Уровни и показатели сформированности гуманности у младших школьников, их предварительная диагностика
В соответствии с задачами исследования мы считаем целесообразным выделить следующие уровни сформированности гуманности как личностного качества у младших школьников, соответствующие им цифровые обозначения показатели уровней: - Высокий уровень - +3. Показатели уровня: Интеллектуальный компонент - знания о гуманности, правильные, системные; - присутствует осознание личной и общественной значимости гуманности и гуманизма. Мотивационный компонент - эмоционально-положительное отношение к гуманным поступкам и гуманным людям; - мотивы (стремление, желание) поступать гуманно, быть гуманным, воспитать в себе гуманность. Практический компонент - умение использовать свои волевые качества, чтобы выбрать гуманное поведение в сложных ситуациях; - конкретные гуманные действия и поступки в реальной жизни, проявляющиеся всегда, при любых обстоятельствах. Такой высокий уровень гуманности по большинству представленных показателей для младших школьников является практически недостижимым даже в условиях целенаправленного педагогического процесса, тем более он не был отмечен в нашем эксперименте в ходе предварительной диагностики (см. об этом ниже). - Средний уровень - + 2. Показатели уровня: Интеллектуальный компонент - знания о гуманности правильные, но недостаточно полные и системные; - отчасти, на абстрактном уровне, присутствует осознание личной и общественной значимости гуманности и гуманизма. Мотивационный компонент - в большинстве случаев возникает эмоционально-положительное отношение к гуманным поступкам и гуманным людям; - сформированы мотивы поступать гуманно, но не всегда проявляется желание работать над собой в плане самовоспитания гуманности.
Практический компонент - воля развита недостаточно, чтобы всегда выбирать и мобилизовать себя на правильное гуманное поведение; - в большинстве ситуаций, но не всегда поступает гуманно. - Начальный уровень - +1. Показатели уровня: Интеллектуальный компонент - знания о гуманности носят частичный, бессистемный характер, нет обобщенности, не выделяется главное и второстепенное; - отсутствует осознание общественной значимости гуманности, есть лишь частичное осознание ее личной значимости в конкретных ситуациях реальной жизни. Мотивационный компонент - противоречивое отношение к гуманным поступкам и гуманным людям в зависимости от личной включенности и позиции в каждом конкретном случае; - мотивация гуманного поведения бедная, обнаруживается эпизодически. Практический компонент - усилия воли проявляются редко в ситуациях необходимости только по отношению к самым близким людям; - поступает гуманно время от времени, в зависимости от внешних побуждений и личной эмоциональной включенности в ситуацию. - Нулевой уровень – 0. Показатели уровня: Интеллектуальный компонент - знания о гуманности отсутствуют, не понимает значения слова, нет критериев добра и зла; - соответственно не понимает значения гуманности для общества в целом и для отдельных людей, для себя в том числе. Мотивационный компонент - равнодушное отношение к гуманным и антигуманным поступкам, не различает их в большинстве случаев; - мотивация гуманного поведения отсутствует, работа над собой – тоже. Практический компонент - воля неразвита, произвольное собственное регулирование собственного поведения не проявляется; - встречаются гуманные и негуманные поступки, часто – инертное поведение, в зависимости от ситуации. Такой нулевой уровень сформированности гуманности в условиях школы-гимназии, на базе которой был организован эксперимент, почти не встречался, поскольку младшие школьники в большинстве случаев эмоционально отзывчивы к добру. Отдельные случаи, когда был зафиксирован этот уровень, отмечались у детей из семей беженцев или из неблагополучных семей, что потребовало специальной индивидуальной коррекционной работы.
- Отрицательный уровень - -1. Поскольку яркий проявлений антигуманизма у младших школьников практически не встречается (вне ситуаций пограничных психических состояний, в обычных условиях), то был определен только один отрицательный уровень и обозначен цифрой –1. В нашем эксперименте были отмечены лишь случаи редких, неосознанных негуманных проявлений, связанных с общим недоразвитием интеллектуальной сферы, или нарушениями эмоциональных отношений с окружающими, с кризисными ситуациями в семье. Однако теоретически мы выделили следующие показатели этого уровня: Интеллектуальный компонент - знания о гуманности неправильное, путают гуманизм с другими качествами (например, с эгоизмом), следовательно, определяют неверно; - в соответствии с неправильными знаниями, осознанность также носит искаженный неадекватный характер. Мотивационный компонент: - гуманные поступки могут вызывать антипатию, трактоваться как подхалимство, желание выслужиться перед учителем или родителями; гуманные люди могут также вызывать враждебное отношение на фоне зависти и заниженной самооценки; - мотивация гуманного поведения “от противного”: не быть, как все; вопреки всему поступить по-своему, а не так как надо, как хорошо; плохо, больно, самоутвердиться отрицательно (как всегда бывает у трудных детей, такому ребенку плохо и больно самому, поэтому он хочет, чтобы страдали и другие, надеясь этим облегчить собственное состояние). Практический компонент: - воля “злая”, то есть ребенок упрямо, настойчиво стремится к негуманным поступкам, даже переживая в душе, что приносит страдания близким, любимым людям, но “сдерживая” свои глубинные гуманные стремления; - негуманное поведение: действия и поступки во вред окружающим, приносящие боль, страдания, обиды; несправедливость даже по отношению к любящим его и терпеливым (маме, бабушке).
В реальной практике воспитания мы столкнулись с тем, что разные компоненты гуманности (интеллектуальный, мотивационный, практический) и различные критерии их сформированности (см. таблицу № 2) находятся на различном уровне. Так, например, у значительной части младших школьников в начале эксперимента интеллектуальный компонент находится на начальном уровне сформированности, при этом мотивация отмечалась на более высоком уровне (+2), а практический компонент у разных детей проявляется по-разному, от стабильных положительных проявлений у ряда детей, до эпизодических отрицательных проявлений у некоторых младших школьников. В связи с этим общий уровень сформированности гуманности определялся как средний арифметический показатель по трем компонентам. Соответственно уровень сформированности каждого компонента определялся по конкретным показателям каждого уровня (по 2 показателя каждый компонент, см. выше). Диагностика воспитанности гуманности как личностного качества младших школьников 3а и 3б классов гимназии № 44, всего 58 чел., проводилась с использованием таких методов как анкетирование, беседа, интервью (для определения интеллектуального и мотивационного компонентов). Сформированность практического компонента определялась на основе наблюдения, а также методом экспертной оценки (в качестве экспертов выступали учителя начальных классов, педагоги дополнительного образования, родители). В ходе предварительной диагностики были получены следующие результаты:
Таблица № 3 Уровни воспитанности гуманности у младших школьников в начале эксперимента (в абсолютных цифрах / в процентах от 58 чел.)
Таким образом, у большинства учащихся 3-их классов, участвовавших в эксперименте, в начале работы был отмечен начальный уровень воспитанности гуманности. При этом, как видно из таблицы, мотивационный компонент был в целом у ряда учащихся выше, чем интеллектуальный и практический. Поскольку мотивация, как комплекс или система мотивов, т. е. внутренних побуждений к действию, является ключевым моментом любой деятельности, то этот факт мы истолковали как хорошую предпосылку для предстоящей воспитательной работы над качеством “гуманность” у данного состава учащихся.
Список литературы
1. Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г.В., Штинова Г.Н. Социальная педагогика: Практика глазами преподавателей и студентов: Пособие для студ. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. 2. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416с. 3. Пидкасистый П.И, Потнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 212 с. 4. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М.: Академический проект, 2001. - 480 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|