Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие должностные обязанности командного состава судна




ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ НА СУДАХ

Конспект лекций

для курсантов (студентов) по специальности 26.05.05 «Судовождение»

очной (заочной) формы обучения


Керчь, 2016 г

 


 

Содержание

Введение 5

1.Обязанности судовладельца 6

2.Экипаж 7

2.1. Общие должностные обязанности командного состава судна 9

3. Общие принципы организации вахты на мостике 11

4. Общая организация штурманской службы 16

4.1 Подготовка штурманской части к рейсу 17

4.2 Комплектование, подбор и корректура судовой коллекции 17

4.3 Изучение района плавания 18

4.4 Предварительная прокладка 20

5. Штурманская работа в рейсе 22

5.1 Ведение прокладки 22

5.2. Счисление пути судна 24

5.3 Определение места судна 26

5.4 Ограничения, характерные для технических средств и способов

навигации 28

5.5 Оценка точности места судна 33

6. Обязанности вахтенного помощника капитана 33

6.1 Плавание в особых условиях 36

- Плавание при подходе к порту и выходе из него 37

-. Плавание в зоне действия системы УДС 38

- Плавание в системе разделения движения судов 40

- Плавание в штормовых условиях 40

- Плавание во льдах 44

7. Перечни рекомендуемых действий судоводителей в различных

условиях работы судна 45

7.1 Действия вахтенного помощника капитана при заступлении

на вахту и в процессе ее несения при стоянке в порту 46

8 Смена вахты на ходу 48

9 Особенности организации навигационной вахты при плавании

с лоцманом 61

9.1 Действия ВПКМ перед приемом лоцмана 62

9.2 Действия ВПКМ, при встрече лоцмана и в процессе лоцманской

проводки 63

10 Вызов капитана на мостик 63

11.Варианты ходовой вахты на мостике 67

11.1 "МИНИМАЛЬНАЯ" ходовая вахта на мостике 73

11.2 "СТАНДАРТНАЯ" ходовая вахта на мостике 86

11.3"УСИЛЕННАЯ" ходовая вахта на мостике 87

11.4"МАНЕВРЕННАЯ" ходовая вахта на мостике 88

 

11.5 "ПОРТОВАЯ" ходовая вахта на мостике 90

12. Судовые документы, выдаваемые капитаном морского

порта. 93

12.1 Судовые документы, выдаваемые РМРС. 93

12. 2Судовая библиотека 94

12.3 Судовые документы, выдаваемые органами

санитарноэпидемиологического надзора 100

13 Правила захода, оформление прихода/отхода судна в морских

портах РФ. 100

14. Правила ведения судового журнала. 108

.Список литературы 114

 

Введение

Служба на судах морского флота организуется в соответствии с национальными нормативными документами: Кодексом торгового

Кодексом торгового мореплавания РФ № 81-ФЗ от 30.04.99 г.(КТМ-99) редакция от 07.11.2011; Уставом Службы на судах, Уставом о дисциплине работников морского транспорта № 395 от 23.05.2000 г. (Постановление Правительства РФ); Рекомендациями по организации штурманской службы на судах (РШС-89), с требованиями международных конвенций: по охране человеческой жизни на море (МК СОЛАС 74/78); о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 с Манильскими поправками 2010 г. (МК ПДНВ 78/95 с Манильскими поправками 2010 г.); международного кодекса по управлению безопасности (МКУБ), с ведомственными руководящими документами судовладельца: система управления безопасностью (СУБ); правилами технической эксплуатации (ПТЭ): процедурами; инструкциями и.т.д.

 

 

1. Обязанности судовладельца

СУБ Компании определяется ее политикой. Политика Компании – это документ, определяющий цели и задачи Компании, а также методы и средства достижения безопасной эксплуатации судов и предотвращения загрязнения окружающей среды:

• БЕЗОПАСНОСТЬ

• КАЧЕСТВО

• ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Политику Компании должны знать и разделять все должностные лица Компании, причастные к управлению безопасностью, капитаны и экипажи судов.

Общая политика Компании в основном состоит из:

• политики по обеспечению безопасного судовождения (Safe Navigation Policy);

• политики по предупреждению загрязнения (Pollution Prevention Policy);

• политики по обеспечению должного технического состояния судна (Technical Management Policy);

• политики по обеспечению безопасной перевозки грузов (Safe Cargo Operations Policy);

• политики по обеспечению личной безопасности (Personal Safety Policy);

• политики в области наркотиков и алкоголя (Drug and Alcohol Policy);

• кадровой политики (Personnel Policy);

• структурно-управленческой политики (Managerial Policies).

На Компании лежат обязанности:

1. укомплектования каждого экипажа в надлежащем количестве и должной квалификации;

2. чтобы заключения медицинской комиссии, рабочие дипломы, сертификаты и квалификационные свидетельства капитанов, командного состава и лиц судовой команды удовлетворяли требованиям международных конвенций;

3. чтобы техническое состояние судов соответствовало положениям международных и национальных документов;

4. наличия на каждом судне текстов международных конвенций, резолюций ИМО, национальных законов, правил, инструкций, руководств, регулирующих вопросы мореплавания;

5. обеспечения необходимыми картами, лоциями и всеми другими навигационными пособиями.

Ответственность, полномочия и взаимодействия всего персонала судов и береговых подразделений должны быть четко определены и доведены до каждого.

На каждого берегового и судового специалиста должна быть заведена персональная кадровая карточка, отражающая общее и специальное образование, имеющиеся дипломы и свидетельства, занимаемые должности, поощрения и взыскания, оценки аттестационных комиссий и проверяющих лиц.

2. Экипаж

Основным документом, регламентирующим деятельность судна, является Устав службы на судах флота рыбной промышленности. Согласно Уставу экипаж судна расписывается по судовым службам. В самом общем случае на судне может быть семь служб: общесудовая, судомеханическая, радиотехническая, добычи, обработки, медико-санитарная, учебно-судовая.

Общесудовую службу (помощники капитана, палубная команда и команда бытового обслуживания) возглавляет старший помощник капитана. Она обеспечивает управление судном в различных условиях эксплуатации, поддержание в рабочем состоянии и использование палубных устройств и механизмов и бытовое обслуживание команды.

Судомеханическую службу (судовые механики различного профиля, машинная команда) возглавляет главный или старший механик. Эта служба обеспечивает эксплуатацию главных и вспомогательных двигателей, рефрижераторных установок, технологического оборудования и систем.

Радиотехническую службу (радиоспециалисты всех категорий, электрорадионавигаторы и гидроакустики) возглавляет начальник радиотехнической службы или начальник судовой радиостанции. Она обеспечивает нормальную работу электрорадионавигационных и рыбопоисковых приборов, факсимильной аппаратуры, судовой трансляции.

Службу добычи (специалисты по добыче и промысловая команда) возглавляет помощник капитана по добыче или старший мастер по добыче. Эта служба работает с орудиями лова и палубными промысловыми механизмами, поддерживает их в рабочем состоянии.

Службу обработки (технологи, инженеры, мастера, работники лабораторий, команда обработки) возглавляет помощник капитана по производству. Эта служба занимается обработкой рыбы и других морепродуктов.

Медико-санитарную службу (судовые врачи, фельдшеры и другой медицинский персонал) возглавляет главный (старший) судовой врач. Медико-санитарная служба обеспечивает медицинское обслуживание экипажа, контроль санитарного состояния судна.

Учебно-судовую службу (заведующие учебными кабинетами и лабораториями, руководители практики и курсанты) возглавляет помощник капитана по учебной работе. Эта служба предусмотрена на учебных и учебно-производственных судах, она обеспечивает организованное прохождение плавательной практики курсантами, студентами и учащимися-практикантами).

На судах разрабатываются судовые расписания:

- расписания по заведованиям;

- расписания при пожаре на судне;

- расписания при поступлении воды;

- расписания по оставлению судна;

- расписания по швартовке;

- расписания по постановке на якорь.

Выписки из расписаний вывешиваются над кроватью каждого члена экипажа. Каждый член экипажа должен досконально знать свои обязанности в той или иной ситуации на судне.

Общие должностные обязанности командного состава судна

Полным единоначальником на судне является капитан судна или капитан-директор (должность капитан-директор) предусматривается на судах, где имеются цехи обработки и производства рыбной продукции.

Устав службы на судах флота рыбной промышленности содержит права и обязанности всех должностных лиц на судне.

Капитан судна является руководителем экипажа, представителем судовладельца, отвечающим за сохранность судна и жизнь находящихся на нем людей. Капитан управляет работой судна на основе единоначалия и подчиняется непосредственно начальнику управления (базы) флота. Распоряжения капитана в пределах его полномочий обязательны для всех членов экипажа и лиц, находящихся на судне. На капитана возложено обеспечение выполнения производственных планов судна, содержания его в технически исправном состоянии, а также обеспечение безопасности мореплавания.

Старший помощник капитана является первым заместителем капитана. Он должен быть готов в любую минуту заменить капитана. В административном отношении старшему помощнику подчинен весь экипаж судна. Старший помощник является непосредственным начальником общесудовой службы. Он руководит работой помощников капитана, палубной команды и команды бытового обслуживания, несет ходовую вахту с 4 до 8 ч и с 16 до 20 ч.

Второй помощник капитана несет ходовую вахту с 0 до 4 ч и с 12 до 16 ч, отвечает за прием груза и его сдачу.

Третий помощник капитана несет ходовую вахту с8до 16ч и с20 до 24 ч, ведает штурманскими навигационными и гидрометеорологическими приборами и инструментами, навигационными картами, руководствами и пособиями.

Четвертый помощник капитана выполняет обязанности по указанию старшего помощника капитана и ведет судовую канцелярию.

Пятый помощник капитана, если он есть в штатном расписании, обеспечивает противопожарную безопасность судна.

Вахтенные помощники капитана отвечают за вахтенную службу, за безопасность судна, людей, груза, обеспечивают нормальную производственную деятельность судна. При отсутствии на судне капитана и старшего помощника, вахтенный помощник капитана является старшим лицом на судне и все его распоряжения обязательны для членов экипажа и других лиц, находящихся на судне.

Главный (старший) механик, ведает технической эксплуатацией всей механической и электромеханической части судна.

Второй механик ведает главной силовой установкой, несет ходовую вахту с 0 до 4 час. 12 до 16ч.

Третий механик ведает вспомогательными и аварийными двигателями, несет вахту с 4 до 8 ч и с 16 до 20 ч.

Четвертый механик ведает вспомогательными котельными установками, системами, опреснительными установками, механической частью палубных и промысловых механизмов, несет вахту с 8 до 12 ч и с 20 до 24 ч.

Начальник радиотехнической службы обеспечивает соблюдение на судне требований международных и общегосударственных нормативных актов, регламентирующих порядок радиосвязи, обеспечивает бесперебойную работу технических средств службы, контролирует входящую и исходящую корреспонденцию, обеспечивает слежение за сигналами бедствия. Если это предусмотрено должностной инструкцией, начальник радиотехнической службы (начальник судовой радиостанции) несет вахту в соответствии с расписанием.

Судовые радиооператоры несут вахту согласно расписанию радиосвязи, обеспечивают исправную работу технических средств по своему заведованию.

Помощник капитана по добыче (старший мастер по добыче) организует работу с орудиями лова, промысловым вооружением. Он руководит работой всех специалистов по добыче и промысловой командой, организует работу промысловых вахт.

Устав службы на судах ФРП регламентирует также организацию обеспечения борьбы за живучесть судна, процедуры с Государственным флагом России, флагами и вымпелами, ритуалы в море, на берегу, в водах России и за границей, повседневную службу и быт судового экипажа.

Устав о дисциплине регулирует дисциплинарную практику на судах ФРП. Он имеет четыре раздела.

Первый раздел "Общие положения" определяет сферу применения Устава, обязанности работников ФРП, руководителей и их взаимодействие, содержит указания о ношении форменной одежды и требования к знанию Устава.

Второй раздел "Поощрения" содержит указания о видах поощрений (объявление благодарности, выдача премий, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение на Доску почета, в Книгу почета, Книгу истории корабля, присвоение звания лучшего работника по профессии или других званий, награждение нагрудным знаком), порядке применения поощрений, правах на поощрение, правилах учета поощрений.

Третий раздел "Дисциплинарные взыскания" содержит указания о видах взысканий (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, перевод на нижеоплачиваемую работу на срок до 3 мес. или смещение на низшую должность на тот же срок, перевод на судно более низкой группы на срок до 1 года, лишение звания лица командного состава судов ФРП с изъятием диплома на срок от 6 мес. до 3 лет с предоставлением работы с учетом профессии, увольнение).

Разделом "Дисциплинарные взыскания" регулируется порядок наложения взысканий, обжалование их и снятие, а также правоотношения в части дисциплинарных взысканий.

3. Общие принципы организации вахты на мостике.

Вахтенная служба (вахта) на судах - это особый вид выполнения служебных обязанностей, требующий повышенного внимания и постоянного присутствия на рабочем месте (посту). Лица судового экипажа, которые находятся на вахте, называются вахтенными. На судах, находящихся в эксплуатации, устанавливается круглосуточная вахта.

Вахтенная служба обеспечивает управление судном, его безопасность, производственную деятельность, предотвращение загрязнения окружающей среды, дисциплину и порядок, а также контроль за посещением судна посторонними лицами.

Судовые вахты разделяются на ходовые и стояночные. Вид вахты устанавливает капитан исходя из конкретных условий работы судна. Лица командного состава прибывают на вахту за 10 мин до ее начала.

Очередная смена предупреждается не позднее чем за 15 мин. Сменившаяся вахта считается подвахтенной и используется в случае необходимости для различного рода работ и вахт. Вахтенные должны быть в установленной для данного рода службы форме (одежде). Вахтенные помощники капитана и матрос при стоянке в порту должны иметь на левом рукаве нарукавную повязку с тремя полосами: общая ширина повязки 4,5 см, каждой полосы 1,5 см. Повязка для вахтенного помощника капитана имеет цвет полос синий-белый-синий, для вахтенного матроса - красный-белый-красный. Вахтенные не должны оставлять свой пост без разрешения вышестоящего вахтенного командира, капитана или старшего помощника.

В течение вахты вахтенный помощник и вахтенный механик, а также другие лица командного состава, несущие вахту, ведут необходимые записи, отражающие несение вахтенной службы на судне. Эти записи по окончании вахты должны быть внесены в соответствующие судовые журналы. При необходимости ведут переговоры по УКВ и телефону.

Капитан судна обязан обеспечить надлежащую организацию безопасной ходовой и стояночной вахты.

Вахтенные помощники капитана несут ответственность за безопасное судовождение во время своей ходовой вахты.

Состав вахты в любой момент должен быть достаточным. При определении состава вахты на ходовом мостике, включая лиц рядового состава, необходимо учитывать следующие факторы:

· непрерывное присутствие вахтенного персонала на ходовом мостике;

· состояние погоды, видимость, а также время суток;

· близость навигационных опасностей;

· использование и техническое состояние навигационных средств, таких, как радиолокационная станция (РЛС) и другие радионавигационные средства, а также любое оборудование, влияющее на безопасность плавания и контроль за их работой;

· наличие на судне авторулевого;

· любые необычные дополнительные обязанности ходовой вахты, которые могут быть вызваны особыми обстоятельствами работы судна.

Вахта должна быть организована таким образом, чтобы усталость экипажа не повлияла на эффективность несения вахты.

Предстоящий рейс судна должен планироваться с учетом всей имеющейся информации с предварительной проработкой возможных путей следования. Во время ходовой вахты следует через достаточно частые промежутки времени проверять курс и местонахождение судна, используя для этой цели любые имеющиеся навигационные и радионавигационные средства. Вахтенный помощник капитана считается старшим по всей вахтенной службе и непосредственно подчиняется капитану, а в его отсутствие на судне - старшему помощнику капитана. Вахтенный помощник не должен на себя брать и ему нельзя поручать выполнение никаких обязанностей, мешающих обеспечению безопасности плавания судна.

Вахтенный помощник обязан хорошо знать маневренные возможности судна, расположение всех судовых навигационных и радионавигационных средств и обеспечить их эффективное использование. Вахтенный помощник при необходимости должен решительно пользоваться рулем, судовой машиной, УКВ и звуковой сигнальной аппаратурой. Вахтенный помощник обязан нести вахту на ходовом мостике и не оставлять его ни при каких обстоятельствах без разрешения капитана. Он несет ответственность за обеспечение безопасности плавания судна даже в том случае, если на мостике капитан, пока капитан не сообщит ему о принятии управления судном на себя.

Вахтенный помощник капитана не должен сдавать вахту сменяющему помощнику капитана, если имеются основания полагать, что он находится в состоянии, при котором явно не способен выполнять свои обязанности. В этом случае он должен уведомить капитана.

При заступлении на вахту вахтенный помощник должен ознакомиться с составом вахты и провести инструктаж по несению вахтенной службы. Он обязан получить от сдающего вахту все необходимые сведения о месте судна, об окружающей обстановке, условиях плавания или стоянке, ходе грузовых операций, ремонтных и иных работах, наличии на борту капитана, экипажа, пассажиров и посторонних лиц, а также сведения, связанные с обеспечением безопасности судна. При несении вахты вахтенный помощник должен обеспечивать эффективность наблюдения, контроль места судна и его движение, включение сигнально-отличительных огней, выставление знаков и сигналов согласно МППСС-72 и местных правил, производство замеров воды в льялах и сточных колодцах. Уровень воды в льялах и сточных колодцах замеряют на ходу каждую вахту, на стоянке - не реже 2 раз в сутки. В отдельных случаях: при приеме воды, топлива, при плавании во льдах, в штормовых условиях замер воды в льялах производится каждый час, а при ударах о лед, причал, столкновениях с судном или плавающим предметом, посадке на мель - немедленно. В штормовых условиях, когда замер воды в льялах произвести невозможно, периодически производится контрольная откачка льял.

В особых случаях эксплуатации судна на ходу и на стоянке обязанности вахтенного помощника устанавливаются капитаном.

Вахтенный матрос непосредственно подчиняется вахтенному помощнику капитана. Прием и сдачу вахты он производит только с его разрешения. Вахтенному матросу не разрешается покидать свой пост и отвлекаться на выполнение каких-либо поручений без ведома вахтенного помощника.

В случае возникновения пожара на судне или вблизи него, а также в других аварийных случаях вахтенный матрос самостоятельно должен объявить тревогу и далее действовать по указанию вахтенного помощника. Принимая вахту на руле, вахтенный матрос должен получить на это разрешение вахтенного помощника, доложить о принятом курсе по магнитному компасу и гирокомпасу. Он обязан точно удерживать судно на заданном курсе, следить за работой курсоуказателей, аксиометра, рулевого устройства и докладывать о неисправностях.

Заступая на вахту к трапу, вахтенный матрос обязан убедиться в исправном состоянии трапа, наличии предохранительной сетки под ним и спасательного круга с линем и буйком. При несении вахты у трапа он неотлучно осуществляет контроль за посещением судна, не допуская на судно посторонних лиц без ведома вахтенного помощника.

Вахтенный механик является начальником всей вахтенной службы механической установки и подчиняется вахтенному помощнику капитана. Он отвечает за надлежащее несение вахты в машинном отделении, надежную работу всех технических средств механической установки, которые обеспечивают безопасность судна и его нормальную эксплуатацию, безопасную организацию работ с выполнением правил техники безопасности и пожаробезопасности в помещениях машинного отделения.

При возникновении неисправности или аварии он принимает меры по их устранению и немедленно докладывает вахтенному помощнику и старшему механику.

Вахтенный моторист (машинист) непосредственно подчиняется вахтенному механику. Вахтенный моторист обязан находиться на своем посту и вести контроль за работой порученных ему механизмов, соблюдать инструкции по обслуживанию технических средств механической установки, выполнять указания вахтенного механика по обеспечению бесперебойной работы механизмов, соблюдать противопожарную и технику безопасности.

4. Общая организация штурманской службы.

Капитан организует вахтенную службу на мостике таким образом, чтобы она с должной надежностью обеспечивала безопасность плавания судна.

Состав вахты на мостике в течение всего рейса должен соответствовать фактическим условиям и обстоятельствам плавания. При определении состава вахты на мостике принимаются во внимание: обеспечение непрерывного наблюдения; состояние погоды, видимость, время суток: особенности района плавания, в том числе близость навигационных опасностей, интенсивность движения судов, возможность появления малых судов с плохой различимостью, скоростных судов, паромов и т.д., требующие выполнения вахтенным помощником капитана ряда специфических обязанностей;

условия плавания во льдах;

возможность и целесообразность использования судовых технических средств навигации, их состояние;

любые другие требования к вахте, которые обусловливаются особыми условиями эксплуатации судна.

Вахта должна быть укомплектована так, чтобы эффективность ее несения не снижалась из-за усталости отдельных лиц, входящих в ее состав. Судоводителям должны быть даны четкие указания, в каких ситуациях капитан без промедления может быть вызван на мостик.

В процессе повседневной работы вахтенному помощнику капитана следует вырабатывать умение докладывать текущую информацию своевременно, точно, кратко.

Капитан должен всячески способствовать усвоению вахтенным помощником капитана правила, что в случае опасности, грозящей судну, людям и грузу, СЭУ, рулевое и звукосигнальное устройства судна находятся в полном его распоряжении. Однако, по возможности, следует своевременно уведомлять вахтенного механика о намерении изменить режим работы СЭУ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...