Алексея Николаевича Ключарева
Стр 1 из 3Следующая ⇒ К 100-летию
Среди ярких музыкальных юбилеев 2013 года, в числе которых – 175-летие Жоржа Бизе, 200-летие Рихарда Вагнера и 200-летие А.С. Даргомыжского – есть юбилеи, на первый взгляд не столь значительные, однако не менее ценные и памятные для нас, студентов и преподавателей Колледжа искусств и вообще людей, связанных с жизнью Пензенского края. В январе 2013 года исполнилось 100 лет со дня рождения преподавателя музыкального колледжа имени А.А. Архангельского, основателя теоретического отделения Алексея Николаевича Ключарева. Информации об этом замечательном человеке сохранилось не так много: некоторые сведения в книге Олега Савина «Пенза музыкальная», воспоминание, написанное на небольшом листе бумаги его ученицей, а позже – коллегой Е.П. Вильцевой, афиши концертов и фотографии. Но даже эти немногочисленные источники дают понять, что жизнь Алексея Николаевича – это жизнь великого труженика, неравнодушного человека, который к любому делу подходит неформально, с живым интересом и полной отдачей. Почти вся жизнь Ключарева была связана с музыкальным колледжем (в то время – училищем). Алексей Николаевич родился в 1913 году в селе Черткове Городищенского уезда (ныне – Бессоновского района) в семье священника, сосланного в наши края во время сталинских репрессий. После обучения в Кикино и армейской службы, Алексей Николаевич поступил в Музыкальное училище на музыкально-педагогическое отделение по хоровой специальности. Училище он окончил за несколько дней до начала войны, но воевать на фронте ему не пришлось. Алексей Николаевич выезжал с концертами для бойцов Красной армии в составе концертных бригад на пересыльные эвакопункты, в госпиталя, даже на передовую - под Москву в период подготовки к освобождению Ржева и на калининский фронт в полк связи, входивший в воздушную армию генерала Громова.
Полученные до войны знания музыкант разносторонне воплотил в своей жизни. В ноябре 1947 года в его трудовой книжке появилась запись, которая стала единственной более чем на полвека: «Музыкальное училище. Преподаватель историко-теоретических дисциплин». В воспоминаниях Е.П. Вильцевой, его ученицы, в будущем – также преподавателя-теоретика, мы читаем следующее: «Он обладал хорошим знанием предмета и умел просто говорить о сложных вещах. <…> Спрашивал он с нас строго, но, если нам было что-то непонятно, мог объяснить и раз, и два – пока не поймем». У младших курсов Ключарев вел элементарную теорию музыки, у старших – музыкальную литературу. По словам Вильцевой, музыкальная литература была «коньком» Алексея Николаевича: «Многое им пелось и игралось за инструментом. <…> Он очень любил живой диалог с учениками на уроке, старался развить в нас критическое отношение к изучаемой теме. Он прекрасно знал историю искусства, отечественную историю, интересовался философией, постоянно много читал». Как теоретик, Ключарев часто выступал с лекциями, посвященными юбилейным датам композиторов: 75-летию со дня смерти Мусоргского, 60-летию со дня рождения Свиридова, 65-летию со дня смерти
Чайковского. Лекция о Свиридове (из 18 листов формата А4) сохранилась в печатном варианте. Искреннее неравнодушие к делу педагог продемонстрировал, встав во главе теоретического отделения в 1966 году. Е.П. Вильцева, пришедшая в училище в роли преподавателя теоретических дисциплин в 1972 году, вспоминает: «Он [А.Н. Ключарев] приходил ко мне на уроки, делал подробные разборы этих уроков – всегда доброжелательно и со знанием дела. Будучи длительное время во главе теоретического отдела, он оставался для нас педагогом и наставником, делился с нами богатым опытом и во многом направлял нас в нашей педагогической деятельности». Ключарев руководил отделением до 1980 года. Быть может, непосредственное участие педагога в жизни отделения, отзывчивость и неравнодушие к работе коллег положили начало духу сплоченности в педагогическом и студенческом коллективе отделения, который поддерживался последующими поколениям и не угас до сегодняшних дней.
Человеку с живым интересом к музыке и жизни вокруг, невозможно было бы замкнуться только в стенах колледжа. Алексей Николаевич окончил хоровое отделение, поэтому на протяжении многих лет он работал с хорами: руководил самодеятельным хором областного Дома работников просвещения, был инспектором по музыке Дома народного творчества. И самое главное: до тех пор, пока в нашем городе работал Областной театр оперы и балета (до 1948 года), Ключарев выступал в нем в роли хормейстера и в роли артиста хора. Среди опер, в которых музыкант принимал участие (о чем мы можем судить по сохранившимся программам), значатся такие выдающиеся произведения, как «Кармен» Ж.Бизе (Алексей Николаевич в роли Данкайро и Моралеса), «Севильский цирюльник» Дж.Россини (Офицер), «Русалка» А.Даргомыжского (Ловчий), «Цыганский барон» И.Штрауса (Старый цыган), а также «Табачный капитан» А.Эйхенвальда (Ван Блазиус, комендант гавани) и «Корневильские колокола» Р.Планкетта (Кашалот). Неутомимая работа музыканта-труженика видна и в сохранившихся нотах А.Н. Ключарева. Это каллиграфично переписанные им романсы А.Алябьева, песни Ф.Шуберта, хоры из различных опер. Нотная запись сделана настолько аккуратно и точно, что рукописи похожи на печатный нотный текст. Так кто же такой Алексей Николаевич Ключарев? Передо мной лежат его фотографии. На одной – он, еще молодой преподаватель, среди веселых студенток с шариками в руках, на другой – стоит у трибуны на сцене, судя по всему в роли ведущего, и ждет начала исполнения объявленного им музыкального номера; на третьей – он, радостный, вместе с преподавателями колледжа, возможно, во время экскурсии, а здесь – с лукавой и одновременно доброй улыбкой педагога держит в руках экзаменационные билеты веером перед дрожащими от волнения студентками. Всегда окруженный людьми, Алексей Николаевич жил и добросовестно работал для людей, отдавая свои силы энергию, ум, творчество до последней капли – людям. Педагог, руководитель теоретического отдела, музыковед, хормейстер, артист, он был предан музыке и своему делу, внося вклад в обширную культурную жизнь Пензы тех времен, которая, к сожалению, с каждым днем невозвратимо становится прошлым.
Екатерина Белоножко,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|