Девиантное поведение как социальное явление
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в России остро стоит проблема девиантного поведения подростков, об этом свидетельствуют данные Федеральной службы государственной статистики. С 2009 года по 2010 год число преступлений совершённых несовершеннолетними и при их соучастии увеличилось на 7,4 процента и составляет 16,3 тысячи преступлений на второй квартал 2010 года. Об остроте данной проблемы в нашем регионе свидетельствуют следующие данные: в Челябинской области на 2009 год было зафиксировано 3382 преступления совершенных несовершеннолетними и при их соучастии, это меньше чем в 2008 году (3639 преступлений). Однако, если сравнивать с другими регионами равными Челябинской области по численности населения мы можем проследить, что проблема девиантного поведения подростков в нашем регионе является более выраженной. Так в Республике Татарстан (на 2009 год - 3769 тыс. жителей) 2100 преступлений в год, совершаемых несовершеннолетними и при их соучастии, тогда как в Челябинской области (на 2009 год - 3508 тыс. жителей) - 3382 преступлений в год, совершаемых несовершеннолетними и при их соучастии, это на 1282 преступления больше. Для преодоления данной проблемой в регионе используются различные технологии социальной работы с девиантным поведением подростков. Примером может служить деятельность Центра социального сопровождения «Компас» [40] и других учреждений социальной помощи населению. Однако приведённые данные свидетельствуют о неэффективности технологий социальной работы с девиантными подростками, используемых в регионе. Неэффективность данных технологий определяется тем, что социальная работа как наука и вид профессиональной деятельности в России появилась сравнительно недавно (90-е годы ХХ века), поэтому, не смотря на наличие собственных методов работы с девиантными подростками, используется опыт таких наук как: социология, психология, девиантология, педагогика и юриспруденция. Весьма обширный выбор технологий работы с девиантными подростками не только расширяет пути решения проблемы, но и оказывает негативное воздействие на социального работника, «путая» его при принятии решения и затмевая первичное деталями выбора.
Таким образом, необходимо изучить технологии социальной работы с девиантными подростками и проанализировать их применение в учреждениях социальной помощи города. Объект: девиантные подростки Предмет: технологии социальной работы с девиантными подростками. Цель: проанализировать технологии социальной работы с девиантными подростками применяемые в учреждениях социальной поддержки г. Челябинска. Задачи: рассмотреть девиантное поведение как социальное явление; описать особенности девиантного поведения подростков; рассмотреть технологии социальной работы с девиантными подростками; разработать программу исследования; исследовать организации социальной помощи, работающие с проблемой девиантного поведения подростков г. Челябинска проанализировать технологии социальной работы с девиантными подростками, используемые организациями социальной помощи в г. Челябинске. ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ Девиантное поведение как социальное явление
Социальное явление - это элемент социальной реальности, обладающий всей полнотой социальных свойств и признаков; всё то в социальной действительности, что обнаруживает себя, является[2]. Для того что бы рассмотреть девиантное поведения подростков, нам необходимо рассмотреть весь спектр причин девиантного поведения.
Большая группа причин девиантного поведения, выделяемая учёными - это биологические причины девиантного поведения. Так Ч. Ломброзо предложил биосоциологическую теорию [11], в которой связал преступные действия человека с особенностями его анатомического строения. Представителями данного направления так же считаются Э. Кречмер, В. Шелдон [20 с. 252-261] в работах которых присутствует одна основная идея: люди с определенной физической конституцией склонны совершать социальные отклонения, осуждаемые обществом. В дальнейшем данное направление хоть и вошло в историю научной мысли, но было признано научно не состоятельным. Ч. Дарвин - эволюционный подход, основанный на законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эволюционного подхода говорят о человеческом поведении как проявлении видовых наследственных программ, в то время как критики данного подхода считают некорректным перенос законов поведения животных на психологию поведения человека. Этологический подход К. Лоренца [15 с.6]. Ученый считает, что существует внутривидовая агрессия, которая одновременно является и стимулом развития человечества и его главным «стопором» [15 с.37]. В рамках биологического подхода девиантность изучается так же и психогенетикой, представителями которой являются Г. Мендель и Ф. Гальтон [21с. 18] в 1865 году они опубликовали результаты первых исследований в области психогенетики, или евгеники, в данной науке говориться о наследственном характере девиации. В биокриминологии предпринимаются попытки установления связи между девиантным поведением и наследственными особенностями человека, например наличием лишней Y- хромосомы у мужчин и преступной аномалии у них в исследованиях У. Пирса. Д. Даббс и А. Моррис обнаружили связь между гормонами (тестостерона) и склонностью к антиобщественному поведению. Так же ученые выделяют «синдром трудного темперамента» [21 с. 241] - это генетически заданная индивидуальность динамических характеристик, проявляющаяся с 9 месяцев и сохраняющая свое влияние в первые годы жизни. Но, не смотря на все разнообразие биологических теорий девиантного поведения, исследования показали, что все природно-обусловленные факторы лишь увеличивают вероятность формирования девиантности, например импульсивность [9 с. 49]. Но не предопределяют полностью отклоняющееся поведение человека, поэтому рассмотрим и другие теории возникновения девиантного поведения: психоаналитические теории и социологические, или культурные теории [23].
В соответствии с социологическими, или культурными, теориями индивид может стать девиантным, из-за неправильной социализации, которая негативно отражается на внутренней структуре личности [11 с. 13-14]. Причиной неправильной социализации может быть явление, названное Э. Дюркгеймом аномией (состояние отсутствия норм). По Дюркгейму аномия - это состояние, при котором личность не имеет твёрдого чувства принадлежности, стабильности в выборе линии нормативного поведения. Р. Мертон внес некоторые изменения в данную концепцию. Он считал, что причиной девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения. Например, в то время как общество поддерживает усилия своих членов в стремлении к повышению благосостояния и высокому социальному положению, легальные средства членов общества для достижения такого состояния весьма ограничены: когда человек не может добиться благосостояния с помощью таланта и способностей, он может прибегнуть к обману, и другим средствам не одобряемых обществом. В теории стигматизации авторами которой являются Э. Лемерт, Г. Беккер [13.с.15] говорится, что девиации - следствие наклеивания на личность ярлыков (это совершает социум) путем соотнесения действия конкретного человека с абстрактными правилами постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться данной роли. И. Гофман выделяет три типа стигм: физическая (врожденные физические повреждения); дефекты воли (алкоголизм, душевные расстройства); расовые стигмы («черные»). А. Сазерленд в 1939 году сформулировал теорию дифференцированной ассоциации, по которой девиантное поведение - форма интеракции (взаимодействия).
Наконец, можно сказать о теории личностных норм (Г. Сайк, Д. Матза). Например, чтобы освободится от моральных требований, и оправдать себя, человек может отрицать вред своего поведения, отрицать свою ответственность, перекладывать вину на провокацию со стороны общества [11 с. 15]. Таким образом, социологические и близкие к ним теории полемистичнее, чем биологические в вопросах формирования отклоняющегося поведения личности и рассматривают девиантное поведение как результат социальных процессов, сложных взаимоотношений между обществом и конкретной личностью. Однако процессы происходящие внутри личности социологические теории не рассматривают данный вопрос нам помогут рассмотреть психологические теории отклоняющегося поведения личности. Психологические теории отклоняющегося поведения личности можно рассмотреть через существующие подходы изучения личности в психологии. Экзистенциально-гуманистический подход к девиантному поведению В. Франкла говорит о том, что специфические человеческие характеристики - это прежде всего духовность, свобода и ответственность [26]. Каждый человек формируют свой смысл жизни, и вышеперечисленные качества помогают ему в этом, их отсутствие приводит к аномальной позиции личности - фаталистической. Данная позиция характеризуется «полным» примыканием человека к ценностям общества, в котором он живёт, не разбирая их на позитивные и негативные, преобладание вторичного над первичным (базисным, духовным) приводит к девиации. [26 с. 37]. К экзистенциальной психологии тесно примыкают гуманистические теории, например клиентоцентрированная психология (психотерапия) К. Роджерса. Ключевое место занимают понятия самости и самоактуализации. Самоактуализация - стремление личности к развитию, в соответствии с ее врожденным потенциалом. Нормальная личность - это человек стремящийся к самоактуализации [22]. У аномальной личности процесс самоактуализации заблокирован. Главная проблема такого человека в условных ценностях - он хорошо относится к человеку, только если тот соответствует определенным стереотипам. Однако у индивидуума всегда есть свои потребности, поэтому возникает внутренний конфликт между своими потребностями и условными ценностями и как неизбежность проблема в поведении. Понятие самоактуализации личности является ключевым также для А. Маслоу. Согласно его взглядам человек действует, опираясь на врожденные потребности, реализуемые под влиянием социальных условий. Причина девиации блокировка потребностей. Если в силу разных причин нормальная самоактуализации через любовь и творчество невозможна, она заменяется самовыражением через девиантное поведение.
По мнению следующего учённого - Э. Фромма, человек стремясь к гармонии с собой и природой, вынужден преодолевать ценностные противоречия - это дихотомия жизни и смерти; конфликт между стремлением к реализации всех возможностей и недостаточная для этого продолжительность жизни; чувство одиночества и связанность с другими людьми. Девиантный человек, по мнению Э. Фромма - это человек не способный адекватно (без ущерба для своей индивидуальности, без разрушения мира, без проявления садизма) преодолеть данные противоречия. Таким образом, в экзистенциально-гуманистической психологии можно выделить две основные причины девиантного поведения личности: нарушение в области духовной сферы невозможность самовыражения и самоактуализации через социально одобряемые действия. Психоанализ 3.Фрейда, раскрывает бессознательные механизмы человеческого поведения. Однако описание отклоняющегося поведения в психоаналитических терминах требует предварительного введения в основные понятия и модели психической жизни. З. Фрейд в психической жизни человека выделил сознательное (Супер-эго), предсознательное (Эго) и бессознательное (Ид) [27]. Психологическое благополучие личности зависит от того, насколько эффективно взаимодействуют эти три подструктуры. Девиация выражается у человека в том случае, если взаимодействие Ид, Эго и супер-Эго нарушено, отклоняющееся поведение проявляется в действии защитных механизмов (процессов направленных на видимое урегулирование взаимодействия трёх уровней психики) [16 с. 130]. А. Адлер (индивидуальная психология) считал основным фактором, определяющим развитие индивидуальности, главную жизненную цель. В общем виде - это цель достижения превосходства над другими, слабость же переживается как чувство неполноценности, оно обратно пропорционально тому, как ребенок справляется с требованиями среды. Люди используют различные пути для компенсации чувства неполноценности. Одни пытаются подавлять других или используют насилие. Другие прибегают к «легальным» способам - успеху, власти, объединению в группы. При недостаточной или извращенной компенсации чувство неполноценности переживается особо остро и переходит в комплекс неполноценности. А. Адлер распространил данный механизм на широкий круг аномальных и нормальных явлений. Комплекс неполноценности одновременно является как причиной серьезных поведенческих проблем (девиации), так и внутренним стимулом для личностного развития. Если психоаналитический подход ориентирован преимущественно на изучение внутренней динамики развития личности, то теории, вышедшие из бихевиоризма, изучают непосредственно наблюдаемое поведение. Поведение формируется на основе безусловных рефлексов и инстинктивных программ (наследственные, шаблонные реакции организма как целого). Основным механизмом формирования поведения человека является научение. Научение - процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию [19]. Искажающее научение приводит к девиантному поведению личности. С теорией научения связанно когнитивное направление, также выросшее на почве бихевиоризма. Согласно когнитивной модели А. Бека и рационально-эмотивной теории А. Эллиса, в основе нарушенного поведения лежат неадаптивные мыслительные схемы. Неадекватные когниции запускают неадекватные чувства и действия. То, как люди интерпретируют стрессовые ситуации, определяет их поведение. Таким образом, согласно рассмотренных теорий девиантное поведение характеризуют следующие факторы: деформации в ценностно-мотивационной системе; эмоциональные проблемы - тревога, депрессия, негативные эмоции, трудности понимания и выражения эмоций; проблемы саморегуляции; когнитивные искажения; неадекватное научение. В случае отклоняющегося поведения, как правило, имеют место несколько из перечисленных психологических проблем, которые, как правило, влияют на личность подростка и формируют её специфическим (девиантным) образом. Таким образом, девиантное поведение включает в себя следующий ряд причин: биологические; социальные (или культурные); психологические; Однако если говорить о девиации подростков как социальном явлении то стоит учитывать, что существуют и специфические причины девиантного поведения подростков, связанные с возрастными особенностями подросткового периода.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|