Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы экспертизы живописных произведений




 

Одним из действенных методов экспертизы, является инфракрасная рефлектография. С помощью специального инфракрасного излучения, которое проникает сквозь верхние слои объекта экспертизы (картины и т.д.) возможно исследовать слой непосредственно под видимой поверхностью (т.е. нижележащие скрытые слои).

Это особенно важно для определения возможных предварительных рисунков под слоями краски или наличия подписей, надписей под слоем живописи. Этот метод позволяет нам увидеть различные варианты работы художника на холсте, его прорисовки, правки в композиции перед завершением картины. Специалисты используют инфракрасные камеры со светочувствительными инфракрасными детекторами. Камера напрямую соединена с монитором компьютера, в результате чего вся система работает в режиме реального времени.

Важнейший способ определения подлинности картины это рентгено-флюоресцентный анализ, который основан на записи и последующем анализе спектра, полученного путем воздействия на исследуемый материал рентгеновского излучения. Результат такого анализа - установление использованных в работе пигментов (в основном неорганических). Метод неконтактный (без отбора проб). Координаты точек измерения определяются и фиксируются с точностью до миллиметра. Диапазон определяемых элементов от S (16) до U (92). Определение элементов проводится с использованием специально разработанной программы.

Рентгено-флюоресцентный анализ имеет некоторые ограничения, так, этот метод не может быть использован, чтобы проанализировать водород, азот, углерод и другие легкие элементы. В то же время данный метод помогает с высокой точностью определить металлы, содержащиеся в веществе. Именно металлы являются хромофорами, т.е. отвечают за цвет тех или иных веществ. Метод рентгено-флюоресцентный аналиаз позволяет исследовать:

пигменты различных участков живописи без отбора проб

основные и примесные элементы в бронзовых изделиях

элементный состав фотографий и печатных изданий.

Органические красители методом рентгено-флюоресцентный анализа не определяются, поэтому для более точной датировки произведения применяется метод инфракрасной спектроскопии.

Инфракрасная спектроскопия с Фурье-преобразованием (FTIR) - этот метод применяется экспертами для установления органических красителей, неорганических пигментов (не выявленных при рентгено-флюоресцентном анализе), а также лаков, типа связующего, его возраста, степени полимеризации (старения) масла.

Одним из действенных методов специалисты считают метод отбора микропроб. Микропробы (размером от 0,5 до 1 мм) отбираются под микроскопом из участков, которые были исследованы ранее методом рентгено-флюоресцентный анализа. За счет использования приставки с алмазным окном пробы не разрушаются при подготовке и проведении записи спектров, а отобранная проба сохраняется и может быть многократно переснята с различных сторон для сравнения и анализа полученных результатов. Специалисты-эксперты каждую пробу записывают дважды - с верхней стороны и с оборота. Данные получают в виде инфракрасных спектров исследуемого образца.

Спектр представляет собой ряд полос, которые соответствуют химическим связям между атомами или группами атомов в молекуле. Полученные спектры сравниваются с эталонными базами спектров известных материалов и, таким образом, проводится идентификация объекта и интерпретация полученных данных.

Фурье-преобразование позволяет сканировать объект множество раз и накапливать полученные результаты, получая читабельные спектры даже при минимальной концентрации вещества в пробе. Каждый спектр уникален для химического вещества и служит "молекулярным отпечатком", таким же уникальным, как и отпечаток пальца.

Важнейшим этапом экспертизы считается микроскопическая экспертиза (оптическая и цифровая микроскопия) - исследование под микроскопом. Исследование картины при использовании оптического микроскопа - неагрессивный метод, который дает информацию о методике построения слоев в картине, а также о том, подвергалась ли работа последующей правке, переписи или реставрации. Особое внимание уделяют подписи - наносилась ли она одновременно с написанием работы, либо по уже высохшему красочному слою, либо поверх образовавшегося кракелюра и др. Смывание и изменение подписи - один из простых и в то же время эффективных способов подделки картин. В микроскоп видно, лежит ли подпись под лаком, над ним или "парит" между двумя лаковыми слоями. Так называемая "подпись в тесте", которую художник ставил на высохшем лаке, должна быть слегка утоплена.

Таким образом, использование микроскопа позволяет:

определить послойность, толщину и цветовую характеристику грунта

способ построения красочного слоя

наличие или отсутствие подмалевка и подготовительного рисунка

Из чего становится возможно сделать следующее:

. определить состояние сохранности

. сделать вывод о подлинности подписи

. установить технологические признаки оригинальности или вторичности

. предположить ориентировочную датировку произведения

. при решении вопроса об авторстве соотнести технологические особенности произведения с банком данных по технологии картин предполагаемого художника.

Наиболее достоверный вывод о времени создания можно сделать при сопоставлении стилистических особенностей картины с результатами исследования под микроскопом.

Микрофотография позволяет получать очень ясное представление о технике нанесения крохотных мазков краски. При изучении картин используют несколько видов микроскопов. В том числе бинокулярный микроскоп, позволяющий заглянуть вглубь картины, ощутить толщину и качество лака и, разумеется, рассмотреть реставрационные вмешательства или дефекты.

Очень важный способ определения подлинности картины, это анализ в ультрафиолетовом излучении. Ультрафиолетовые лучи позволяют нашим экспертам определить старение лаковой пленки - более свежий лак в ультрафиолете выглядит темнее. В свете большой лабораторной ультрафиолетовой лампы более темными пятнами проступают отреставрированные участки и кустарно переписанные подписи. Фотосъемка картины в ультрафиолетовом свете создает эффект разнообразного свечения различных материалов на поверхности краски. Это означает, что позднейшие наслоения лака будут отличаться от первоначального слоя по цветовому тону. Это справедливо и для ретушированных участков в сравнении со слоями оригинальной краски. Различные пигменты также обладают различной люминисценцией (например, цинковые белила - чем старее, тем желтее, свежий лак - яркий, светится). Этот метод так же является надежным показателем состояния картины.

технологический живописный экспертиза атрибуция

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...