Алексея Николаевича Ключарева
Стр 1 из 3Следующая ⇒ К 100-летию
Информации об этом замечательном человеке сохранилось не так много: некоторые сведения в книге Олега Савина «Пенза музыкальная», воспоминание, написанное на небольшом листе бумаги его ученицей, а позже – коллегой Е.П. Вильцевой, афиши концертов и фотографии. Но даже эти немногочисленные источники дают понять, что жизнь Алексея Николаевича – это жизнь великого труженика, неравнодушного человека, который к любому делу подходит неформально, с живым интересом и полной отдачей.
Полученные до войны знания музыкант разносторонне воплотил в своей жизни. В ноябре 1947 года в его трудовой книжке появилась запись, которая стала единственной более чем на полвека: «Музыкальное училище. Преподаватель историко-теоретических дисциплин».
Как теоретик, Ключарев часто выступал с лекциями, посвященными юбилейным датам композиторов: 75-летию со дня смерти Мусоргского, 60-летию со дня рождения Свиридова, 65-летию со дня смерти
Чайковского. Лекция о Свиридове (из 18 листов формата А4) сохранилась в печатном варианте.
Человеку с живым интересом к музыке и жизни вокруг, невозможно было бы замкнуться только в стенах колледжа. Алексей Николаевич окончил хоровое отделение, поэтому на протяжении многих лет он работал с хорами: руководил самодеятельным хором областного Дома работников просвещения, был инспектором по музыке Дома народного творчества. И самое главное: до тех пор, пока в нашем городе работал Областной театр оперы и балета (до 1948 года), Ключарев выступал в нем в роли хормейстера и в роли артиста хора. Среди опер, в которых музыкант принимал участие (о чем мы можем судить по сохранившимся программам), значатся такие выдающиеся произведения, как «Кармен» Ж.Бизе (Алексей Николаевич в роли Данкайро и Моралеса), «Севильский цирюльник» Дж.Россини (Офицер), «Русалка» А.Даргомыжского (Ловчий), «Цыганский барон» И.Штрауса (Старый цыган), а также «Табачный капитан» А.Эйхенвальда (Ван Блазиус, комендант гавани) и «Корневильские колокола» Р.Планкетта (Кашалот). Неутомимая работа музыканта-труженика видна и в сохранившихся нотах А.Н. Ключарева. Это каллиграфично переписанные им романсы А.Алябьева, песни Ф.Шуберта, хоры из различных опер. Нотная запись сделана настолько аккуратно и точно, что рукописи похожи на печатный нотный текст. Так кто же такой Алексей Николаевич Ключарев? Передо мной лежат его фотографии. На одной – он, еще молодой преподаватель, среди веселых студенток с шариками в руках, на другой – стоит у трибуны на сцене, судя по всему в роли ведущего, и ждет начала исполнения объявленного им музыкального номера; на третьей – он, радостный, вместе с преподавателями колледжа, возможно, во время экскурсии, а здесь – с лукавой и одновременно доброй улыбкой педагога держит в руках экзаменационные билеты веером перед дрожащими от волнения студентками. Всегда окруженный людьми, Алексей Николаевич жил и добросовестно работал для людей, отдавая свои силы энергию, ум, творчество до последней капли – людям. Педагог, руководитель теоретического отдела, музыковед, хормейстер, артист, он был предан музыке и своему делу, внося вклад в обширную культурную жизнь Пензы тех времен, которая, к сожалению, с каждым днем невозвратимо становится прошлым.
Екатерина Белоножко,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|