Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инструменты денежно-кредитной политики




денежный кредитный правовой политика

Субъектом денежно-кредитной политики является Национальный банк страны, который с помощью определенных методов воздействует на предложение и спрос на денежном рынке [2, с. 168].

Национальный банк меняет объем денежного предложения в стране путем регулирования размеров избыточных резервов, имеющихся в коммерческих банках, которые имеют решающее значение для способности банковской системы создавать деньги. В его распоряжении имеются инструменты прямого (операции с государственными облигациями на рынке ценных бумаг) и косвенного действия (изменение учетной ставки и нормы обязательных резервов). Все эти инструменты влияют на резервы коммерческих банков и тем самым на норму процента и предложение денег.

. Операции на открытом рынке (операции с государственными ценными бумагами) - это покупка и продажа Национальным банком государственных ценных бумаг. В качестве экономических партнеров при этом выступают коммерческие банки и население. Путем покупки или продажи на открытом рынке государственных ценных бумаг (государственных облигаций) Национальный банк может осуществлять либо вливание резервов в кредитную систему государства, либо их изъятие.

Национальный банк осуществляет выпуск государственных краткосрочных ценных бумаг с целью покрытия дефицита государственного бюджета (той части государственных расходов, которая не покрывается за счет сбора налогов).

Продавая государственные ценные бумаги, Национальный банк уменьшает предложение денег. И наоборот.

По форме проведения рыночные операции Национального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. По своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Национальный Банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, «набегающие» по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Национального Банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

. Изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Учетная ставка - это процент, под который Национальный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. Уровень учетной ставки устанавливает Национальный банк. Коммерческий банк, получая ссуду, выдает свое долговое обязательство, гарантируемое дополнительным финансовым обеспечением в виде государственных краткосрочных облигаций и коммерческих векселей.

Если учетная ставка повышается, то объем заимствований банковской системы у Национального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению ссуд. К тому же банки, получая более дорогой кредит, повышают и свои процентные ставки по ссудам. Следовательно, объем денежной массы в экономике снижается. Снижение учетной ставки действует в обратном порядке.

. Изменение нормы обязательных резервов.

Обязательные резервы - это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Национальном банке. В современных условиях обязательные резервы выполняют не столько функцию страхования депозита, сколько служат для осуществления контрольных и регулирующих функций Национального банка, а также для межбанковских расчетов.

В общем виде механизм действия этого инструмента следующий: при увеличении Национальным банком нормы обязательных резервов сокращаются избыточные резервы коммерческих банков, что ведет к мультипликативному уменьшению денежного предложения; при уменьшении нормы обязательных резервов происходит мультипликативное расширение денег.

. Лимиты кредитования, прямое регулирование ставки процента - инструменты прямого регулирования.

Этот метод регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше инструментов регулирования, лимитирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в

неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Национальный Банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.

Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками.

Также Национальный Банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов Национальный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Национального банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

В периоды, когда нормы обязательных резервов не приводят к стабилизации денежной массы и сокращению кредитных вложений, центральные банки вводят прямое лимитирование кредитов. Метод прямого лимитирования кредитов, простой по названию, является сложным в применении. Лимитирование кредитов предполагает сдерживание роста денежной массы и одновременно предоставление возможности для финансирования приоритетных секторов экономики по процентным ставкам, искусственно заниженным относительно равновесной рыночной ставки.

Принцип лимитирования в наиболее общем виде сводится к тому, что

устанавливается кредитный потолок соответственно предусматриваемому темпу роста денежной массы.

Регламентирование процентных ставок при лимитировании кредитов позволяет снизить их на банковские кредиты обычного типа ниже равновесного уровня.

Контроль объема банковских кредитов достигается в основном путем

количественного рационирования, а не путем повышения процентных ставок.

Поощрение приоритетных секторов экономики обеспечивается кредитами с более льготными процентными ставками.

Общепризнанно, что политика лимитирования кредитов является эффективным средством регулирования роста денежной массы. В условиях экономической конъюнктуры, характеризующейся дефицитностью торгового баланса и ростом безработицы, сильна тенденция к умножению случаев освобождения от лимитирования кредитов, что благоприятствует максимуму экспорта и обеспечению занятости. Но чем больше доля лимитированной части в общем объеме кредитов, тем выше погрешность прогнозов в отношении роста этих кредитов, что может затруднить реализацию монетарной цели.

Недостатки политики лимитирования кредитов и административного регулирования процентных ставок достаточно серьезны, чтобы поставить вопрос о целесообразности поисков других возможностей контроля кредитов и денежной массы.

Вывод: Под кредитно-денежной политикой государства понимается совокупность экономических мер по регулированию кредитно-денежного обращения, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику производства, занятости, инфляции, инвестиционной активности и других макроэкономических показателей. Основными целями проводимой Национальным банком и государственными институтами денежно-кредитной политики являются: стабильность экономического роста, низкий уровень безработицы, низкая инфляция, стабильность цен, устойчивый платежный баланс, организация стабильности денежного обращения, обеспечивающего достижение устойчивого роста национального производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Главными инструментами денежно-кредитной политики являются: операции на открытом рынке (покупка и продажа Национальным банком государственных ценных бумаг), изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); изменение нормы обязательных резервов, лимитирование кредитования, прямое регулирование ставки процента.

 

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...