Анализ динамики внешнего долга
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Исторически внешний долг Российской Федерации сформировался из двух частей. Первую часть - долг бывшего СССР - Россия целиком приняла на себя, включая свою долю и долю остальных бывших союзных республик. Вторая часть - новый российский долг - долговые обязательства перед нерезидентами, возникшие за время существования новой России. Долг бывшего СССР, если не считать временных колебаний из-за задержек платежей и курсовых переоценок, в принципе должен сокращаться. Величина нового российского долга зависит от потребностей заемщиков и возможностей их доступа к мировым кредитным ресурсам. Три этапа прослеживаются в динамике российского внешнего долга. Первый этап (1992-1998 гг.) отличался тем, что быстрые темпы нарастания внешней задолженности, главным образом, за счет новых заимствований, никак не соответствовали возможностям ее нормального урегулирования и погашения. К концу этапа общая сумма долга превысила 188 млрд. дол. США, т.е. почти удвоилась. Прирост в размере около 92 млрд. в подавляющей массе пришелся на долю новых долгов (свыше 90 млрд. дол.), да и долг бывшего СССР не только не сократился, но несколько возрос. В конце 1993 г. внешний долг России превышал ее тогдашние международные валютные резервы в 13 раз, а пересчитанный в рубли по текущему валютному курсу составлял около 91% величины внутреннего валового продукта этого года. Пять лет спустя (в конце 1998 г.) внешний долг России в долларовом выражении превысил валютные резервы (несколько возросшие) уже в 15 с лишним раз, тогда как в рублевом исчислении он почти в полтора раза (на 48%) превосходил размеры ВВП. Второй этап (1999-2001 гг.) - период после валютно-финансового кризиса и дефолта, когда России как неплатежеспособной стране фактически перекрыли доступ к мировым кредитным ресурсам. Новые заимствования свелись к минимуму, а по прежним займам так или иначе приходилось платить. В итоге за три года новый российский долг уменьшился на четверть - с 90 до 68 млрд. дол. Благодаря реструктуризации и частичному списанию долг бывшего СССР также сократился еще на 20 млрд. дол. (до 78 млрд.), так что общий внешний долг Российской Федерации снизился до 146 млрд. дол. (против прежнего максимума - на 42 млрд. дол., или на 22%). Это сокращение происходило на фоне существенного роста (в три раза) валютных резервов, так что к концу 2001 г. внешний долг превосходил последние всего в 4 раза.
Улучшилось и соотношение «долг / ВВП», хотя при продолжающемся падении валютного курса рубля величина внешнего долга в рублевом выражении не только не уменьшилась, но, напротив, возросла с 3,9 до 4,4 трлн. деноминированных руб., т.е. на 11%. Рост ВВП с учетом инфляции был гораздо более значительным (в 3,4 раза), и в итоге указанное соотношение упало до 49%. Третий, нынешний этап (начиная с 2002 г.) отличается беспрецедентным нарастанием внешнего долга России, причем исключительно за счет новых заимствований. За период 2002-2007 гг. долг бывшего СССР в результате регулярных выплат и досрочного списания уменьшился на 54 млрд. дол. до отметки ниже 25 млрд. (против максимального уровня - более чем в 4 раза), что составило лишь 5% общей суммы долга. Напротив, новый долг в условиях улучшения международного кредитного рейтинга России увеличился за это время до 439 млрд. дол. (на 371 млрд., или почти в 6,5 раза), что довело величину общего внешнего долга до 464 млрд. дол. Этот рост продолжается и в текущем году: на 1 апреля 2008 г. внешний долг Российской Федерации оценивался в 477 млрд. дол. Заметим, однако, что из-за повышения валютного курса рубля величина внешней задолженности страны в рублевом выражении росла не так быстро - она поднялась с 4,4 трлн. до 11,4 трлн. руб., или в 2,6 раза.
Таким образом, данные о динамике внешнего долга Российской Федерации за период 1994-2007 гг. показывают следующее. Общая сумма долга при колебаниях вверх и вниз выросла в конечном счете почти на 346 млрд. дол., или без малого в 4 раза. За это время долги бывшего СССР перестали играть главенствующую роль в проблеме внешней задолженности страны. Они уменьшились на 80 млрд. дол., а их доля в общей сумме долга упала с 89 до 5%. Теперь проблема сконцентрировалась на новом российском долге, который вырос на 425 млрд. дол., т.е. почти в 33 раза, при увеличении его доли в общей сумме долга с 11 до 95%. Но благодаря позитивным подвижкам в развитии российской экономики, в особенности из-за мирового нефтяного бума, показатели бремени внешнего долга за это время существенно улучшились. Соотношение «долг / ВВП» снизилось с 91 до 35%, тогда как сумма долга стала даже меньше величины валютных резервов (напомним, что в начале 1994 г. долги превосходили резервы в 13 раз).
Структура внешнего долга
В официальной статистике внешнего долга Банк России выделяет четыре категории заемщиков: органы государственного управления (включающие федеральные органы и субъекты Российской Федерации), органы денежно-кредитного регулирования (в лице Банка России), банки и прочие секторы (ранее именовались нефинансовыми предприятиями). Задолженность органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования принято относить к государственному долгу, задолженность банков и прочих заемщиков считается долгами негосударственного (частного) сектора. Долг бывшего СССР как часть государственного долга, естественно, входит в задолженность федеральных органов управления, все остальное - это новый российский долг, государственный или частный. Распределение внешнего долга между главными категориями заемщиков к настоящему времени претерпело кардинальные перемены. В докризисные и первые послекризисные годы основу задолженности составлял государственный долг, за который несло ответственность государство и бремя которого почти целиком ложилось на федеральный бюджет. Но затем в результате регулярных платежей и, в особенности, досрочной выплаты значительной части долга бывшего СССР размеры государственного долга резко уменьшились, и проблема его погашения отошла на второй план. Место государства, причем в гораздо более значительных масштабах, заняли структуры, которые относятся к числу частных заемщиков, самостоятельно отвечающих за полноту и своевременность возврата занятых средств.
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2012 года
Кредиторы России
В своих заемных операциях российские структуры использовали практически все каналы и способы привлечения средств из-за рубежа. В государственном секторе в докризисные годы заметное место занимали обязательства перед официальными кредиторами. По долгам бывшего СССР в этой роли выступали государства - члены Парижского клуба кредиторов, а также бывшие социалистические страны. В формировании нового российского долга активно участвовали международные валютно-финансовые организации - МВФ, МБРР и некоторые другие. Однако в дальнейшем по мере регулярных и даже досрочных выплат значение официальных кредиторов фактически сошло на нет (их доля в российском внешнем долге - чуть более одного процента).
Для негосударственных заемщиков кредиторами были и остаются представители частного бизнеса, в первую очередь зарубежные банки. На долю банковских ссуд и займов сейчас приходится свыше трех четвертей всего внешнего долга Российской Федерации. Ссуды и займы - главная составляющая нынешнего внешнего долга российских банковских и небанковских корпоративных структур, в особенности последних. В течение 2007 г. весь корпоративный внешний долг России увеличился на 155 млрд. дол., в том числе на 135 млрд. дол. - за счет ссуд и займов. В результате их доля в сумме этого долга поднялась с 72 до 77% (у банков - с 67 до 69, у небанковских предприятий - с 75 до 83%). Представляют интерес опубликованные на сайте данные за 2007 г. об операциях небанковских корпораций по привлечению и погашению ссуд и займов. Эта группа заемщиков в течение года получила новые кредиты в размере 180 млрд. дол., из которых более половины (91 млрд.) было использовано на погашение старых долгов, а остальное добавилось к общей сумме внешней задолженности, достигшей почти 254 млрд. дол. (в том числе по ссудам и займам - около 210 млрд. дол.). Привлеченные кредиты в основном номинированы в долларах (свыше 71%), заимствования в остальных свободно используемых валютах (евро, фунт стерлингов, иена) немногим превысили 10%. Свыше 18% составили ссуды и займы, номинированные в российских рублях. Небанковские корпорации ищут кредиты по всему миру. В опубликованном списке перечислены 62 государства, где зарегистрированы кредиторы-нерезиденты, но есть и «прочие страны». Почти четыре пятых привлеченных ссуд и займов приходится на пять стран. Главный кредитор - Кипр (почти 26% общей суммы привлечения), далее идут Голландия (22%), Великобритания (менее 16%). Франция (около 9%), Люксембург (7%). А из таких стран, как Германия и США, поступило лишь 3 и 1,5% от суммы привлеченных кредитов. Информация о заграничных кредитных операциях небанковских корпораций наводит на определенные размышления. Формально в их задолженности преобладают долгосрочные обязательства, однако в 2007 г. из общей суммы кредитного долга в размере 120 млрд. дол. пришлось погасить 91 млрд., т.е. три четверти задолженности, имевшейся в начале года. Если это рассуждение справедливо и если подобная пропорция сохранится и в текущем году, то только для погашения долга российским корпорациям придется занять за рубежом не менее 190 млрд. дол.
К сожалению, пока не публикуются подобные сведения о ссудозаймовых операциях российских банков. А такая информация нужна, так как у банков могут появиться проблемы привлечения кредитных ресурсов, необходимых для надлежащего выполнения обязательств по внешним долгам
Заключение
Теперь, сделав все нужные выводы, можно дать более подробное определение государственного кредита - это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Государственный кредит может быть внутренним и внешним. Государственный кредит отличается от других видов кредита. Так, если при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения выступают конкретные ценности - товары на складе, незавершенное производство, то при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход. Назначение государственного кредита проявляется, прежде всего, в том, что он является средством мобилизации в руках государства дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизуемые финансовые средства направляются на покрытие разницы между бюджетными расходами и доходами. При положительном бюджетном сальдо мобилизуемые с помощью государственного кредита средства направляются на финансирование экономических и социальных программ. Таким образом, государственный кредит, являясь средством увеличения финансовых возможностей государства, может выступать важным фактором ускорения социально-экономического развития страны. Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать, что мобилизуемые с его помощью государственные средства являются антиципированными, то есть взятыми вперед налогами. Необходимость погашения государственного долга требует поиска дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены только с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от производительного использования, сокращает возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества. Под управлением государственным кредитом понимается совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий. Государственный кредит способствует экономическому развитию страны, если средства, мобилизованы в бюджет за его помощью, направляемых на финансирование производственных программ, строительство новых предприятий, модернизацию и техническую реконструкцию действующих мощностей.
Источники и литература 1. Федеральный закон от 30 ноября 2011 года №371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» . «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ . Федеральный закон «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ. . Федеральный закон от 29.07.98. №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» . Бюджетная система России: учебник для вузов / под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 703 с. . Государственные и муниципальные финансы: учебник / под ред. С.И. Лушина, В.А. Слепова. - М.: Экономист, 2008. - 763 с. . Государственный долг: Учебное пособие/ Б.И. Алехин. - М: ЮНИТИ, 2008. - 378 с. . Деньги Кредит Банки под редакцией Жукова, Москва, Юнити-Дона, 2009 г.; 567с . Кузнецов А.М. Анализ привлечения и использования РФ средств займов международных финансовых организаций и перспективы дальнейшего сотрудничества // Финансы и кредит. - 2008. . Лаврушина, О.И. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Изд-во КНОРУС, 2009. - 560 с. . Макроэкономика-2: учеб. пособие / В.В. Матершева, С.П. Клинова, Б.А. Соловьёв. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2008. - 374 с . Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 360 с. . Орлова Н.И. Внешний долг: бремя или возможность? / Н.И. Орлова // Банковское обозрение. - 2010. - №2 (133). - С. 14-17. . Романовский, М.В. Финансы и кредит: учебник / под ред. М.В. Романовского, Г.Н. Белоглазовой. - М.: Изд-во Юрайт-Издат, 2009. - 620 с. . Селезнев А.З. Совокупный государственный долг, его регулирование. // Экономист. 2008. . Семенкова Е.В., Алексанян В.М. Реструктуризация государственной задолженности // Финансы. - 2008. - №5. . Сумароков В.Н. Государственные финансы в современной экономике. - М.: ИНИОН РАН, 2008 . Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: ЮНИТИ, 2007; . Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов [и др.] - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 720 с. . Хайхадаева О.Д. Государственный долг РФ: теоретические и исторические аспекты. - М.: Норма, 2008. - 216 с. . Хейфец Б.А. Внешний долг России. // Финансы. 2008. . Черников Г.П. Фондовая биржа. Международный опыт. - М.: международные отношения, 2009 . Борисов С.М. Новое о внешнем долге России // Деньги и кредит. - 2008. - №8. - С. 15-21. . http://www.minfin.ru. Сайт Министерства Финансов РФ; . http://www.cbr.ru. Сайт Центрального Банка РФ;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|