Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модели жизненного цикла КИС




К настоящему времени наибольшее распространение получили следующие две основные модели жизненного цикла:

· каскадная модель (70-85 г.г.);

· спиральная модель (86-90 г.г.).

Каскадная модель.Для этой модели жизненного цикла харак­терна автоматизация отдельных несвязанных задач, не требую­щая выполнения информационной интеграции и совместимости, программного, технического и организационного сопряжения (рис.1). Модель предусматривает последовательное выполнение всех этапов проекта в строго фиксированном порядке. Переход на следующий этап означает полное завершение работ на предыдущем этапе. В рамках решения отдельных задач каскадная модель жизненного цикла по срокам разработки и надежности оправдывала себя. Применение каскадной модели жизненного цикла к большим и сложным проектам вследствие большой длительности процесса проектирования и изменчивости требований за это время приво­дит к их практической не реализуемости.

 

 

Рис.1. Каскадная модель разработки КИС

 

Развитием и естественно усложнением каскадной модели явилась так называемая поэтапная модель с промежуточным контролем – итерационная модель разработки с циклами обратной связи между этапами. Межэтапные корректировки позволяют учитывать реально существующее взаимовлияние результатов разработки на различных этапах; время жизни каждого из этапов растягивается на весь период разработки.

Достоинства применения каскадного подхода:

на каждом этапе формируется законченный набор проектной документации, отвечающий критериям полноты и согласованности;

выполняемые в логической последовательности этапы работ позволяют планировать сроки завершения всех работ и соответствующие затраты.

Основным недостатком этого подхода является то, что реальный процесс создания системы никогда полностью не укладывается в такую жесткую схему, постоянно возникает потребность в возврате к предыдущим этапам и уточнении или пересмотре ранее принятых решений. В результате реальный процесс создания ИС оказывается соответствующим поэтапной модели с промежуточным контролем. Однако и эта модель не позволяет оперативно учитывать возникающие изменения и уточнения требований к системе.

Несмотря на свои недостатки, каскадная модель сохраняет свою популярность. Возможно, основные причины этому следующие:

1. Привычка – многие ИТ- специалисты получали образование в то время, когда изучалась только каскадная модель, поэтому она используется ими и в наши дни.

2. Иллюзия снижения рисков участников проекта (заказчика и исполнителя). Каскадная модель предполагает разработку законченных продуктов на каждом этапе: технического задания, технического проекта, программного продукта и пользовательской документации. Разработанная документация позволяет не только определить требования к продукту следующего этапа, но и определить обязанности сторон, объем работ и сроки, при этом окончательная оценка сроков и стоимости проекта производится на начальных этапах, после завершения обследования. Очевидно, что если требования к информационной системе меняются в ходе реализации проекта, а качество документов оказывается невысоким (требования неполны и/или противоречивы), то в действительности использование каскадной модели создает лишь иллюзию определенности и на деле увеличивает риски, уменьшая лишь ответственность участников проекта. При формальном подходе менеджер проекта реализует только те требования, которые содержатся в спецификации, опирается на документ, а не на реальные потребности бизнеса.

Спиральная модель.Используется подход к организации про­ектирования КИС «сверху - вниз», когда сначала определяется со­став функциональных подсистем, а затем постановка отдельных задач. Соответственно сначала разрабатываются такие общесис­темные вопросы, как организация интегрированной базы данных, технология сбора, передачи и накопления информации, а затем технология решения конкретных задач. В рамках комплексов за­дач программирование осуществляется по направлению от головных программных модулей к исполняющим отдельные функции модулям. При этом на первый план выходят вопросы взаимодей­ствия интерфейсов программных модулей между собой и с базой данных, а на второй план - реализация алгоритмов.

В основе спиральной модели жизненного цикла лежит при­менение типовой технологии или RAD-технологии (Rapid Application Development - технологии быстрой разработки приложений). Согласно этой технологии КИС разрабатывает­ся путем расширения программных прототипов, повторяя путь от детализации требований к детализации программного кода. Естественно, что при типовой технологии сокращается чис­ло итераций и меньше возникает ошибок и несоответствий, ко­торые необходимо исправлять на последующих итерациях, а само проектирование КИС осуществляется более быстрыми темпами, упрощается создание проектной документации. Для более точ­ного соответствия проектной документации разработанной КИС все большее значение придается ведению общесистемного репозитория и использованию CASE-технологий (Computer Aided Software Engineering). Под термином CASE понимаются программные средства, поддерживающие процессы создания и сопровождения КИС , включая анализ и формулировку требований, проектирование прикладного программного обеспечения и баз данных, генерацию кода, тестирование, документирование и управление проектом.

Жизненный цикл при использовании RAD-технологии пред­полагает активное участие на всех этапах разработки конечных пользователей будущей системы и включает четыре стадии информационного инжиниринга (рис.2):

анализ и планирование информационной стратегии. Пользователи вместе со специалистами-разработчиками участвуют в идентификации проблемной области;

проектирование. Пользователи принимают участие в техническом проектировании под руководством специалистов-разработчиков;

конструирование. Специалисты-разработчики проектируют рабочую версию КИС с использованием языков 4-го поколения;

внедрение. Специалисты-разработчики обучают пользователей работе в среде новой КИС.

 

Рис 2. Спиральная модель ЖЦ

Каждый виток спирали соответствует созданию работоспособного фрагмента или версии системы. Это позволяет уточнить требования, цели и характеристики проекта, определить качество разработки, спланировать работы следующего витка спирали. Таким образом, углубляются и последовательно конкретизируются детали проекта и, в результате, выбирается обоснованный вариант, который удовлетворяет действительным требованиям заказчика и доводится до реализации.

Итеративная разработка отражает объективно существующий спиральный цикл создания сложных систем. Она позволяет переходить на следующий этап, не дожидаясь полного завершения работы на текущем этапе и решить главную задачу – как можно быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым, активизируя процесс уточнения и дополнения требований.

Основная проблема спирального цикла – определение момента перехода на следующий этап. Для ее решения вводятся временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла, и переход осуществляется в соответствии с планом, даже если не вся запланированная работа закончена. Планирование производится на основе статистических данных, полученных в предыдущих проектах, и личного опыта разработчиков.

В некоторых областях спиральная модель не может применяться, поскольку невозможно использование (тестирование) продукта, обладающего неполной функциональностью (например, военные разработки, атомная энергетика и т.д.). Поэтапное итерационное внедрение ИС для бизнеса возможно, но сопряжено с организационными сложностями (перенос данных, интеграция систем, изменение бизнес-процессов, учетной политики, обучение пользователей). Трудозатраты при поэтапном итерационном внедрении оказываются значительно выше, а управление проектом требует настоящего искусства. Предвидя указанные сложности, заказчики систем выбирают каскадную модель, чтобы "внедрять систему один раз".

Этапы проектирования КИС.

Стадии и этапы создания КИС, выполняемые организациями-участниками, прописываются в договорах и технических заданиях на выполнение работ.

Можно выделить следующие стадии создания КИС.

Стадия 1. Формирование требований:

Ø обследование объекта и обоснование необходимости создания КИС;

Ø формирование требований пользователей к КИС;

Ø оформление отчета о выполненной работе и тактико-технического задания на разработку.

Стадия 2. Разработка концепции:

Ø изучение объекта автоматизации;

Ø проведение необходимых научно-исследовательских работ;

Ø разработка вариантов концепции КИС, удовлетворяющих требованиям пользователей;

Ø оформление отчета и утверждение концепции.

Стадия 3. Техническое задание:

Ø разработка и утверждение технического задания на создание КИС.

Стадия 4. Эскизный проект:

Ø разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям;

Ø разработка эскизной документации на КИС и ее части.

Стадия 5. Технический проект:

Ø разработка проектных решений по системе и ее частям;

Ø разработка документации на КИС и ее части;

Ø разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий;

Ø разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта.

Стадия 6. Рабочая документация:

Ø разработка рабочей документации на КИС и ее части;

Ø разработка и адаптация программ.

Стадия 7. Ввод в действие:

Ø подготовка объекта автоматизации;

Ø подготовка персонала;

Ø комплектация КИС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями);

Ø пусконаладочные работы;

Ø проведение предварительных испытаний;

Ø проведение опытной эксплуатации;

Ø проведение приемочных испытаний.

Стадия 8. Сопровождение:

Ø выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами;

Ø послегарантийное обслуживание.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.