Культурный подъём и развитие науки первой половины XIX века
Начало XIX века – время культурного и духовного подъёма в России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию, что в значительной степени определило прогресс и достижения отечественной культуры и науки. Характерной чертой этого периода является демократизация культуры, увеличение числа её деятелей из непривилегированных сословий. Культурному подъёму способствовала также политика «просвещённого абсолютизма», проводимая Александром I. Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ей новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Идеи гражданственности и народности становятся ареной борьбы идеологий. Единая тенденция по-разному реализуется в период двух царствований. Царствование Александра 1 – дворянский период культуры. Культурная инициатива русской аристократии свободно проявляется в различных сферах общественной жизни, культурное отчуждение образованного общества от народа становится предметом общественного самосознания. В царствование Николая I все больший вес получает культурная инициатива разночинцев. Различие заявленных прежде культурных стратегий оформляется в идеологии, приобретает значение политическое. Государство ведет охранительную политику, содержание его культурной стратегии определяет формула «православие, самодержавие, народность».
Происходят перемены в области Просвещения. В 1802г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, в котором ведущая роль в организации образования отдается университетам и предполагается создание государственной системы преемственно связанных учебных заведений, по территориальному принципу объединяемых в учебные округа с центром в университете: Московский (с 1755г.), Казанский (1804г.), Дерптский, Харьковский, (1802-1805гг.), Виленский (преобразован), Варшавский (1816г.), Санкт-Петербургский (1819г., преобразован). Университеты (кроме Дерптского и Варшавского) не имели богословских факультетов. С 1819 года учреждаются ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах обязательна защита соответствующих диссертаций. Университеты обладали автономией (затем эти нормы отменены по Уставу 1835 года, и вновь восстановлены по Уставу 1863г.). Государственная сеть (приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты) развивалась медленно, школа стала на ноги к 40-м годам, когда действовало 20 гимназий в Москве, 17 в Санкт-Петербурге, гимназии почти в каждом губернском городе, училища в уездах, сеть приходских народных школ была развита слабо. Основной социальной базой учености и образования (слушатели и профессура Университетов) были духовные училища, системно преобразованные по Уставу 1814 года на базе существовавших прежде. Преобразованиями занималась Синодальная «Комиссия духовных училищ» (1808г.). В основу системы положен тот же территориальный принцип: приходские училища, епархиальные, семинарии. Сеть разделена на округа во главе с Академией. Академия - учебно-научные центры богословия нового типа: это учебное заведение, ученая корпорация и административный центр: СПб Академия (1809г.), Московская (1814г.), Киевская (1819г.), Казанская (1842г.). В этот период открываются технические институты: Санкт-Петербургский Лесной (1803г.), Корпуса инженеров путей сообщения (1809г.), Практический технологический (1828г.), Артиллерийская и Инженерная академии (1855г.), возобновлен Главный педагогический институт (1828г.), в Москве – Высшее техническое училище (1830г.).
Преобразования в области просвещения выявили и способствовали дальнейшему развитию наук. Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ. Естествознание развивается в русле деятельности РАН. В этот период возникают физико-математические факультеты, с 1834 года – естественные и физико-математические отделения, также и при технических учебных заведениях. Создаются лаборатории, обсерватории, физические, химические; ботанические сады, развиваются научные исследования. Возникают научные общества: Московское общество испытателей природы(1805г.), Минералогическое общество (1817г.), Московское общество сельского хозяйства (1820г.), Русское географическое общество (1845г.). При Российской академии наук организуются новые академические научные учреждения: Азиатский музей (1821г.), Египетский (1825г.), Зоологический (1832г.), Ботанический (1823г.) музеи, Пулковская обсерватория (1839г.), основатель и директор В.Я.Струве. Создаются научно-административные органы при министерствах: Военном (военно-топографическое депо), Морском (гидрографическое управление), Финансов (депо образцовых мер и весов), также ученые комитеты при горном и сельскохозяйственном ведомствах. В основных научных центрах – Москве и Петербурге формируются научные школы. Санкт – Петербургский университет и Академия наук: математика (П.Л.Чебышев), астрономия (В.Я.Струве), физика электромагнетизма (Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби), химия (Г.И.Гесс, А.А.Воскресенский), эмбриология (Х. Пандер, К.М. Бэр), хирургия и анатомия (Н.И.Пирогов). Москва: аналитическая механика (Н.Д.Брашман), астрономия (Ф.А.Бредихин),геология (Г.Н.Щуровский), климатология (М.Ф.Спасский), терапия (М.Я.Мудров), физиология (В.А.Басов). Казань – геометрия (Н.И.Лобачевский), астрономия (М.А.Ковальский), химия (Н.Н.Зинин).
Бурно развиваются географические исследования: совершено около 40 кругосветных плаваний с участием астрономов, биологов, физиков и др. (И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ю. Лисянский (1803-1806гг.), Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев (1819-1821гг.). Открыта Антарктида (1820г.), острова в океанах, собраны материалы и коллекции по океанографии, этнографии, биологии. Исследуется Сибирь (А.Ф.Миддендорф, 1842-1845гг.), Дальний Восток (Г.И.Невельской, 1848-1855гг.), Арктика и Аляска, Алтай (П.А.Чихачев, 1842г.), Аральское и Каспийское моря. На средства русского правительства организована экспедиция А. Гумбольда (1829 г. - Урал. Алтай. Средняя Азия). Созданы подробные карты Империи (1801-1804гг.). Проведено множество геологических исследований - Донецкого горного кряжа, Подмосковного угольного бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты европейской части России. Проявляется глубокий интерес к принципиальным мировоззренческим проблемам естествознания, возникает и развивается естественно-научный материализм, эволюционная философия (К.Ф.Рулье, школа биологов-эволюционистов: Н.А.Северцов, Я.А.Борзенков). Возникают идеи научной историографии. При высоком общественном и научном интересе к разысканию и широкой публикации источников по русской истории учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804г.). Археограф, член РАН А.И. Мусин-Пушкин (его библиотека погибла в Москве во время пожара 1812 г.) открыл, издал и широко пропагандировал Лаврентьевскую летопись, (с «Поучением» Владимира Мономаха), «Слово о полку Игореве». Развиваются вспомогательные исторические дисциплины. Этому периоду принадлежит смена историографической парадигмы. Историографию, основанную на самодержавной идее («последний летописец» Н.М. Карамзин) сменяет историография С.М. Соловьёва, исходящая из идеи развития, осуществляющегося в борьбе исторических сил, (создаёт 29 томов «История России»). Историки осмысляют основания русской историографии (Н.М.Полевой, М.Т.Каченовский, К.Д. Кавелин и др.). В начале XIX века создано отделение русского языка и словесности при Императорской АН. Закладываются основание научных методов в русской филологии и лингвистике (А.Х.Востоков, И.И. Срезневский).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|