Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Часть I. Теория анализа хозяйственнонй деятельности




Г.В. Савицкая

Анализ хозяйственной деятельности предприятия

Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведении, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям

7-е издание, исправленное

Савицкая Г. В.

Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. — 7-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2002. — 704 с. — (Экономическое образование).

В первой части излагаются теоретические основы анализа хозяйственной деятельности как системы обобщенных знаний о его предмете, методе, функциях, принципах, задачах и методике. Подробно рассматриваются инструментарии аналитического исследования; методика детерминированного и стохастического факторного анализа; способы поиска и определения величины внутрихозяйственных резервов; вопросы организации анализа на предприятиях.

Во второй части рассматриваются методики комплексного внутрифирменного анализа результатов производственной деятельности предприятия с учетом отечественного и зарубежного опыта.

В третьей части изложена методика финансового анализа предприятия на основе последних наработок в этой области.

Для студентов вузов экономических специальностей. Может быть полезна специалистам предприятий.


Оглавление

ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОНЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7

Глава 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7

1.1. Понятие об анализе хозяйственной деятельности, история его становления и развития. 7

1.2. Виды анализа хозяйственной деятельности и их классификация. 10

1.3. Роль анализа хозяйственной деятельности в управлении производством и повышении его эффективности 15

Глава 2. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18

2.1. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности. 18

2.2. Содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности. 20

2.3. Принципы анализа хозяйственной деятельности. 21

2.4. Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками. 23

Глава 3. МЕТОД И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 25

3.1. Метод анализа хозяйственной деятельности, его характерные черты.. 25

3.2. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. 27

3.3. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей. 30

Глава 4. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 35

4. 1. Способ сравнения в анализе хозяйственной деятельности. 35

4.2. Многомерные сравнения в анализе хозяйственной деятельности. 40

4.3. Способы приведения показателей в сопоставимый вид. 43

4.4. Использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности. 47

4.5. Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности. 49

4.6. Балансовый способ в анализе хозяйственной деятельности. 50

4.7. Использование графического способа в анализе хозяйственной деятельности. 52

4.8. Способы табличного отражения аналитических данных. 53

Глава 5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА.. 56

5.1. Понятие, типы и задачи факторного анализа. 56

5.2. Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности. 58

5.3. Систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности. 61

5.4. Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем.. 64

Глава 6. СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ В ДЕТЕРМИНИРОВАННОМ АНАЛИЗЕ 70

6.1. Способ цепной подстановки. 70

6.2. Индексный метод. 75

6.3. Способ абсолютных разниц. 76

6.4. Способ относительных разниц. 78

6.5. Способ пропорционального деления и долевого участия. 80

6.6. Интегральный способ в анализе хозяйственной деятельности. 82

6.7. Способ логарифмирования в анализе хозяйственной деятельности. 86

Глава 7. СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ СТОХАСТИЧЕСКИХ (КОРРЕЛЯЦИОННЫХ) СВЯЗЕЙ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 89

7.1. Понятие стохастической связи и задачи корреляционного анализа. 89

7.2. Использование способов парной корреляции для изучения стохастических зависимостей. 90

7.3. Методика множественного корреляционного анализа. 97

7.4. Методика оценки и практического применения результатов корреляционного анализа. 106

Глава 8. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДСЧЕТА РЕЗЕРВОВ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 110

8.1. Понятие, экономическая сущность хозяйственных резервов и их классификация. 110

8.2. Принципы организации поиска и подсчета резервов. 115

8.3. Методика определения и обоснования величины резервов. 117

Глава 9. МЕТОДИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА.. 121

9.1. Сущность и задачи функционально-стоимостного анализа. 121

9.2. Принципы организации функционально стоимостного анализа. 125

9.3. Последовательность проведения функционально-стоимостного анализа. 126

9.4. Опыт и перспективы использования функционально-стоимостного анализа. 129

Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 132

10.1. Основные правила организации анализа. 132

10.2. Организационные формы и исполнители анализа хозяйственной деятельности предприятий 133

10.3. Планирование аналитической работы.. 135

10.4. Информационное и методическое обеспечение анализа. 136

10.5. Подготовка и аналитическая обработка исходных данных в анализе хозяйственной деятельности 139

10.6. Документальное оформление результатов анализа. 140

10.7. Организация компьютерной обработки аналитической информации. 142

Часть II МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 144

Глава 11. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 144

11.1. Значение и задачи анализа маркетинговой деятельности. 144

11.2. Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. 144

11.3. Оценка риска невостребованной продукции. 146

11.4. Анализ рынков сбыта продукции. 148

11.5. Анализ ценовой политики предприятия. 151

11.6. Анализ конкурентоспособности продукции. 152

Глава 12 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.. 156

12.1. Задачи и информационное обеспечение анализа. 156

12.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции. 157

12.3. Анализ ассортимента и структуры продукции. 161

12.4. Анализ качества произведенной продукции. 165

12.5. Анализ ритмичности работы предприятия. 169

12.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции. 171

Глава 13. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 177

13.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. 177

13.2. Анализ социальной защищенности членов трудового коллектива. 179

13.3. Анализ использования фонда рабочего времени. 181

13.4. Анализ производительности труда. 185

13.5. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. 192

13.6. Анализ трудоемкости продукции. 194

13.7. Анализ фонда заработной платы.. 199

13.8. Анализ эффективности использования фонда заработной платы.. 207

Глава 14. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.. 213

14.1. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства. 213

14.2. Анализ интенсивности и эффективности использования ОПФ.. 216

14.3. Анализ использования производственной мощности предприятия. 223

14.4. Анализ использования технологического оборудования. 226

14.5. Резервы увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности. 229

Глава 15. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 231

15.1. Задачи анализа, источники информации. 231

15.2. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами. 231

15.3. Анализ использования материальных ресурсов. 237

15.4. Анализ прибыли на рубль материальных затрат. 243

Глава 16. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 246

16.1. Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции. 246

16.2. Понятие и методика определения суммы постоянных и переменных затрат. 247

16.3. Анализ общей суммы затрат на производство продукции. 251

16.4. Анализ затрат на рубль произведенной продукции. 254

16.5. Анализ себестоимости отдельных видов продукции. 257

16.6. Анализ прямых материальных затрат. 260

16.7. Анализ прямых трудовых затрат. 264

16.8. Анализ косвенных затрат. 267

16.9. Анализ издержек по центрам ответственности. 273

16.10. Определение резервов снижения себестоимости продукции. 275

Глава 17. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 278

17.1. Задачи анализа финансовых результатов. 278

17.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли. 279

17.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг. 282

17.4. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли. 287

17.5. Анализ уровня среднереализационных цен. 288

17.6. Анализ прочих операционных и внереализационных доходов и расходов. 290

17.7. Анализ рентабельности предприятия. 293

17.8. Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности. 300

Глава 18. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА 304

18.1. Понятие и значение маржинального анализа. 304

18.2. Методика маржинального анализа прибыли. 305

18.3. Методика маржинального анализа рентабельности. 309

18.4. Предельный анализ и оптимизация прибыли. 311

18.5. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия. 314

18.6. Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия 318

18.7. Определение критической суммы постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации. 319

18.8. Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта 322

18.9. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня 323

18.10. Выбор варианта машин и оборудования. 325

18.11. Обоснование решения "производить или покупать". 326

18.12. Обоснование варианта технологии производства. 328

18.13. Выбор решения с учетом ограничений на ресурсы.. 330

Глава 19 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 333

19.1. Содержание, задачи и информационное обеспечение анализа использования прибыли. 333

19.2. Анализ налогооблагаемой прибыли. 334

19.4. Анализ формирования чистой (нераспределенной) прибыли. 338

19.5. Анализ распределения чистой прибыли. 342

19.6. Анализ дивидендной политики предприятия. 345

Часть III. МЕТОДИКА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА.. 348

Глава 20. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА.. 350

20.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа. 350

20.2. Содержание бухгалтерского баланса. Порядок отражения в нем хозяйственных операций 351

20.3. Анализ источников формирования капитала предприятия. 362

20.4. Методика оценки стоимости капитала предприятия и оптимизации его структуры.. 373

Глава 21. АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА И ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 380

21.1. Анализ структуры активов предприятия. 380

21.2. Анализ состава структуры и динамики основного капитала. 383

21.3. Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов. 386

21.4. Анализ состояния запасов. 388

21.5. Анализ состояния дебиторской задолженности. 392

21.6. Анализ остатков и движения денежной наличности. 394

Глава 22. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ.. 399

22.1. Показатели эффективности и интенсивности использования капитала. Методика их расчета и анализа 399

22.2. Факторный анализ рентабельности совокупного и операционного капитала. 402

22.3. Анализ оборачиваемости капитала. 406

22.4. Оценка эффективности использования заемного капитала. Эффект финансового рычага. 411

22.5. Анализ доходности собственного капитала. 415

Глава 23 АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 419

23.1. Анализ объемов инвестиционной деятельности. 419

23.2. Ретроспективная оценка эффективности реальных инвестиций. 422

23.3. Прогнозирование эффективности инвестиционной деятельности. 423

23.4. Анализ эффективности финансовых вложений. 436

23.5. Анализ эффективности лизинговых операций. 444

Глава 24 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 448

24.1. Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия и его финансовой устойчивости. 448

24.2. Оценка финансовой устойчивости предприятия на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала. 449

24.3. Оценка операционного левериджа и запаса финансовой устойчивости предприятия. 457

24.4. Анализ финансового равновесия между активами и пассивами и оценка финансовой устойчивости предприятия по функциональному признаку. 461

24.5. Оценка финансовой устойчивости предприятия, основанная на соотношении финансовых и нефинансовых активов. 466

Глава 25 ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 469

25.1. Оценка платежеспособности на основе показателей ликвидности баланса. 469

25.2. Оценка платежеспособности предприятия на основе изучения потоков денежных средств 476

25.3. Комплексная оценка финансового состояния предприятия и его платежеспособности. 479

25.4. Прогнозирование финансового состояния и платежеспособности субъекта хозяйствования 484

Глава 26 ДИАГНОСТИКА ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 487

26.1. Понятие, виды и причины банкротства. 487

26.2. Методы диагностики вероятности банкротства. 489

26.3. Пути финансового оздоровления субъектов хозяйствования. 495

Вопросы и задания для проверки и закрепления знаний. 499

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития.

Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой микроэкономического анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки.

Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований, мастерством системного комплексного микроэкономического анализа. Благодаря знанию техники и технологии анализа они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы. В силу этого освоение основ экономического анализа полезно каждому, кому приходится участвовать в принятии решений, либо давать рекомендации по их принятию, либо испытывать на себе их последствия.

Основной целью изучения данной учебной дисциплины является формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем усвоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственной деятельности, необходимых в практической работе.

В процессе изучения курса студенты должны научиться понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности функционирования предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины, изучаемые студентами экономических специальностей. Он обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия.

При изложении материала автор исходил из того, что изучающие данный предмет уже знакомы с вопросами экономики, организацией и планированием производства на промышленных предприятиях, бухгалтерским учетом и отчетностью, статистикой, финансовым менеджментом, маркетингом и другими смежными дисциплинами, на которые опирается анализ хозяйственной деятельности.


ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОНЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...