Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЕЭС. Когда? Кто вошел? Цель?




Демократизация-

это (democratization). Процесс превращения в демократию (democracy). Слово впервые использовал в 1888 г. Брайс, отождествив демократизацию с процессом, начало которому положила Французская революция (French Revolution). Если понятие демократии приравнять к понятию права участия в голосовании, то получится, что первая волна демократизации нарастала медленно. Распространяясь из Франции и некоторых североамериканских штатов на большинство промышленно развитых стран мира с 1790-х до 1914 г. Впрочем "волна" не совсем точная метафора для процесса, который в течение указанного периода отнюдь не был односторонним. И во Франции, и в США порой избирательное право урезалось. Если же считать демократию чем-то более широким, чем избирательное право, то точно сказать, существовала ли демократизация в XIX в., вообще трудно. В частности, одни режимы между 1789 и 1914 гг. действительно стали более либеральными, другие – менее, так что подвести общий итог невозможно. Как после 1-й, так и после 2-й мировых войн имели место процессы демократизации. Автором первой был Вудро Вильсон (Wilson) поддержавший идею самоопределения, вторую – движения за независимость в колониях. Однако фашизм остановил и направил вспять первую волну, а провал Вестминстерской модели (Westminster model) в бывших колониях – вторую. Так называемая "третья волна", принесшая демократию в некоторые страны Латинской Америки и бывшего Советского блока поднялась в конце 1970-х гг. Общей причины у этих событий нет. Существует статистическая связь между демократизацией и либерализацией экономики, но нет общепризнанной связи причин, обуславливающих этот феномен. Таким же образом демократизацию нельзя отождествлять с политической либерализацией, хотя каждое из этих явлений может способствовать возникновению другого. Этот же термин использую для характеристики процесса предоставления больших прав при контроле деятельности общественных организаций и компаний.

Холодная война-

это состояние военно-политической конфронтации государств и групп государств, при которой ведется гонка вооружений, применяются экономические меры давления, осуществляется организация военно-стратегических плацдармов и баз. «Холодная война» возникла вскоре после Второй мировой войны. В основном закончилась во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. главным образом в связи с демократическими преобразованиями во многих странах бывшей социалистической системы.
Начало конфронтации:
После Второй мировой войны единство стран-победительниц не могло сохраняться долго. СССР, с одной стороны, и США, Великобритания и Франция — с другой, представляли различные социальные системы. Обе стороны стремились к расширению территории, в которых были распространены именно их общественные порядки. СССР стремился получить доступ к ресурсам, которые прежде контролировались капиталистическим странами. Прокоммунистические и просоветские партизанские движения развернулись в Греции, Иране, Китае, Вьетнаме и других странах. США и их союзники стремились сохранить свое господство в Западной Европе, Азии, Африке и Латинской Америке.
Разоренные войной жители Европы и Азии с большим интересом относились к опыту быстрого индустриального строительства в СССР. Информация о Советском Союзе нередко была идеализирована, и миллионы людей надеялись, что замена капиталистической системы, переживавшей тяжелые времена, на социалистическую, может позволить быстро преодолеть разруху.
«Холодная война» вызвала раскол мира на два лагеря, тяготевших к СССР и США. Конфликт между СССР и бывшими союзниками происходил постепенно. 5 марта 1946, выступая в присутствии президента США Трумэна в Фултоне, У. Черчилль обвинил СССР в развертывании мировой экспансии, в наступлении на территорию «свободного мира», то есть той части планеты, которая контролировалась капиталистическими странами. Черчилль призвал «англосаксонский мир», то есть США, Великобританию и их союзников дать отпор СССР. Крылатыми стали его слова о разделе Европы «железным занавесом». Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «холодной войны». Однако в США было немало противников конфронтации с СССР.
Но в 1946—1947 гг. СССР усилил давление на Грецию и Турцию. В Греции шла гражданская война, а от Турции СССР требовал предоставления территории для военной базы в Средиземном море, что могло быть прелюдией к захвату страны. В этих условиях Трумэн заявил о готовности осуществлять «сдерживание» СССР во всем мире. Эта позиция получила название «доктрины Трумэна» и означала прекращение сотрудничества между победителями фашизма.
Однако фронт «холодной войны» пролегал не между странами, а внутри них. Около трети населения Франции и Италии поддерживало компартии. Бедность разоренных войной европейцев была питательной почвой для успеха коммунистов. В 1947 США выдвинул план Маршалла по предоставлению странам Европы материальной помощи для восстановления экономики. За это США требовали политических уступок: европейцы должны были сохранить частнособственнические отношения и вывести коммунистов из своих правительств. Это закрепило раскол Европы на режимы, принявшие американские условия и подчинившихся СССР, который выступил против такого плана. Под давлением СССР к концу войны в Восточной Европе резко усилились позиции коммунистов и их союзников. В этих странах возникли режимы «народной демократии». Политический раскол Европы дополнился социально-экономическим. Линия раскола прошла через территорию Германии, из которой в 1949 выделились Федеративная республика Германия и Германская демократическая республика. Но блокада Западного Берлина, предпринятая СССР в 1948—1949 гг., не удалась.
«Холодная война» требовала укрепления коммунистического движения, в которое за время войны пришли новые люди, часто — демократически настроенные. В 1947 крупнейшими европейскими компартиями вместо Коминтерна был создан Комиинформ, который должен был согласовывать деятельность коммунистов в разных странах. Однако Комиинформ был использован для осуждения попыток восточноевропейских коммунистов искать свои варианты движения к социализму. Эта политика привела к советско-югославскому конфликту и развертыванию массовых репрессий в Восточной Европе. В 1948 в СССР также развернулись репрессивные кампании против всех, кто мог иметь культурные контакты с внешним миром. Репрессии, направленные против инакомыслящих, начались и в странах Запада, прежде всего в США. Эти события получили известность как «охота на ведьм».
В апреле 1949 США, Канада и большинство стран Западной Европы создали военный союз — Североатлантический блок (НАТО). СССР и страны Восточной Европы в 1955 ответили на это созданием своего военного союза — Организации Варшавского договора.
Сразу же после начала «холодной войны» страны Дальнего Востока превратились в арену ожесточенной борьбы между сторонниками коммунистических идей и прозападного пути развития. Значение этой борьбы было очень велико, поскольку в Тихоокеанском регионе находились огромные людские и сырьевые ресурсы. Стабильность капиталистической системы во многом зависела от контроля над этим регионом. После победы коммунистов в Гражданской войне в Китае 1946—1949 гг. коммунистическая экспансия на Дальнем Востоке усилилась. США и другие страны Запада предпочли жесткий военный ответ на коммунистический вызов, что привело к национально-освободительной войне во Вьетнаме 1946—1954 гг. и Корейской войне. Втягивание стран Запада в войны в Азии существенно ослабили их стратегические позиции. Одновременно происходил крах колониальной системы.
Соперничество СССР и США неизбежно вело к наращиванию вооружений обоими блоками — социалистическим и капиталистическим. Целью противников было достичь превосходства именно в области атомного, а затем ядерного оружия, а также в средствах его доставки. Вскоре таким средствами помимо бомбардировщиков стали ракеты. Началась гонка ракетно-ядерных вооружений. Первоначально лидером в гонке были США. Они располагали атомным оружием, впервые опробованным еще в августе 1945 г. Планы американского генерального штаба предусматривали применение атомного оружия против СССР и его союзников в случае военного конфликта. Советский Военно-промышленный комплекс прикладывал все усилия, чтобы создать собственную атомную бомбу. Над этой задачей работали советские ученые и разведчики. Некоторые инженерные решения удалось получить по каналам разведки из секретных американских учреждений, но эти данные нельзя было бы использовать, если бы советские ученые не подошли вплотную к созданию атомного оружия самостоятельно. Создание атомного оружия в СССР было вопросом времени, но этого времени не было, поэтому данные разведки имели большое значение. В 1949 СССР испытал собственную атомную бомбу. Эта новость вызвала шок у американского руководства. Наличие бомбы у СССР удержало США от применения атомного оружия в Корее, хотя такая возможность и обсуждалась высокопоставленными американскими военными.
В 1952 США испытали термоядерное устройство. В 1953 СССР испытал термоядерную бомбу. С этого времени США до 1960-х гг. обгоняли СССР лишь в количестве бомб и бомбардировщиков, то есть количественно, но не качественно — у СССР было любое оружие, которым располагали США. Эти два государства были самыми могущественными в мире — сверхдержавами.
В 1953 после смерти Сталина новое советское руководство стало искать пути улучшения отношений с Западом.
От конфронтации к «разрядке»
В 1953—1954 гг. были прекращены войны в Корее и Вьетнаме. В 1955 СССР установил равноправные отношения с Югославией и ФРГ. Великие державы договорились также предоставить нейтральный статус оккупированной ими Австрии и вывести из страны свои войска.
В 1956 ситуация в мире снова обострилась из-за Суэцкого кризиса и Венгерских событий 1956. Но на этот раз сверхдержавы избежали конфронтации. В 1958 США выступил с так называемой «доктриной Эйзенхауэра», которая предусматривала возможность военного вмешательства США во всех случаях, когда революционные движения угрожают стабильности легитимных режимов. США, таким образом, взяли на себя функции мирового полицейского. Вскоре это привело их к втягиванию в длительную войну в Индокитае.
Лидер СССР, первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев в этот период не был заинтересован в усилении конфронтации. Позиции СССР в мире были прочными, СССР опережал США в освоении космоса, что было символом успехов научно-технической революции в Советском Союзе. В 1959 Хрущев посетил США. Это был первый в истории визит советского лидера в Америку. Но в 1960 отношения между СССР и США снова ухудшились из-за инцидента с американским самолетом У-2, вторгшимся в воздушные пределы СССР.
В 1960 на президентских выборах в США победил Дж. Кеннеди. Он построил свою предвыборную кампанию на идее угрозы отставания Америки от Советского Союза. Кеннеди выдвинул лозунг «новых рубежей». Америка и ее союзники должны были выйти на новые рубежи, как в техническом, так и в военно-политическом отношении. Доктрина сдерживания коммунизма была признана недостаточной, необходимо было контрнаступление против коммунистической экспансии.
Сразу после своего прихода к власти Кеннеди предпринял попытку свержения прокоммунистического режима Ф. Кастро на Кубе, операция на Плайя-Хирон провалилась. Не успел Кеннеди оправиться от этого поражения, как его настиг новый кризис. На первой же встрече с новым американским президентом в апреле 1961 Хрущев потребовал изменить статус Западного Берлина — очага западной цивилизации, со всех сторон окруженного территорией социалистической ГДР. Кеннеди выступил против, и развернулся Берлинский кризис 1961 г.
В 1962 ракетно-ядерное соперничество достигло своего пика в Карибском кризисе. Этот кризис многому научил как советское, так и американское руководство. Лидеры сверхдержав осознали, что они могут привести человечество к гибели. Подойдя к опасной черте, «холодная война» пошла на спад. В ходе кризиса СССР и США впервые договорились об ограничении гонки вооружений. Кеннеди выступил за более реалистичный курс в отношении СССР, за решение спорных вопросов путем переговоров. На случай чрезвычайных обстоятельств между президентом США и первым секретарем ЦК КПСС была установлена прямая телефонная связь («горячая линия»).
Ученые всего мира указывали на такое опасное последствие гонки вооружений, как испытания ядерного оружия. 15 августа 1963 был заключен Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах.
Заключение договора 1963 не означало окончания «холодной войны». Уже в следующем году, после гибели президента Кеннеди в ноябре 1963, соперничество двух блоков обострилось. Но теперь оно было вытеснено подальше от границ СССР и США — в Юго-Восточную Азию, где развернулась война во Вьетнаме.
В середине 1960-х гг. сверхдержавы столкнулись с большими трудностями (советско-китайский конфликт, война в Индокитае), которые заставили их перейти от «холодной войны» к налаживанию более миролюбивых отношений, к политике «разрядки» международной напряженности.
Обострение «холодной войны» в 1979—1985 гг.
Во время разрядки были приняты важные документы по Ограничению стратегических вооружений. Однако, ограничив общие объемы ядерного оружия и ракетной техники, эти соглашения почти не касались размещения ядерного оружия. Между тем сверхдержавы могли сконцентрировать большое количество ядерных ракет в наиболее опасных точках мира, даже не нарушая согласованные общие объемы ядерных вооружений. Это привело к ракетному кризису 1979—1987 гг.
Окончательно разрядку похоронило вторжение советских войск в Афганистан в ходе Афганской войны в декабре 1979. Еще больше отношения между блоками ухудшились после подавления профсоюзного объединения «Солидарность» в Польше. В 1980—1982 гг. США вели против СССР серию экономических санкций. В 1983 президент США Р. Рейган назвал СССР «империей зла» и призвал ликвидировать ее. Началась установка новых американских ракет в Европе. В ответ на это генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов \прекратил все переговоры с США. Мир подошел к грани третьей мировой войны почти также близко, как и во время Карибского кризиса.
В 1983 Рейган выдвинул идею Стратегической оборонной инициативы, идеи «звездных войн» — космических систем, которые могли бы защитить США от ядерного удара. Эта программа осуществлялась в обход договора по ПРО. У СССР не было технических возможностей для создания такой же системы. Несмотря на то, что США тоже были далеки от успеха в этой области, коммунистические лидеры осознали, что могут проиграть «холодную войну».
Перестройка и «новое мышление:
К середине 1980-х гг. страны «реального социализма» вошли в полосу кризиса. Бюрократическая экономика (административно-командная система уже не могла обеспечить растущие потребности населения и с трудом выдерживали гонку вооружений). СССР все труднее было нести бремя «холодной войны», поддерживать союзные режимы по всему миру, вести войну в Афганистане. Все более заметным и опасным было техническое отставание СССР от капиталистических стран.
В марте 1985 к власти в СССР пришел новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев. В 1985—1986 гг. он провозгласил политику широких преобразований, известных как перестройка. Эти преобразования предполагали улучшение отношений с капиталистическим странами на основе равноправия и открытости («новое мышление»). Горбачев пытался добиться улучшения отношений со странами Запада. В ноябре 1985 он встретился с Рейганом в Женеве и предложил значительно сократить ядерные вооружения в Европе. Решить проблему было еще нельзя, потому что Горбачев требовал отмены СОИ, а Рейган не уступал. Но два президента лучше узнали друг друга, что помогло им договориться позднее. После неудачной встречи в Рейкьявике в 1986 два президента, наконец пришли к соглашению в Вашингтоне в декабре 1987: американские и советские ракеты среднего радиуса действия выводились из Европы. В 1989 в ходе восточноевропейских революций 1989 г. «железный занавес» рухнул.
В феврале 1989 начался вывод советских войск из Афганистана. Были сняты проблемы, вызвавшие обострение международной напряженности не только в 1979—1980 гг., но и в 1946—1947 гг. Поэтому можно констатировать фактическое прекращение «холодной войны» уже в 1990. Уровень отношений между СССР и странами Запада вернулся к состоянию до «холодной войны». Ее вспоминали лишь для того, чтобы провозгласить ее окончание, как это сделал президент Дж. Буш, объявив о победе в «холодной войне» после распада СССР, и президенты Б. Н. Ельцин и Буш, заявив о ее прекращении в 1992. Однако связь между прекращением «холодной войны» и распадом СССР является опосредованной. У них общая причина – кризис социальной системы СССР.

 

Биполярный мир-

это двухполюсная структура мировых политических сил. Термин отражает реальное противостояние в мире. Мир после Великой французской революции характеризовался противоречиями между нациями-государствами, и на основании этого определяется как многополюсный. После Великой Октябрьской революции ведущим стало противостояние между двумя социальными системами — капитализмом и социализмом, мир этого периода называется соответственно биполярным. После 2-й мировой войны лидирующее место среди западных стран заняли США, среди коммунистических — СССР. Обе страны обладали статусом великих держав, были победителями в войне, выступали центрами экспансии своих идеологий и обладали ядерным оружием. Поэтому в период холодной войны прежнее более “рыхлое” биполярное противостояние капитализма и социализма перешло в более жесткое силовое противостояние США - СССР.

По словам Г. Киссинджера, мир может быть однополярным (имеющим гегемонию), биполярным или пребывающим в хаосе. В настоящее время мир стал однополярным, хотя перспективы хаоса при этом нельзя исключить, как нельзя исключить и объединение “остального” мира в качестве полюса.

СЭВ. Когда? Кто? Зачем?

В 1945-1947 гг. в Восточной Европе дружественные СССР коммунистические и рабочие партии стали правящими США и союзная им Англия не смогли предотвратить подобное развитие событий. В 1948 г. СССР заключил договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи с большинством восточноевропейских стран. В январе 1949 г. СССР и ряд стран Восточной Европы создали экономический союз - Совет экономической взаимопомощи (СЭВ).

Образование СЭВ.

СССР

Албания (февраль 1949-1961 г.)
Венгрия
Чехословакия
Румыния
Польша
Болгария

СЭВ (Январь 1949г.)  
ГДР (с сентября 1950 г.)


Куба (с 1972 г.)
Монголия (с 1962 г.)

 

ОВД. Когда? Кто? Зачем?

Термин милиция начали употреблять ещё в Российской Империи. По историческим данным первый раз он употребился в 1146 году и значился народным ополчением из местного населения, во времена смуты. После изменений, которые, внес, Петр I это именование стало, устаревшим. Во время Отечественной войны 1812 года этот термин получил второе рождение, так стали называться народное ополчение и партизанские отряды действовавшие против Великой армии Наполеона. С тех времен и до нашего времени его принято называть просто ополчением.

Далее идея замены постоянной армии ополчением вооружённого народа — народной милицией — получила распространение и теоретическое обоснование в левых революционных кругах, в том числе в работах В. И. Ленина. Он так обосновывал это: «На вопрос о том, почему явилась надобность в особых, над обществом поставленных, отчуждающих себя от общества, отрядах вооруженных людей (полиция, постоянная армия), западноевропейский и русский филистер склонен отвечать парой фраз, заимствованных, у Спенсера или у Михайловского, ссылкой на усложнение общественной жизни, на дифференциацию функций и т. п. Такая ссылка кажется „научной“ и прекрасно усыпляет обывателя, затемняя главное и основное: раскол общества на непримиримо враждебные классы.» Отсюда Ленин как раз и ставит вопрос о создании милиции — как отрядов самообороны пролетариат

§ Министерство внутренних дел (МВД) — центральный орган управления в системе правоохранительных органов Российской Федерации. Федеральное министерство, подчинённое напрямую Президенту Российской Федерации. Осуществляет общее централизованное руководство всеми органами внутренних дел и внутренними войсками в стране. Во главе — Министр внутренних дел Российской Федерации, воинское (специальное) звание, соответствующее штатной должности — генерал-полковник — генерал армии.

§ Департамент — подразделение Министерства, осуществляющее руководство органами и войсками внутренних дел в пределах функциональной компетенции: Департамент уголовного розыска, Департамент собственной безопасности, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Организационно-инспекторский департамент, Правовой департамент, Департамент тыла, Финансово-экономический департамент, Главное командование внутренних войск МВД РФ (на правах департамента). Департамент осуществляет руководство подчинёнными подразделениями органов и войск внутренних дел: Округами внутренних войск, Главными управлениями, Управлениями и отделами внутренних дел.

§ Главное управление внутренних дел (ГУВД) — осуществляет руководство органами внутренних дел в пределах своей компетенции, ограниченной либо территориально (ГУВД по субъекту Федерации), либо функционально (отвечает за определённый круг задач органов внутренних дел: Главное управление по борьбе с экономическим преступлениями — подразделение в составе центрального аппарата министерства). ГУВД стоят над управлениями (УВД) или отделами внутренних дел. В Субъектах РФ, имеющих численность населения более 2-х млн. человек или особый статус в силу определённых обстоятельств, как правило, осуществляют свою деятельность Главные управления внутренних дел (ГУВД г. Москвы, ГУВД Московской области и т. п.).

§ Управление внутренних дел (УВД) — орган управления в системе внутренних дел, имеет статус ниже ГУВД, но выше отделов внутренних дел. Бывают территориальные, функциональные в составе Министерства или ГУВД. По своей штатной структуре приравниваются, как правило, дивизии внутренних войск, во главе: генерал-майор (редко — генерал-лейтенант). Если УВД входит в состав вышестоящего УВД, тогда по штату равны бригаде, начальник УВД — полковник.

§ Министерство внутренних дел субъекта Российской Федерации — осуществляет общее руководство органами внутренних дел в пределах данного субъекта федерации. В зависимости от штатной структуры, определяемой численностью населения и прочими факторами, приравнивается к ГУВД или УВД.

§ Отдел внутренних дел (ОВД). Основной орган управления в системе внутренних дел РФ. Подчиняется УВД, бывает: территориальное (ОВД района, города областного подчинения: РОВД или ГОВД), в этом случае осуществляет руководство всей деятельностью по обеспечению правопорядка в пределах компетенции органов внутренних дел в пределах административной территории; функциональное: например отдел уголовного розыска УВД.

§ Отделение внутренних дел или Отделение милиции — территориальное (реже — функциональное) подразделение внутри отдела или управления внутренних дел.

 

 

НАТО. Кто? Когда? Зачем?

Канада
США

 

 


Англия

 

Франция
Люксембург
Дания
Португалия
НАТО (4 апреля 1949 г.)
Греция (1952 г.)
Турция (1952 г.)
Бельгия
Голландия
Исландия
Норвегия
Италия

 

 


Франция (1966 г., вышла из НАТО)

После вошли:

ФРГ(1954 г.), Польша (1999 г.), Чехия(1999 г.), Венгрия (1999 г.), Болгария (2004 г.), Литва(2004 г.), Латвия(2004 г.), Эстония (2004 г.), Румыния(2004 г.), Словакия(2004 г.), Словения(2004), Хорватия(2008 г.), Албания (2008 г.)

Так началось становление военно-политических союзов. Руководители США понимали, что, оказывая помощь странам Западной Европы по плану Маршала, они тем самым способствуют возрождению своих конкурентов на мировым рынке заставить считаться их с интересом Америки могло только наличие общего противника в лице СССР.

СССР не желала допустить сближения государств Восточной Европы с западноевропейскими на основе общих экономических интересах. Помещать этому можно было, подтолкнув страны, освобожденные от фашизма Советскими войсками, к построению социализму и заключению союза с СССР.

ЕЭС. Когда? Кто вошел? Цель?

Основательницами ЕЭС были 6 стран Западной Европы: ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург.

Основные цели ЕЭС были:

ликвидация в торговле между странами-участницами таможенных пошлин и количественных ограничений; установление единого таможенного тарифа и проведение единой торговой политики по отношению к треть­им странам; обеспечение свободной конкуренции в Общем рынке и т.д.

В начале 1961 г. контингентирование было упразднено странами ЕЭС, а с 1 июля 1968 г. были устранены таможенные пошлины внутри «шестерки». Одновременно был введен Единый таможенный тариф в торговле с третьими странами. С 1 июля 1973 г. были упразднены таможенные пошлины также в при­соединившихся к «шестерке» Греции, Испании и Португалии. Для последних трех стран был установлен переходный период.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...