Особенности и проблемы реализации денежно-кредитной политики в Республике Беларусь
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Современное состояние экономики Республики Беларусь можно с достаточной точностью охарактеризовать как кризисное, причем этот процесс охватывает практически все сферы экономической жизни общества, в том числе и денежно-кредитную систему. В то же время бездействие старой и отсутствие новой концепции макроэкономического регулирования экономики, несостоятельность попыток трансформации в рыночное хозяйство, спад производства и рост инфляции заставляют вести поиски в области создания теории переходного периода с выстраиванием и обоснованием определенной иерархии целей, как долгосрочных, так и на ближайшее время. Различные варианты между этими крайними позициями показывают Национальному банку возможность выбора степени влияния как на изменение спроса на деньги и норму процента, так и на объем обращающейся денежной массы. Отдельные государственные деятели, экономисты и чиновники оценивают проводимую в стране денежно-кредитную политику как жесткую, т.е. ограничивающую возможности развития производства. Глубокий кризис, поставивший народное хозяйство страны на грань развала, сегодня, как никогда раньше, со всей остротой и неотвратимостью поставил вопрос о безотлагательной необходимости разработки и реализации программы стабилизации экономики республики на основе рыночных преобразований. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь - составная часть единой государственной экономической политики. Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь.
Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь содержат важнейшие параметры развития денежно-кредитной сферы, определяют цели, задачи и приоритеты денежно-кредитной политики государства и предусматривают обеспечивающий их реализацию комплекс мероприятий и механизмов регулирования и контроля. В условиях экономики переходного периода проблемы определения направлений, выбора и реализации инструментов денежно-кредитной политики особенно сложны в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом. Кроме того, специфика социально-политической ситуации, деловая культура, сложившиеся стереотипы отношений между различными социальными группами также в значительной степени определяют спектр возможных альтернатив как социально-экономической политики в целом, так и денежно-кредитной в частности, эффективность (неэффективность) тех или иных форм организации и инструментов регулирования экономических процессов. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь направлена на неуклонное углубление финансово-экономической стабильности, последовательное достижение нормальных, согласно международным стандартам, темпов инфляции и девальвации. При этом Национальный Банк Республики Беларусь исходит из того, что оптимальным является такой вариант денежно-кредитной политики, при котором не допускается резких скачков в уровнях процентных ставок, обменном курсе национальной валюты. Международный валютный фонд (МВФ) считает необходимым еще более ужесточить кредитную политику Национального банка в ближайшее время. Учитывая, что уровень процентных ставок уже высок, следует ввести строгие ограничения на кредитование в рамках госпрограмм. Это не только приведет к снижению спроса на импорт, но также будет способствовать более эффективному управлению рисками в банках. По мнению экспертов фонда, ослабление этой политики должно происходить при условии продолжения снижения инфляции и восстановления уровня резервов.
Эксперты МВФ также подчеркивают необходимость усиления операционной независимости Нацбанка путем изменения законодательства, что будет способствовать реализации жесткой денежно-кредитной политики и проведению эффективного банковского надзора. Они также указывают на желаемую передачу уже выданных в рамках госпрограмм кредитов в предлагаемое агентство финансового развития, которое должно стать исключительным источником финансирования госпрограмм. Эксперты уверены, что это очистит балансы банков и позволит им отойти от финансирования госпрограмм. В данной ситуации менее восприимчивый к глобальному кризису банковский сектор Беларуси остается уязвимым с точки зрения увеличения проблемных активов и нехватки внутренней ликвидности, полагают в МВФ [9]. В нынешних непростых условиях много говорится о важности поддержки банковской системы страны. Бурно обсуждаются проблемы и последствия любых изменений. Само собой разумеется, банки - кровеносные сосуды, но помимо больших артерий есть еще и капилляры, о которых, кажется, незаслуженно забыли. Движение кредитной кооперации, которое в нашей стране несколько лет назад по существу только начало развиваться, с наступлением тяжелых времен подверглось очередному испытанию. Ставка рефинансирования Национального банка с 14 сентября 2011 года повышена до 30 процентов годовых согласно Постановлению Национального банка Республики Беларусь от 09.09.2011 г. На ломбардных аукционах ресурсы банкам предоставляются Национальным банкам по максимальной стоимости, приближенной к процентным ставкам по постоянно доступным операциям рефинансирования [10]. Эта мера вводится в преддверии открытия дополнительной сессии торгов на Белорусской валютно-фондовой бирже и является важным элементом общеэкономической политики, направленной на стабилизацию ситуации на валютном рынке и финансовое оздоровление экономики в целом.
В ближайшее время в рамках разработанного Правительством и Национальным банком комплекса мер по выходу на единый курс белорусского рубля ужесточение денежно-кредитной политики продолжится. При этом данная задача будет решаться всеми имеющимися у Национального банка экономическими инструментами. Последовательное повышение стоимости заемных денег в экономике призвано оказать дальнейшее сдерживающее влияние на спрос клиентов банков на кредитные ресурсы на период выхода на единый курс. Одновременно, увеличение ставки рефинансирования станет дополнительным фактором стимулирования процессов сбережения в белорусских рублях и снижения давления на обменный курс. Планы Беларуси уменьшить дефицит бюджета, повысить процентные ставки, ограничить предоставление кредитов в рамках госпрограмм и унифицировать множественные обменные курсы - это шаги в правильном направлении, но важно их твердо и последовательно осуществлять. А для получения финансовой поддержки от МВФ «потребуется продемонстрировать приверженность сильной экономической политике и структурным реформам». Об этом говорится в опубликованном во вторник долгожданном сообщении МВФ по итогам прошедшего еще 29 августа обсуждения проведенного в июне постпрограммного мониторинга [9]. К концу 2011 года прогнозируется возможное дальнейшее повышение цены на природный газ до уровня 300-305 долларов. Кроме того, механизмы поставок нефти продолжают оказывать негативное влияние на эффективность экспортно-ориентированной нефтехимической отрасли. На экспортных рынках, отмечает МВФ, по-прежнему наблюдается низкая активность, а экономический эффект от создания Таможенного союза с Казахстаном и Россией еще предстоит оценить. Когда в феврале 2011 года начали проявляться последствия решений, принятых в конце прошлого года для стимулирования роста и, по крайней мере, поддержания жизненного уровня населения в ожидании более благоприятных внешних условий, власти предприняли своевременные корректирующие меры, чтобы восстановить контроль над ситуацией, отмечают в МВФ. В результате ужесточения налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики темпы роста промышленного производства, которые возросли до 15,4 процента в марте, замедлились начиная с апреля. В первом квартале 2011 года прирост ВВП составил 10,9% к аналогичному периоду 2010 года, за январь-июль ВВП вырос на 8,9%, прогноз на год - 5,5%.
В связи с усилением давления на международные резервы стала очевидна необходимость корректировки обменного курса. Несмотря на резкое повышение конкурентоспособности, девальвация привела к высокой инфляции, росту долларизации и усилению спроса на иностранную валюту в условиях отсутствия ресурсов для смягчения таких последствий. Эксперты Фонда признают, что власти были вынуждены прибегнуть к временным мерам административного характера, чтобы не допустить неконтролируемых изменений на валютном рынке. Помимо мер, предпринимаемых самим властями в ответ на эти вызовы, было согласовано привлечение внешнего финансирования в рамках программы стабилизации с Антикризисным фондом ЕврАзЭС в объеме 3 млрд долларов, из которых 800 млн было получено в июне, что также оценено положительно. В МВФ отмечают, что меры корректировки экономической политики и, в частности, непростой ситуации с платежным балансом начинают приносить первые плоды. В течение первого полугодия 2011 г. отрицательное сальдо внешней торговли достигло 3 млрд долларов (10,8% ВВП). Дефицит счета текущих операций за тот же период составил 5,4 млрд. долларов (19,3% ВВП). В мае наблюдалось небольшое положительное значение сальдо внешней торговли. За первые шесть месяцев года темпы роста экспорта превысили темпы роста импорта практически на 5 процентных пунктов. Предполагается, что эта тенденция позволит добиться дальнейшего превышения этих темпов до 14 процентных пунктов к концу 2011 г. [9]. Такой уровень ставки обусловил нахождение нашей страны на первой позиции в десятке стран мира с наибольшей ставкой Центробанка. Вторую и третью позиции занимают Сьерра-Леоне и Республика Конго, процентные ставки, которых равны 23% и 22% соответственно. Таким образом, Республики Беларусь шествует в этом рейтинге в кругу африканских. Недалеко от Беларуси также расположилась Ангола со ставкой Центробанка 17% годовых. В мае 2011 года Беларусь занимала шестую позицию рейтинга. Спустя 4 месяца поднялась на первое место. Как и прежде, минимальную процентную ставку выставляет Центробанк Японии (0,1%). Недалеко от этого значения ушли США и Швейцария - 0,25% годовых.
В таблице 1 приведены топ-10 стран, у которых самые высокие ставки центральных банков.
Таблица 1 - Страны, у которых самые высокие ставки центральных банков
Удельный вес проблемных кредитов в совокупном объеме активов, подверженных кредитному риску, составил 3,5% в 2010 году и сократился до 3,2% по состоянию на 1 августа 2011 г., что, как отмечают эксперты фонда, представляет собой один из самых низких показателей в мире. Достаточность капитала банковской системы составила 20,5% в 2010 году, что значительно превышает минимальные нормативные требования (8%). Начиная с января 2011 г. показатель достаточности капитала снизился до 20%. Тем не менее, может потребоваться рекапитализация некоторых банков. Ни один коммерческий банк не отказался исполнять свои обязательства и не обращался за их реструктуризацией. Похоже, что существенных проблем с пролонгацией внешних займов банков также не возникнет. Вслед за первоначальным оттоком депозитов (15,6% за январь-май) постепенно восстанавливается доверие к банковской системе, и за период с июля вклады населения в национальной валюте выросли на 8,3%, а вклады в иностранной валюте на 1,8%. При этом Национальный банк внял рекомендациям и не совершал новых сделок по «обмену депозитами» с коммерческими банками, и власти погашают свои обязательства в иностранной валюте перед банками, что снижает денежное предложение и ужесточает денежно-кредитную политику. По данным Национального Банка Республики Беларусь, за минувшую неделю с 05.09.2011 г. по 09.09.2011 г. на Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) стоимость доллара США выросла на 2,31% и составила 5 271 рубль за доллар. Евро снизился на 0,14% до 7 315,09 рублей за евро, а российский рубль подорожал на 0,14% и стал стоить 177,53 белорусских рублей за один российский. Стоимость валютной корзины выросла за неделю на 0,76% [6]. Всего с начала года доллар подорожал на 75,70%, евро на 84,14%, а российский рубль на 80,34%. Валютная корзина прибавила с начала года 80,03% (Приложение А). Правлением Национального банка было принято решение установить с 24 мая 2011 г. официальный курс белорусского рубля по отношению к доллару США - 4930 белорусских рублей за 1 доллар США Постановлением от 23.05.2011 №188. Одновременно было установлено центральное значение рублевой стоимости корзины иностранных валют, равное 1810 белорусских рублей. Границы допустимых колебаний сохранились на уровне +/-12% относительно установленного центрального значения. Также были установлены предельные значения обменных курсов, по которым могут осуществляться покупка-продажа и конверсия иностранной валюты на внебиржевом рынке и рынке наличной иностранной валюты. С 24 мая 2011 г. они не могут отличаться более чем на 2% в ту или иную сторону от официального курса белорусского рубля, установленного Национальным банком. Порядок проведения торгов на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» остался без изменений, т.е. приоритетность удовлетворения заявок на покупку иностранной валюты сохраняется. сентября на БВФБ прошли учебные торги в рамках подготовки к запуску дополнительной сессии. В рамках разработанного комплекса мер по выходу на единый равновесный курс белорусского рубля Национальным банком Республики Беларусь с 14 сентября 2011 г. вводится новый порядок совершения валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке. По предварительным данным Национального Банка Республики Беларусь в августе объем золотовалютных резервов Республики Беларусь в определении ССРД МВФ вырос на 426 млн. дол., и на 1 сентября 2011 г. составил 4 604,3 млн. долларов США в эквиваленте. На рисунке показан график стоимости доллара США в белорусских рублях на межбанковском рынке.
Стоимость доллара США в белорусских рублях на межбанковском рынке, на основе котировок Rietumu Banka
Правая шкала - курсы покупки и продажи, левая шкала - спред (разница между продажей и покупкой) в процентах. За неделю котировки изменились с 9.700 - 10.300 до 9.600 - 10.300. Спред между покупкой и продажей увеличился с 6% до 7%. Разница между средним межбанковским курсом и курсом Национального банка снизилась за неделю с 95% до 90%. Национальный банк продолжит последовательную реализацию мер в рамках скоординированной с Правительством политики по обеспечению экономической и финансовой стабилизации в стране. Многие с нетерпением ожидают начала проведения дополнительной торговой сессии на Белорусской валютно-фондовой бирже. Ведь по итогам торгов на ней определят курс белорусского рубля к иностранным валютам рыночным способом - на основе соотношения спроса и предложения. Власти пообещали людям, что буквально на следующий день они смогут свободно купить валюту в обменных пунктах банков. Поскольку на валютном рынке цена устанавливается, исходя из спроса и предложения и тех сумм, которые готовы платить покупатели валюты и продавцы, то после открытия торгов на дополнительной сессии БВФБ на первых порах продавцы будут требовать больше, а покупатели станут заявлять о готовности платить, по возможности, меньше. В Беларуси есть своя специфика после длительного валютного голодания. Процесс определения более-менее устойчивой цены на валюту займет неделю-две. До этого возможны колебания. В стране накопились большие потребности в валюте. Многим надо отдавать долги или срочно оплатить еще какие-то нужды. Это обстоятельство будет работать на повышение курса, особенно на первом этапе торгов. Затем он снизится до средних значений, а потом - опять несколько повысится. Объем торгов первые 2-3 дня может быть довольно высоким из-за повышенного спроса, на следующем этапе - снизится, а потом опять вырастет. Нельзя сказать, что курс белорусского рубля на дополнительной сессии установится где-то посередине между официальным и нынешним рыночным курсом. Такой подход предполагает, что в экономике идут линейные процессы. Но это не так. Практически все предельные полезности, определяющие цену, - нелинейные. Поэтому курс покачается неделю-полторы и установится примерно на 15% выше среднего. При этом надо делать поправку на инфляцию. Через 1-2 месяца курс неизбежно вырастет. Национальный банк не будет спешить с интервенциями на валютный рынок. Если инфляция достигнет, например, 10-15% в месяц, то колебания курса будут отражать два процесса - результаты торгов и инфляцию. Даже если будут изо дня в день продавать один и тот же объем валюты, курс будет расти вместе с темпами инфляции. После начала дополнительной сессии произойдет рост курса инвалют. Доллар будет котироваться в диапазоне 9 000 - 9 500 тысяч белорусских рублей, может, даже немного выше. Сперва будут удовлетворяться заявки наиболее нуждающихся в валюте импортеров. Кому-то срочно нужно рассчитаться по кредитам или за уже поставленные нерезидентами товары и услуги. Они будут выставлять более высокие заявки на покупку валюты. Затем ожидается некоторая коррекция курса белорусского рубля до 8 500 - 8 850 за доллар. Это возможно при выполнении целого ряда условий. Это, в частности, ограничение эмиссии, повышение процентных ставок, ограничение финансирования госрасходов, приток средств за счет приватизации и (хоть и незначительный) валютных депозитов населения. При благоприятных обстоятельствах и правильных действиях Национального банка и Министерства финансов курс может быть еще ниже. Если к тому же сохранятся темпы роста валютной выручки и хотя бы нынешний уровень импорта, то через два месяца за доллар вполне могут давать 8 000 рублей (плюс-минус 100-200 рублей). Для достижения этой цели необходимо еще больше ужесточить денежно-кредитную политику, в том числе примерно на два месяца полностью исключить операции по предоставлению рублевых ресурсов для поддержания банковской ликвидности [6]. Для стабилизации курса и исключения спекуляций необходимо обеспечить полную прозрачность торгов на дополнительной сессии. Исходя из проанализированных действий правительства Республики Беларусь за период с апреля по август 2011 г., у него нет никакой системной антикризисной программы, которая включала бы перечень последовательных действий на всех сегментах рынка, а не только какие-то действия на валютном, нет понимания, каким путем необходимо идти к стабилизации, какие рычаги необходимо использовать, каким образом провести приватизацию и за какие деньги, какие необходимо провести структурные реформы, каким образом ограничить денежную массу. Вывод: В настоящее время экономика Беларуси находится в кризисном состоянии. Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь, которые содержат проведение мероприятий, которые не смогут обеспечить выхода из кризиса. Необходимо применять те инструменты денежно-кредитной политики, которые необходимы для снижения объема предложения денег на рынке и снижения темпов инфляции (увеличение процентной ставки кредитов, политики открытых операций).
Заключение
В качестве заключения к работе можно сделать вывод, что чрезвычайно важным показателем экономики любой страны является проводимая денежно-кредитная политика. С развитием государства изменяется экономическая политика и весь механизм государственного регулирования. Нынешний этап развития Республики Беларусь характеризуется коренными изменениями механизма управления экономикой, заменой старых инструментов менеджмента новыми. Весьма существенную роль в совершенствовании как самой структуры рыночных отношений, так и механизма их регулирования, играет кредитно-денежная политика. В курсовой работе были рассмотрены основные цели государства в денежно-кредитной политике, которые обеспечивают устойчивый экономический рост, высокий уровень занятости, стабильность внутренних цен, а также внешнеэкономическое равновесие. Вырабатывая и реализуя денежно-кредитную политику, государство определяет не только цели такой политики, но и устанавливает орган, ответственный за проведение в жизнь этих целей. Как правило, таким органом является центральный банк. Нами была рассмотрена и изучена денежно-кредитная политика Республики Беларусь как одна из важных составляющих общеэкономического регулирования в интересах активной рыночной конъюнктуры, сдерживания инфляции, недопущения спадов производства и безработицы, выравнивания платежного баланса. Правовой основой денежно-кредитной политики Республики Беларусь являются Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь, ежегодно утверждаемые Президентом Республики Беларусь по представлению Национального банка и Правительства Республики Беларусь. В настоящее время Беларусь занимает 10-е место по темпам девальвации национальной валюты среди стран-участниц СНГ. Список использованной литературы
1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. - 3 е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт Издат, 2005. - 399 с. 2. Бродская, Т.Г., Видяпин, В.И. Экономическая теория: Учебное пособие / Т.Г. Бродская, В.И. Видяпин. - М.: РИОР, 2008. - 208 с. 3. Бродский, Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода. / Б.Е. Бродский. - М.: Издательский дом ГУВШЭ, 2005. - 223 с. 4. Градов, А.П. Национальная экономика. 2-е изд. / А.П. Градов. - СПб.: Питер, 2005. - 240 с. . Иохин, В.Я. Экономическая теория: ученик / В.Я. Иохин. - М.: Экономистъ, 2006. - 861 с. . Курс долара четко просчитан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infobank.by/327/itemid/7340/Default.aspx. - Дата доступа: 13.09.2011. 7. Кушлин, В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. Учебник. / В.И. Кушлин. - изд-е 2-е, доп., перераб. - М.: Издательство РАГС, 2005. - 829 с. 8. Макроэкономика. / И.В. Новикова, М.З. Агаповская, В.В. Ожигина. - Мн.: ТетраСистемс, 2009. - 304 с. 9. МВФ: Беларусь на правильном птути, и для получения кредита ей нужны структурные реформы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.21.by/economics/2011/09/13/367293.html. - Дата доступа: 13.09.2011. 10. О денежно-кредитной политике Национального банка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/press/. - Дата доступа: 13.09.2011. . Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/ondkp/ondkp-2011.pdf. - Дата доступа: 13.09.2011. . Основы экономической теории: ученик / В.Л. Клюня [и др.]; под ред. В.Л. Клюни, Н.В. Черченко. - 2-е изд., испр. - Мн.: Выш. шк., 2006. - 238 с. 13. Плотницкий, М.И. Экономическая теория. Микро- и макроэкономика / М.И. Плотницкий. - Мн.: Интерпрессервис, 2005. - 192 с. 14. Савченко, П.В. Национальная экономика: учебник / под ред. П.В. Савченко. - М.: Экономисть, 2005. - 813 с. . Серегина, С.Ф. Микроэкономика. Макроэкономика. Сборник кейсов. / Под ред. С.Ф. Серегиной. - М.: Маркет ДС, 2008. - 384 с. . Шагас, Н.Л., Туманова, Е.А. Макроэкономика-2. Учебник. / Н.Л. Шагас, Е.А. Туманова. - М.: МГУ, 2006. - 427 с. 17. Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларусь / Под редакцией В.Н. Шимова. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 431 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|