Особенности экспертизы художественных произведений
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Введение
Социальные изменения в жизни того или иного общества, естественно накладывают свой отпечаток на развитие культуры этого общества. Так, «Перестройка» у нас в стране словно выпустила из тайников, наряду со многим, так интересующий нас антикварный рынок. Последний востребовал к себе на службу достаточно редкого специалиста эксперта художественных ценностей. Совсем не значит, что их не было. Были они и до 1917 года, были они и потом. Но никогда они не были столь значимы, как сейчас. Вряд ли есть в этом что-либо удивительное. Рынок требует произведений искусства, подлинность которых подтверждена. И ответ на поставленный вопрос должны дать люди, в силу обстоятельств выделившиеся в некую касту экспертов. Заглянем в словарь Даля: «экспертиза французское слово - expertise - от латинского expertus - освидетельствование, проверка, расследование чего-либо экспертами и заключение их о чем-либо. Эксперт - знаток, сведущий и опытный в деле человек» В словаре Ожегова «Эксперт - специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Экспертиза - рассмотрение какого-либо вопроса экспертами для дачи заключения» Таким образом, экспертиза - суть действий эксперта, заключающаяся во всестороннем изучении произведения искусства для дачи заключения о его подлинности культурной ценности в мировом наследии. Цель данной работы: изучить экспертизу живописных произведений Задачи: определить понятие экспертизы и эксперта, суть и ход действий экспертизы выявить особенности и виды экспертизы живописных произведений исследовать современные методы экспертизы и их интерпретацию .
Суть и задачи
Экспертиза живописных произведений - это вид деятельности направленной на выявление соответствия произведения искусства данным, которые предоставил заказчик. Эксперты проверяют, исследуют произведение живописи на предмет его «подлинности» соответствия заявленному времени создания и принадлежности руке того или иного мастера. Итог их работы - экспертное заключение, подтверждающее или отрицающее подлинность картины, иконы и т.д. Суть занятий эксперта можно определить как идентификацию и установление статуса произведения живописи, накопление первичных знаний о нем. Основой работы эксперта по произведениям живописи является проведение комплексной иконографической, стилистической и технико-технологической экспертизы произведений русской и зарубежной живописи и графики. Чаще всего используется определенная методика комплексного анализа, основанная на коллекции эталонов, по мере пополнения которых экспертами делаются выводы об индивидуальных почерковых признаках художников, а так же постоянно уточняются технологические особенности характерные для отдельных школ живописи разных периодов. К настоящему времени существует весьма обширный банк эталонных данных, включающий в себя коллекции: образцов холстов и бумаги макрофотографий фактуры живописи микропроб грунтов и красочных слоев фотодокументов в видимом, инфракрасном, ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах излучения описаний результатов иконографического и стилистического анализа. А также визуальных и микроскопических наблюдений технико-технологических особенностей произведений. Именно эти данные положены в основу сравнительного анализа художественных произведений. К основным задачам экспертизы произведения живописи относятся: решение вопроса об авторстве (установление, подтверждение или отклонение авторства)
датировка произведения определение школы живописи определение иконографии произведения решение вопроса об оригинальности или вторичности работы разграничение по типу вторичности (копия, авторское или соавторское повторение, принадлежность к мастерской, кругу, школе либо последователю мастера, имитация, подделка, стилизация) определение состояния сохранности определение художественного уровня произведения. Эксперты работают по заявкам музеев, правоохранительных органов, с физическими и юридическими лицами.
Ход экспертизы
Экспертная работа выглядит так: при приеме картины проводится экспресс-экспертиза (визуальная, микроскопическая) на предмет перспективности дальнейших исследований. Далее при поступлении на экспертизу произведение проходит иконографическое, стилистическое и технико-технологическое исследование. Интерпретацию результатов исследований эксперт проводит, учитывая мнения физиков, химиков, рентгенологов, реставраторов. Обычно экспертиза проводится не одним экспертом, а группой лиц (Например, отделом экспертизы). Соответственно результаты по экспертизе с представлением доказательного материала эксперт защищает на экспертном совете и в случае их одобрения советом на произведение выдается экспертное заключение, являющееся своеобразным паспортом произведения, в котором отражены основные выводы, сделанные в ходе исследований. Такой подход к выдаче экспертного заключения приобретает еще большую актуальность ввиду развития антикварного рынка. Не снимая личной ответственности с эксперта, проводившего исследования, коллегиальное утверждение решения по экспертизе является максимально объективной и дополнительной степенью защиты как прав владельца, страхуя его от приобретения сомнительных произведений, так и эксперта, ограждая его от возможной ошибки. Совет полномочен поддержать мнение эксперта, отклонить его или направить экспертизу на доработку. Утвердившаяся практика экспертизы, при которой все виды исследований: искусствоведческие, микроскопические, физические, химические, фотографические и пр. - проводятся одновременно, в рамках одной организации и интерпретируются в едином комплексе, зарекомендовала себя как максимально надежная и объективная. Это объясняется тем, что научно-практическая экспертиза является сложным наукоемким исследовательским процессом, требующим участия специалистов различного профиля.
Поскольку ни одно из высших учебных заведений страны не готовит экспертов, и практические знания в столь ответственной области можно получить только под руководством опытных специалистов в сложившихся и имеющих большой опыт работы коллективах.
Экспертиза и эксперт
Для любого произведения искусства, имеющего довольно длительную историю большое значение имеет и экспертиза и атрибуция. Атрибуция (лат. attributio) в искусствоведении - определение авторства художественного произведения. Атрибуция в музееведении - описание экспоната по ряду признаков, к числу которых принадлежат: название, назначение, форма, конструкция, Атрибуции подвергаются: литературные произведения (в филологии и искусствоведении - определение авторства; в музееведении - описание произведения искусства как предмета хранения) предметы материального быты (в музееведении) изображения материальных бытовых предметов (в музееведении) Атрибуция произведения искусства (текста в семиотическом понимании этого термина, то есть любого связанного набора знаков, в том числе фильма, картины, аудио-произведения, письма) ставит задачу нахождения следующих даннных: авторство этого произведения; место и время создание произведения; обнародование (публикация) произведения. Атрибуцией иконы является обоснование принадлежности иконы к определённой школе или окружению, мастерской какого-либо иконописца. Особенность экспертизы в том, что она должна в оптимальный срок дать свой ответ. Промедление задевает интересы владельца, покупателя, в том числе, когда им становится и музей. Именно поэтому экспертиза является первым оперативным этапом в изучении предмета искусства, востребованного художественным рынком. В этом заключается разница между экспертизой и атрибуцией. Действия последней направлены на уточнение вопросов авторства, времени и иных особенностей произведения. Но действия эти совершаются уже в других условиях. И исполнителем этого процесса уже будет узкий специалист в конкретном периоде и виде искусства. Его действия определены рамками принятого рабочего плана и бюджета. Причем его выводы не всегда будут совпадать с выводами эксперта.
Нередко произведения, приобретенные музеем по рекомендации авторитетного эксперта, впоследствии меняют свое авторство. Иногда на пересмотр атрибуции уходят годы. Достаточно посмотреть последние страницы каталога любого крупного музея, чтобы убедиться в систематическом изменении атрибуций. В каталоге 1990 года Национального музея в Стокгольме указано около трехсот произведений, данные которых изменились в период между 1972 и 1989 годами. Среди них - две итальянские картины XVI века, ставшие ныне работами загадочного голландского художника XVII века Леонарда Брамера. Многим хорошо известен портрет Антонио Брокардо работы Джорджоне из Будапештского музея. Но мало кто знает, что в результате многолетней атрибуционной работы его авторство менялось семь раз! Все это - первичная экспертиза и последующая атрибуция было звеньями одной исследовательской цепи постепенного накопления научного знания о произведениях искусства. Эксперт может ошибаться. Но весь вопрос в том - как часто. Именно от этого зависит его авторитет. Например: выдающийся историк искусства Абрахам Бредиус, директор гаагского музея Мауритцхейс, был крупнейшим специалистом в области голландской живописи, в частности, живописи Рембрандта. Он обладал исключительным «чутьем на подлинность», что позволило ему на европейском рынке приобрести и для музея, и для себя выдающиеся произведения. Ему принадлежит честь определения ныне широко известной картины Рембрандта "Саул и Давид". Однако уже после смерти ученого, в 1946 году, у специалистов появились сомнения в однозначности выводов Бредиуса. Пока авторство великого голландца сохраняется. Сложнее обстоит дело с другим шедевром Рембрандта. Его знаменитая картина "Польский всадник" была обнаружена Бредиусом в 1897 году в польском местечке Дзикув. Позднее она была приобретена известным американским коллекционером Хенри Фриком. Но недавно картина была вновь исследована, и ее авторство было подвергнуто серьезному сомнению. Кстати, недавние выводы американского Центра исследований Рембрандта неутешительны. Его специалисты подвергли сомнению большое число картин Рембрандта, хранящихся в музеях мира.
Но вернемся к Бредиусу. Поколебался ли его авторитет эксперта? Нет. Качественный результат его работы столь положителен, а количество заблуждений мало. Да и развенчанные ныне шедевры - не подделки, а подлинные безымянные шедевры. Приведенные примеры заставляют задуматься над тем, кто же такой эксперт. Опытный в деле человек - говорит Даль. Но каждый специалист опытен. Можно предположить, что его опыт - не школьный, академический. Он приобретается практической деятельностью не столько в стенах музея, сколько повседневным общением с живым движением художественной массы на рынке, в коллекциях. Этот опыт не воспитываем, а нарабатываем. Он должен быть дополнен, кроме естественных академических знаний, такими неконкретными и невоспитываемыми свойствами, как интуиция, чувство подлинности, особое видение памятника. Эксперт должен обладать широтой художественного взгляда, потому что его задачей является ввести в новую жизнь подлинное произведение искусства, дать ему шанс не затеряться среди других. Сила эксперта должна проявиться тем больше, чем меньше знаком ему предмет исследования. Эксперт, декларирующий себя специалистом в области искусства ацтеков, вряд ли будет полезен в повседневной работе с потоком самых разнообразных вещей. Вполне понятно, что нельзя знать всего. Экспертом нельзя назначить, экспертом можно быть. По-видимому, эта деятельность является сугубо индивидуальным проявлением. И при воспитании эксперта надо суметь это выявить. Особенности экспертизы художественных произведений
Вид экспертизы выбирает заказчик. Наиболее распространенной является мнение специалиста, доктора наук, академика, основанное на личном авторитете в данной области. Существует так же групповая экспертиза. Это, как правило, коллектив специалистов - комиссия, - который выражает свое мнение в подытоженной форме. Такие экспертизы предпочитают официальные государственные организации. Есть технологическая экспертиза, когда результаты выражены лишь фиксацией материальной части на основании данных различных видов съемок, рентгена, химического анализа и др. Но следует подчеркнуть, что ответ технологов все же является лишь частью выполненной программы. Все эти варианты имеют право на существование, все они вносят свой вклад в познание предмета. Но сегодня наиболее результативной представляется комплексная экспертиза, включающая в себя и технологические данные, и искусствоведческие. Очень важным являются и консультативные встречи специалистов различных музейных и реставрационных организаций в подготовке окончательных выводов, что позволяет избегнуть опрометчивых заключений. Экспертиза на сегодняшний день обладает набором инструментов, позволяющим, в отличие от многих других отраслей искусствоведческого знания, наиболее многосторонне обследовать конкретный памятник, получать от него информацию различного рода. В идеале экспертное исследование стремится к комплексности - методу, который претендует на наибольшую объективность при оценке статуса произведения. Две главные части исследования состоят из искусствоведческого и технологического анализа, как уже упоминалось ранее. В первой части наиболее важно знание специалиста об основных процессах развития искусства, его закономерностях, стилевых особенностях школ - это естественная база профессионала. Помимо этого, специфика искусствоведческой подготовки эксперта состоит в необходимости накапливать материал о явлениях искусства, составляющих не элитный, а основной, повседневный пласт культуры, то есть, иметь представление о широкой культурной среде. С этим связано умение и желание отказываться от мышления категориями эталонности, идеальности по отношению к произведению, столь развитого в музейном мире. Основное различие в применении искусствоведческого анализа в руках эксперта и академического исследователя состоит в том, что внимание первого сосредоточено не только на художественных достоинствах и недостатках произведения, на поиске индивидуальных особенностей, позволяющих связать памятник с определенным именем или временем. Недавние исследования одной иконы, претендовавшей на XVI век, могут быть хорошим примером. Технологические данные, включая и химический анализ пигментов, были объективно положительные. Но тщательное обследование памятника искусствоведами поставило под вопрос не столько правильность объективных данных, сколько их несоответствие самому объекту исследования. В конечном итоге икона была признана искусной фальсификацией начала XX в. Одним из важных методологических принципов в экспертизе должно быть непредвзятое отношение к исследуемому предмету. Эксперт должен оставаться не только на уровне академических знаний, но и быть на определенном этическом пьедестале. В основе исследования должно быть не отрицание предмета. Лишь путем усечения несостыкующихся элементов в произведении можно выйти на истину. Большинство фальсификаций является результатом ремесленного произвола с очень ограниченными возможностями. Они незамедлительно выявляются при знании круга подлинных вещей. Лишь немногие индивидуалы смогли довести фальсификацию до уровня аутентичности манеры того или иного художника. Технологическое исследование естественным образом включает в себя представление о художественной практике в историческом смысле и, кроме того, - реконструкцию этой практики применительно к конкретному произведению и сопоставление полученных результатов с известными данными. Кроме того, технологическое обследование произведения дает материал, который можно документально зафиксировать, и в этом смысле он доступно и объективно представляет памятник. Хотя это может показаться странным, именно с технологической стороной в экспертизе в наибольшей степени связан вопрос объективности исследования. Являясь документальной частью исследования, технология должна подтверждать, уточнять, дополнять наше искусствоведческое знание, в большей или меньшей мере субъективное. Материалы технологического исследования произведения беспристрастны в момент их фиксации. Далее наступает процесс их интерпретации, который может незаметно лишить их объективности и поставить, таким образом, под вопрос общий результат. Причиной ошибки и необъективности результатов экспертизы сегодня могут быть следующие факторы: недостаточность сравнительного материала (эталонов) различие в зафиксированных научных данных неполнота научного знания о предмете (применение различных пигментов во времени) расхождение сведений литературных источников и практики (рецептура приготовления художественных материалов) несовершенство используемой аппаратуры наличие посторонних вмешательств (реставрация) и, как следствие, - изменение оригинальной структуры произведения Поэтому невозможно говорить о безоговорочной объективности какой-либо из частей экспертного исследования. Однако стремление к ней может основываться на возможности большей полноте применяемых методов и, на самой методике. Шанс избегнуть ошибок, вероятно, может дать принятая и исполняемая последовательность общения специалиста с произведением. Суть этого, отнюдь не вновь изобретенного подхода, в том, чтобы исследование шло впереди концепции, когда первоначально накапливается максимум информации, извлеченной из конкретного произведения. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы на время этой работы исключить влияние всех предварительных, часто предвзятых мнений (первоначальные версии, легенда произведения и т.д.). На практике, естественно, различные направления исследования идут параллельно. Но в данном случае речь о том, чтобы найденные объективные данные не примеривались моментально и механически к облюбованной теории. Только накопив достаточно материала, разного по своему характеру, можно проверять его в сопоставлении с версией. Очевидно, что только многогранность объективных при изначальной фиксации фактов может страховать специалиста от их субъективной интерпретации. Все это в целом предъявляет к экспертизе определенные требования, которые можно сформулировать, как необходимость и желательность комплексности исследования, принятая за идеал некоторая длительность процесса работы, непосредственный контакт с произведением и обязательная документальная фиксация всех полученных данных, аргументации и выводов. Совершенно очевидно, что сегодня исследование уже не завершается на столе под микроскопом, наступает процесс интерпретации полученных материалов и единственным полноценным оформлением результатов экспертизы может быть заключение. Право каждого специалиста излагать свое мнение в том виде, который он считает наиболее приемлемым, но очевидно, что общей тенденцией становится требование документа. Выдача заключения - это и ответственность, и определенные преимущества. С одной стороны, единственное, что на практике реализует и проверяет репутацию эксперта, - это письменное и обстоятельное изложение результатов исследования и своей аргументации в пользу того или иного определения. Кроме того, такая форма представляется наиболее уважительной по отношению к произведению, его владельцу (или держателю), коллегам - экспертам и собственной работе. Другая сторона вопроса состоит в том, что письменное, развернутое и открыто аргументированное заключение практически создает статус произведения, публикует его, являясь страхующим документом на случай утраты, повреждений или иных изменений в судьбе памятника. В экспертном заключении можно выделить ряд общих компонентов, определяющих его структуру. Это: в первую очередь, наличие ясно читаемой формализованной системы подачи материала. во-вторых, указание на последовательность и полноту исследования (первоначальная версия - конечный результат, использованные инструменты). в-третьих, система признаков, наиболее полно описывающих произведение (указание фактических, технологических характеристик, состояния сохранности, контрольное изображение). в-четвертых, присутствие более или менее развитой аргументации собственных выводов. выраженная готовность к дальнейшему сотрудничеству в виде указания на организацию и исполнителей, подготовивших заключение. Таким образом, заключение становится необходимым инструментом экспертизы. Нередко в результате экспертных исследований выводы бывают неоднозначны. В отдельных случаях среди специалистов может быть достигнут консенсус. Но если это невозможно, представляется необходимым это принципиальное расхождение включить в текст окончательного заключения. Например: импрессионистический пейзаж, приобретенный в 1951 году копенгагенской Глиптотекой Ню Карльсберг как работа Армана Гийомена, в дальнейшем вызвал сомнения. Неоднозначность прочтения подписи давала возможность видеть в авторе также близкого и по манере, и по фамилии художника - Антуана Гийоме. Кроме того, эксперты высказали предположение, что данная работа является копией с одной из картин Клода Моне. В конечном итоге все полученные данные были зафиксированы в изданном музейном каталоге, открывая тем самым путь другим специалистам в их попытке решения этой задачи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|