Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная структура общества: механизмы взаимодействия основных элементов.




«Понятие социальной структуры.

Понятие «структура» восходит к латинскому слову «struere», которое означает «строить» или «соединять». Поначалу это слово использовалось преимущественно в архитектуре, но начиная с XVII столетия оно получает более широкое и обобщенное применение и начинает встречаться также в анатомии и грамматике. В XVIII в. понятие структуры стало сравнительно обычным в разных естественнонаучных дисциплинах, прежде всего в биоло­гии. Под «структурой» биологи понимали относительно стабильные отношения, которые господствуют между организмом как целым и его частями. Характер взаимо­действия различных частей жизнедеятельности организма назвали его «функциями». Английский социолог Г. Спен­сер (1820—1903), как и многие другие мыслители-обще­ствоведы того времени, интересовался естественными на­уками, и в немалой степени — развитием биологии. Он ввел понятия «структура» и «функция» в свою социологи­ческую теорию и подробно их рассмотрел в рамках боль­шого труда «Принципы социологии».

Однако структурную общественную перспективу в том смысле, что общество рассматривается как целое, где части идентифицируются и получают значение через свои отношения с целым, Спенсер не изобрел. Такой взгляд представлен, например, у Огюста Конта (1798—1857) и Карла Маркса (1818—1883), да и вообще структурная пер­спектива с самого начала доминировала в социологичес­кой традиции. Вся история становления науки социоло­гии связана с формированием взгляда на общество как на надындивидуальную структуру. Именно представление, что социальные единицы являют собой нечто большее, чем сумму индивидов, и что общество живет и движется по своим законам, а не по желаниям отдельных своих чле­нов, было фундаментальной основой для притязаний со­циологии на собственную область познания. В границах этой доминирующей традиции базовыми терминами для понятийного аппарата являются «структура» и «функция».

«В обществах, обычно изучаемых антропологами, соци­альная структура может включать решающие или осново­полагающие отношения, которые возникают сходным образом из классовой системы, основанной на отношени­ях с землей. Другие аспекты социальной структуры возни­кают из участия в других видах устойчивых групп, таких как кланы, касты, возрастные группы или тайные обще­ства. Другие существенные отношения опять-таки связа­ны с положением в системе родства». Большинство дефиниций содержат понятие расстановки положений или ста­тусов. Большинство включает институционализацию и устойчивость групп и отношений.

Наиболее общим образом социальная структура может быть определена как черты социального целого (общества или группы в пределах общества), которые имеют опреде­ленное постоянство во времени, взаимосвязаны и опреде­ляют или обусловливают в значительной степени функци­онирование этой целостности как таковой и деятельность ее членов.

Из этого определения можно вывести несколько идей, содержащихся в понятии социальной структуры. Понятие социальной структуры выражает идею, что люди форми­руют социальные отношения, которые не произвольны и случайны, но обладают некоторой регулярностью и посто­янством. Понятие также относится к наблюдению, что социальная жизнь не аморфна, но дифференцирована на социальные группы, позиции и институты, которые явля­ются взаимозависимыми или функционально взаимосвя­занными. Эти дифференцированные и взаимосвязанные характеристики человеческих групп, хотя и образуются социальными действиями индивидуумов, — не являются прямым следствием их желаний и намерений; напротив, индивидуальные предпочтения формируются и ограничи­ваются социальной средой. Другими словами, понятие социальной структуры подразумевает, что люди не полно­стью свободны и автономны в выборе своих действий, но ограничены социальным миром, в котором они живут, и социальными отношениями, в которые они вступают друг с другом.

Социальная структура иногда просто определяется как устоявшиеся социальные отношения — регулярные и по­вторяющиеся аспекты взаимодействий между членами данного социального целого. Даже на этом описательном уровне понятие социальной структуры является предель­но абстрактным: в него входят только определенные эле­менты текущих социальных действий. В самом простом определении «социальная структу­ра» — это модель повторяющегося (устойчивого) поведения. Несомненно, гораздо более общепринятым является определение, идущее от социологов XIX в., сравнивавших общество с машиной или биологическим организмом: со­циальная структура понимается как устойчивые, упорядо­ченные отношения между элементами (частями) обще­ства. Здесь возникают разногласия в понимании того, что же такое «элемент». Одни ученые считали элементами группы людей, другие — социальные роли, чаще всего — социальные институты как организующие, упорядочива­ющие модели социального поведения. Функционалисты уточняли, что социальные структуры — это функциональ­ные отношения между социальными институтами, кото­рые являются функционально базовыми предпосылками существования общества Социологи, как правило, предпочитают использовать понятие социальной структуры с целью объяснения кон­кретных явлений. При таком подходе могут возникать определенные трудности, поскольку социальная структу­ра является не непосредственно наблюдаемой реальнос­тью, а скорее абстрактной формулой. Кроме этого есть и другие проблемы, связанные с использованием понятия «социальная структура». Социальная структура критику­ется как понятие овеществленное, как ненаблюдаемый и, следовательно, неверифицируемый феномен. В этом по­нятии заложено также отрицание человеческого творчес­кого начала и свободы, поскольку оно наводит на мысль о детерминированности человеческого действия структу­рами. Можно, однако, дать ответ на эту критику, проде­монстрировав то, как это сделали П. Бергер и Т. Лукман, каким образом социальные структуры сами конструиру­ются в процессе человеческой деятельности.

Таким образом, единого мнения о понятии социальной структуры в социологии не существует, несмотря на его широко распространенное использование. Употребляемое определение зависит от теоретического подхода. Так, Гер­берт Спенсер стремился показать, каким образом социаль­ная структура, понимаемая как аналогичная биологическо­му организму, становилась все более дифференцированной

и специализированной в результате «социальной эволю­ции». С другой стороны, Маркс подчеркивал первостепен­ную важность базиса (инфраструктуры) и более или ме­нее зависимой надстройки как двух главных компонентов социальной структуры.

В целом разногласие существует относительно того, состоит ли большинство решающих элементов социаль­ной структуры из «поверхностных» правил, ролей и соци­альных учреждений, или же они являются механизмами и процессами, которые скрыты от взора, но подкрепляют социальную жизнь, как по Марксу или Леви-Строссу.

Хотя сосредоточенность на взаимосвязи социальных частей может рассматриваться в качестве одной из опре­деляющих особенностей социологии, есть множество ого­ворок относительно словоупотребления понятия социаль­ной структуры.

Особенно много оговорок относительно уместности механических и биологических аналогий и использования концепций гомеостаза, функции и социальной системы в социологии.

Ясно, что социальные структуры не обладают относи­тельно четкими границами во времени и пространстве, присущими многим физическим и большинству биологи­ческих структур, равно как и точно идентифицируемыми тенденциями к гомеостазу у органических структур.

Социальная структура есть качественная определен­ность общества, поэтому изменение первой выражает ко­ренной, качественный сдвиг во втором. Структура соци­ального объекта обеспечивает необходимую устойчивость функционировании взаимосвязанных социальных эле­ментов (т. е. групп и институтов), позволяющих накапли­вать количественные изменения вплоть до того момента, когда наступает историческая необходимость структурных сдвигов в обществе. Относительный консерватизм соци­альной структуры выступает как момент динамизма обще­ственных процессов в целом.

Необходимо учитывать особенности складывания и развития социальных структур конкретных обществ как неких целостностей, в рамках которых и происходит вос­производство материальных средств существования и са­мого человека. В этом смысле данные целостности назы­ваются «социальными организмами», поскольку их основной функцией является обеспечение вступающим в контакты людям необходимых условий для воспроизвод­ства средств существования и самовоспроизводства.

В число таких условий входят: единство территории, единство экономической жизни, общность языка (или наличие языка, служащего, наряду с другими, средством общения), единство социальных норм, стереотипов и цен­ностей, позволяющих группам людей устойчиво взаимо­действовать, и т. д. Подобными социальными организма­ми в современном обществе следует, видимо, признать национально-государственные общности. В отличие от других социальных совокупностей, они охватывают взаи­моотношения и взаимосвязи классов и иных социальных групп, выявляют в них общее, а не особенное. Их важней­шей функцией и является объединение социальных групп в некую целостность, в рамках которой могут осуществ­ляться социальные взаимодействия, происходить соци­альные процессы» [7, c. 163-168].

«Мы уже отмечали, что общество как целостная система структурировано, т.е. обладает определенным строением, взаимо­расположением и связью составляющих его частей. Подчеркива­лось также, что общество не есть механическая совокупность ин­дивидов или ценностей, норм, которыми они руководствуются, а представляет собой сложную систему социальных взаимодейст­вий, в которые вступают между собой индивиды, ценности, нор­мы. Но в процессе социального взаимодействия индивиды объе­диняются в определенные социальные группы, общности, которые и образуют исходные компоненты социальной структуры, своеоб­разные «социальные кирпичики», составляющие в своих различ­ных конфигурациях живую ткань общественного организма.

Одни социологи определяют и исследуют социальную структуру с точки зрения статусных и ролевых различий, влияю­щих на содержание и направленность социальных отношений; другие, напротив, анализируют социальную структуру, исходя из различных моделей социальных отношений, из которых выводятся статусные и ролевые различия между людьми. Но и в первом и во втором случае речь идет о социальных отношениях, возникающих только в пределах взаимодействия людей, объединяющихся в те или иные социальные группы, общности. Поэтому вполне обосно­ванно можно дать следующее определение исследуемому соци­альному феномену. Социальная структура общества есть сово­купность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаи­модействий между ними.

Важнейшая отличительная особенность социальной струк­туры заключается в том, что она тождественна системным (эмерд-жснтным) свойствам комплекса составляющих ее элементов, т.е. свойствам, не характеризующим отдельные элементы этого ком­плекса. В любой структуре можно выделить элементы, состав­ляющие собственно структуру, и комплекс элементов, из которых структура строится. Сумма всех деревьев остается неизменной не­зависимо от того, стоит ли каждое дерево на отдельном участке или же все деревья составляют лес, т.е. определенную экологиче­скую структуру. Структура социальной группы также отличается от совокупности составляющих ее членов теми свойствами, кото­рые не могут быть использованы для описания отдельных членов группы, так как они характеризуют отношения и взаимодействия большинства или всех этих членов и, следовательно, относятся ко всей группе как целому, например, свойствами сплоченности. Та­ким образом, социологический анализ социальной структуры ко­ренным образом отличается от изучения составляющих ее элемен­тов (индивидов, норм, ценностей, социальных статусов, ролей, по­зиций и т.п.), поскольку такое исследование сосредоточено на сис­темных, эмерджентных (не сводимых к сумме составляющих элементов) свойствах именно совокупности элементов, характери­зующих не отдельные из них, а способ их сочетания, отношений и взаимодействий между ними.

Социальная структура многогранна и многокомпонентна, но ее основанием, исходными «клеточкам», «кирпичиками», из мно­жества которых создается многоэтажное здание такой структуры, являются социальные группы.

Что же такое социальная группа? Отвечая на этот вопрос, выдающийся американский социолог Р. Мертон утверждал: соци­альная группа - это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принад­лежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Характерными особенностями и признаками социальной группы являются:

1. Определенный способ взаимодействия между ее членами.Например, члены одной театральной труппы вместе обсуждают намечаемый к постановке спектакль, проводят совместные репе­тиции, взаимодействуют друг с другом на сцене во время спектак­ля, выполняя в то же время свою собственную роль. Иными сло­вами, они объединяются друг с другом общими интересами и об­щим делом.Осознание членства, чувство принадлежности к данной
группе. Актеры одного театра должны проявлять верность ему, дорожить его честью, отстаивать ее в состязании с другими теат­рами во время конкурсов, в негласном соперничестве с ними.

2. Осознание единства: труппа актеров одного театра вос­принимается как целостность не только ими самими, но и окру­жающими их людьми: зоителями, критиками, драматургами, зна­комыми и т.п., которые рассматривают сотрудничающих в театре людей как единое целое. Скажем, театральную труппу Белорусского драмтеатра им. Я. Купалы называют «купаловцами», Москов­ского театра им. Е. Вахтангова «вахтанговцами», подразумевая и в первом, и во втором случае единый творческий коллектив. Мы часто объясняем поведение человека тем, что он или она является членом той или иной группы, например, группы рокеров, митьков или футбольных фанатов.

В социологии различают первичные и вторичные группы. Впервые такое разграничение ввел американский социолог Ч. Ку­ли, который понимал под первичными «группы, характеризую­щиеся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством» (6; 28). Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования соци­альной природы и идеалов индивида. Результатом тесной свя ш индивидов в группе является их психологическое слияние в некое общее целое, наиболее простым способом описания которого слу­жит общее представление «мы», заключающее в себе определен­ный тип сопереживания и взаимного отождествления. Разумеется, в группе у различных ее членов могут быть различные стремления, но они подчиняются упорядочению со стороны некоего общего настроения. Так, мальчик может оспаривать у своих товарищей место в команде, но превыше таких споров будет ставить общий успех своего класса и школы.

К числу наиболее важных первичных групп Ч. Кули отнес семью, игровую группу детей, соседство и общинную группу стар­ших. Первичные группы первичны в том смысле, что они дают индивиду самый ранний и наиболее полный опыт социального единства, а также в том смысле, что они не изменяются в такой же степени, как более сложные человеческие общности, являющиеся вторичными.

Вторичные группы образуются из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные связи: их взаимодействия обу­словлены стремлением к достижению определенных целен В этих группах основное значение придается не личностным качествам людей, а их умению выполнять определенные функции Например, на предприятии должность директора, делопроизводителя, инже­нера, рабочего и т.п. может занимать любой человек, обладающий соответствующей подготовкой Нсли люди, занимающие эги долж­ности, справляются со своей работой, данная организация может успешно функционировать. Личность каждого из них мало значит для организации в целом, занимаемая им должность может быть замещена другим человеком. Наоборот, личность каждого члена семьи уникальна и очень важна для семейной целостности, ни од­ного из них нельзя заменить кем-то другим. У людей во вторичной группе, как правило, не устанавливаются эмоциональные личност­ные связи, характерные для друзей и членов семьи.

В течение последних десятилетий XX века происходит ос­лабление роли первичных групп в обществе. Технологические пе­ремены в производстве, средствах коммуникаций, вызванные на­учно-технической революцией, возникновение гигантских пред­приятий и корпораций, развитие крупных городов привели к соз­данию и усилению роли крупной обезличенной бюрократии, к возникновению так называемого «массового общества». Такое об­щество превращается в массу изолированных друг от друга инди­видов; распространение стандартизированной «массовой культу­ры» в нем приводят к тому, что человек нивелируется, становится безликим элементом социальной структуры, подогнанным под ее потребности, ощущает себя жертвой обезличенного социального процесса. Однако, несмотря на усиливающееся господство вто­ричных групп, в современном обществе первичные социальные группы (семья, друзья) продолжают оставаться важным связую­щим звеном между людьми и исходным компонентом социальной структуры.

В социологии в целях более продуктивного исследования социальных групп принято их разделять не только на первичные и вторичные, но и на реальные и квазигруппы, малые и большие, ус­ловные, экспериментальные и референтные группы. Условной груп­пой называют объединенную по определенным признакам (полу, возрасту, уровню образования, профессии и т.п.) общность людей, являющуюся объектом изучения социологии и включающую ин­дивидов, которые не имеют прямых или косвенных реальных взаимодействий друг с другом и могут даже не подозревать о су­ществовании друг друга, но условно объединяются в интересах на­учного анализа— статистического, демографического и т.п. На­пример, в социологическом исследовании нередко фигурирует статистическое понятие «студенчество Беларуси», объединяющее в себе всех студентов всех вузов республики, хотя многие из них ни разу не увидят друг друга и никак между собой не взаимодей­ствуют. Разновидностью условной группы является лабораторная (экспериментальная) группа, которая создается для проведения социально-психологических экспериментов, когда люди, не знаю­щие друг друга и не взаимодействующие между собой, объединя­ются исследователем для определенных научных целей.

Реальной группой называют ограниченную в размерах общ­ность людей, объединенных реальными отношениями и/или вида­ми деятельности (например, школьный класс, студенческая груп­па, армейский взвод, футбольная команда). Наряду с реальными группами в обществе существуют квазигруппы. Они характеризу­ются: 1) случайностью, стихийностью образования; 2) неустой­чивостью взаимосвязей; 3) кратковременностью взаимодействия. Такие группы существуют непродолжительное время, после чего-либо распадаются, либо превращаются в устойчивые социальные группы. К числу квазигрупп относят аудиторию, толпу и социаль­ные круги. Аудитория- это неустойчивая и неоднородная общ­ность людей, объединенная на непродолжительное время взаимо­действием с коммуникатором - индивидом или группой, которые владеют определенной информацией и доводят ее до этой общно­сти. Студенческая группа как относительно устойчивая и длитель­но существующая общность под такое определение не подпадает.. Аудиторией в социологическом смысле может быть группа людей, собравшихся в зале послушать лекцию, концерт или выступление экстрасенса, которая после такого прослушивания чаще всего рас­падается.

Специфическим видом квазигруппы является толпа. Топпа- это бесструктурное скопление людей, лишенных явно осознавае­мой общности целей, но связанных между собой ситуативной общ­ностью интересов, сходством эмоциональных состояний и общим объектом внимания. Основными социально-психологическими ме­ханизмами формирования толпы являются слухи и нарастающее обоюдонаправленное эмоциональное заражение, при котором воз­никает эффект карусели: эмоциональное возбуждение одних пере­дается другим, а затем, усиленное их возбуждением, по принципу заражения воздействует на первых и т.д. Для толпы характерны: 1) повышенная внушаемость; 2) анонимность, являющаяся следст­вием того, что индивид чувствует себя не узнанным в толпе; 3) преобладание эмоций над разумом: люди в толпе, как правило, не задумываются над своими действиями, а их поведение в толпе обусловлено эмоциями; 4) чувство неуязвимости: действуя в каче­стве целостного формирования, люди в толпе как бы утрачивают голос совести, подчас действуют безответственно, агрессивно, раз­рушительно - могут переворачивать автомобили, бить стекла в ок­нах и витринах магазинов, совершить поджог и т.п.

Социальные круги, по определению известного польского социолога Я. Щепаньского, представляют собой «свободные сою­зы, основанные на контактах с очень слабо установленной связью, лишенных устойчивых отношений между членами» (16; 78). Ин­дивиды, входящие в состав социальных кругов, объединяются принадлежностью к какому-нибудь социальному слою и вытекаю­щей отсюда общностью интересов. Именно под такое определение подпадает часто встречающееся в социологии, в официальных до­кументах и средствах массовой информации понятие «деловые круги», объединяющее предпринимателей, банкиров, менеджеров и т.п.

Очень важное значение в социологии имеет дифференциа­ция социальных групп на малые и большие. Малая группа- это относительно небольшое число индивидов, непосредственно взаи­модействующих друг с другом и объединенных общими целями, интересами, ценностными ориентациями. Малые группы делятся на формальные и неформальные. В формальных (официальных) группах четко определены позиции их членов, они предписаны групповыми нормами и ожиданиями, определены взаимодействия между членами группы по вертикали: отношения старшинства, подчинения и т.п. К таким группам относятся, например, армейский взвод, театральная труппа, научно-исследовательская лабо­ратория, вузовская кафедра и т.п. Неформальные группы возника­ют и складываются стихийно, в них ни позиции, ни статусы, ни роли не предписаны, отсутствует структура властных отношений. К их числу относятся семья, группа друзей, компания сверстников. Неформальная группа может создаваться внутри формальной. На­пример, в студенческой группе возникают более мелкие группи­ровки, состоящие из близких друзей, объединенных общими инте­ресами, чувствами симпатии, дружбы, либо на основе прагматиче­ской пользы.

Специфическим видом малой группы является референтная группа. Под этим термином понимается группа, в которую инди­виды не включены реально, но с которой соотносят себя как с эта­лоном и на нормы, ценности, оценки и мнения которой они ориен­тируются в своем поведении и в самооценках. Определенная часть старшеклассников или студентов, например, в своих поступках ориентируется не на советы педагогов, родителей и соучеников, а на поступки, оценки и взгляды людей из другого окружения (группы рокеров, богемы и т.п.) или на героев модных кинобоеви­ков, которым они стремятся подражать в поведении, жаргоне, жес­тах, одежде, прическах и т.п. Большое значение понятие рефе­рентной группы имеет при выяснении причин и мотивов откло­няющегося и противоправного поведения: почему подросток ори­ентирован не на нормы своей семьи или своего школьного класса, а на нормы другой группы, - например, воровской шайки? Таким образом, это понятие позволяет уточнить сложные социальные механизмы взаимосвязей индивида с группой, в том числе и таких взаимосвязей, которые исключаются из системы определяющего влияния на поведение личности господствующих в той или иной реальной группе (или в обществе в целом) норм и ценностей.

Большая группа представляет собой реальную, значитель­ную по размерам и сложно организованную общность людей, во­влеченную в общественную деятельность и систему соответст­вующих отношений и взаимодействий. Примерами таких групп могут выступать коллектив определенной школы, вуза, предпри­ятия. В таких группах вырабатываются определенные групповые нормы поведения, традиции, общественное мнение, система кол­лективных оценок поведения своих членов и других больших и малых групп. Кроме того, термин «большая группа» применяется в социологии и социальной психологии для обозначения количественно не ограниченной статистической (условной) общности людей, выделяемой на основе определенных социально-эконо­мических, политических, профессиональных, этнических, куль­турных, религиозных или демографических признаков. Именно в этом смысле употребляются такие статистические многомерные понятия, как рабочие города Минска, спортсмены Беларуси, дети Чернобыля, женщины-участницы феминистского движения. Ин­дивиды и их группы, охватываемые такими понятиями, могут ре­ально не взаимодействовать друг с другом, но объединяются опре­деленными социальными признаками и имеют все основания при­менять к себе один из существенных маркеров (определителей) групповой идентификации - объединяющее их всех местоимение «мы».

Если в первобытном обществе или в эпоху феодализма каж­дый индивид мог одновременно входить в состав ограниченного количества социальных групп (семья, религиозная община, друзья, соседи), то в современном обществе люди обычно входят во мно­жество первичных и вторичных, малых и больших групп. Они мо­гут быть членами определенной семьи, входить в группы друзей, компании сверстников или соседей, той или иной социокультур­ной, религиозной, спортивной общности, политической партии, принадлежать к числу учителей, врачей или рабочих и т.д. и т.п. Каждый может сказать о себе и своей группе: это «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «моя религия», «моя партия», «моя футбольная команда» и т.п. В зависимости от принадлежности или не принадлежности индивидов к тем или иным группам, последние подразделяются на ингруппы и аутгруппы. Ингруппа — это такая социальная общность, к которой индивид чувствует свою принадлежность и в которой он идентифицируется с другими таким образом, что расценивает членов данной группы как объединяющее их всех «мы» - «мы - белорусы», «мы - муж­чины», «мы - спортсмены», «мы - офицеры», «мы - Ивановы» и т.д. Все другие группы, к которым данный индивид не принадле­жит и не идентифицирует себя с ними, - другие семьи, другие компании сверстников, другие религиозные, политические, про­фессиональные и т.п. группы - будут для него аутгруппами, кото­рые он обычно обозначает словами «не мы», «не наши», «чужие».

Множество ингрупповых и аутгрупповых связей в совре­менном обществе могут перекрещиваться, создавая сложные и многообразные коммуникационные взаимодействия, в которых формируется, развивается и действует каждый индивид, каждая социальная группа. Таким образом, общество как единая целост­ная система структурирована на множество различных по составу и социальным характеристикам групп, в пределах которых может взаимодействовать с другими индивидами каждый человек.

Однако распределение людей по группам, имеющее важное значение для понимания сущности и содержания социальной структуры, вовсе не исчерпывает последнюю. Не менее сущест­венно распределение индивидов, их групп и общностей по соци­альным слоям (стратам). Универсальным отличительным при­знаком общества и его структуры является социальное неравенст­во людей» [1, c.175-183].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...