Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Определение эффективных методов бюджетной политики в условиях различных циклов и кризисов




В целом можно говорить о том, что бюджетная политика представляет собой совокупность экономических и административных мер, которые применяет государство с целью стабилизации и повышения экономического и социального развития. Мероприятия государства в бюджетной сфере определяются взаимосвязанными целями и задачами, которые характеризуют степень ее влияния на социально-экономическое развитие страны. Основные цели бюджетной политики представим на рисунке (рис. 2).

 

 


Рис. 2 Стратегические направления бюджетной политики

Безусловно, что цели бюджетной политики могут меняться из года в год, при том, что в общем виде данные цели должны подчиняться выбранным стратегическим направлениям бюджетной политики.

Например, в настоящее время целями бюджетной политики Российской Федерации на период 2020-2022 года, обозначены: необходимость сокращения дисбалансов бюджета и сокращении дефицита с 3% ВВП при цене нефти $40 за баррель, выход на бездефицитный бюджет. [7, с. 107]

В то же время поставленная цель не отменяет иных стратегических направлений ее развития, а напротив, конкретизирует и дополняет их. Выбор государством целей, задач того или иного метода и инструмента бюджетной политики осуществляется в зависимости от избранного ее вида (табл. 1).

Таблица 1 - Классификация видов бюджетной политики

Вид бюджетной политики Содержание бюджетной политики
1. Стимулирующая бюджетно-налоговая политика Имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала
2. Сдерживающая бюджетно-налоговая политика Ограничивает циклический подъем экономики путем ограничения бюджетных расходов (снижения бюджетного дефицита или сведения его к нулю), увеличения налогов или комбинирования этих мер. В краткосрочной перспективе такой тип бюджетно-налоговой политики позволяет снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе, особенно при минимизации государственных инвестиций, сдерживающая бюджетно-налоговая политика в сочетании с жесткой денежно-кредитной и неэффективным управлением экономикой со стороны государства создает предпосылки для разрушения экономического потенциала национальной экономики

В этом контексте следует вспомнить глубокое и всестороннее обоснование необходимости государственного воздействия на экономику, которое было осуществлено известным экономистом Д. Кейнсом. В основу государственного регулирования экономики стран положены различные модели регулирования, которые нередко называют альтернативными.

 Однако основополагающей в теории государственного регулирования является кейнсианская концепция, которую характеризуют как парадигму спроса. Ее основные признаки – это поддержка государственной политики в краткосрочном периоде и ориентация на спрос.

Главным инструментом государственного регулирования Д. Кейнс считал бюджетную политику, а самым важным объектом – ресурсы инвестиций и процентные ставки. Д. Кейнс утверждает, что есть две цели бюджетной политики: первая – преодоление безработицы, что предполагает рост государственных расходов и сокращение налогов, вторая – снижение инфляции, то есть сокращение государственных расходов при повышении налогов.

Успешное сочетание первой и второй цели (сокращение уровня безработицы и инфляции) и инструментов их достижения (оптимальный уровень государственных расходов и налогов), как показывает мировая практика и отечественный опыт, не всегда возможно. Одновременное проведение сдерживающей (ограничительной) и стимулирующей бюджетной политики с макроэкономической точки зрения есть противоречие - невозможно.

Сдерживающая (ограничительная) бюджетная политика предполагает сокращение государственных расходов и увеличение налогов, стимулирующая бюджетная политика – увеличение государственных расходов и сокращение налогов ссылка эконом теория

Кроме того, анализ научной литературы, в которой описаны различные типы бюджетной политики, позволяет их классифицировать по различным основаниям следующим образом (табл. 2).

Таблица 2 - Типология бюджетной политики

Классификационный признак Вид бюджетной политики
В зависимости от характера воздействия бюджетной политики на социально-экономическое развитие страны 1) политика перераспределения 2) воспроизводственная политика 3) политика создания
В зависимости от продолжительности времени бюджетного регулирования 1) стратегическая 2) тактическая
В зависимости от скорости реагирования бюджетной политики на объект регулирования 1) превентивная 2) ситуативная
В зависимости от функциональной классификации   1) политика в сфере доходов бюджетов; 2) политика в сфере расходов бюджетов; 3) политика в сфере государственных заимствований и государственного долга; 4) политика в сфере бюджетного регулирования и межбюджетных отношений
В зависимости от возложенных ожиданий на бюджетную политику 1) оптимистическая 2) пессимистическая 3) реальная
В зависимости от территориального действия 1) государственная 2) местная

Таким образом, бюджетная политика как основная составляющая финансовой политики, определяет и отражает масштабы выполнения государством своих функций и олицетворяет целостность процессов формирования и эффективного использования бюджетных ресурсов.

На сегодняшний день очевидным является то, что реализация бюджетной политики предполагает обоснование не только тактических, но и стратегических целей, в другом случае политика носит ситуативный, популистский и, как следствие, противоречивый и неэффективный характер. Конкретизация целей, определение приоритетов дают возможность аккумулировать административный и финансовый потенциал государства для их выполнения. Важно подчеркнуть, что бюджетная стратегия реализуется через стратегические цели бюджетной политики. Механизм реализации последней составляет комплекс мер административно-правового и экономического характера, направленных на реализацию стратегических и тактических целей, который, в конце концов, обеспечивает реализацию бюджетной стратегии. Конкретным проявлением реализации бюджетной стратегии является научно обоснованная динамика показателей бюджета в долгосрочном периоде, что дает возможность спрогнозировать и достичь определенной на период 5-7 лет динамики показателей ежегодных бюджетов, а соответственно и обеспечить стабильность бюджетного сопровождения приоритетов социально-экономического развития страны.

Бюджетная политика, как любая государственная, включает административно-правовые и экономические инструменты механизма реализации и влияния на эффективность перераспределения и использования финансовых ресурсов государства [6, c. 78]. При этом следует заметить, что бюджетная политика реализуется через законодательный процесс, а потому выделять сугубо административно-правовые или экономические инструменты в ее механизме мы не имеем оснований. К тому же каждый из этих инструментов имеет не только законодательное, институциональное и административное обеспечение и сопровождение, но и экономические последствия, то есть опосредованно влияет на экономическое поведение субъектов бюджетных отношений.

Также, актуальной проблемой, которая относится к реальному воплощению бюджетной политики, следует считать использование различных инструментов, которые придают данной политики практический смысл.

Развитие экономики любого государства и всего мирового хозяйства является циклическим. Последствия таких колебаний бывают опасными как для экономической сферы (резкое изменение объема бюджетных поступлений, производства, упадок или необоснованно стремительное развитие отдельных отраслей экономики), так и для социальной сферы (стремительные колебания уровня безработицы, доходов населения, уровня и качества жизни). Для снижения негативных проявлений цикличности в экономике применяются меры антициклической политики, среди которых важная роль принадлежит инструментам бюджетно-налогового регулирования. По характеру реакции на циклические колебания различают две разновидности бюджетного регулирования – дискреционное и недискреционное.

В процессе дискреционного регулирования государство регулирует свои расходы и налогообложение. Рост/снижение государственных расходов увеличивает/уменьшает совокупный спрос, соответственно занятость увеличивается/уменьшается, и выпуск продукта растет/падает. Рост/снижение налогов уменьшает/увеличивает прибыль, что ведет к снижению/увеличению совокупного спроса, занятости, и выпуск продукта падает/растет.

В свою очередь недискреционное бюджетное регулирование представляет автоматическое изменение налоговых поступлений в бюджет и объемов доходов плательщиков в результате циклических колебаний экономической активности.

При производстве недискреционного бюджетного регулирования происходит автоматическое увеличение налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды экономического роста, и их уменьшение во время нисходящей части экономического цикла. Это достигается в результате действия встроенных стабилизаторов экономической системы.

Налоговые поступления в бюджет при прогрессивном и пропорциональном налогообложении находятся в прямой зависимости от личных доходов и доходов корпораций. Как только доходы начинают уменьшаться вследствие экономического спада, еще до того, как правительством будут введены определенные меры налогового регулирования – налоговое давление на экономику также снизится.

Недискреционное налоговое регулирование основывается на концепции о том, что экономическая система способна к саморегулированию при изменении стадии цикла. Так при увеличении производства товаров и услуг и, соответственно ВВП автоматически должен расти размер налоговых платежей в бюджет. Стабильность налоговых поступлений сейчас однозначно не рассматривается как положительное явление, особенно в контексте цикличности экономического развития.

В стадии подъема, чтобы ослабить подъем, желательным является наличие бюджетного излишка. Этого можно достичь через сокращение государственных расходов и роста налоговых поступлений. Дополнительные средства, которые вследствие этого оказываются в распоряжении государственного бюджета, можно использовать для создания резервных фондов [10].

Период экономического спада обычно сопровождается сокращением налоговых поступлений и возникновением бюджетного дефицита, в такой период уместно использование резервных фондов, сформированных во время экономического подъема. Рассматривая особенности недискреционного налогового регулирования, необходимо обратить внимание на некоторые проблемные моменты.

Во-первых, встроенные стабилизаторы являются мощным и быстрым инструментом противодействия циклическим колебаниям, и они недостаточны, чтобы поддержать полную стабильность. Встроенные стабилизаторы действуют в сторону частичного уменьшения любых колебаний экономики, но они не могут полностью преодолеть нарушения. Они оставляют устранение остальной части нарушений действию дискреционного налогового и кредитно-денежного регулирования.

Во-вторых, стабильность налоговой системы, в которой все нормы прописаны заранее и не меняются с течением времени, является весьма положительным моментом для налогоплательщиков, что дает возможность осуществлять долгосрочное планирование налоговой политики предприятия, и определенным образом защищает от потерь, которые могут возникать из-за введения мер дискреционного налогового регулирования.

В результате установления автоматических правил и механизмов, которые вступают в действие независимо от решения конкретного человека, реализуется принцип стабильности и объективности налогообложения, происходит «правление закона, а не человека». Однако на практике ни одна нация еще не достигла той стадии развития, чтобы создать для себя набор конституционных процедур, которые бы устранили необходимость проведения дискреционного регулирования.

Для более эффективного осуществления антициклического бюджетного регулирования целесообразно осуществить классификацию инструментов регулирования согласно стадии цикла, на которой целесообразно применять тот или иной инструмент.

Применение разнообразных инструментов бюджетного регулирования позволяет изменить условия налогообложения по каждому отдельному виду налогов и предусматривает как либерализацию условий налогообложения и применения налоговых льгот, так и наоборот, внедрение более жестких с точки зрения налогоплательщиков норм налогообложения.

Так в периоды спада и депрессии необходимо увеличивать круг льгот, снижать налоговую нагрузку. А во время оживления и подъема – наоборот, постепенно отменять такие льготы, а при угрозе перегрева даже усиливать налоговую нагрузку.

Осуществление дискреционного бюджетного регулирования позволяет правительству реагировать на циклические колебания, учитывая особенности каждого конкретного цикла и осуществлять стимулирование именно в тех сферах и в том объеме, где оно является необходимым.

Каждый из видов налогового регулирования является актуальным для решения конкретных задач. Наиболее удачным для обеспечения устойчивого экономического развития государства является рациональное сочетание мероприятий обоих видов регулирования.

Меры дискреционного регулирования являются временными и имеют локальный характер, их следует рассматривать как дополнение к использованию встроенных стабилизаторов. С его помощью возможна корректировка негативных тенденций, которые характеризуют каждый конкретный экономический цикл, дисбалансы в определенных отраслях экономики или видах деятельности, или в случаях, когда действие встроенных стабилизаторов является недостаточным в количественном измерении. Характер комбинирования мер дискреционного и недискреционного регулирования зависит от того, на какой стадии экономического цикла находится экономика государства.

Недискреционное регулирование производится на постоянной основе и позволяет определенным образом корректировать негативные последствия циклических колебаний с помощью встроенных стабилизаторов. Обычно дискреционное регулирование особенно актуально для спада, когда существенно снижается спрос на товары и услуги, наблюдается перепроизводство товаров, и через некоторое время это приводит к снижению производства. В этом случае государство вынуждено или уменьшать ставки налогов, или предоставлять налоговые льготы с целью увеличения доходов граждан.

Следовательно, бюджетное регулирование для эффективного смягчения циклических колебаний должно сочетать в себе и меры дискреционного характера, и применение стабилизаторов, встроенных в налоговую систему. Сравнительный анализ этих двух видов налогового регулирования продемонстрировал, что действие встроенных стабилизаторов часто является достаточным для периода оживления и подъема, в период снижения возникает необходимость применения дополнительно еще и комплекса мер дискреционной политики. Такие меры благодаря локальному действию позволяют корректировать текущую тенденцию в отдельных сегментах. При осуществлении налогового регулирования и выборе инструментов, существенные трудности вызывает проблема лагов.

Важным является определение длины внутреннего и внешнего лагов, а также факторов, влияющих на их продолжительность. Задачи бюджетного регулирования, а соответственно к ним и инструменты дискреционного налогового регулирования, будут отличаться в зависимости от стадии экономического цикла. К тому же следует учитывать, что налоги с одной стороны является рычагом воздействия на экономические процессы, а с другой – главным источником финансирования государственного бюджета, и при выполнении этих двух основных функций могут возникать определенные противоречия, особенно в период нисходящей части цикла [8].

Учитывая то, что одним из действенных инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов, как показывает практика, является бюджетная политика, необходимо именно путем выполнения ее основных функций воздействовать на состояние хозяйственной конъюнктуры, эффективно перераспределять созданный национальный доход и накапливать ресурсы для финансирования общегосударственных программ экономического и социального развития.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...