Методологические подходы к исследованию педагогической аксиологии
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Для общей аксиологии характерно наличие разнообразных ценностных классификаций, которые являются объектом внимания и изучения. Выделены школы, сложившиеся в зарубежной аксиологии: субъективной ориентации (эмотивизм, экзистенциализм, аффективно-волевая теория); субъективистской ориентации (неокантианство, неотомизм); эмпирическая школа (социально-психологические теории, лингвистический анализ, неонатурализм). На основе обобщения подходов к рассмотрению природы ценностей зарубежными философами М. А. Киссель дал классификацию, в которой источником ценностей являются потребности человека (А. Мейнонг, Д.Дьюи и др.); идеальное бытие (В.Видель-банд, Г. Риккфт); высшая ценностная реальность (М. Шелер); интуиция, определяющая смысл ценностей (О.Шпенглер, П.Сорокин и др.). В ценностных классификациях иерархия ценностей выстраивается с различных позиций. Однако нельзя утверждать, что все сложившиеся в общей аксиологии системы ценностей непременно взаимосвязаны с решением реальных проблем образования. В то же время взаимосвязь существует, и она в большей степени прослеживается философией образования. Термин «философия образования» трактуется неоднозначно. Британская энциклопедия определяет философию образования как область знания, занимающуюся проблемами смысла образования, закономерностями его развития; как совокупность различных направлений, рассматривающих проблемы развития образования как философскую теорию образования. Выделение философии образования как особого исследовательского направления связывают с созданием в начале 40-х гг. XX в. в Колумбийском университете Научного общества специалистов в области философии и теории Педагогики. Целью его деятельности являлись исследование философских проблем образования, философская экспертиза образовательных программ, разработка учебных курсов и подготовка Кадров для колледжей и университетов.
Историю философии образования принято начинать с Р. Питерса, который в 60-е гг. прошлого века выявил основные источники основания образования: Культуру, Общество, Индивид. Названные источники, по его утверждению, находятся во взаимосвязи и одновременно противодействуют друг другу. Подавление одного из источников приводит к образовательному и социокультурному кризису, выход из которого происходит тогда, когда подавляемый источник начинает занимать лидирующее положение при этом нейтрализуя другие источники основания образования. Установившийся к середине XX в., по выводам Питерса, баланс между названными источниками был затем нарушен возрастанием объема информации и развитием различных идеологий, вследствие чего конфликт между ними обострился и в настоящее время продолжается на новом уровне. Р.Питере, кроме того, выделил критерии образования и в качестве первого назвал ценности, так как образовательный процесс — это передача не любого, а значимого знания, обладающего определенной ценностью. Именно ценности позволяют отличать образование от обучения (например, обучение искусству пыток нельзя считать образовательным процессом). Наличие другого критерия — понимание связи своих действий и их места в целостной модели жизни — также позволяет отличить образование от обучения (обученный человек не всегда образованный человек). Осмысленность, осознанность знания — критерий, отличающий образование от внушения. В настоящее время под философией образования понимается область философского знания, которая раскрывает ценностно-смысловой срез образования, закономерности его развития и функционирования. Она занимает в западноевропейских странах важное место и включает ряд направлений (эмпирико-аналитическое, гуманитарное, диалогическое, экзистенциально-герменевтическое), каждое из которых осуществляет различные подходы к обоснованию образования на основе сопоставления образовательных ценностей с общими. Если, к примеру, философия идеализма, рационализма, консерватизма, религиозная философия называют в качестве общих ценностей моральные и религиозные заповеди, общественное благо, личные добродетели, то в образовании большое значение придается развитию мышления школьников. В философии культуры, герменевтике, аналитической философии общими ценностями считаются объекты культуры. В качестве образовательных ценностей выделяется общая эрудиция ученика, его начитанность. Ценностям реализма, позитивизма, эмпиризма соответствуют образовательные ценности социальной и профессиональной компетенции, гражданственности. Представители гуманизма и профессионализма отстаивают ценность права человека, его саморазвития и самоактуализации в процессе образования. Прагматисты, считающие общими ценностями пользу, личный опыт, ориентируют образование на личные интересы и потребности ребенка. Экзистенциалисты делают акцент в образовании на развитие самосознания ребенка, подготовки его к жизни в конфликтном мире.
В целом западная философия образования опирается не на одну, а на множество философских и философско-педагогических концепций. Ее направления дифференцированны, что не исключает тесную взаимосвязь и взаимопроникновение позиций. Несмотря на то что процесс формирования отечественной философии образования только начинается, в ней выделяются следующие направления: школа диалога культур В.С.Библера; дея-тельностный подход к познанию, начало развития которому было положено Г. П. Щедровицким; конструктивные идеи Г. С. Батищева; концепция поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина; идеи развивающего обучения В.В.Давыдова, Л.В.Занкова; проблемное обучение И.Я.Лернера; школа культурной политики П.Г. Щедровицкого. В России исторически сложились традиции разработки философской проблематики. Это работы Л.П.Карсавина по философской антропологии, его идеи о «симфонической личности»; труды В. В. Зеньковского по христианской антропологии и педагогике; философско-психологические исследования Л. С. Выготского. Различные течения в философии, разрабатывающие проблематику образования, складывались в России и в дореволюционный период, однако они не были проанализированы ни в философской, ни в педагогической литературе. В настоящее время выделены три направления, касающихся непосредственно разработки философских оснований образования: либерально-рационалистическое (В.В.Давыдов, Э.В.Ильенков, В.С.Библер, Ф.Т.Михайлов, Г.П.Щедровицкий); культуроцентрическое (В.М.Розин, В.П.Зинченко, Б.М. Бим-Бад); глобально-историческое (Н.Н.Пахомов, В. Н. Сачатовский).
Отмечается также, что в отличие от западной в российской философии образования отсутствует дифференциация философских течений. Идеи и теории выдающихся педагогов всегда отражали в той или иной степени этические учения философов, их воззрения на проблему ценностей. Такие ценностные категории, как «добро», «истина», «красота», изучаются педагогикой, поскольку они раскрывают содержание нравственных требований к человеку. Проблема формирования нравственного поведения человека в процессе его образования опирается также на данные аксиологии, нц этические философские учения. Ценности трактуются как нормативы, регуляторы деятельности (ценности-нормы, ценности-идеалы, ценности-цели, ценности-средства). В. А. Ядов считает, что ценностные ориентации личности, согласуясь с идеалом, формируют ценностную иерархию жизненных целей — дальних, средних, ближних, а также представления о нормах поведения (ценности-средства), выступающие в качестве эталона. Вершиной системы ценностных ориентации личности является жизненный идеал — образ желаемого будущего. Ценностные ориентации, по мнению ученого, структура многокомплексная. Она включает в себя когнитивный (смысловой) компонент, отражающий социальный опыт личности; эмоциональный компонент, характеризующийся наличием отношения личности к ценностям и раскрывающий содержание этого отношения; поведенческий компонент, содержащий планы действий относительно конкретной ситуации.
Личностные и социальные установки, а также ценностные ориентации образуют четырехуровневую диспозиционную систему. На первом уровне находятся элементарные фиксированные установки, которые личностью не осознаются. Характерным для данного уровня является отсутствие когнитивных компонентов. Социальные фиксированные установки образуют второй уровень, который включает в себя три компонента: эмоциональный (оценочный), когнитивный (рассудочный), поведенческий. Социальные потребности, связанные с вовлечением индивида в контактные группы, и соответствующие ситуации являются факторами, образующими социальную фиксированную установку. Третий уровень представлен ценностными ориентациями, отличающимися от социальной установки уровнем обобщенности объекта диспозиции. Четвертый уровень характеризуется направленностью интересов личности, которая вместе с ценностными ориентациями регулирует ее поведение. Классификация В.А.Ядова включает в "себя ту неразрывную триаду — знание, отношение, поведение, на которую указывали еще философы античного периода, говоря о ценности образования. Заслуживает внимания и классификация 3. И. Равкина, являющаяся итогом конструктивно-генетического анализа. Она включает в себя социально-политические ценности (общедоступность и бесплатность образования, равное право на образование всех граждан, независимо от национальности, половой принадлежности и т.п., свободу выбора учеником или его родителями типа школы); интеллектуальные ценности (любознательность, потребность в дознании, познавательный интерес и активность, творческая самодеятельность учеников, эстетика мысли и слова как средства познавательной деятельности); нравственные ценности (честь и личное достоинство ученика, его право быть субъектом педагогического процесса, этические стимулы и мотивы овладения знаниями, патриотизм и гражданственность, уважение к труду и людям труда, эстетика поведения и общения, взаимопомощь и готовность к сотрудничеству); ценности профессионально-педагогической деятельности (призвание к труду учителя-воспитателя; ответственность за избранную профессию; талант педагога, его поисково-исследовательская, инновационная деятельность, коммуникативные способности, позитивный стиль общения с учениками; профессионализм педагога, характеризующийся его ориентацией в процессе деятельности на интеллектуальные, нравственные и эстетические ценности образования).
Данная классификация отражает содержание и взаимосвязь деятельности педагогов и учащихся, раскрывает ее гуманистическую направленность. Любая профессия связана с выработкой определенного кодекса — профессиональной этики. Он, как правило, отражает содержание общечеловеческой этики и требований профессии, образующих во взаимосвязи нравственные ориентиры поведения и деятельности представителя той или иной профессии. Научно обоснованная классификация педагогической деятельности разработана под руководством одного из авторов этой книги — В. А. Сластенина. В ее основе лежат характерные потребности личности, соотнесенные с профессией учителя, ее социальным смыслом (например, потребность в творческой самореализации с возможностями ее удовлетворения в современных условиях). Исходя из тех особенностей педагогической деятельности, которые позволяют учителю удовлетворять свои материальные, духовные потребности, а также являются ориентиром его социальной и профессиональной активности, выделены следующие группы ценностей педагогической деятельности, связанные с: • утверждением в обществе, ближайшей социальной среде; • удовлетворением потребности в общении; • самосовершенствованием; • самовыражением; • утилитарно-прагматическими запросами. По предметному содержанию представлены две группы ценностей — самодостаточного и инструментального типа. Первая группа находит выражение в целях педагогической деятельности, связанных с личностным развитием ученика, учителя и с развитием Ученического и педагогического коллективов. Вторая группа ценностей является средством достижения ценностей-целей (общественное признание результатов труда учителя, профессиональный рост и т.п.) и предусматривает овладение учителем теорией и технологией педагогической деятельности. Поскольку смысл и назначение педагогической деятельности определяются гуманистическим идеалом, то ее ценности отражают приоритет общечеловеческих ценностей: духовных, практических, личностных. А усвоение и принятие их учителем создает фундамент его профессиональной культуры. Учениками В. А. Сластенина разработана классификация педагогических ценностей в структуре профессионально-педагогической культуры. Она представлена ценностями-целями, определяющими концепцию личности будущего учителя в совокупности Я-личност-ного и Я-профессионального; ценностями-средствами как концепцией педагогического общения, техники и технологии, мониторинга, инноватики, импровизации, интуиции; ценностями-отношениями, раскрывающими совокупность отношений участников педагогического процесса, а также формирование позиции по отношению к профессионально-педагогической деятельности; ценностями-качествами, представленными многообразием взаимосвязанных позитивных, деятельностных, поведенческих качеств личности; ценностями-знаниями, определяющими его личностную и профессиональную компетентность. В качестве доминирующих выделяются ценности-цели как логическое основание смысла профессиональной деятельности. В целом представленные группы педагогических ценностей образуют синкретическую систему и являются содержательной основой профессионально-педагогической деятельности. Данная классификация отражает аксиологический (определяет ценностные ориентиры педагогического образования) и технологический (включает способы и приемы решения педагогических задач) компоненты профессионально-педагогической культуры, которые реализуются на индивидуально-личностном уровне в конкретной педагогической ситуации. Названная классификация ценностей педагогической деятельности учитывает ее сверхнормативный характер, предполагающий наличие у учителя готовности не только владеть педагогическими технологиями, но и выходить за пределы нормативной деятельности (готовность принятия личности ученика как самоценной индивидуальности, способность к творчеству и т. п.). Система ценностных ориентации учителя рассматривается как одно из структурных образований его профессионального и личностного самосознания. В основе механизма развития ценностных ориентации в структуре самосознания лежит противоречие между долгом и желанием. В качестве значимых условий, обеспечивающих действие механизма, являются социальная значимость профессии, реальное экономическое обеспечение субъектов профессионально-педагогической деятельности как государственной общественной ценности, административная, педагогическая, психологическая поддержка профессиональной деятельности учителя. Под административной поддержкой понимается создание условий для организации учебной деятельности, самообразования учителя; наличие необходимых материалов и оборудования; точные процедуры отчетности; применение системы поощрения и стимулирования деятельности учителя, направленной на поддержку ценностей инструментального типа. Под педагогической поддержкой понимается создание условий для повышения профессионального роста учителя и постоянно изменяющейся общественной ситуации: получение разовых консультаций по интересующим учителя проблемам, участие в обучающих семинарах по актуальным проблемам образования (дистанционное обучение, индивидуальная работа с учеником, овладение новыми технологиями обучения, работа с одаренными людьми и т.п.). Педагогическая поддержка может быть оказана учителю в рамках одного коллектива, посредством взаимодействия коллективов разных школ, преподавателями вузов и т.д.; формы педагогической поддержки также могут быть различными: от индивидуальной беседы до лекций, семинаров, тренингов и т. п. Степень активности учителя при этом также будет различной. В настоящее время все в большей мере осознается необходимость оказания учителю психологической поддержки. Действительно, у него могут быть определенные проблемы, которые так или иначе влияют на содержание и качество профессионально-педагогической деятельности. Большинство школ в штатном расписании имеют психолога, в некоторых школах работают психологические службы. Однако они ориентированы на решение проблем ученика, семьи. Практика показывает, что психологи взаимодействуют с учителями только по проблемам учеников и их семей, но они не оказывают психологическую поддержку учителям. Названные условия не являются достаточными для развития ценностей педагогической деятельности. Однако, поскольку наличие ценностно-ориентированной педагогической теории еще не означает само по себе позитивных изменений, данные условия рассматриваются в качестве необходимых. Например, педагогическая теория признает субъективность ребенка и учителя, однако образовательная практика и управление ею продолжается строиться на нормах и ценностях объективного подхода. Существующие объективные и субъективные причины, препятствующие развитию субъективности педагога и ученика и принятию личностной ценности, требуют более глубокого изучения. Приведенные классификации, отражающие структуру и содержание специфических педагогических ценностей, позволяют в целом научно обосновать логико-структурное и сущностное построение педагогической аксиологии как относительно самостоятельной отрасли педагогической теории. Вопросы и задания 1. Что изучает общая аксиология? 2. Каковы основные значения понятия «ценность»? 3. В чем различие трактования природы ценностей в сложившихся аксиологических направлениях? 4. В чем различие ценностных подходов к самосовершенствованию и самоактуализации личности в восточных и западных теориях личностного роста? 5. В чем, на ваш взгляд, заключается ценность образования, воспитания для человека? общества? государства? 6. В настоящее время часто можно услышать утверждение о том, что знание быстро «устаревает», поэтому задача вооружения ученика знаниями не является приоритетной для современной школы. Какова ваша точка зрения по поводу данного утверждения? Каковы основные задачи школы, учителя в современном мире?
7. Используя словарь, справочную литературу, определите содержание категории «ценность». В чем значение постановки проблемы ценности для философии? 8. Ознакомьтесь с работами К. Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, В.П.Вах-терова, П. Ф. Каптерева. Расскажите, как российскими учеными трактуются ценности образования и воспитания? Рекомендуемая литература Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства, XIV—XVII вв. / Сост. С.Д.Бабишин, С.Ф.Егоров. — М., 1985. Антология педагогической мысли России XVIII в. / Сост. И.А.Солов- Бердяев Н.А. «Я» и мир объектов. — М., 1916. Джуринский А. Н. Зарубежная школа: История и современность. — М-, 1992. Дьюи Д. Введение в философию воспитания. — М., 1921. Зеньковский В. В. История русской философии. — М., 1991. — Ч. 1. — Кн. 1,2. Лебедев П.А. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. - М., 1987. Лебедев П.А. Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. — М, 1990. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл.-кор. АН СССР Н.Ю.Шведовой. - М., 1986. Песталощи И. Г. Что дает метод уму и сердцу // Избр. пед. соч.: В 2 т. — L, 1981. Пилшювский В. Я. Педагогическая мысль в странах Запада: Традиции и современность. — Красноярск, 1998. Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. — М., 1910-1914.-Т. 2. Розов Н. С. Культура, ценности и развитие образования. — М, 1992. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или о Воспитании // Пед. соч.: В 2 т. — М, 1981. — Т. 2. Словарь иностранных слов. — М., 1988. Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. — Лондон; Минск, 1998. Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина: Очерк истории эстетической аксиологии. — М., 1994. Тугаринов В. Я. Марксистская философия и проблема ценности. — Л., 1968. Философский словарь / Под ред. И.Т.Фролова. — М., 1986. Франк С.Л. Духовные основы общества. — М., 1992.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|