Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Монферран Огюст (Август Августович) (1786-1858гг.) - архитектор, декоратор, рисовальщик, француз по происхождению.




Творчество Огюста Монферрана - наиболее яркое явление на грани двух архитектурных эпох. Будучи одним из ведущих архитекторов высокого классицизма, или русского ампира, а также крупнейшим мастером позднего классицизма, он едва ли не первым сделал шаг в направлении зодчества второй половины XIX столетия. Огюст Монферран определил пути дальнейшего развития русской архитектуры - от классицизма к эклектике. Когда К. И. Росси создавал свои классические ансамбли, О.Монферран создавал превосходные образцы эклектики. Недаром его учеником на протяжении девяти лет был А. И. Штакеншнейдер - крупнейший архитектор периода расцвета эклектики.

Анри Луи Огюст Леже Рикар де Монферран родился 23 января 1786 году на окраине Парижа, в предместье Шайо. Мать архитектора Мария Франсуаза Луиза Фистиони была дочерью негоцианта (оптовый купец), отец Бенуа Рикар начинал службу берейтором (объезжающий верховых лошадей, обучающий верховой езде), а закончил директором Королевской академии в Лионе.

В возрасте 20 лет Огюст Монферран поступил в Специальную школу архитектуры (так при Наполеоне называлась Королевская Академия архитектуры). Его учеба и начало самостоятельной деятельности неоднократно прерывались событиями наполеоновских войн, в которых молодой Огюст Монферран принимал активное участие и даже после сражения при Арно был награжден орденом Почетного легиона. Заграничные походы армии Наполеона не только не помешали Огюсту Монферрану завершить образование, но и обогатили его знаниями в области архитектуры античной и эпохи Возрождения. Непродолжительный период работы в Париже, в 1814-1816 годах, под руководством генерального инспектора города по строительству и архитектуре Ж. Молино не оставил заметного следа в его биографии. Творческий путь архитектора фактически связан только с Россией, и прежде всего с Петербургом, куда Монферран приехал в 1816 году. В Петербурге архитектор жил на протяжении более сорока лет, до самой смерти. По приезде в Петербург начинается головокружительная карьера Огюста Монферрана. 21 декабря 1816 года, в возрасте тридцати лет он становится придворным архитектором, а через десять дней определяется начальником чертежной в Комитет для строений и гидравлических работ - крупнейшую строительную организацию того времени, возглавляемую выдающимся инженером и талантливым изобретателем А. А. Бетанкуром. В первые годы жизни в Петербурге, своим возвышением в значительной степени, Огюст Монферран был обязан А. А. Бетанкуру.

Особенно плодотворным для архитектора оказался 1817 год. В этом году Огюсту Монферрану поручают составление проектов для крупнейших промышленных и торговых центров России - Петербурга, Москвы, Одессы, Нижнего Новгорода.

К наиболее ранним из них относится проект лицея Ришелье в Одессе. Огюст Монферран разработал сложную архитектурно-пространственную композицию учебного заведения, с четким делением на учебные, жилые корпуса и зоны отдыха - садово-парковые участки. Ансамбль предполагалось создать за чертой города, в непосредственной от него близости, с учетом перспективного роста и развития Одессы.

Огюст Монферран представил несколько вариантов проекта, один из которых был одобрен. Однако у городских властей не оказалось достаточно средств для его осуществления, и под здание лицея было приспособлено бывшее коммерческое училище.

В случае осуществления замысла Огюста Монферрана здание лицея явилось бы одной из самых значительных архитектурных достопримечательностей не только Одессы, но и всего Черноморского побережья.

Уже в этом проекте Огюст Монферран показал себя зрелым и талантливым архитектором, прекрасно усвоившим уроки Французской академии - наиболее передового архитектурного учебного заведения Европы.

Самой значительной ранней постройкой Огюста Монферрана в Петербурге является дом Лобанова-Ростовского, расположенный вблизи Исаакиевского собора. Его возведение началось в 1817 году, основные работы завершены в 1820 году, а в последующие три года производилась переделка фасадов.

Архитектор блестяще справился с планировочным решением здания, занимающего очень ответственный и сложный участок застройки в форме прямоугольного треугольника. Соответственно наиболее торжественный, парадный вид получили два фасада с многоколонными портиками и лоджиями, обращенными в сторону Адмиралтейства и Исаакиевского собора, а фасад со стороны Вознесенского проспекта был решен нейтрально.

В процессе строительства дома Лобанова-Ростовского Огюст Монферран осуществил перестройку дома Кочубея на реке Фонтанке, напротив Михайловского замка.

Согласно архивным документам, работы в доме Кочубея предполагалось произвести в 1819 году. Тогда и был выполнен проект. Сохранились чертежи внутренней отделки Танцевального и Большого приемного залов, а также парадной лестницы.

В 1817-1822 гг. по поручению А. А. Бетанкура Монферран разработал целый ряд проектов для Нижегородской ярмарки - крупнейшей в те времена в России. Он был автором всех ярмарочных зданий - административных, торговых и собора. Но участия в планировке ярмарки и ее строительстве Огюст Монферран не принимал. Основная заслуга в этом принадлежит А.А. Бетанкуру. Доминантами ансамбля являлись главное административное здание и собор, замыкавшие с двух сторон перспективу центральной магистрали, по сторонам которой располагались основные торговые ряды.

В 1822 году Монферран посетил Нижегородскую ярмарку и сделал несколько графических изображений общего вида ярмарочного комплекса, собора снаружи и внутри, а также вида центральной магистрали из вестибюля главного административного здания. К сожалению, от всего грандиозного ансамбля Нижегородской ярмарки сохранился лишь собор.

К наиболее значительным классицистическим сооружениям, выполненным по проекту Монферрана и дошедшим до наших дней, относится московский Манеж, созданный при участии А. А. Бетанкура и О. И. Бове. Первый осуществлял строительство и проектировал стропильные конструкции, а второй принимал участие в разработке декоративного убранства.

Монферран стремился использовать различные архитектурные стили, в особенности готический, возводя постройки (не сохранились) в Екатерингофском парке близ Петербурга. Чертежи Фермы, Вокзала, Львиного, или Готического павильона и других сооружений были выполнены в течение 1823 года.

Обращение к приемам готической архитектуры было присуще и другим работам Огюста Монферрана. После наводнения 1824 года в Петербурге архитектор представил несколько проектов полицейских будок. В двух из трех вариантов Монферран использовал стрельчатые арочные проемы и другие элементы средневековой готики.

Наибольшее развитие готические приемы получили в проекте переделки здания старого Литейного двора в Петербурге, замыкавшего когда-то со стороны Невы перспективу нынешнего Литейного проспекта.

В 1824 году, после смерти А.А. Бетанкура - ближайшего покровителя и помощника Огюста Монферрана,- архитектор сооружает ему памятник на Смоленском лютеранском кладбище в Петербурге.

Самым выдающимся памятником, созданным Монферраном, является Александровская колонна, проектирование и сооружение которой продолжалось в течение пяти лет (1829-1834 гг.). Первоначально Огюст Монферран представил несколько вариантов памятника в виде обелиска. В том же 1829 году он разработал еще один вариант памятника - в виде триумфальной колонны, увенчанной крестом, в котором все основные элементы окончательной композиции, за исключением завершения, были найдены. На венчающую часть колонны был объявлен конкурс, и победителем его оказался Б. И. Орловский. Из архивных источников известно, что скульптор Б.И. Орловский представил две модели - с одним и двумя ангелами. После обсуждения в Академии художеств большинством голосов была принята первая модель.

Особенно большое количество частных заказов Огюст Монферран выполнил в 1830-х годах в Петербурге. Архитектор построил два дома для Демидова (один из них позже стали называть домом Гагариной) на Большой Морской улице (д. 43 и 45), пристроил флигель, а по существу новый корпус к дому Литты, находившемуся на Английской набережной, перестроил дом Лерха на Мойке, разработал проект дома Салтыкова на Малой Морской улице. В эти же годы Огюст Монферран перестраивает собственный дом на набережной реки Мойки (д. 86) и дачу на Аптекарском острове (не сохранилась), записанную на имя его жены Элизы Виржинии Вероники, урожденной Пик Дебоньер.

Однако наиболее значительным произведением Монферрана, принесшим ему всемирную славу, является Исаакиевский собор, проектированием и строительством которого архитектор занимался более сорока лет - с 1817 по 1858 год.

К началу сороковых годов основные строительные работы приближались к окончанию. В этой связи архитектор «отправлен был в Германию, Францию, Италию и Англию для обозрения примечательнейших зданий и собрания нужных сведений к изысканию выгоднейших средств для окончательного построения Исаакиевского собора», принесшего ему мировую известность.

По возвращении из-за границы Огюст Монферран в основном занимался отделкой интерьеров Исаакиевского собора, а в последние годы жизни проектировал памятник Николаю I. К этому времени архитектор выдвинул ряд градостроительных идей, связанных с преобразованием центра Петербурга.

В случае осуществления грандиозного замысла Огюста Монферрана все центральные площади Петербурга оказались бы теснейшим образом объединены глубинно-пространственными связями, а также стилистически. Это был самый значительный градостроительный проект зодчего.

26 июня 1858 г. Огюст Монферран скончался. На просьбу жены архитектора о погребении его в соборе последовал категорический отказ императора Александра II. Тогда вдова Монферрана увезла тело мужа во Францию и похоронила его на Монмартрском кладбище в Париже 20 сентября 1858 года.

После пожара 1812 года в Москве при участии архитектора О.И. Бове и других архитекторов была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота, Первая Градская больница.

Бове Осип (Иосиф) Иванович (1784-1834гг.) - русский архитектор, представитель ампира. Родился в семье художника, итальянца по происхождению. Учился в Москве, в архитектурной школе при Экспедиции кремлёвского строения (1802-1807гг.). С 1807 работал помощником М. Ф. Казакова и К. И. Росси в Москве и Твери (ныне город Калинин). После 1812 был главным архитектором «фасадической части» Комиссии для строения Москвы, где проводил идею создания целостных городских ансамблей в соответствии с масштабом и сложившейся застройкой города. При непосредственном участии Бове О.И. была реконструирована Красная площадь с Торговыми рядами (1815г.), позднее разобраны, созданы Театральная площадь с Большим театром (1821-182гг.) и другими зданиями (позже изменены), Александровский сад, Манеж (Бове О.И. - автор архитектурной отделки). Тема патриотизма, получившая особое распространение в начале XIX века, которая определила архитектурный образ Триумфальных ворот, воздвигнутых по проекту О.И. Бове в память Отечественной войны 1812 при въезде в Москву со стороны Петербурга (1827-1834гг). По проектам Бове О.И. были построены крупные общественные здания: 1-я Градская больница (1828-1832гг.) и жилые дома - особняк Гагариных, позже Книжная палата на Новинском бульваре (1817г.). Здание это было разрушено во время налёта немецко-фашистской авиации в 1941г. Во всех архитектурных строениях О.И. Бове наряду с традиционной усадебной композицией и принятой в ампире схемой решения фасада появляются черты интимности, простоты и уюта, свойственные московской архитектуре начала XIX века. Из церковных построек О.И.Бове известны купольная ротонда церкви «Всех скорбящих радости» на Большой Ордынке в Москве (1833г.) и церковь в селе Архангельском Московской области со своеобразным решением иконостаса в виде триумфальной арки (1822г.).

Осип Иванович Бове умер в 1834 году в Москве, похоронен на кладбище Донского монастыря.

Архитектор Д.И. Жилярди восстановил здания Московского университета, перестроил Екатерининский институт (ныне Театр Российской армии), Опекунский Совет (ныне АМН), усадьбу Кузьминки. Необходимо отметить, что 30-50 годы XIX столетия - период упадка русского классицизма в архитектуре, наступает период эклектики (смешение стилей). Примером могут служить в Санкт-Петербурге здания Нового Эрмитажа, Николаевского и Мариинского дворцов; здесь использованы новогреческий стиль, барокко, ренессанс.

Жилярди Дементий Иванович (1785-1845гг.), архитектор, представитель русского ампира. Сын И.Д. Жилярди, выходец из итальянской части Швейцарии. Обучался живописи в Академии художеств в Петербурге (с 1796г.) и в Академии искусств в Милане (1803-1806гг.). До 1810 изучал искусство и архитектуру Италии, затем вернулся в Россию, став помощником отца в архитектурном ведомстве московского Воспитательного дома. Интенсивная деятельность архитектора началась после пожара 1812 года в Москве с проектирования здания аптеки и лаборатории Воспитательного дома с участием в восстановлении Кремля. Первой полностью самостоятельной работой Д.И. Жилярди стало восстановление здания университета (1817-1819гг.); соорудил монументальный портик дорического ордера на главном фасаде и грандиозную полуротонду актового зала. Перестраивал Вдовий дом (1818-1823гг.), соединив разновременные части надстройкой третьего этажа и мощным портиком, затем - здание Екатерининского института (окончено в 1827г.), построив на фасаде монументальный десятиколонный портик. Крупной постройкой Д.И.Жилярди в центре Москвы стал ансамбль Опекунского совета Воспитательного дома на Солянке (1820-е годы, совместно с А.Г. Григорьевым, постоянным помощником архитектора и в дальнейшем). Одно из наиболее гармоничных произведений Д.И. Жилярди - дом Гагарина (на Поварской улице), необычным приёмом в оформлении которого стали арочные окна с 2-колонной вставкой. На Никитском бульваре архитектор восстановил дом Луниных (1818-1823гг.), достроив главные сооружения и выведя их тем самым на красную линию улицы.

Среди подмосковных построек Д.И. Жилярди в Гребневе, Поречье, Котельниках наиболее значима усадьба Голицыных (Кузьминки, или Влахернское), где им были перестроены флигеля барского дома, кухонный корпус Египетского павильона, здание Померанцевой оранжереи, парадный въезд и Красный двор, реконструированы пристань и парковые сооружения, среди которых одна из лучших построек Д.И. Жилярди - Музыкальный павильон Конного двора (1820- 1823гг.). К крупнейшим работам Жилярди относится перестройка Слободского дворца в Лефортове для размещения в нём Ремесленного заведения и богадельни Воспитательного дома. Последняя крупная работа Жилярди в Москве - усадьба Усачёвых (позже Найдёновых) на Земляном валу, близ Яузы (1829-1830гг.), с парком, сочетавшим в себе регулярную и пейзажную планировку, монументальным и оригинальным садовым фасадом с пандусом и декоративной аркой.

В 1832 в надежде поправить здоровье вернулся в родную Швейцарию.

Дементий Иванович Жилярдиумер в Милане в 1845 году, похоронен вблизи Монтаньолы.

В Москве создателем эклектического русско-византийского стиля К.А. Тоном были построены Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата. Более 40 лет на берегах Москвы-реки строился храм Христа Спасителя в честь избавления России от наполеоновского нашествия.

Тон Константин Андреевич (1794–1881гг.) - выдающийся русский архитектор. Константин Андреевич Тон прожил большую творческую жизнь. Воспитанник Петербургской Академии художеств, он в середине XIX столетия сам возглавил ее, заняв пост ректора «по части архитектуры». На самые высокие ступени архитектурной иерархической лестницы К. А. Тону помогла подняться заслуженная слава создателя и лидера официально признанного «русско-византийского стиля» - направления, сумевшего наиболее полно выразить в области зодчества периода господства эклектики идеологическое содержание правительственной программы, суть которой определила известная триада – «православие, самодержавие, народность».Наиболее крупные и значительные постройки Константина Тона были осуществлены в Москве. Кроме храма Христа Спасителя, это еще и комплекс Большого Кремлевского дворца с Оружейной палатой.

Родился К.А. Тон 26 октября 1794 года в семье обрусевшего немца ювелира Андрея Тона. Кроме Константина, у него было еще два сына - Александр и Андрей. Все трое братьев стали архитекторами. Константина определили в Академию художеств в возрасте девяти лет. С 1809 года он начал заниматься архитектурой под руководством А. Н. Воронихина. Согласно правилам прохождения курса учащиеся архитектурного отделения разрабатывали по заданиям педагогов учебные проекты, лучшие из которых отмечались медалями разного достоинства. Такие награды получил и Константин Тон: малой серебряной медалью в 1813 года был отмечен его проект инвалидного дома, а еще через год награды в виде большой серебряной медали К.А.Тон удостоился за разработку проекта монастыря. В 1815 года следующую медаль - малую золотую – К.А. Тон получил за проект здания Сената. Одновременно ему было присвоено звание художника 1-й степени, что давало право на поездку за границу. Однако совершить такую поездку сразу по получении звания художника К.А. Тону не удалось. Он вынужден был поступить на службу в Комитет строений и гидравлических работ. А в 1818 году недавний выпускник Академии художеств представил на ее решение исполненный им проект ярмарки, получивший высокую оценку специалистов. Благодаря этому успеху К.А. Тону удалось отправиться в пенсионерскую поездку. За границей К.А. Тон пробыл почти 10 лет. Исследования античных развалин, предпринятые Тоном, позволили ему разработать проекты реставрации святилища Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатине в Риме. В 1828 году К. А. Тон возвращается в Петербург. Разрабатывает проекты оформления парадных залов Академии художеств. Недавний пенсионер с успехом решил предложенную ему задачу: уже в самом начале 1829 года его проекты удостоились «высочайшего одобрения».

Проект К. А. Тона был приведен в исполнение к 1837 году. В оформлении парадных залов Академии художеств приняли участие и другие питомцы академической школы. Одновременно с парадными залами по проекту К. А. Тона, разработанному в 1829 году, переделывалась и академическая церковь. Проекты, выполненные К. А. Тоном по заданию А. Н. Оленина, сыграли в жизни архитектора важную роль. Именно за них, а также и за пенсионерские работы, привезенные из Италии, Тон К.А. в 1830 году был удостоен звания академика. С 1831 года он начал преподавать в архитектурном классе, а еще два года спустя занял в Академии должность «профессора 2-й степени». Преподаванием К. А. Тон занимался фактически до конца жизни, воспитав за это время много молодых мастеров архитектуры.

Творческая деятельность К. А. Тона в 1830-х годах оказалась связанной с романтическим направлением, развивавшимся в русском искусстве. К этому времени относятся первые попытки реставрации древних сооружений. За их работами заинтересованно следил император Николай I, много внимания уделявший искусству. В 1827 году в Петербурге началось проектирование церкви святой Екатерины у Обводного канала. Этой работе суждено было занять в истории культового зодчества России «пограничное» положение: с одной стороны, она как бы подвела итог развитию классицизма, а с другой - символизировала рождение «русско-византийского стиля». Император не счел пригодным для осуществления в натуре ни один из представленных на конкурс проектов. К.А.Тон составил проект русского храма XVII века. Государю этот проект понравился. Архитектор приобрел известность, и с тех пор начались в России постройки храмов и зданий в «русском стиле». Строительство церкви святой Екатерины, начатое весной 1831 года, закончилось в 1837 году. В 1870-х годах композицию церкви дополнили шатровой колокольней; при консультации К.А. Тона её спроектировал архитектор В.А. Дорогулин. До наших дней храм не сохранился: в 1929 году он был разрушен, а на освободившемся месте через несколько лет возвели кинотеатр «Москва».

В 1830 году проводился еще один очень важный архитектурный конкурс. Его целью была разработка проекта храма Христа Спасителя в Москве, задуманного как памятник победе России в Отечественной войне против наполеоновской Франции. В конкурсе наряду с К. А. Тоном приняли участие многие другие петербургские и московские архитекторы. Одобрение Николаем I проекта церкви святой Екатерины побудило К.А.Тона искать новые удачи на пути переработки и интерпретации форм древней национальной архитектуры.

Этот путь действительно привел к успеху: 10 апреля 1832 года Николай I начертал на окончательном варианте проекта К. А. Тона одобряющую резолюцию. Детализация общего замысла К. А. Тона, разработка рабочих чертежей и шаблонов, эскизов внутреннего убранства, наконец, исполнение проекта в натуре - все это потребовало многих лет напряженного труда большого коллектива архитекторов, техников, живописцев, каменщиков и мастеров других специальностей. Всей этой армией строителей и художников умело руководил К.А. Тон. Сооружение храма после выполнения необходимых предварительных работ началось в 1839 году. Само здание было построено к середине 1850-х годов, после чего приступили к отделке и украшению интерьеров. И только в 1881 году проектный замысел был осуществлен полностью. Однако в самом начале 1881 года 25 января Константин Андреевич Тон скончался. Создание храма Христа Спасителя стало поистине делом всей жизни зодчего. По размаху и интенсивности строительных работ с сооружением храма Христа Спасителя вполне сопоставима другая московская стройка тех же лет - возведение грандиозного комплекса Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, продолжавшееся в 1838-1851годы.

Занятость крупномасштабными московскими постройками отнюдь не помешала К. А. Тону продолжать разработку проектов для Петербурга и других городов страны. Вслед за церковью святой Екатерины в столице по проектам К.А.Тона было сооружено еще несколько храмов. В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи К. А. Тона действительно нашли широкое применение. Многие культовые здания в провинции возводились по «образцовым» проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим К.А.Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, конечно, тоже являвшиеся образцами «русско-византийского стиля». Таковы, например, соборы в Яранске, Томске, Красноярске или церковь в Любани близ Петербурга. Творческое наследие Константина Тона противоречиво, но очень характерно для своего времени - пограничного между двумя большими архитектурными эпохами - классицизмом и эклектикой. Но нет сомнения в том, что пристани со сфинксами на Неве, Большому Кремлевскому дворцу и вокзалам Николаевской железной дороги суждена долгая жизнь.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...