Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Продолжая тему предложенной дискуссии, газета «Музыкальная страница» решила еще раз обратиться к материалам




Об А.А. Архангельском и напомнить нашим коллегам и студентам о значении, масштабе личности, творчестве и судьбе этого человека.

А.А. Архангельский родился 1 октября (ныне этот день отмечается как День музыки; что это - случайность?). К этому дню в 2003 году выпускницей отделения «Теория музыки» Пензенского музыкального колледжа им. А.А. Архангельского Людмилой Усовой был снят замечательный фильм «Гласом моим ко Господу воззвах…». Сегодня Людмила - академик Евразийской Академии телевидения и радиовещания (г.Москва), Лауреат Международных телевизионных конкурсов и кинофестивалей, директор Арт-студии «А prima vista» (г. Карловы Вары, Чешская Республика).

Документальный фильм о нашем земляке снимался в Пензе, Москве, Петербурге, Праге и за прошедшие 10 лет 13 раз побывал на различных фестивалях документального кино. Его победы весьма значительны: Лауреат I-го Царицынского, III-го Александро-Невского православного фестиваля, Всероссийского фестиваля «Православие на телевидении» и бронзовая медаль Святого Андрея Первозванного «За веру и верность»; Дипломант III-го Международного фестиваля православного кино «Покров»; Дипломант творческого конкурса IX-го Евразийского Телефорума; Призер дирекции 43-го Международного музыкального фестиваля «Злата Прага». В 2007 году был сделан литературный перевод для показа фильма на международных фестивалях.

Фрагменты сценария фильма, созданного с большим поэтическим чувством и ярко рисующего фигуру нашего знаменитого земляка, предлагаем вашему вниманию.

 

Часть I

…В живописном месте, на левом берегу реки Мокши, в селе Старое Тезиково, в 13 верстах юго-восточнее Наровчата Пензенской губернии, в 1831 году была построена церковь Михаила Архангела, по названию которой за священником ее, отцом Андреем, закреплена была по указанию священного Синода фамилия Архангельский, кою унаследовали его дети и их потомки. С эпохи царствования Анны Ионановны все мужчины этого рода - люди грамотные и высоконравственные - посвящали себя богослужебному делу. Сельские священники, они в полной мере разделяли весь драматизм труда и быта крестьян, внимали сердцем их стенаниям во Храме и в доме своем.

Александр Архангельский любил отца безмерно. Его детское сердце трепетало, чувствуя особенное отношение к батюшке односельчан. Первые звуки, поразившие его слух, были церковные песни, которые отец повторял перед службою…

 

…Он любил мечтать. Погруженный в мечты, он и тогда, в то роковое утро на второй день успенского поста, не сразу понял, расслышал за равномерным плесканием воды отдаленные причитания: «Да что же это,... в яму, что ль, попал?... Спасать бросился, душа христианская! Ведь тридцать восемь лет всего... Сторожа спасал..., нет причетника...» И, вдруг, оставшийся в памяти навечно истошный крик: «Батюшка, у-то-оп!»… Оставшись без отца, Саша заметно изменился, в одночасье стал взрослым, ревниво, по-мужски оберегал убитую горем мать…

…Он был определен в ближайшее Краснослободское духовное училище. Редкая музыкальность Архангельского была замечена пензенским епископом Варлаамом, и в 1859 году он был переведен в Пензенское губернское духовное училище и зачислен певцом-солистом в архиерейский хор. 16-летним семинаристом Архангельский принял руководство архиерейским хором, чем снискал почет и уважение в пензенском музыкальном кругу. Его сил хватало на все: работать учителем пения в семинарии, проводить бесконечные репетиции, концерты, бывшие «школою и откровением красот хорового исполнения». Он сделал блестящую карьеру, но... хотел чего - то иного, несравнимо большего. Он готов променять обеспеченное и сытое положение главы музыкальной жизни Пензенской епархии на нищенскую, полуголодную студенческую жизнь в столице…

 

…Первые годы жизни в Петербурге Архангельский вспоминал с горечью, как «самое тяжелое время сильнейшей материальной нужды». Господи, где взять силы, чтобы, разрываясь между работой письмоводителя, репетиторством и частными уроками, учиться в первой в России Петербургской консерватории, не пропускать концерты, оперные спектакли в Мариинском театре и мечтать. Мечтать о создании своего, частного хора. Как? Каким образом?... Не имея никакой материальной базы?!... Но... нельзя остановить «чему пришла пора, чему настало быть»… Безвестный пензенский регент рискнул. Через 3 года его хор - «Хор Архангельского» - начал концертную деятельность в невиданный до этого времени масштабах и покорил Петербург…

 

…Потрясенные зрители узнали в тот вечер не музыканта, не композитора, не дирижера... То был - певец молитвы. Молитвы, в которой слышали они столько утомления от бурь и скорбей житейских, и в тоже время, столько надежды на Бога, надежды, которой все оправдывается, надежды, изливающей в больную душу мир, утверждение в вере в эпоху общего сомнения. Он живописал не образы, предносящиеся духу, но самые его трепетания. Открывал тайники души, познавшей радость и горе. «Мы никогда не слышали хора, который обнаруживал бы такую, просто изумляющую виртуозность», - писали газеты, - «пение капеллы господина Архангельского идеально».

Высоко оценили мастерство Архангельского П.И. Чайковский, Римский-Корсаков, Глазунов… Пылким пропагандистом его творчества стал крупный музыкальный меценат, владелец большого симфонического оркестра граф Шереметьев… Антон Рубинштейн настолько высоко ценил искусство Архангельского, что однажды в Белоколонном зале Дворянского собрания Петербурга - одном из лучших в мире по своим акустическим параметрам - торжественно вручил ему свою дирижерскую полочку, передав тем самым эстафету цикла своих знаменитых «Исторических концертов»…

Готовясь к этим концертам, Архангельский осуществил смелый и блестящий по результатам эксперимент - замену детских голосов в хоре - женскими. В репетиционном зале, одном и том же с основания хора, в доме № 7 по Стремянной улице, певцы каждый день собирались на

репетиции. Здесь ежедневная работа создавала феномен хора Архангельского, доведенное до какого-то неправдоподобного совершенства исполнительское мастерство…

Архангельский руководил своим хором 43 года - явление уникальное, единственное во всей истории русского хорового исполнительства. Советская власть первым из хоровых дирижеров удостоила его звания «Заслуженный артист республики» в 1921 году, в день праздничного концерта в Филармонии. Это был последний концерт Архангельского в Петербурге…

 

Часть II

А в этом здании, в Пензе, на Кирова 39, в ноябре 1922 года состоялся последний концерт Архангельского в России. 76-летний больной старик, он дал его для своих земляков, навсегда прощаясь с родиной…

… Еще в августе 1918 года, на даче в деревне Каликино, в глуши Костромской губернии, объявленный местными революционными властями лишенным всех имущественных прав, Архангельский принял это безропотно и молча. Только когда восемь вооруженных людей стали сгребать в мешки его ноты, спросил: «Зачем вам ноты, господа?» И услышал исконный российский ответ: «Начальство разберет»…

…«Эту зиму я провожу без особенных неудобств. Дрова у нас есть, кое-как топим, хотя с большой экономией. Нравственное мое состояние неважно. Очень много приходиться выносить неприятностей из-за злых, скверных, недобросовестных и неблагодарных людишек, которым имя легион и которые часто разыгрывают роль ослов, дающих пинки больному иль умирающему льву. Вот жизнь! но всего не опишешь. Оставим эту тему… Муку я получил, пшено также...».

Муку и пшено, мед и эликсир для больного горла в голодный Петроград высылал Николай Мораховский, доктор милостью Божией и известный меломан… Именно он организовал тот, последний концерт Архангельского в 1922 году, понимая, как необходима, как желанна для него встреча с родиной, с детством и юностью, особенно теперь, перед отъездом в Прагу, куда он собирался по приглашению Гречанинова…

 

…«После долгих хлопот, забот и беспокойств я, наконец, в Праге. Не буду описывать здешней заграничной жизни. Каждый имеет представление о ней, как о чем-то необычайном для нас, да оно так и есть»…

…Архангельский прожил в Праге не долго, два неполных последних года, отпущенных ему судьбой. Но это была какая-то иная, отдельная жизнь, будто подаренный в замену многих тяжких бед… К осени, возглавленный Архангельским общестуденческий русский хор, объединивший более двухсот исполнителей, успел приобрести репутацию выдающегося коллектива. Русскими праздниками называли его концерты в Братиславе, Брно, Кошице. Под звуки песнопений Архангельского любила молиться вся Россия. Теперь он принес в Европу русское церковное пение, и впервые оно зазвучало здесь с таким благолепием и такой внутренней торжественностью…

…Архиепископ Пражский и Чешских земель – Христофор: «Говорят, если человек поет, он два раза молится. И мы будем петь и будем продолжать - и хористы и мы, священнослужители - труд великого композитора Архангельского у нас в Праге, где он скончался, и во всей Пражской Епархии»…

 

Эпилог

Александр Андреевич Архангельский похоронен, согласно завещанию, в Петербурге, на Тихвинском кладбище Александро-Невской Лавры, в пантеоне великих деятелей Отечественного искусства. Там, где покоятся Глинка и Достоевский, Мусоргский, Бородин и Чайковский. Сегодня по всей России нет ни одного церковного хора, который не исполнял бы его духовных произведений. Ибо композитор-практик, Архангельский писал очень удобные партитуры - хорошо писал, умно и просто…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...