Модели жизненного цикла КИС
К настоящему времени наибольшее распространение получили следующие две основные модели жизненного цикла: · каскадная модель (70-85 г.г.); · спиральная модель (86-90 г.г.). Каскадная модель. Для этой модели жизненного цикла характерна автоматизация отдельных несвязанных задач, не требующая выполнения информационной интеграции и совместимости, программного, технического и организационного сопряжения (рис.1). Модель предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе. В рамках решения отдельных задач каскадная модель жизненного цикла по срокам разработки и надежности оправдывала себя. Применение каскадной модели жизненного цикла к большим и сложным проектам вследствие большой длительности процесса проектирования и изменчивости требований за это время приводит к их практической не реализуемости.
Рис.1. Каскадная модель разработки КИС
Развитием и естественно усложнением каскадной модели явилась так называемая поэтапная модель с промежуточным контролем – итерационная модель разработки с циклами обратной связи между этапами. Межэтапные корректировки позволяют учитывать реально существующее взаимовлияние результатов разработки на различных этапах; время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки. Достоинства применения каскадного подхода: на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности; выполняемые в логической последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.
Основным недостатком этого подхода является то, что реальный процесс создания системы никогда полностью не укладывается в такую жесткую схему, постоянно возникает потребность в возврате к предыдущим этапам и уточнении или пересмотре ранее принятых решений. В результате реальный процесс создания ИС оказывается соответствующим поэтапной модели с промежуточным контролем. Однако и эта модель не позволяет оперативно учитывать возникающие изменения и уточнения требований к системе. Несмотря на свои недостатки, каскадная модель сохраняет свою популярность. Возможно, основные причины этому следующие: 1. Привычка – многие ИТ- специалисты получали образование в то время, когда изучалась только каскадная модель, поэтому она используется ими и в наши дни. 2. Иллюзия снижения рисков участников проекта (заказчика и исполнителя). Каскадная модель предполагает разработку законченных продуктов на каждом этапе: технического задания, технического проекта, программного продукта и пользовательской документации. Разработанная документация позволяет не только определить требования к продукту следующего этапа, но и определить обязанности сторон, объем работ и сроки, при этом окончательная оценка сроков и стоимости проекта производится на начальных этапах, после завершения обследования. Очевидно, что если требования к информационной системе меняются в ходе реализации проекта, а качество документов оказывается невысоким (требования неполны и/или противоречивы), то в действительности использование каскадной модели создает лишь иллюзию определенности и на деле увеличивает риски, уменьшая лишь ответственность участников проекта. При формальном подходе менеджер проекта реализует только те требования, которые содержатся в спецификации, опирается на документ, а не на реальные потребности бизнеса.
Спиральная модель. Используется подход к организации проектирования КИС «сверху - вниз», когда сначала определяется состав функциональных подсистем, а затем постановка отдельных задач. Соответственно сначала разрабатываются такие общесистемные вопросы, как организация интегрированной базы данных, технология сбора, передачи и накопления информации, а затем технология решения конкретных задач. В рамках комплексов задач программирование осуществляется по направлению от головных программных модулей к исполняющим отдельные функции модулям. При этом на первый план выходят вопросы взаимодействия интерфейсов программных модулей между собой и с базой данных, а на второй план - реализация алгоритмов. В основе спиральной модели жизненного цикла лежит применение типовой технологии или RAD-технологии (Rapid Application Development - технологии быстрой разработки приложений). Согласно этой технологии КИС разрабатывается путем расширения программных прототипов, повторяя путь от детализации требований к детализации программного кода. Естественно, что при типовой технологии сокращается число итераций и меньше возникает ошибок и несоответствий, которые необходимо исправлять на последующих итерациях, а само проектирование КИС осуществляется более быстрыми темпами, упрощается создание проектной документации. Для более точного соответствия проектной документации разработанной КИС все большее значение придается ведению общесистемного репозитория и использованию CASE-технологий (Computer Aided Software Engineering). Под термином CASE понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения КИС, включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного программного обеспечения и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование и управление проектом. Жизненный цикл при использовании RAD-технологии предполагает активное участие на всех этапах разработки конечных пользователей будущей системы и включает четыре стадии информационного инжиниринга (рис.2): • анализ и планирование информационной стратегии. Пользователи вместе со специалистами-разработчиками участвуют в идентификации проблемной области;
• проектирование. Пользователи принимают участие в техническом проектировании под руководством специалистов-разработчиков; • конструирование. Специалисты-разработчики проектируют рабочую версию КИС с использованием языков 4-го поколения; • внедрение. Специалисты-разработчики обучают пользователей работе в среде новой КИС.
Рис 2. Спиральная модель ЖЦ Каждый виток спирали соответствует созданию работоспособного фрагмента или версии системы. Это позволяет уточнить требования, цели и характеристики проекта, определить качество разработки, спланировать работы следующего витка спирали. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и, в результате, выбирается обоснованный вариант, который удовлетворяет действительным требованиям заказчика и доводится до реализации. Итеративная разработка отражает объективно существующий спиральный цикл создания сложных систем. Она позволяет переходить на следующий этап, не дожидаясь полного завершения работы на текущем этапе и решить главную задачу – как можно быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым, активизируя процесс уточнения и дополнения требований. Основная проблема спирального цикла – определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения вводятся временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла, и переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. Планирование производится на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков. В некоторых областях спиральная модель не может применяться, поскольку невозможно использование (тестирование) продукта, обладающего неполной функциональностью (например, военные разработки, атомная энергетика и т.д.). Поэтапное итерационное внедрение ИС для бизнеса возможно, но сопряжено с организационными сложностями (перенос данных, интеграция систем, изменение бизнес-процессов, учетной политики, обучение пользователей). Трудозатраты при поэтапном итерационном внедрении оказываются значительно выше, а управление проектом требует настоящего искусства. Предвидя указанные сложности, заказчики систем выбирают каскадную модель, чтобы "внедрять систему один раз".
Этапы проектирования КИС. Стадии и этапы создания КИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ. Можно выделить следующие стадии создания КИС. Стадия 1. Формирование требований: Ø обследование объекта и обоснование необходимости создания КИС; Ø формирование требований пользователей к КИС; Ø оформление отчета о выполненной работе и тактико-технического задания на разработку. Стадия 2. Разработка концепции: Ø изучение объекта автоматизации; Ø проведение необходимых научно-исследовательских работ; Ø разработка вариантов концепции КИС, удовлетворяющих требованиям пользователей; Ø оформление отчета и утверждение концепции. Стадия 3. Техническое задание: Ø разработка и утверждение технического задания на создание КИС. Стадия 4. Эскизный проект: Ø разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям; Ø разработка эскизной документации на КИС и ее части. Стадия 5. Технический проект: Ø разработка проектных решений по системе и ее частям; Ø разработка документации на КИС и ее части; Ø разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий; Ø разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта. Стадия 6. Рабочая документация: Ø разработка рабочей документации на КИС и ее части; Ø разработка и адаптация программ. Стадия 7. Ввод в действие: Ø подготовка объекта автоматизации; Ø подготовка персонала; Ø комплектация КИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями); Ø пусконаладочные работы; Ø проведение предварительных испытаний; Ø проведение опытной эксплуатации; Ø проведение приемочных испытаний. Стадия 8. Сопровождение: Ø выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами; Ø послегарантийное обслуживание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|