Часть I. Теория анализа хозяйственнонй деятельности
Стр 1 из 52Следующая ⇒ Г.В. Савицкая Анализ хозяйственной деятельности предприятия Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведении, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям 7-е издание, исправленное Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособие / Г.В. Савицкая. — 7-е изд., испр. — Мн.: Новое знание, 2002. — 704 с. — (Экономическое образование). В первой части излагаются теоретические основы анализа хозяйственной деятельности как системы обобщенных знаний о его предмете, методе, функциях, принципах, задачах и методике. Подробно рассматриваются инструментарии аналитического исследования; методика детерминированного и стохастического факторного анализа; способы поиска и определения величины внутрихозяйственных резервов; вопросы организации анализа на предприятиях. Во второй части рассматриваются методики комплексного внутрифирменного анализа результатов производственной деятельности предприятия с учетом отечественного и зарубежного опыта. В третьей части изложена методика финансового анализа предприятия на основе последних наработок в этой области. Для студентов вузов экономических специальностей. Может быть полезна специалистам предприятий. Оглавление ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОНЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7 Глава 1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 7 1.1. Понятие об анализе хозяйственной деятельности, история его становления и развития. 7 1.2. Виды анализа хозяйственной деятельности и их классификация. 10 1.3. Роль анализа хозяйственной деятельности в управлении производством и повышении его эффективности 15
Глава 2. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 18 2.1. Предмет и объекты анализа хозяйственной деятельности. 18 2.2. Содержание и задачи анализа хозяйственной деятельности. 20 2.3. Принципы анализа хозяйственной деятельности. 21 2.4. Связь анализа хозяйственной деятельности с другими науками. 23 Глава 3. МЕТОД И МЕТОДИКА АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ 25 3.1. Метод анализа хозяйственной деятельности, его характерные черты.. 25 3.2. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. 27 3.3. Разработка системы взаимосвязанных аналитических показателей. 30 Глава 4. СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 35 4. 1. Способ сравнения в анализе хозяйственной деятельности. 35 4.2. Многомерные сравнения в анализе хозяйственной деятельности. 40 4.3. Способы приведения показателей в сопоставимый вид. 43 4.4. Использование относительных и средних величин в анализе хозяйственной деятельности. 47 4.5. Способы группировки информации в анализе хозяйственной деятельности. 49 4.6. Балансовый способ в анализе хозяйственной деятельности. 50 4.7. Использование графического способа в анализе хозяйственной деятельности. 52 4.8. Способы табличного отражения аналитических данных. 53 Глава 5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА.. 56 5.1. Понятие, типы и задачи факторного анализа. 56 5.2. Классификация факторов в анализе хозяйственной деятельности. 58 5.3. Систематизация факторов в анализе хозяйственной деятельности. 61 5.4. Детерминированное моделирование и преобразование факторных систем.. 64 Глава 6. СПОСОБЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ В ДЕТЕРМИНИРОВАННОМ АНАЛИЗЕ 70 6.1. Способ цепной подстановки. 70 6.2. Индексный метод. 75 6.3. Способ абсолютных разниц. 76 6.4. Способ относительных разниц. 78
6.5. Способ пропорционального деления и долевого участия. 80 6.6. Интегральный способ в анализе хозяйственной деятельности. 82 6.7. Способ логарифмирования в анализе хозяйственной деятельности. 86 Глава 7. СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ СТОХАСТИЧЕСКИХ (КОРРЕЛЯЦИОННЫХ) СВЯЗЕЙ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 89 7.1. Понятие стохастической связи и задачи корреляционного анализа. 89 7.2. Использование способов парной корреляции для изучения стохастических зависимостей. 90 7.3. Методика множественного корреляционного анализа. 97 7.4. Методика оценки и практического применения результатов корреляционного анализа. 106 Глава 8. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И ПОДСЧЕТА РЕЗЕРВОВ В АНАЛИЗЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 110 8.1. Понятие, экономическая сущность хозяйственных резервов и их классификация. 110 8.2. Принципы организации поиска и подсчета резервов. 115 8.3. Методика определения и обоснования величины резервов. 117 Глава 9. МЕТОДИКА ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА.. 121 9.1. Сущность и задачи функционально-стоимостного анализа. 121 9.2. Принципы организации функционально стоимостного анализа. 125 9.3. Последовательность проведения функционально-стоимостного анализа. 126 9.4. Опыт и перспективы использования функционально-стоимостного анализа. 129 Глава 10. ОРГАНИЗАЦИЯ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ.. 132 10.1. Основные правила организации анализа. 132 10.2. Организационные формы и исполнители анализа хозяйственной деятельности предприятий 133 10.3. Планирование аналитической работы.. 135 10.4. Информационное и методическое обеспечение анализа. 136 10.5. Подготовка и аналитическая обработка исходных данных в анализе хозяйственной деятельности 139 10.6. Документальное оформление результатов анализа. 140 10.7. Организация компьютерной обработки аналитической информации. 142 Часть II МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 144 Глава 11. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 144 11.1. Значение и задачи анализа маркетинговой деятельности. 144 11.2. Анализ спроса на продукцию и формирование портфеля заказов. 144 11.3. Оценка риска невостребованной продукции. 146 11.4. Анализ рынков сбыта продукции. 148
11.5. Анализ ценовой политики предприятия. 151 11.6. Анализ конкурентоспособности продукции. 152 Глава 12 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ.. 156 12.1. Задачи и информационное обеспечение анализа. 156 12.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции. 157 12.3. Анализ ассортимента и структуры продукции. 161 12.4. Анализ качества произведенной продукции. 165 12.5. Анализ ритмичности работы предприятия. 169 12.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции. 171 Глава 13. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 177 13.1. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. 177 13.2. Анализ социальной защищенности членов трудового коллектива. 179 13.3. Анализ использования фонда рабочего времени. 181 13.4. Анализ производительности труда. 185 13.5. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов. 192 13.6. Анализ трудоемкости продукции. 194 13.7. Анализ фонда заработной платы.. 199 13.8. Анализ эффективности использования фонда заработной платы.. 207 Глава 14. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.. 213 14.1. Анализ обеспеченности предприятия основными средствами производства. 213 14.2. Анализ интенсивности и эффективности использования ОПФ.. 216 14.3. Анализ использования производственной мощности предприятия. 223 14.4. Анализ использования технологического оборудования. 226 14.5. Резервы увеличения выпуска продукции, фондоотдачи и фондорентабельности. 229 Глава 15. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 231 15.1. Задачи анализа, источники информации. 231 15.2. Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами. 231 15.3. Анализ использования материальных ресурсов. 237 15.4. Анализ прибыли на рубль материальных затрат. 243 Глава 16. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) 246 16.1. Значение, задачи и объекты анализа себестоимости продукции. 246 16.2. Понятие и методика определения суммы постоянных и переменных затрат. 247 16.3. Анализ общей суммы затрат на производство продукции. 251 16.4. Анализ затрат на рубль произведенной продукции. 254
16.5. Анализ себестоимости отдельных видов продукции. 257 16.6. Анализ прямых материальных затрат. 260 16.7. Анализ прямых трудовых затрат. 264 16.8. Анализ косвенных затрат. 267 16.9. Анализ издержек по центрам ответственности. 273 16.10. Определение резервов снижения себестоимости продукции. 275 Глава 17. АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 278 17.1. Задачи анализа финансовых результатов. 278 17.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли. 279 17.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ и услуг. 282 17.4. Ассортиментная политика предприятия и ее влияние на формирование прибыли. 287 17.5. Анализ уровня среднереализационных цен. 288 17.6. Анализ прочих операционных и внереализационных доходов и расходов. 290 17.7. Анализ рентабельности предприятия. 293 17.8. Методика подсчета резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности. 300 Глава 18. ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА 304 18.1. Понятие и значение маржинального анализа. 304 18.2. Методика маржинального анализа прибыли. 305 18.3. Методика маржинального анализа рентабельности. 309 18.4. Предельный анализ и оптимизация прибыли. 311 18.5. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия. 314 18.6. Анализ факторов изменения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия 318 18.7. Определение критической суммы постоянных затрат, переменных расходов на единицу продукции и критического уровня цены реализации. 319 18.8. Обоснование решения об увеличении производственной мощности. Эффект кривой опыта 322 18.9. Аналитическая оценка решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже критического уровня 323 18.10. Выбор варианта машин и оборудования. 325 18.11. Обоснование решения "производить или покупать". 326 18.12. Обоснование варианта технологии производства. 328 18.13. Выбор решения с учетом ограничений на ресурсы.. 330 Глава 19 АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИБЫЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 333 19.1. Содержание, задачи и информационное обеспечение анализа использования прибыли. 333 19.2. Анализ налогооблагаемой прибыли. 334 19.4. Анализ формирования чистой (нераспределенной) прибыли. 338 19.5. Анализ распределения чистой прибыли. 342 19.6. Анализ дивидендной политики предприятия. 345 Часть III. МЕТОДИКА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА.. 348 Глава 20. АНАЛИЗ ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА.. 350 20.1. Значение, задачи и информационное обеспечение анализа. 350 20.2. Содержание бухгалтерского баланса. Порядок отражения в нем хозяйственных операций 351 20.3. Анализ источников формирования капитала предприятия. 362 20.4. Методика оценки стоимости капитала предприятия и оптимизации его структуры.. 373
Глава 21. АНАЛИЗ РАЗМЕЩЕНИЯ КАПИТАЛА И ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВЕННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 380 21.1. Анализ структуры активов предприятия. 380 21.2. Анализ состава структуры и динамики основного капитала. 383 21.3. Анализ состава, структуры и динамики оборотных активов. 386 21.4. Анализ состояния запасов. 388 21.5. Анализ состояния дебиторской задолженности. 392 21.6. Анализ остатков и движения денежной наличности. 394 Глава 22. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ИНТЕНСИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАПИТАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ.. 399 22.1. Показатели эффективности и интенсивности использования капитала. Методика их расчета и анализа 399 22.2. Факторный анализ рентабельности совокупного и операционного капитала. 402 22.3. Анализ оборачиваемости капитала. 406 22.4. Оценка эффективности использования заемного капитала. Эффект финансового рычага. 411 22.5. Анализ доходности собственного капитала. 415 Глава 23 АНАЛИЗ ОБЪЕМОВ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 419 23.1. Анализ объемов инвестиционной деятельности. 419 23.2. Ретроспективная оценка эффективности реальных инвестиций. 422 23.3. Прогнозирование эффективности инвестиционной деятельности. 423 23.4. Анализ эффективности финансовых вложений. 436 23.5. Анализ эффективности лизинговых операций. 444 Глава 24 АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 448 24.1. Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия и его финансовой устойчивости. 448 24.2. Оценка финансовой устойчивости предприятия на основе анализа соотношения собственного и заемного капитала. 449 24.3. Оценка операционного левериджа и запаса финансовой устойчивости предприятия. 457 24.4. Анализ финансового равновесия между активами и пассивами и оценка финансовой устойчивости предприятия по функциональному признаку. 461 24.5. Оценка финансовой устойчивости предприятия, основанная на соотношении финансовых и нефинансовых активов. 466 Глава 25 ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ.. 469 25.1. Оценка платежеспособности на основе показателей ликвидности баланса. 469 25.2. Оценка платежеспособности предприятия на основе изучения потоков денежных средств 476 25.3. Комплексная оценка финансового состояния предприятия и его платежеспособности. 479 25.4. Прогнозирование финансового состояния и платежеспособности субъекта хозяйствования 484 Глава 26 ДИАГНОСТИКА ВЕРОЯТНОСТИ БАНКРОТСТВА СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ 487 26.1. Понятие, виды и причины банкротства. 487 26.2. Методы диагностики вероятности банкротства. 489 26.3. Пути финансового оздоровления субъектов хозяйствования. 495 Вопросы и задания для проверки и закрепления знаний. 499
ПРЕДИСЛОВИЕ Обеспечение эффективного функционирования предприятий требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе. Для их обоснования необходимо выявлять и прогнозировать существующие и потенциальные проблемы, производственные и финансовые риски, определять воздействие принимаемых решений на уровень рисков и доходов субъекта хозяйствования. Поэтому овладение методикой микроэкономического анализа менеджерами всех уровней является составной частью их профессиональной подготовки. Квалифицированный экономист, финансист, бухгалтер, аудитор и другие специалисты экономического профиля должны хорошо владеть современными методами экономических исследований, мастерством системного комплексного микроэкономического анализа. Благодаря знанию техники и технологии анализа они смогут легко адаптироваться к изменениям рыночной ситуации и находить правильные решения и ответы. В силу этого освоение основ экономического анализа полезно каждому, кому приходится участвовать в принятии решений, либо давать рекомендации по их принятию, либо испытывать на себе их последствия. Основной целью изучения данной учебной дисциплины является формирование у студентов аналитического, творческого мышления путем усвоения методологических основ и приобретения практических навыков анализа хозяйственной деятельности, необходимых в практической работе. В процессе изучения курса студенты должны научиться понимать сущность экономических явлений и процессов, их взаимосвязь и взаимозависимость, уметь их детализировать, систематизировать и моделировать, определять влияние факторов, оценивать достигнутые результаты, выявлять резервы повышения эффективности функционирования предприятия. Анализ хозяйственной деятельности является той областью знаний, которая наилучшим образом объединяет все дисциплины, изучаемые студентами экономических специальностей. Он обеспечивает интегрированное, широкое понимание производственно-финансовой деятельности предприятия. При изложении материала автор исходил из того, что изучающие данный предмет уже знакомы с вопросами экономики, организацией и планированием производства на промышленных предприятиях, бухгалтерским учетом и отчетностью, статистикой, финансовым менеджментом, маркетингом и другими смежными дисциплинами, на которые опирается анализ хозяйственной деятельности. ЧАСТЬ I. ТЕОРИЯ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОНЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|