Структура и функции Центрального Банка Германии
Федеральный банк (Deutsch Bundesbank) находится в г. Франкфурт-на-Майне и состоит из центрального управления, девяти центральных банков земель в качестве главных управлений и 182 отделений, которые расположены в наиболее крупных населенных пунктах. Компетенция и задачи Федерального банка определены специальным Законом о Федеральном банке, принятом 23 марта 2002 г. В соответствии с ним Немецкий федеральный банк является юридическим лицом публичного права, капитал которого принадлежит государству. Высшим органом управления Федерального банка является правление, основанное на слиянии Совета центральных банков, совета директоров и пяти правлений центральных банков земель. Правление разрабатывает и осуществляет денежную, кредитную и валютную политику, которая с 1 января 1999 г. определяется и реализуется советом Европейского центрального банка, а не советом Немецкого Федерального банка, как раньше, разграничивает области компетенции других органов, в отдельных случаях может давать им распоряжения, занимается оптимизацией внутренней структуры Федерального банка. Современная структура Немецкого федерального банка характеризуется четким разделением обязанностей, исключающим дублирование функций между его структурными подразделениями. Принятие решений по основным вопросам проводимой банком политики является прерогативой центрального аппарата и не требует согласования с главными управлениями. Президент Федерального банка отвечает также за связи с Европейским центральным банком, представляет банк в комитетах и рабочих группах ЕЦБ. Помимо центрального аппарата в состав Федерального банка входят девять главных управлений, которые были организованы на основе земельных центральных банков. Названия этих управлений совпадает с названием городов, в которых они расположены. В задачу главных управлений входит совершение сделок и административное управление в своем регионе. Во всех главных управлениях введена единая организационная структура. Каждое управление состоит из подразделения внутрихозяйственных операций, которое включает в себя организационный отдел, отдел персонала и руководство; подразделения осуществляющего банковский надзор и подразделения по проведению банковских операций. Руководство главным управлением осуществляет президент, который подотчетен перед соответствующими профильными департаментами аппарата центрального подчинения. В главных управлениях размещены внешние подразделения аппарата центрального подчинения, такие, как юридический департамент, департамент аудита и департамент информационных технологий.
Помимо главных управлений, в Германии сохраняется одноуровневая филиальная структура Федерального банка. Особенностью последней реформы стало ликвидация различий между филиалами и отделениями. Бывшие отделения кассовых операций были преобразованы в подчиненные операционные подразделения. Сокращено количество филиалов со 180 в 2002 г. до 45 филиалов в 2007 г. Перераспределение функций между правлением, аппаратом центрального подчинения, главными управлениями и филиалами еще не завершено. Законом о Немецком федеральном банке устанавливаются пределы автономии центрального банка, его независимость от указаний правительства; в частности, он поддерживает экономическую политику правительства лишь в той мере, в какой она не противоречит сохранению покупательной силы денег. Члены Федерального правительства имеют право участвовать в заседаниях совета центральных банков. Они не имеют право голоса, но имеют право вносить предложения.
Основными задачами центрального банка Германии выступают: регулирование денежного обращения, кредитное обеспечение экономики, осуществление платежного оборота. В связи с этим его главными функциями являются: . монопольная эмиссия банкнот; . «банк банков»; . «банк правительства»; . регулирование экономики по средством проведения денежно-кредитной политики; . контроль и надзор за коммерческими банками; . управление золотовалютными резервами. Немецкий федеральный банк имеет исключительное право выпускать банкноты и изымать их из обращения. Размер банкнотной эмиссии согласуется с планами эмиссионной деятельности Европейского центрального банка. Как «банк правительства» Федеральный банк осуществляет расчеты правительства, обслуживая его текущие счета. Основной объем чековых и безналичных расчетов, а также оборотов векселей государственного сектора внутри страны осуществляется через Федеральный банк и его филиалы. Федеральный банк имеет право косвенного кредитования правительства. Прямое кредитование государства с 1995 г. в ФРГ, как и в других странах - членах ЕС, запрещено. В этой связи Федеральный банк имеет право покупать определенные векселя, кратко- и среднесрочные казначейские обязательства, а также долговые обязательства, допущенные к обязательной торговле на бирже. В то же время Федерация, особые её фонды и земли должны выпускать долговые обязательства и казначейские векселя в первую очередь через Федеральный банк, в противном случае выпуск необходимо согласовывать с ним. Функция «банка банков» предполагает обслуживание банковских организаций, в частности хранение официальных обязательных резервов, открытие текущих счетов коммерческих банков и проведение расчетов по ним, кредитование под залог ценных бумаг. При этом банк покупает определенные ценные бумаги с оставшимся сроком действия до одного года при условии, что продавец (коммерческий банк) вновь купит эти ценные бумаги в момент истечения срока. В рамках сделок рефинансирования с кредитными учреждениями Федеральный банк устанавливает ставку учетного процента, процентную ставку ломбардных кредитов и определяет дисконтную политику. Он осуществляет контроль и надзор за кредитными организациями. Задачи в области банковского надзора решаются преимущественно главными управлениями, в то время как филиалы осуществляют банковские операции, прежде всего связанные с денежной наличностью.
В рамках проведения денежно-кредитного регулирования Немецкий федеральный банк, как и другие центральные банки мира, использует определенные методы, среди которых особое место занимает политика норм обязательного резервирования. Федеральный банк в соответствии с Законом о центральном банке может устанавливать процентные ставки на обязательства по вкладам до востребования в размере не больше 30%, на срочные вклады - не больше 20%, на сберегательные вклады - не больше 10%, а на обязательства перед иностранными институтами банк может устанавливать процентную ставку до 100%. Функция хранения золотовалютных резервов предполагает возможности регулирования платежного баланса и корректировки валютного курса. На август 2008 года золотовалютные резервы страны составляли 36,5 миллиарда евро (табл. 2).
Таблица 2 - Крупнейшие страны-держатели официальных золотых резервов
Центральный банк Германии, как и в других странах не имеет своей цели получение прибыли, однако если она была получена по сделкам с кредитными учреждениями, по сделкам на открытом рынке и другим сделкам, то распределение осуществляется следующим образом: 20% прибыли отчисляется в нормативный резерв, 10% - для формирования других резервов, которые в целом могут превышать суммы основного капитала, а оставшаяся сумма должна быть перечислена Федерации. Деятельность Федерального банка постоянно контролируется органами власти. В этой связи Совет центральных банков с согласия Федерального правительства назначает аудиторские проверки годового отчета Немецкого федерального банка. Опираясь на отчет, Федеральная счетная палата проводит ревизию банка и выносит заключение, которое передается федеральному Министерству финансов. Так как Немецкий федеральный банк выступает в качестве составляющей части Европейского центрального банка, то он отчитывается перед ним о проводимой политике, всех сферах свое деятельности.
Алекс Вебер (Президент Бундесбанка): «В Германии действует система регулирования деятельности кредитных организаций не только на национальном, но и на европейском уровнях. Наша задача добиться такого качества надзора, который будет максимально адаптирован к европейским стандартам. Как известно, основные цели регулирующего органа - защита вкладчиков от неэффективного менеджмента в банках, недопущение мошенничеств, поддержание стабильности бизнеса посредством предотвращения системных рисков. Бундесбанк имеет большой опыт работы на финансовом рынке, у нас налажены тесные деловые связи с кредитными институтами страны. И поэтому Федеральное ведомство по контролю над финансовой деятельностью (BaFin) именно нам поручило заниматься оперативным надзором. В частности, Бундесбанк анализирует отчетные документы, поступающие от кредитных организаций, а также проводит регулярные проверки».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|