Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Особенности регулирования цикличности развития в условиях государственного регулирования экономики




Глава 2. Особенности регулирования цикличности развития в условиях государственного регулирования экономики

2. 1 Особенности современных экономических циклов

Современный период для развития финансовой системы Российской Федерации является крайне противоречивым. С одной стороны, многоуровневая реформа финансового регулирования и надзора должна значительно повысить качество оказываемых в стране услуг финансового посредничества и обеспечить стабильность и прозрачность формирования финансовой инфраструктуры, с другой стороны, невероятное падение курса национальной валюты, вызванное некоторыми из осуществляемых реформ, а также непредсказуемые внешнеполитические факторы значительно повышают цену каждой совершенной ошибки и отражаются на финансовых институтах куда больше, чем позитивные тенденции. Достаточно сложно оценивать первичные результаты реформы финансового надзора, заключавшейся в расширении функций и полномочий Центрального банка Российской Федерации до уровня мегарегулятора финансового рынка, так как пока мегарегулятор функционировал только в крайне неблагоприятной финансовой среде, а значит, не мог демонстрировать максимальный уровень эффективности.

Справедливости ради необходимо отметить, что со времени своего перерождения в качестве мегарегулятора Банк России осуществлял достаточно агрессивную и жесткую кампанию по сокращению количества кредитно-финансовых институтов на рынке, достаточно четко реализуя установленный курс на увеличение капитализации кредитных организаций, создание мотивации для объединения мелких " игроков" и формирования банковских холдингов и объединений. Безусловно, данная задача выполняется регулятором достаточно успешно, даже несмотря на негативный экономический и политический фон. С января 2013 г. 296 банков либо были ликвидированы, либо потеряли свою лицензию по причине несоответствия требованиям мегарегулятора финансового рынка. Однако данную тенденцию нельзя считать ни однозначно позитивной, ни однозначно негативной. Ведь разрешение проблемы перенасыщения банковского сектора не может происходить путем одного лишь сокращения количества институтов, а должно быть нацелено на разрешение одного из фундаментальных вопросов для банковской системы России в XXI — излишне высокого уровня концентрации капитала в банковском секторе и монополизации рынка банковских услуг крупными государственными банками (в первую очередь Сбербанком и ВТБ). Полное доминирование крупных государственных банков значительно подрывает справедливую конкуренцию на рынке банковских услуг, а также провоцирует коммерческие банки на излишне рисковую деятельность в целях получения прибыли, а нередко в целях банального выживания.

Проблема перенасыщенности банковского сектора и его монополизации стоит достаточно остро и уже довольно-таки давно, являясь также одной из корневых причин некоторых других проблем в сфере регулирования банковской деятельности, таких как недостаточная прозрачность банковской деятельности, сложная структура и взаимосвязь участвующих лиц и невозможность определения конечных бенефициаров (причем как на стороне самой кредитной организации, так и на стороне клиентов банков), проблемы регулирования теневой банковской деятельности и незаконной банковской деятельности, а также проблем и сложностей, вытекающих из осуществления надзорных процедур. Безусловно, каждая из перечисленных проблем значительно усложняет работу надзорного органа, создавая все больше барьеров или отвлекающих факторов, способствующих отвлечению внимания Банка России от его основных задач и функций.

Проблема недостаточной прозрачности банковской деятельности напрямую связана как с сокрытием реальных бенефициаров заемщиков денег, а значит, и с занижением или сокрытием определенных рисков, так и с осуществляемой банками бесконтрольной и сомнительной кредитной деятельностью или теневой банковской деятельностью. Мотивация финансовых институтов вполне ясна: в попытках заключить выгодную сделку банки нередко занижают предполагаемые кредитные риски, так как в соответствии с требованиями регулятора они будут должны формировать больший объем резервных фондов, а значит, и упадет уровень прибыльности от конкретной операции. По тем же причинам кредитные организации и не раскрывают аффилированность между заемщиком и кредитором. Нередко данные явления приводят к систематическому кредитованию кредитными учреждениями сомнительной деятельности своих акционеров (участников) либо к осуществлению кредитными организациями крайне расточительной и неэффективной кредитной политики.

Проблемы регулирования теневого банкинга также стоят достаточно остро, так как теневая банковская деятельность не подлежит надзору со стороны регулирующих структур, а тем самым является как бы параллельной банковской деятельностью. Параллельность заключается в предоставлении лицензируемых услуг финансовыми институтами, которые не являются банками и не имеют соответствующих лицензий для осуществления банковской деятельности, а тем самым избегают и надзора за их деятельностью со стороны мегарегулятора. Отсутствие надзора ведет к возможности ведения ими высокорисковой деятельности или деятельности, связанной с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, хотя и не всегда теневая банковская деятельность является незаконной или преступной. По мнению многих ученых, а также Совета по финансовой стабильности (FSB), столь активное развитие теневого банкинга в последнее десятилетие напрямую связано с усилением регулирования классического банкинга после мирового финансового кризиса.

Безусловными факторами повышения эффективности регулирования банковской деятельности, а также одними из ключевых элементов для разрешения множества проблем правового регулирования, которые имеют место на современном этапе развития общественных отношений в банковской сфере, являются развитие надзорной инфраструктуры, совершенствование самой модели банковского регулирования и надзора, а также внедрение международных стандартов и практик банковского регулирования и надзора. Однако некоторые проблемы развития банковского регулирования и надзора как раз и вытекают из самой надзорной модели или из применяемых и имплементируемых международных стандартов.

Одной из таких проблем является формальный характер осуществляемых надзорных функций, заключающийся в исключительном надзоре за соблюдением количественных показателей банковской деятельности. Постепенно эта проблема решается путем перехода на риск-ориентированную надзорную модель, внедрения норм и стандартов, принятых Базельским комитетом по банковскому надзору при Банке международных расчетов, а также с помощью совершенствования пруденциального регулирования и надзора. Такое совершенствование заключается в учащении представления отчетности в Банк России, внедрении структурирования капитала, а также в учете системных рисков и интересов не только внутри банковского сектора, но и во всем финансовом рынке государства и, более того, во всей экономике страны. Невероятно важно при осуществлении регулирования и надзора объединить в нем формальный характер, прозрачность и точность пруденциального надзора, инновационные практики и показатели Базельских соглашений, системный и риск-ориентированный подход пруденциального регулирования, а также содержательный и предметный характер - все это в совокупности позволит сформировать по-настоящему эффективную и современную систему банковского регулирования и надзора, а также успешно использовать ее для финансового регулирования в целом.

Без сомнения, развитие банковского регулирования и надзора играет очень важную роль для выхода из кризисной ситуации, однако и усложняется именно этой самой кризисной ситуацией, так как многие внешние факторы крайне негативно отражаются на финансовых институтах, в частности на их возможности привлекать средства из-за рубежа или осуществлять международные операции. Данные обстоятельства значительно замедляют развитие финансового рынка в России, но при этом создают дополнительную мотивацию для улучшения внутренней финансовой инфраструктуры, что в будущем может привести к формированию эффективной и современной национальной системы институтов финансового посредничества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...