Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Всего связывают человека с верой




ВМЕСТЕ НА ПУТИ, ВЕДУЩЕМ К РАЮ

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие

О люди! Поклоняйтесь вашему Господу

Любовь ради Аллаха и ненависть ради Аллаха надежнее всего связывает человека с верой

У Аллаха прекрасные имена; зовите Его по ним

.... и верить в предопределение, как хорошее, так и дурное

Часть в раю, Аллах часть в огне

О народ наш! Отвечайте призывающему к Аллаху

... и выстаивайте молитву и не будьте из числа многобожников

... и горе многобожникам, которые не выплачивают закят

Пост — один из столпов Ислама и один из важнейших видов поклонения

Те, кто будет в состоянии это сделать, должны совершить хадж ради Аллаха

... и не украшайтесь украшениями времен первого неведения

Вы должны следовать моей сунне

Наставления пророка

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного!

"... кто последует за Моим руководством, тот не собьётся с пути и не будет несчастным!" [1]

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Хвала Аллаху, которого мы восхваляем, к которому обращаемся за помощью и которого просим о прощении, и мы прибегаем к Аллаху от зла наших душ и от наших дурных дел. Никто не собьет с пути того, кого ведёт Аллах, а "кого сбивает с пути Аллах, тому нет наставляющего"[2].

Я свидетельствую, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, которому нет равного, и я свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и Его посланник. О Боже, благослови пророка Мухаммада, его жён, которые являются матерями правоверных, его потомство и членов его семьи, как благословил Ты Ибрахима, поистине, Ты — Хвалимый и Славный!

Поистине, счастье человека в этом мире и в мире в ином зависит от того, в какой степени он будет привержен Исламу в своих словах и делах и по всему своему образу жизни. Сейчас стало много таких людей, кого считают приверженцами Ислама и кто сам заявляет о своей твёрдой приверженности этой религии, но на самом деле придерживается несовместимых с Исламом мыслей, убеждений, образа действий и образа жизни. Таким образом, отношение к определённым вопросам, являющееся признаком истинной приверженности к Исламу, отличает тех, кто действительно неуклонно придерживается всех установлений этой религии, от невежественных, заблудших, отклоняющихся от пути истинного и тех, кто только на словах является мусульманином.

В этой небольшой книге мы как раз и касаемся вышеупомянутых разнообразных вопросов, отношение к которым каждого мусульманина должно быть правильным, и здесь речь идёт о доводах Корана и сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и том, как всё это понимали наши предшественники. Я постарался изложить все эти вопросы как можно более просто, и да облегчит Аллах всем путь к получению пользы от этой книги, и пусть она будет посвящена одному лишь Ему.

 

О ЛЮДИ! ПОКЛОНЯЙТЕСЬ ВАШЕМУ ГОСПОДИНУ... [3]

 

О брат мой, задумывался ли ты когда-нибудь о смысле нашей жизни на этой земле? Откуда мы пришли? Кто привёл нас сюда? Почему Он привёл нас? Куда Он уведёт нас после завершения этой жизни?

Все эти вопросы обязательно должны были в то или иное время приходить на ум тебе, да и любому другому человеку, но беда в том, что большинство людей, к сожалению, не утруждает себя поисками ответов на них.

Все помыслы таких людей в этой жизни ограничиваются едой, питьем и удовлетворением своих желаний, а многие отклонились от пути истинного в поисках ответов, потому что с самого начала не двигались в правильном направлении и не обращались к тем, кому эти ответы были известны. И те и другие мертвы, и они передвигаются по земле в полном соответствии с тем, как описал их Аллах, который сказал:

—... у них сердца, которыми они не понимают, глаза, которыми они не видят, уши, которыми не слышат. Они — как скоты, даже более заблудшие. Они пребывают в неведении[4].

Давайте же попробуем с помощью того, что написано в этой книге, избавиться от этого небрежения, чтобы в дальнейшем двигаться по жизни с помощью правильного руководства и света, двигаться по пути прямому, который разъяснил нам Творец небес и земли. Путем этим является Его религия, кроме которой Он не примет ни от кого из людей никакой иной религии. Только эта религия может дать тебе удовлетворительные ответы на все эти вопросы, поскольку лишь эта религия является чистой религией, ниспосланной людям Аллахом.

Аллах Всевышний сказал:

— Или они сотворены ни из чего, или они сами — творцы?[5]

Аллах Всевышний также сказал:

— Господь наш тот, кто придал каждой вещи её форму, а потом вёл по своему пути.[6]

Аллах Всевышний также оказал:

— Скажи: "Кто посылает вам удел с неба и земли? Или — кто владеет слухом зрением? И кто выводит живое из мёртвого и выводит мертвое из живого? И кто правит делом?" И они скажут: "Аллах".[7]

Таким образом, Коран ясно отвечает на вопросы о том, куда мы пришли и кто привёл нас сюда. Это — истина, от которой человек не может отмахнуться. Её признавали даже многобожники, которые не могли отрицать это, но разве одного такого признания достаточно? "Разве вы не побоитесь?"[8]

Аллах Всевышний сказал:

— Я ведь создал джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.[9]

Если теперь тебе известно, что один лишь Аллах создал все сущее, что только Он управляет, оживляет, умерщвляет и обладает полной властью надо всем во Вселенной, это должно привести твоё сердце к убеждению в том, что один лишь Он, а никто иной, достоин поклонения, и ради этого появились небеса и земля, только ради этого мы были созданы в этом мире и явились в этот мир и только ради этого к людям направлялись посланники и ниспосылали Писания, из чего следует, что это послужит основой для расчёта, после которого людей идёт награда или наказание, ад или рай.

Значит ли это, что мы должны провести всю свою жизнь в мечети, совершая поясные и земные поклоны и предоставив другим управлять всем происходящим в жизни?

Такое понимание поклонения следует считать явно неправильным.

Поклонение есть совершение всего того, что любит Аллах и что является угодным Ему, и отказ от совершения всего того, что Он запрещает и чего не желает. Иными словами, оно состоит в том, чтобы во время своей учёбы, работы, пребывания у себя дома, в пути, в мечети, во взаимоотношениях с другими людьми, короче говоря, всегда и везде ты стремился бы к лику Аллаха к следовал примеру посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует. Благодаря соблюдению этих двух условий вся твоя жизнь станет поклонением Аллаху Всевышнему. Поклонение предполагает собой повиновение и преданность одному лишь Аллаху.

Поклонение это чувство благодарности, продление терпения и удовлетворения и устремлённость к одному лишь Аллаху. Поклонение это обращение с мольбами, проявление смирения и подчинение велениям Аллаха Всевышнего. Поклонение это совершение молитв, соблюдение постов, совершение хаджа и выплата закята. Поклонение это проявление любви, страха и покорности по отношению к одному лишь Аллаху Всевышнему. Поклонение это употребление дозволенной пищи и отказ от пищи запретной. Поклонение это почтение по отношению к родителям, добрый нрав, уважение к старшим, жалость по отношению к младшим и обездоленным и проявление радости по отношению к своему брату-мусульманину. Поклонение это искренность в речах, верность договорам и обещаниям, отказ от обмана, ростовщичества, подкупа и прочих запретных вещей. Поклонение это потупление взора, оберегание своих половых органов, ношение покрывала и сохранение целомудрия. Поклонение это веление совершать одобряемое и запрещение совершения отвергаемого, призыв людей к Аллаху и борьба на пути Аллаха.

Аллах Всевышний сказал:

— Скажи: "Поистине, молитва моя и благочестие мое, жизнь моя и смерть предназначаются Аллаху, Господу миров, у которого нет сотоварища. Это мне повелено, и я — первый из предавшихся".[10]

Аллах Всевышний также сказал:

— Кто не верует в идолов и верует в Аллаха, тот придерживается надежных связей...[11]

Поклонение, о котором идет речь, может осуществляться только при условии неверия в идолов, как сказал об этом Аллах, и с этим Он направлял к людям всех своих посланников во все времена:

— Мы отправили к каждому народу посланника: "Поклоняйтесь Аллаху и сторонитесь язычества".[12]

Тагутом (идолом) становится каждый преступивший границы того, что связано с поклонением, и начавший приписывать себе такие права и атрибуты, о которых можно говорить лишь применительно к Аллаху Всевышнему. Во главе идолопоклонства стоит шайтан, призвавший людей поклоняться не Аллаху и подчиниться ему самому.

Аллах Всевышний сказал:

— Разве Я не заповедал вам, сыны Адама, чтобы вы не поклонялись шайтану? Ведь он для вас враг явный![13]

Поклонением же шайтану является подчинение его приказам не верить в Аллаха Всевышнего. Тагутом является также всякий, за кем следуют, кому подчиняются и кто выносит те или иные решения, не обладая знанием от Аллаха и не зная законов, ниспосланных Аллахом. То же самое относится и ко всем, кто претендует на обладание знания о скрытом, например, — к гадателям, астрологам и прорицателям.

Аллах Всевышний сказал:

— Скажи: "Не знает тот, кто в небесах и на земле, скрытого, кроме Аллаха..."[14]

То же самое можно сказать и о тех, кто заявляет о своей способности причинять вред или приносить пользу без соизволения на то Аллаха.

Что же касается неверия в тагута, то им является убежденность твоего сердца в ложности поклонения всем идолам и ложности их претензий на божественность наряду с Аллахом и убежденность его в том, что божеством является один лишь твой господь. Все это предполагает, что ты будешь любыми способами стремиться искоренить поклонение всевозможным идолам повсеместно.

Аллах Всевышний сказал:

—...ведь многобожие — великая несправедливость.[15]

Многобожие является грехом, который Аллах не прощает людям, но в чем же оно выражается?

Многобожие выражается в той или иной форме поклонения кому бы то ни было, кроме Аллаха, будь то приближенный ангел, или пророк, посланный Аллахом к людям, или праведный друг Аллаха, или обладающий знанием, или поклоняющийся, или предводитель, или камень, или дерево, или солнце, или луна, или дирхем, или динар или что бы то ни было иное, за чем следуют люди. Из-за всего вышеупомянутого очень многие из них впадают в многобожие, иначе говоря, — начинают приравнивать нечто к своему Господу. Таким образом, многобожником становится всякий обращающийся с мольбой не к Аллаху Всевышнему в надежде получить помощь и считающий, что тот, к кому он взывает, может приносить пользу, наносить вред, излечивать больных или помогать обиженным.

Аллах Всевышний сказал:

— Скажи: "Призывайте тех, кого вы выдумали вместо Аллаха!" Они не владеют и весом пылинки на небесах и в земле, нет у них там участия и нет для Него среди них помощника. Не поможет пред Ним заступничество никого, кроме тех, кому Он позволит.[16]

При этом человеку, поступающему таким образом, не поможет то, что он станет называть свои действия просьбой о ходатайстве или использовании чего-то или кого-то в качестве средства или посредника для обращения к Аллаху, так как все это относится к числу доводов прежних многобожников, которые говорили:

— Мы поклоняемся им только, чтобы они как-то приблизили нас к Аллаху.[17]

О подобных им Аллах Всевышний сказал так:

— И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не вредит им и не помогает, и говорят: "Это — наши заступники у Аллаха".[18]

Проявлением многобожия являются и действия многих людей, приносящих жертвы и обеты не Аллаху, что можно часто наблюдать у могил праведников и других людей, в то время как Аллах Всевышний сказал:

— Помолись же Господу твоему и заколи![19]

В многобожие впадает и тот, кто молится и совершает земные поклоны не перед Аллахом. Именно поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, предостерегал членов своей общины от превращения могли в места поклонения, делая это, чтобы люди не впадали вследствие этого в многобожие и не превозносили праведников чрезмерно. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— И чтобы вы не превращали могилы в места поклонения, поистине, я запрещаю вам это!

Проявлением многобожия является также принесение клятв не именем Аллаха, так как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Поклявшийся не именем Аллаха впал в многобожие.

Поэтому, брат мой, не клянись ни жизнью отца, ни честью, ни пророком, ни Каабой, а клянись только именем Аллаха Всевышнего.

Малым многобожием является лицемерие, проявляющееся в стремлении человека слышать похвалы людей за совершаемые им действия, когда он учится только для того, чтобы его называли знающим, или тратит деньги только для того, чтобы его называли щедрым. Передают, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: "Больше всего меня пугает то, что вы можете впасть в малое многобожие", — а когда его спросили, что это означает, он ответил: "Лицемерие".

К числу проявлений многобожия относится и то, что многие люди навешивают на себя или подвешивают в своих домах различные амулеты и талисманы в надежде найти защиту от дурного глаза или зависти и привлечь к себе удачу, однако посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Аллах не приведет к доброму завершению того, кто подвешивает талисманы.

Помни же, о брат-мусульманин, что знание обо всех этих вещах и старание избежать их является обязанностью каждого мусульманина, чтобы он мог уберечь себя от многобожия, как большого, так и малого, ведь впавшие в большое многобожие обречены на вечное пребывание в огне по слову Аллаха всевышнего:

— Поистине, Аллах не прощает того, чтобы Ему придавали сотоварищей...[20] — а малое многобожие может привести к многобожию большому, являющемуся самым тяжким из всех тяжких грехов.

 

 

ЛЮБОВЬ ради АЛЛАХ а И НЕНАВИСТЬ ради АЛЛАХ а НАДЕЖНЕЕ

ВСЕГО СВЯЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА С ВЕРОЙ

 

 

Дружеское расположение, с одной стороны, и непричастность, с другой, являются одной из прочных основ единобожия. Можно ли представить себе правоверного, который любит Аллаха и в то же время любит Его врагов и тех, кто возводит ложь на Него самого и Его посланников, и не отрекается от таких людей? И можно ли представить себе правоверного, который любит Аллаха и поклоняется Ему, но в то же время ненавидит других верующих в Аллаха людей и не поддерживает их? Поистине, подобное может себе представить лишь тот, кто не постиг истинной сути веры.

Аллах Всевышний сказал:

— Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний день, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его посланнику, хотя бы они были их отцами, или сыновьями, или их братьями или их родственниками.[21]

Аллах Всевышний также сказал:

— О вы, которые уверовали! Не берите иудеев и христиан в друзья: они — друзья один другому. А если кто из вас берет их себе в друзья, тот и сам из них. Поистине, Аллах не ведет людей неправедных![22]

Аллах Всевышний также сказал:

— Является для вас хорошим примером Ибрахим и те, кто был с ним. Вот сказали они своему народу: "Мы не причастны к вам и к тому, чему вы поклоняетесь помимо Аллаха. Мы не веруем в вас. Начались между нами и вами ненависть и вражда навсегда, пока вы не уверуете в Аллаха единого..."[23]

Что подразумевается под дружеским расположением:

Это любовь, помощь, послушание, следование, сердечность отношений и старание улаживать все дела, что требует проявления симпатии и уподобления тем, к кому ты относишься по-дружески, доверения им своих тайн и тому подобного. Что же касается непричастности, то она подразумевает нечто абсолютно противоположное этому. Таким образом, дружеское расположение должно распространяться только на верующих, а по отношению к неверным его проявлять не следует.

Знай, о брат мой, что Аллаху было неугодно, чтобы все его рабы объединились под знаменем этого вероучения и этой религии, и поэтому все люди разделяются на истинно верующих и явно неверных. Вся разница между арабами и не арабами, белыми и черными заключается в степени богобоязненности, что же касается всего иного, на основании чего люди объединяются между собой, например, принадлежности к одному и тому же племени, стране или национальности, и что заставляет их любить и ненавидеть, испытывать к другим людям дружеские или враждебные чувства, то все это относится к числу тех признаков, которые разделяли людей между собой во времена джахилийи.

Передают, что однажды, когда некоторые мухаджиры стали спорить с ансарами и мухаджиры стали кричать: "О мухаджиры!" —, а ансары закричали: "О ансары!" —, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, воскликнул: "Неужели вы в моем присутствии обращаетесь друг к другу как во времена джахилийи?! Поистине, от этих слов дурно пахнет!"

Если такое было сказано о самых благородных обозначениях принадлежности людей к той или иной группе, то что же говорить о стремлении их группироваться вокруг того, в чем нет никакого благородства и что основано только на привычках человека? И что говорить об объединении людей на основе принципов, противоречащих Исламу, например, на основе принципов светскости, коммунизма, масонства, демократии, социализма, общности религий и прочих выдуманных самими же людьми принципов, которыми повсеместно руководствуются в своей деятельности различные партии и объединения в наше время?

Аллах Всевышний сказал:

— Разве мы сделаем мусульман такими же, как грешников? Что с вами, как вы судите?[24]

Так посмотри же, брат мой, на то, что ты любишь и что ненавидишь, к чему принадлежишь, к чему проявляешь симпатии и с кем дружишь с точки зрения того, о чем говорится в Книге Аллаха.

Аллах Всевышний сказал:

— Ваш покровитель — только Аллах и Его посланник и те, которые уверовали, которые творят молитву, дают закят и преклоняются. И кто избирает покровителем Аллаха и Его посланника и тех, которые уверовали... ведь сторонники Аллаха — они победят.[25]

Вопрос:

Являются ли иудеи и христиане неверными? И относятся ли они к числу обладателей Писания?

Ответ:

— Каждый из исповедующих любую религию, кроме Ислама, является неверным и каждый из тех, кто не верит в Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и не следует за ним, является неверным, даже если он и относится к числу обладателей Писания, на что совершенно однозначно указывает текст Корана.

Так, например, Аллах Всевышний сказал:

— Не веровали те, которые говорили "Ведь Аллах — третий из трех..."[26]

Аллах Всевышний также сказал:

— Не веруют те, которые говорят, что Аллах — это Мессия, сын Марайам.[27]

Аллах Всевышний также сказал:

— Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников и желают отделить Аллаха от Его посланника, говорят: "Мы веруем в одних и не веруем в других". И хотят найти между этим путь, но они неверующие по истине. И уготовили Мы неверным унизительное наказание![28]

Аллах Всевышний также сказал:

— Кто же ищет не Ислама как религии, от того не будет принято, и он в последней жизни окажется в числе потерпевших убыток.[29]

Аллах Всевышний также сказал:

— Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истины — из тех, которым ниспослано Писание, пока они не дадут выкупа своей рукой, будучи униженными.[30]

Те обладатели Писания из числа иудеев и христиан, которые не верят в Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, будут вечно пребывать в огне по слову Аллаха Всевышнего:

— Поистине, те из обладателей Писания и многобожников, которые не уверовали, вечно будут пребывать в огне геенны, и они — худшие из людей.[31]

И сказано так потому, что если кто-нибудь не верит в одного из посланников, это значит, что он не верит ни во всех остальных посланников, ни в того, кто послал их, слава Ему, а Аллах Всевышний сказал:

— Решение принадлежит только Аллаху.[32]

К числу основ вероучения единобожия относится убежденность в том, что лишь Аллах может принимать решения и законы, а никто из людей, общин или народов таким правом не обладает, и поэтому Аллах Всевышний сказал об иудеях и христианах следующее:

— Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Аллаха, и Мессию, сына Марйам. А им было повелено поклоняться только единому Богу, помимо которого нет божества. Хвала Ему, превыше Он того, что они Ему придают в соучастники![33]

В одном из хадисов сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пояснил этот аят, сказав: "Разве они не разрешали вам запретное и не запрещали вам дозволенное? И разве вы не следовали за ними?" Люди ответили: "Да". Тогда он, да пребудут над ним благословения и мир, сказал: "В этом и состоит поклонение им!"

Аллах Всевышний сказал:

— Или у них есть сотоварищи, которые узаконили им в религии то, чего не дозволял Аллах?[34]

Многобожником является тот, кто добивается разрешения на то, чтобы дела, связанные с жизнью, имуществом, честью и взаимоотношениями людей, решались не на основе того, что было решено Аллахом.

Аллах Всевышний сказал:

— Неужели суда времен неведения они хотят? Кто же лучше Аллаха по суду для народа, обладающего уверенностью?[35]

Из этого следует, что каждый мусульманин должен обращаться на суд не к гражданским законам, противоречащим шариату, но во всех спорах и противоречиях, возникающих у него с другими людьми, обращаться только на суд Аллаха и призывать к тому же людей.

Аллах Всевышний сказал:

— Но нет — клянусь твоим Господом! — не уверуют они, пока не сделают тебя судьей в том, что запутано между ними. Потом не найдут они в самих себе затруднения о том, что ты решил и подчинятся полностью.[36]

Поэтому, уважаемый брат мой, не обращайся в гражданские суды, а если возникнет у тебя с кем-нибудь спор, то призывы его обратиться к кому-либо из обладающих знанием законов Ислама, чтобы он рассудил спор между вами с помощью Корана и сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, а если этот человек откажется и ты будешь вынужден предстать перед судом гражданским, чтобы оградить себя от притеснений, то не требуй от такого суда ничего за исключением положенного тебе по шариату и не претендуй на то, что ты можешь получить в соответствии с положениями гражданских законов, ибо если это противоречит шариату, значит, не может быть действительным и законным.

"У Аллаха прекрасные имена, зовите его по ним..."[37]

Первая обязанность раба состоит в знании имен своего Господа, которыми Он сам назвал себя и которые в то же время являются Его качествами или атрибутами. Этими качествами Он сам охарактеризовал себя в своей Книге и ими охарактеризовал Его посланник, да благословит его Аллах и да приветствует, в своей сунне. Нет в этих качествах никаких искажений, и им не следует давать никаких аллегорических толкований, точно так же, как не следует пытаться связать эти качествами с каким-либо формами с помощью разума или же пытаться уподобить их чему-либо сотворенному, ибо сам Он сказал о Себе так:

—...нет ничего, подобного Ему. Он — Слышащий, Видящий![38]

Аллах Всевышний также сказал:

—...не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один![39]

Далее, рабу следует отдавать должное каждому имени и качеству Аллаха Всевышнего, слава Ему, поклоняться Ему в соответствии со смыслом этих имен, обращаясь к Нему по ним, и стараться проникнуться этими именами своим сердцем. К числу имен Аллаха относятся такие имена как Великий, Славный, Превосходящий, Высочайший и Обладатель величия и щедрости, и Он "утвердился на троне"[40] над своими рабами, а эти имена наполняют сердце почтением, благоговением, страхом и трепетом перед Ним, и, поистине, нет прибежища рабу, кроме как у Него.

К числу имен Аллаха относятся также такие имена как Осведомленный, Слышащий, Видящий, Знающий и Свидетельствующий, и благодаря знанию об этом сердце осознает, что Аллах наблюдает за рабом и в движении его и в покое. К числу имен Аллаха относятся также такие имена как Милостивый, Милосердный, Благостный, Щедрый и Дающий блага, и знание об этом наполняет сердце любовью к Нему, стремлением к Нему, желанием получить от Него удел и снискать его милость, а также хвалой и благодарностью Ему.

Чем больше человек узнает об именах и атрибутах или же качествах Аллаха, тем более полноценным становится его поклонение Ему.

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Поистине, Аллах обладает девяносто девятью именами, то есть сотней без одного, и кто станет перечислять их, попадет в рай.[41]

Слово "перечислять" в данном случае подразумевает собой запоминание и необходимость отдавать должное каждому из этих имен.

О брат мой мусульманин! Неужели ты до сих пор еще не дал себе труда заняться этим великим делом, являющимся одной из основных причин обретения человеком счастья?! А может быть, ты не слышал об этом раньше?

Вопрос:

— Где находится Аллах?

Ответ:

— На своем троне, который располагается выше семи небес. Аллах Всевышний сказал:

— Они боятся своего Господа над ними...[42]

Аллах Всевышний также сказал:

— Милосердный, Он утвердился на троне.[43]

 

"...И ВЕРИТЬ В ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ, КАК В ХОРОШЕЕ, ТАК И В ДУРНОЕ"

 

Вопрос:

— Как мы должны верить в предопределение?

Ответ:

— такая вера должна быть связана с твердым убеждением в том, что если даже люди объединят свои усилия в стремлении принести тебе пользу в чем-либо, они смогут сделать лишь то, что Аллах уже предопределил тебе, и если даже все они объединят свои усилия в стремлении причинит тебе вред, они смогут сделать лишь то, что уже заранее было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты и высохло то, что было ими записано. И ты должен быть твердо убежденным в том, что бывает лишь то, чего желает Аллах, а то, чего Он не желает, случаться не может, и что все во Вселенной, будь то движение или покой, жизнь или смерть, добро или зло, повиновение или непокорность, существует по предопределению Аллаха, по воле Его, по замыслу Его и с ведома Его, и ничто изо всего этого не возникает против воли Всевышнего, слава Ему, и нет ничего, что бы делал Всемогущий и Великий просто так.

Вопрос:

— Что означают слова Аллаха Всевышнего: "И Мы испытаем вас, чтобы узнать среди вас усердствующих и терпеливых..."?[44] Неужели Аллах не знал обо всем этом уже заранее?

Ответ:

— Конечно, знал, ведь Аллах знает обо всем, и Он знал обо всем, что будут делать люди еще до того, как Он сотворил их, и Он записал все это на Сохраняемой Скрижали, как говорит об этом сам Всевышний:

—...Аллах все объемлет знанием.[45]

Аллах Всевышний также сказал:

— У Него — ключи тайного, знает их только Он. Знает Он, что на суше и на море; лист падает только с Его ведома, и нет зерна во мраке земли, нет свежего или сухого, чего не было бы в Книге ясной.[46]

Что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сказал:

— Первым, что сотворил Аллах, был калам, и Он сказал ему: "Записывай". Он спросил: "Что мне записывать?" Аллах Всевышний сказал: "Записывай все то, что будет, вплоть до самого дня Воскресения".

Однако в силу своей справедливости и мудрости Он не обижает своих рабов, и поэтому Он потребует с них отчета только за те их дела, которые они совершили по своей собственной воле, сотворенной для них Аллахом, и Он потребует с них отчета лишь на основании знания о том, что они совершили, а не только на основании того, что Он знал уже заранее и что было записано на Сохраняемой Скрижали.

Таким образом, этот аят означает, что Аллах испытает, то есть проверит людей, чтобы узнать усердствующих и терпеливых и отличить их от лицемеров и на основании этого знания потребовать у них отчета, хотя все это Ему и так известно изначально.

Вопрос:

— Свободен ли человек в своем выборе или он не наделен свободой воли?

Ответ:

— Этот вопрос ошибочен по сути своей, так как человек, конечно же, обладает свободой выбора в своих делах, связанных с проявлением покорности Аллаху Всевышнему или ослушанием Его, совершением добра или зла, что может отрицать только упрямый, и каждый человек ощущает это в глубине души, что и подтверждают слова Аллаха Всевышнего:

— Истина — от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует.[47]

Однако эта свобода выбора не является абсолютной. Она ограничена волей Аллаха, поскольку Аллах сотворил не только человека, но Он сотворил также и его волю и Его способности, как сказал об этом сам Аллах Всевышний:

— Но вы этого не пожелаете, если не пожелает Аллах, Владыка миров.[48]

Однако эти ограничения не являются указанием на то, что человек лишен собственной воли или что он всегда является только принуждаемым, а выбора у него нет, и об этом ясно свидетельствует хотя бы то, что Аллах не потребует отчета за свои действия ни у кого из тех, кто был лишен возможности проявления собственной воли, например, у принужденного к совершению каких-либо запретных действий, безумного или спавшего. Однако при этом воля Аллаха оказывает свое воздействие на все то, что рабы Его совершают самостоятельно и на их способность действовать, ибо Аллах является творцом не только самих людей, но также и их воли и их действий. Если же говорить о непроизвольных действиях, например о сердцебиении или притяжении к земле, то нет нужды доказывать, что в этом раб не обладает ни свободой выбора, ни способностью влиять на происходящее.

Вопрос:

— Если Аллах пожелал, чтобы существовали добро и зло, и создал и то и другое, то можно ли сказать, что Ему угодно зло и что Он желает, чтобы Ему не повиновались?

Ответ:

— Аллах не любит ничего дурного и Ему не угодно, чтобы рабы Его пребывали в неверии, наоборот, Он пожелал, чтобы религией их стал Ислам, и поэтому Он любит верующих, богобоязненных и творящих благодеяния, а распутными Он недоволен. Таким образом, любовь и благоволение являются следствием выполнения велений Аллаха и тех законов, которые Он ниспослал своим посланникам, а не одного лишь волеизъявления относительно появления чего бы то ни было, ведь Аллах создал и Иблиса, но Он не любит его. Точно также создал Он и зло, но при этом Он недоволен им и Он не велит рабам совершать ничего дурного, а создал Он его по известной лишь Ему самому причине, ведь Он — Знающий и Мудрый. Аллах Всевышний сказал:

— Не спрашивают Его о том, что Он делает, а их спросят -- [49]

и это потому, что рабы не в состоянии вместить в себя знание Аллаха и его мудрость.

Вопрос:

— Если все уже предопределено и записано, то зачем тогда нужны какие-то действия? И как же тогда Аллах подвергает мучениям непокорных за то, что было Им же предопределено и записано?

Ответ:

— Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Действуйте, а каждому будет облегчен путь к тому, для чего он создан.

Злополучие и счастье Аллах Всевышний создал в неразрывной связи со всем тем, что приводит человека к тому или к другому, то есть — с повиновением и непокорностью Ему. Именно поэтому человек попадает в огонь лишь из-за того, что делает то, что совершают попадающие в ад, а правоверных вводят в рай в качестве воздаяния за то, что они делали нечто иное. Таким образом, как мы уже говорили, хотя все действия и совершаются по воле Аллаха и в силу Его могущества и совершение их предопределено, что и приводит раба к счастью или злополучию, но совершается каждое действие, тем не менее, по воле самого же раба, а Аллах Всевышний сказал:

— Делайте, что желаете: Он видит то, что вы делаете![50]

Аллах Всевышний подвергает мучениям тех из своих рабов, кто заслужил это своими действиями, и хотя это было на роду записано каждому из совершивших нечто дурное, но, с другой стороны, Он ведь не велел людям совершать ничего подобного.

Аллах Всевышний сказал:

— Скажи: "Поистине, Аллах не призывает к мерзости!"[51]

Кроме того, рабам неизвестно, что именно записано на Сохраняемой Скрижали, но зато им известны установления Аллаха: Его веления и запреты, дозволенное и запретное, и они обладают разумом и свободной волей. И именно поэтому Аллах Всевышний ответил многобожникам, говорившим: "Если бы Аллах пожелал, ни мы бы не придавали Ему сотоварищей, ни отцы наши..." —, следующим образом: "Скажи: Есть ли у вас какое-либо знание? Покажите его нам. Вы следуете только за предположениями, вы только измышляете ложь!"[52]

И в день Воскресения людей спросят: "Что вы ответили посланникам?" И их спросят: "Что вы делали?" —, но их не станут спрашивать: "Что было записано относительно вас на Сохраняемой Скрижали?"

Вопрос:

— Что можно сказать о тех, кто совершает запретное и не выполняет своих обязанностей, заявляя при этом: "Если бы Аллах пожелал вывести меня на прямой путь, Он бы обязательно сделал это"?

Ответ:

— Такие люди являются последователями Иблиса, который сказал своему Господу Всемогущему и Великому: "Господь мой, поскольку Ты сбил меня..."[53]

Таким образом, первым, кто использовал предопределение в качестве оправдательного довода своим собственным поступкам, был Иблис, но эти доводы не принесли ему никакой пользы. Что же касается Адама и Евы, то они сказали:

— Господь наш! Мы обидели самих себя, и если Ты не простишь нам и не помилуешь нас, мы окажемся среди потерпевших убыток.[54]

Выбери же для себя сам, с кем ты хочешь быть, и знай, что Аллах Всевышний ни в чем не обижает людей, но сами они обижают себя.

Вопрос:

— Что можно сказать о тех, кто не верит в предопределение?

Ответ:

— Хузайфа, Ибн Мас'уд и Зайд бин Сабит, да будет доволен ими Аллах, передали, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

— Они не поверят в это, даже если ради убеждения их потратить столько золота, сколько весит гора Ухуд, но если такой человек так и умрет в своем неверии, он обязательно попадет в ад!

Что же касается Аллаха Всевышнего, слава Ему, то Он сказал:

—... в тот день, когда потащат их на лицах в огонь. Вкусите прикосновение сакара![55] Поистине, Мы ведь всякую вещь сотворили по предопределению.[56]

Вопрос:

— Где можно прочитать об этом подробнее?

Ответ:

— В "Книге о предоставлении и предопределении" Абу Бакра аль-Джазаири, "Ступенях допущения" Ахмада Хакми, "Лечении больного" Ибн аль-Кайима, "Вероучении срединного пути" Ибн Таймийи и в "Пояснениях" к "Акиде" Ат-Тахави.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...