Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технология социальной работы с молодежью




Можно говорить о двух моделях социальной работы с молоде­жью - интегративной и дефицитной. Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика.

Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональ­ная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать на­выки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности - социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосудар­ственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив.

Согласно материалам Сборника нормативных документов по тарификации труда работников системы органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб системы органов по делам молодежи:

Центр социально-психологической помощи молодежи,предназначенный для оказания медико-психолого-педагогической помощи молодежи, переживающей кризисные состояния, находящейся в конфликтных ситуациях в микро- и макросредах, профилактики и предупреждения девиантного, деликвентного и суицидального поведения у данной категории населения. Предполагается, что центр состоит из двух отделов: отдел социально-правовой помощи, в который входят приют, гостиница, школа социотерапии, кабинет профориентации, производственный комплекс, культурно-спортивный комплекс, бир­жа труда, бюро решения, юридическая консультация, и отдел пси­холого-медико-педагогической помощи, в который входят диагности­ко- психологический пункт, консультативный пункт для родителей, консультативный пункт для учащихся, кабинет анонимного приема, кризисный стационар, лекторий и пункт занятия досуга;

Центр информации для молодежи,предназначенный для оказания информационных и методических услуг органам исполнитель­ной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, ра­ботающим с молодежью, различным группам молодых людей. Кро­ме организации методического обеспечения для решения юридиче­ских, коммуникативных, личностных, профессиональных, досуговых, образовательных, жилищных и других проблем молодежи центр занимается анализом информации о процессах, происходящих в молодежной среде, и об информационных потребностях молодежи;

Центр ресоциализации несовершеннолетних и молодежи, вер­нувшихся из мест заключения,который оказывает консультатив­ную, социально-правовую, профориентационную и психологиче­скую помощь молодежи, оказавшейся в дезадаптированном состоя­нии. Задачи центра - оказание помощи криминогенным категори­ям молодежи, утратившим социально-полезные связи, находящимся в состоянии дезадаптации, с целью «вживления» их в социосферу, предотвращения рецидива; оказание помощи в трудоустройстве, профориентации и переподготовке молодежи, вернувшейся из мест лишения свободы; консультации по юридическим, медицинским и социальным вопросам, выявление актуальных проблем и кризис­ных ситуаций, приведших к дезадаптированному состоянию, по­иск путей выхода из них; ликвидация конфликтов и выработка совместно с подопечным установок с целью выхода из кризисного состояния.

В составе Центра должны быть отдел консультирования по телефону («телефон доверия»), кабинет психологической разгруз­ки, школа профориентации и профподготовки, отдел индивидуальной работы с криминогенным контингентом, консультацион­ный пункт;

Консультационный центр для подростков и молодежи,предназначенный для оказания квалифицированной, экстренной, ано­нимной, бесплатной психологической помощи по телефону. Основные задачи Центра:

- обеспечение доступности и современности квалифицированной социально-психологической помощи подросткам и молодежи не­зависимо от их социального статуса и места жительства;

- помощь абонентам, переживающим актуальные конфликты и находящимся в иных психотравмирующих ситуациях, актуали­зация их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

- проведение психологического телефонного консультирования детей, подростков, молодежи, родителей и воспитателей по психологическим проблемам социализации и развития личности молодого человека;

- информационное консультирование абонентов с целью установ­ления их связи с другими социальными службами и специали­стами (психотерапевтами, психологами, педагогами, сексо­патологами, юристами, социальными работниками и др.);

- выявление настроений, конфликтных ситуаций и «болевых то­чек» в молодежной среде, актуальных тенденций в молодеж­ной среде, молодежной субкультуре;

Приют для подростков,предназначенный для обеспечения вре­менных (бытовых, психологических, эмоциональных) условий жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий развития личности в семье, воспитательном убеждении, обществе. Для достижения этих целей приют:

- обеспечивает доступность, своевременность и эффективность помощи несовершеннолетним;

- на основе диагностических бесед составляет социально-психологические характеристики личности детей и подростков, по­ступивших в приют;

- обеспечивает квалифицированное и разностороннее (психоло­гическое, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) консультирование несовершеннолетнего в зависимости от кон­кретных причин социальной дискомфортности;

- проводит с проживающими индивидуальные диагностические беседы с целью выявления актуальных для них проблем и сте­пени психологического стресса, оказания всемерной помощи для их разрешения, педагогической коррекции, медико-соци­альной адаптации и реабилитации;

- предоставляет проживающим бесплатное питание;

- содействует (выступает экспертом) в принятии юридического решения об изменении или создании новых условий дальней­шей жизнедеятельности несовершеннолетних в семье, на ра­боте, в учебно-воспитательных учреждениях и т.д.;

- привлекает к сотрудничеству отечественные и зарубежные органи­зации, индивидуальных лиц, способных оказать моральную, мето­дическую или финансовую поддержку, а также ходатайствует о принятии мер общественного, административного и материально­го воздействия по отношению к родителям и другим лицам, ущем­ляющим и нарушающим права и интересы несовершеннолетних, проявляющим по отношению к ним жестокость, а также различ­ные действия, провоцирующие асоциальное поведение, побеги из дома, интернатного учреждения, суицидальные попытки.

«Молодежные» проблемы при всей их специфике невозможно решить в отрыве от системы поддержки семьи, образования и здра­воохранения, охраны общественного порядка, развития культуры, спорта и туризма. Становление же социальных служб осуществляет­ся в современный период в условиях разобщенности отдельных программ и ведомственного противостояния.

Эффективность и результативность работы с молодежью в раз­личных регионах России во многом зависят от степени внимания к молодежи со стороны руководства или умения руководителей со­циальных служб найти взаимопонимание с представителями мест­ной администрации.

 

 

Глава 2. Оценка современной социальной работы с молодежью в республике Бурятия

2.1. Молодежные центры и ассоциации

В социальной работе с молодежью необходимо учитывать осо­бенности мужской социализации, связанной с проявлением аг­рессии. В этом аспекте заслуживает внимания опыт организации деятельности социальных работников по «сублимации» агрессив­ности в молодежной среде, т.е. ее преобразования в целесообразную и контролируемую адаптивную форму. Здесь возможны самые неожиданные решения - от организации секций для «трудных» подростков до изучения приемов рукопашного боя или восточных единоборств, организации команд по американскому футболу или регби.

Другое важное направление социальной работы - апробация новых методов поддержки девушек и молодых женщин, оказавшихся в кризисных ситуациях.

    Государственный комитет Республики Бурятия по делам молодежи, туризма, физической культуры и спорта был образован в 1992 г. в целях поддержки и развития государственной молодежной политики, направленной на создание правовых и социально-экономических условий для реализации интересов молодых граждан. Задачи деятельности Госкомитета:[5]

1. Координация деятельности районных государственных структур по делам молодежи в области реализации государственной молодежной политики в РБ.

2. Реализация республиканской программы «Молодежь Бурятии», включающей в себя:

- формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи;

- социально-экономическую поддержку молодой семье;

- содействие молодежному предпринимательству;

- развитие системы социальных служб для молодежи при Госкомитете, таких как Центр содействия занятости молодежи, Центр информационного обеспечения молодежи, социальная служба «Молодежный телефон доверия», Центр международного молодежного сотрудничества, медико-психологический центр «Байкальские надежды»;

- поддержку талантливой молодежи;

- создание системы массового детского и молодежного спорта;

- правовую защиту и социальную адаптацию молодежи;

- поддержку молодежных и детских общественных объединений;

- создание системы подготовки и переподготовки специалистов по работе с молодежью.

3. Поддержка общественно значимых программ российских молодежных и детских объединений.

4. Сотрудничество с аналогичными зарубежными и российскими государственными организациями, в том числе в соответствии с межправительственными соглашениями и договорами, по молодежным программам.

Таким образом, цели и задачи Госкомитета во многом схожи с целями работы молодежных и детских общественных объединений. Госкомитет старается сотрудничать с организациями и проводить совместные программы в области молодежной и детской политики Республики Бурятия.

На сегодняшний день Госкомитет имеет полное преставление о молодежном движении Бурятии, определил круг проблем и проектов, по которым идет работа, умеет находить партнеров и помощников для реализации своих задач.

    В настоящее время в Республике Бурятия существуют более 30 различного рода молодежных общественных организаций и объединений, которые объединяют около 2000 человек.

    Под общественным объединением понимается самоуправляемой, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Рассмотрим конкретно работу некоторых молодежных организаций и объединений в нашей республике.

Ассоциация студенческих инициатив «Оркрист» (руководитель Бородин А.Б.). Уставная задача ассоциации «…основываясь на концепции устойчивого развития общества, содействовать реализации молодежных инициатив с первостепенным вниманием к раскрытию личностного и творческого потенциала молодых людей с активной жизненной позицией Республики Бурятия и непосредственно города Улан-Удэ с целью развития гражданского общества...». Самые ценные ресурсы АСИ «Оркрист» - люди и новые идеи. Своими целями ассоциация ставит: создание инфраструктуры для организации досуга молодежи г. Улан-Удэ; создание возможностей для самореализации молодежи; реализация программ социальной поддержки молодежи. «Оркрист» реализует проекты «Осень», организует работу молодежного клуба «Мост 2», программы «Включись» и др.[6]

Независимая молодежная ассоциация «Молодые львы» (председатель Совета ассоциации Бадуева В.В.). Цель ассоциации: способствовать позитивному самовыражению молодых людей, обретению ими активной жизненной позиции. Организация образовалась в 1998 г., в 1999 г. прошла регистрацию. За время своего существования «Молодые львы» работали над проектом «Мир без наркотиков»; республиканской профилактической программой «Молодежь, наркотики, СПИД»; программой «Мой город»; проектом «В III тысячелетие с трезвой головой». К своим достижениям относят: установку щита социальной рекламы «Мир без наркотиков» на центральном рынке г. Улан-Удэ, с 1999 г. ежегодно становятся лауреатами Международного фестиваля молодежной музыки в г. Байкальске. Ассоциация быстро, динамично развивается, в ее составе 150 молодых людей, хорошую поддержку оказывает «Молодым львам» правительство Республики Бурятия. Поддерживает тесную связь со своими партнерами: республиканским Центром профилактики СПИД и инфекционных заболеваний, ООО «Стэкс», БМДК, Госкомитетом по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту РБ, с отделом по делам молодежи администрации г. Улан-Удэ. Ассоциация «Молодые львы» проводит комплексные мероприятия в учебных заведениях РБ: ток-шоу ЗИПОПО (заочный институт позитивного поведения), молодежные игры, концертные программы, организует неформальное общение с молодежью и подростками. Мероприятия проводятся не только в городе Улан-Удэ, но и во всех районах республики.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...