Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность и типология культуры.




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1. Человек и техника.

2. Сущность и типология культуры.

3. Социокультурный смысл техники.

4. Техника и ее взаимоотношение с другими социокультурными элементами.

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

 

Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, еще не называется техникой...

Для техники характерно следующее:

Рассудок. Техника покоится на деятельности рассудка, на исчислении в сочетании с предвидением возможностей и с догадками. Техника оперирует механизмами, превращает свои данные в количества и отношения. Она является частью общей рационализации как таковой.

Власть. Техника - это умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Это умение - способность делать и обладать, а не созидать и предоставлять расти.

Применяя силу природы против силы природы, техника господствует над природой посредством самой природы. Это господство основано на знании. В этом смысле и говорят: знание - это власть.

Смысл техники. Власть над природой обретает смысл лишь при наличии целей. Поставленных человеком, таких, как облегчение жизни, сокращение каждодневных усилий, затрачиваемых на условия физического существования, увеличение досуга и удобств. Смысл техники состоит в освобождении от власти природы. Ее назначение - освободить человека как животное существо от подчинения природе с ее бедствиями, угрозами и оковами. Поэтому принцип техники заключается в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека. Технический человек не принимает преднайденное просто как оно есть. Он рассматривает вещи под углом зрения и их ценности для реализации человеческих целей и пытается приблизить формы вещей к особенности этих целей (Дессауэр).

 

Все эти факторы и обусловили актуальность и значимость нашего исследования.

Мы различаем технику, производящую энергию, и технику, производящую продукты...

Техникой мы называем всякое оперирование материалами и силами природы для получения полезных вещей и эффектов. Лишь по аналогии говорят о технике при планомерных действиях другого рода в той мере, в какой они ведут к различного рода устройствам и к механической повторяемости...

Открытие и повторяющаяся работа. Техническими мы называем такие правила, которым можно учить, которые можно идентично передавать и применять. В качестве теории техника дает нам методы, целесообразные для достижения цели, т.е. такие, которые, во-первых, соответствуют данной вещи, во-вторых, позволяют не затрачивать лишних усилий и обращаться только к необходимому....

Итак, техника это совокупность материальных средств, создаваемых для осуществления процесса производства, обогащающих и облегчающих познание человеком окружающего мира, расширяющие взаимоотношения человека с окружающей средой.

Мы рассматриваем технику как явление культуры, так как потребности в ней выходят далеко за рамки элементарных биологических потребностей. В этом качестве она находится в многообразных связях с другими явлениями культуры: наукой, моралью, экономикой, политикой, искусством и др.

Целью нашего исследования является рассмотреть технику как социокультурное явление, раскрыть связь между культурой и техникой.

В процессе написания работы, нами были выдвинуты следующие задачи:

1. проанализировать значение техники для человека;

2. рассмотреть сущность и типологию культуры;

3. изучить социокультурный смысл техники;

4. выявить связь и взаимоотношение техники с другими социокультурными элементами.

Объектом исследования является техника как социокультурное явление.

Методы исследования:

1) изучение, обработка и анализ научных источников по проблеме исследования;

2) анализ научной литературы, учебников и пособий по культурологии, эстетике, философии культуры, технике.

Теоретическая база исследования. В работе использованы труды известных зарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами культурологи и техники какие как Мамонтов С.П., Радугин А.А., Попов Е.В., Багдасарян Н.Г., Ортега-и-Гассет Х., Хайдеггер М., Шпенглер О., Ясперс К.  и др.

 

 


Человек и техника.

Чтобы понять сущность техники, нужно исходить не из машинной техники, по крайней мере, не поддаваться искушению видеть цель техники в создании машин и инструментов.

В действительности техника принадлежит древнейшим временам. Она не является и какой-то исторической особенностью, будучи чем-то чудовищно всеобщим. Она простирается за пределы человека, назад, к жизни животных, а именно, всех животных. В отличие от растений, к жизненному типу животных принадлежит свободное передвижение в пространстве, относительная самопроизвольность и независимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость от всей остальной природы, а тем самым и необходимость себя ей противопоставлять, чтобы наделять свой вид смыслом, содержанием и превосходством. Значение техники установимо только исходя из души....

Следует избегать и другой ошибки: технику нельзя понимать инструментально. Речь идет не о создании инструментов-вещей, а о способе обращения с ними; не об оружии, а о борьбе. В современной войне решающее значение имеет тактика, то есть техника ведения войны, тогда как техника изобретения, изготовления и применения оружия есть лишь элемент целого.

То же самое мы обнаруживаем повсюду. Имеются бесчисленные техники без каких бы то ни было орудий: есть техника льва, перехитрившего газель, есть техника дипломатии, техника управления, как поддержания формы государства для борьбы в политической истории. Имеются химические методы и техники применения газов. При всякой борьбе наличие проблемы предполагает логическую технику. Есть техника живописи, скачек, управления самолетом. Речь идет повсюду не о вещах, но о целенаправленной деятельности....

Само по себе совершенно безразлично, какой будет судьба этой маленькой планеты в толпе “вечных” звезд, куда через краткое время повлечет ее по бесконечным пространствам; еще безразличнее мы к тому, будет ли через пару мгновений что-нибудь на ней двигаться. Но каждый из нас - сам по себе ничто - на несказанно короткое мгновение заброшен в эту толкотню длиной в одну жизнь. Потому для нас она безмерно важна - этот малый мир, эта “мировая история”.

Судьба помещает каждого не в мировую историю вообще, но каждый рождается в каком-то столетии, в определенном месте, народе, религии, сословии. Выбирать нам не дано, родимся ли мы сыном египетского крестьянина за 3000 лет до Христа, персидским царем или сегодняшним бродягой. Этой судьбе - или случаю - нужно повиноваться. Она осуждает нам на какие-то ситуации, созерцания, деяния. Нет “человека в себе”, о котором болтают философы, но только человек своего времени, места, расы. Он утверждает себя или покоряется в борьбе с данным ему миром, а божественную Вселенную, простирающуюся вокруг него, это совершенно не трогает. Эта борьба и есть жизнь, а именно, борьба в смысле Ницше, как воля к власти, свирепая, жесткая, борьба без пощады.

Мы живем в техническом и рационалистическом мире. Мы все лучше распознаем опасность этого мира.

... Природа уже не есть просто наше живописное окружение. По сути дела, среда, мало-помалу создающаяся вокруг нас, есть прежде всего вселенная Машины. Техника сама становится средой в самом полном смысле этого слова.

... техника составила целостную среду обитания, внутри которой человек живет, чувствует, мыслит, приобретает опыт. Все глубокие впечатления, получаемые им, приходят к нему от техники.

               

... Техника - фактор порабощения человека. Но, разумеется, не только порабощения! Она могла бы быть, гипотетически говоря, фактором его освобождения. Единственная реалистическая революция направится именно по этому пути, и она будет иметь своим последствием радикальное отвержение любых идеологий, разрушающих индивид и субъект...

... единственную революцию, заключающуюся в захвате не власти, а позитивных потенций современной техники, и в их полной переориентации в целях освобождения человека. Альтернатива такой переориентации - огосударствление техники, к которой мы идем быстрыми шагами.

Информатика, сросшись с бюрократической властью, застынет несокрушимой глыбой. Это - исторический тупик человечества, который будет по-настоящему осознан только в конце, потому что ведущий к нему путь так приятен, так легок, так соблазнителен, так полон ложными удачами, что представляется маловероятным, что человек отвергнет его и вступит на трудную, аскетическую, добровольно самоотверженную и нешумную дорогу, которая позволит в конечном счете прийти к той гуманизации техники и власти, о которой сейчас так много говорят.

Пока еще нельзя сказать, что политико-техническая революция стала уже абсолютно невозможной. Это вопрос исторического момента, исторического шанса. В ходе истории бывают моменты сложного переплетения таких сил и обстоятельств, которые, по-видимому, в одинаковой мере способны привести и к катастрофе, и к скачку вперед. На мой взгляд, сейчас - причем, как кажется, на непродолжительное время - мы вышли к развилке исторического пути...

... чтобы освободить индивида, который спонтанно продолжал бы работать, трудиться в техническом мире, перестав, однако, подчиняться логике технической системы, для этого требуется подлинная мутация человека. Мутация психологическая, идеологическая, нравственная, перестройка всех целей жизни. И это должно произойти в каждом.

Чтобы положить конец давящей структуре, в которой мы погрязли, чтобы со смелостью и мужеством приступить к пересмотру всего в нашем мире, чтобы сначала просто допустить элементарную мысль, что такое возможно, необходимы твердая надежда и сущностные, радикальные мотивации, которые превосходили бы по своей увлекающей силе все, что предлагает нам наша история или теория.

Техника не то же, что сущность техники. Отыскивая сущность дерева, мы неизбежно увидим: то, чем пронизано всякое дерево как таковое, само не есть дерево, которое можно было бы встретить среди прочих деревьев.

Точно также и сущность техники вовсе не есть что-то техническое. Мы потому никогда не осмыслим своего отношения к сущности техники, пока будем просто думать о ней, пользоваться ею, управляться с нею или избегать ее. Во всех этих случаях мы еще по рабски прикованы к технике, безразлично, энтузиастически ли мы ее утверждаем или отвергаем. В самом злом плену у техники, однако, мы оказываемся тогда, когда усматриваем в ней что-то нейтральное, такое представление, в наши дни особенно распространенное, делает нас совершенно слепыми к ее существу....

...Инструментальность считается основной чертой техники. Шаг за шагом спрашивая, что такое собственно техника как средство, мы придем к раскрытию потаенного. Здесь заложена возможность всякого поставляющего изготовления.

Итак, техника не простое средство. Техника - вид раскрытия потаенности. Если мы будем иметь это в виду, то в существе техники нам откроется совсем другая область. Это - область выведения из потаенности, осуществления истины....Царящее в современной технике раскрытие потаенного есть производство, ставящее перед природой неслыханное требование быть поставщиком энергии, которую можно было бы добывать и запасать как таковую. А что, разве нельзя того же сказать о старой ветряной мельнице? Нет. Правда, ее крылья вращаются от ветра, они непосредственно отданы его дуновению. Но ветряная мельница не извлекает из воздушного потока никакой энергии, чтобы сделать из нее запасы...

Выведение из потаенности, которым захвачена современная техника, носит характер предоставления в смысле добывающего производства. Оно происходит таким образом, что таящаяся в природе энергия извлекается, извлеченное перерабатывается, переработанное накапливается, накопленное опять распределяется, а распределенное снова преобразуется. Извлечение, переработка, накопление, распределение, преобразование - виды выведения из потаенности. Это выведение, однако, не просто идет своим ходом. Оно и не растекается в неопределенности. Техническое раскрытие потаенного раскрывает перед самим собой свои собственные сложно переплетенные процессы тем, что управляет ими. Управление со своей стороны стремится всесторонне обеспечить само себя. Управление и обеспечение делаются даже главными чертами производящего раскрытия.

 

Сущность и типология культуры.

 

Понятие культура в самом прямом (и наиболее близком первоначальному материальному) смысле означает развитие или результат развития некоторых духовных и телесных способностей при помощи соответствующих упражнений. В более общем и ординарном смысле - это черта личности, возникшая вследствие обучения, воспитания в области вкуса, здравого смысла, культурой нередко называют и просто воспитанность. В этом смысле говорят об общей культуре.

Результатом передачи опыта от поколения к поколению является возникновение культурных структур – "вертикальных" и "горизонтальных".

"Вертикальное" измерение задается категорией "уровень культуры"; "горизонтальное" характеризуется всем разнообразием культурных форм. Роль первичного детерминанта в отношении к культуре проявляется в том, что уровень культуры общества в конечном итоге определяется социально-экономическим строем. Это измерение культуры, будучи главным, не единственно: в культуре одного уровня можно наблюдать огромное разнообразие культур. Преобразование культур, сколько бы ни было оно медленно, происходит путем культурного "взрыва", в результате которого старая преодолевается. Преодоление этого, одновременно, происходит только на основе старой культуры, чем и обеспечивается преемственность в культуре.

Культура - развивающееся целое. Если в общем плане стадиальность в культуре совпадает со стадиями всемирно-исторического процесса, то отнесение каждой конкретной культурной общности к той или иной стадии всякий раз представляет особую задачу, решающую по-разному в различных системах (то есть какой концепции культуры придерживается тот или иной исследователь).

Следовательно, возникает нужда в формировании критерия отнесения к той или иной стадии каждой конкретной культуры. Именно таким универсальным абстрактным моментом культуры, который может позволить провести искомое различие, является широко понятый язык культуры.

Таким образом, из двух сравниваемых культур та и принадлежит к более высокому уровню, чья система включает в себя помимо основной массы культурных символов другой культуры еще и значимое число таких, которые не только отсутствуют в последней, но и принципиально не выразимы в ней (отсутствие в языке одной из сравниваемых культур целых слоев культурных смыслов, присущих другой – свидетельство в принадлежности к более низкому уровню).

Развитие социума – необходимое понимание процесса развития как двояко детерминированного, то есть как обусловленного социально-экономическими производственными отношениями, с одной стороны, и культурой, с другой. Очевидно, что только раскрытие механизма взаимодействия детерминантов общественного развития могло бы придать значимость этому тезису. Но постижение этой механики невозможно без выяснения структуры и сущности культуры как детерминанты общественного развития.

Основа социальной динамики – смена традиций, то есть именно ломка, преодоление культуры. Сложный, не поддающейся сознательной трактовке этот процесс направляется стимулами, лежащими вне культуры. Вместе с тем, это внешнее воздействие должно проявляется во внутренних механизмах, и фермент культурной динамики соответствует процессу смены социальных идеалов, происходящих на высших этажах здания культуры.

В соответствии с современными представлениями можно обрисовать следующую структуру культуры. Базисные элементы культуры существуют в двух видах - материальном и духовном. Но такое подразделение достаточно условно, т.к. два элемента культуры часто пересекаются, являются взаимосвязанными и взаимопроникающими.

Материальная культура характеризует преобразующую деятельность человека с точки зрения влияния ее на развитие человека, раскрывает, в какой мере она дает возможность применить его способности и творческие возможности.

В материальную культуру входят: культура труда, материального производства, быта, жилища, физическая культура.

Духовная культура включает в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую, религиозную и др. культуры. По мнению многих культурологов, существуют смежные виды культур, проникающие во всю систему культуры. Это такие виды культуры, как экономические, политическая, экологическая, эстетическая.

Если разделить культуру по ее носителю, то можно выделить культуру мировую и национальную.

Первая - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов.

Вторая - синтез культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры проявляется как в материальной, так и в духовной сфере жизни общества. В каждом обществе существует своя совокупность ценностей, которым руководствуется большинство. Данная совокупность называется доминирующей культурой. Но поскольку каждое общество неоднородно, в его слоях существуют собственные, частные системы ценностей и поведенческие нормы, такие культурные миры принято называть субкультурами.

От доминирующей субкультура отличается языком, взглядами на жизнь, нормами поведения и т.д. Субкультура является частью доминирующей культуры и не противоречит ей. Это молодежная субкультура, профессиональная субкультура, субкультура национальных меньшинств и т.д. Противоречащая доминирующей культуре субкультура называется контркультурой. Ценности контркультуры противостоят общей системе ценностей.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, можно выделить три формы - элитарная, народная и массовая культуры.

Элитарная культура включает в себя искусство, классическую музыку, классическую литературу. Как правило, элитарная культура опережает возможность восприятия ее среднестатистическим человеком.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими зачастую специальной профессиональной подготовки. Часто синонимом народной культуры выступает любительская (по происхождению). Это мифы, легенды, сказания эпос, сказки, народные песни и танцы. Еще одно название народной культуры - фольклор, всегда локализованный, связанный с особенностями данной местности.

Массовая, общедоступная культура не выражает высоких требований духовной элиты творческих поисков народа. Механизм распространение массовой культуры связан со средствами массовой информации, поэтому явление массовой культуры - детище ХХ века. Это искусство для всех и каждого, это культура большой аудитории. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, связана с модой. Основная угроза, содержащаяся в массовой культуре, – одинаковость людей и их мировосприятия. Человеку-творцу, гению нет места в массовой культуре.

Основными признаками продукции массовой культуры являются следующие:

· упрощение отношений между людьми, сведение их к примитивному уровню;

· развлекательный характер;

· натуралистическое смакование насилия;

· культ успеха, сильной личности, жажда обладания;

· культ посредственности.

Массовая культура – это часть культуры. Основное достоинство ее произведений заключается в том, что они базируются на архетипах. К таким архетипам относятся, например, бессознательный интерес человека к эротике и насилию. Вместе с тем, массовая культура таит в себе ряд опасностей. Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческих способностей человека, развитие невежества и бескультурья в обществе.

На протяжении всего существования человечество проходит испытание невежеством. Лучшие умы предупреждали об опасности, исходящей от него. В нашем обществе невежество проявляется как многогранный социальный феномен, который выражается, прежде всего, в процессе тотального подавления интеллекта, культуры, творчества; неспособности охватить все многообразие общественных, естественных, научных связей; массовой мифологизации и фетишизации сознания целых социальных групп; массовом уничтожении собственной истории и культуры.

Невежество опасно всякое, но особенно политическое (так как это борьба за власть и управление), экономическое (так как подрывает материальную основу жизни общества), культурное (так как растлевает корни и душу общества и человека). Справиться с невежеством под силу образованию, но необходима и собственная заинтересованность человека.

Наиболее подробно проблемы массовой культуры рассматривались в работах О. Шпенглера "Закат Европы", А. Швейцера "Культура и этика", Х. Ортеги-и-Гассета "Восстание масс".

Х.Ортега-и-Гассет, противопоставляя культуру элиты и массовую культуру, писал: "Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчет собственной заурядности, безбоязненно утверждают свое право на нее и навязывают ее всем и всюду... Масса сминает все непохожее, недюжинное, личностное и лучшее... Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой".

Культура является многоуровневой и многофункциональной системой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...