужев). Социально-экономическое развитие России в первой половине XIX в. характеризовалось развитием капиталистических отношений, товарного производства, торговли. Документы этого времени отражают ценные педагогические идеи зарубежных и отечественных педагогов-мыслителей. В качестве ценностных оснований образования рассматривались: формирование познавательной активности учеников, интереса к учению; воспитание нравственных качеств личности; форм поведения, не противоречащих общественным установкам; ценностного отношения учеников к знанию, процессу учения. Педагогическая мысль в России XIX в., в основном отражающая утилитарно-прагматическую направленность, была противоречивой, неоднородной, основаниями различных педагогических направлений являлись различные ценности, которые в целом характеризовали складывающиеся направления. Хотя ценность образования рассматривалась с точки зрения его полезности, многие ученые, не отрицая практической важности знания, видели опасность в нарушении соотношения между знанием для пользы и знанием для формирования человеческой нравственности. Большое внимание в этот период уделялось развитию педагогической печати, образованию женщин и определению содержания женского образования, национальным проблемам образования. Развернулась широкая дискуссия о преимуществе классического образования, расценивающегося как общечеловеческое воспитание. Педагогическая мысль в России середины XIX в. испытывала влияние революционно-демократической общественной мысли, в основе которой лежали гуманистические ценности. Постепенно формировался в общественном сознании иной стиль отношения к человеку — в каждом ценить свободного гражданина и самому быть человеком в любой сфере деятельности (по словам В.Г.Белинского). Зарождались пока еще предпосылки построения общечеловеческой системы воспитания, равной для представителей всех социальных слоев. Идеи построения иной системы образования, демократической и гуманистической по своей сути, развивались А.И.Герценом, Н.А.Добролюбовым, Н.П.Огаревым. Идея нравственности, ее ценности стала отделяться от церковного знания. В. Г. Белинский писал: «Православная церковь не спасала людей от пороков, она всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма». А.И.Герцен в качестве нравственной основы рассматривал внутренние потенции человека, наделенного свободной волей. Н.А.Добролюбов ценностным основанием воспитания человеческого достоинства в детях считал разум, который следует развивать как можно раньше. Разум у Добролюбова — и основа сознательности, убежденности, и основа нравственных поступков. Не отделяя задач теоретической педагогики от практических проблем образования, революционеры-демократы отстаивали ценность единого воспитания и образования для всего народа, основанного на социальной справедливости, общественном равенстве. С начала XIX в. в педагогике развивалось общенациональное направление, отстаивающее ценности народного достоинства, гордости. Руководствуясь этими ценностными ориентирами, педагоги на практическом уровне решали вопросы изучения русского языка, литературы, истории, географии. Другое, общечеловеческое направление отстаивало значимость общечеловеческих и общенациональных ценностей — ценность человека и гражданина. С общечеловеческим образованием чаще всего связывалась идея общего образования, цель которого — воспитание человека. Неоднозначность ценностных ориентиров развития педагогической мысли первой половины XIX в. привнесла новые элементы в существующие консервативные системы. Многие документы педагогической мысли имеют прямое отношение к развитию педагогической аксиологии: обращалось внимание на ценность педагогической науки и предлагались иные подходы к организации государственного просвещения (М.М.Сперанский); на ценность национального, русского, воспитания (Н.М.Карамзин); отстаивалась ценность саморазвития ребенка, соотношения теоретического знания и практической деятельности, воспитания нравственного поведения, подчеркивалась значимость воспитания, образовывающего человека, гражданина, христианина. По мнению В.А.Жуковского, все врожденное в человеке (как доброе, так и худое) развивается в процессе воспитания. Поэтому основная его цель — формирование положительных привычек, составляющих природу людей («другую природу»), отличную от той, которая сообщена человеку при рождении. В педагогических работах того периода акцентировалось внимание педагогов на создании «благоприятных обстоятельств», способствующих развитию «деятельного разума». Сам процесс воспитания рассматривался как «содействие способности ребенка в достижении совершенства». Процессы обучения и воспитания считались ценностью только при условии их взаимосвязи. А. Г. Одоевский провозглашал ценность педагогической теории, которая чем полнее и правильнее, «тем совершеннее педагогическое искусство». Н.П.Огаревым была выстроена программа обучения детей в сельской школе, раскрыто содержание образования, определен распорядок жизни детей. Его проект представлял большую теоретическую ценность как попытка использования общего образования народа для улучшения крестьянского труда и формирования психологии крестьянина нового типа: свободного от суеверий, знающего и грамотно ведущего хозяйство, обладающего человеческим и гражданским достоинством. Образование — средство психического и нравственного развития человека, в этом, по мнению Огарева, его основная ценность. Пирогов последовательно отстаивал идею самостоятельности научной мысли. Его трактат «Вопросы жизни» представляет собой философские рассуждения о соотношении двух начал в человеке: физического и нравственного. Только человек, осознающий свое нравственное начало, может задуматься о смысле жизни и в соответствии с этим выстроить свои действия. Образование — путь к нравственности, ценность его в том, чтобы помочь человеку осознать у себя нравственное начало. При этом Пирогов не отрицал практической ценности образования, считая специальное образование по различным отраслям сведений и искусств жизненной потребностью человека. Но этого недостаточно, так как «...нет ни одной потребности для какой бы то ни было страны более существенной и более необходимой, как потребность в "истинных людях"». Отсюда, по мнению Пирогова, образование должно быть прежде всего общечеловеческим, а школы и общество только выигрывают, если, занимаясь практическим или прикладным образованием, будут осуществлять нравственное воспитание. Ушинский ценностным основанием отечественной педагогики и практики начального образования считал научное знание. Все, что изучено путем опыта, точных методов исследования, может служить предметом науки. Основой практической деятельности, подчиненной какой-либо цели, является вера в личную свободу человека. Так как воспитание основано на свободе человека и направлено на будущее, то педагогика (теория воспитания) не является наукой, это искусство, опирающееся на знание человека «во всех отношениях». Правильные пути воспитания невозможно находить без изучения антропологических наук. Воспитание у Ушинского — личностная ценность, она создает «вторую природу» человека, формирует (просвещает) сознание человека, открывая перед ним путь к добру. Воспитание — общественная ценность, оно является «живым органом в историческом процессе народного развития». Хотя в основе любого воспитания, по Ушинскому, лежат общечеловеческие ценности, каждому народу присущи те характерные особенности, которые лишают его безликости и наполняют конкретным содержанием: «...Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, Которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа». Эта идея о народности воспитания, основанного на общечеловеческих ценностях, в настоящее время является особенно актуальной. Общечеловеческое воспитание не является единым образом для Всех н
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|