Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические партии, политические движения и другие объединения граждан как элементы политической системы общества




1. Политические партии представляют собой, согласно сложившему­ся в юридической и политической литературе мнению, политические ор­ганизации, выражающие интересы определенных классов или социальных слоев, объединяющие в своих рядах их наиболее активных представителей и стремящиеся к достижению определенных политических целей.

Наличие последних является одной из важнейших особенностей по­литических партий, отличающих их от всех других объединений и орга­низаций, не являющихся таковыми. Свое конкретное выражение полити­ческие цели находят прежде всего в стремлении политических партий ес­ли не овладеть рычагами государственной власти, захватить власть и стать, таким образом, правящей партией, то, по крайней мере, иметь возможность, будучи в оппозиции, активно воздействовать на формиро­вание и проведение в жизнь внутренней и внешней политики государст­ва, оказывать влияние на государственную власть.

В основе образования политических партий могут лежать самые раз­личные политико-идеологические ценности, интересы и причины. Это могут быть либерально-демократические, консервативные, социал-демо­кратические, «чисто» социалистические, клерикальные, националистиче­ские и иные взгляды, теории и идеи.

В зависимости от того, интересы каких слоев общества или классов политические партии выражают, какие политические ценности они за­щищают и какую политическую идеологию они отражают, все политиче­ские партии подразделяются на различные виды.

Среди них традиционно выделяются, например, консервативные пар­тии - партии крупного и отчасти среднего бизнеса, выступающие, как правило, за ограничение государственного регулирования в сфере эконо­мики и в ряде других сфер жизни общества; социал-демократические пар­тии, традиционно выступающие за усиление государственного вмеша­тельства в экономику, социальную сферу жизни общества и выступаю­щие за частичную национализацию и расширение за счет государствен­ного бюджета социальных программ; коммунистические партии, ставя­щие в качестве одной из своих целей огосударствление значительной час­ти экономики в интересах всех слоев общества и осуществление за счет государственного бюджета всех социальных, образовательных, оздорови­тельных и иных программ; клерикальные партии — партии, в основе обра­зования которых лежит религиозная идеология и которые в процессе сво­его функционирования в значительной степени подвержены влиянию со стороны этой идеологии; националистические партии — партии, строя­щиеся на шовинистических, националистических идеях и руководствую­щиеся в своей повседневной деятельности этими идеями, и др.

Типичными примерами консервативных партий могут служить Кон­сервативная партия Великобритании или Республиканская партия США;


социал-демократических партий — Лейбористская партия Великобрита­нии, Социал-демократическая партия Германии; коммунистических пар­тий — Французская коммунистическая партия и Коммунистическая пар­тия Российской Федерации; клерикальных партий — Христианско-демо-кратический союз ФРГ и Христианско-демократическая партия Италии; националистических партий — Фламандская национальная партия (Бель­гия) и Шотландская национальная партия (Великобритания).

Статус политических партий, независимо от их видов и вытекающих отсюда их особенностей, определяется в каждой стране соответствую­щим конституционным, а нередко — и текущим (обычным) законодатель­ством. Во многих странах в послевоенный период приняты специальные законы, посвященные исключительно порядку образования и другим сто­ронам жизнедеятельности политических партий. Одним из первых тако­го рода актов был Закон о политических партиях, принятый в 1967 г. в ФРГ.

Издание такого рода актов преследует несколько целей и имеет не­сколько направлений своего воздействия.

Во-первых, это юридическое закрепление места и роли различных по­литических партий в политической системе общества и создание право­вых гарантий их повседневного функционирования. С помощью право­вых и неправовых средств воздействия на политические партии законода­тель стремится создать такие наиболее оптимальные условия для органи­зации внутренней жизни и разносторонней деятельности данных полити­ческих институтов, которые способствовали бы их дальнейшему укрепле­нию и повышению социальной эффективности. Прямое указание на это содержится во многих нормативно-правовых актах, издаваемых соответст­вующими государственными органами, и актах, принимаемых самими партийными организациями.

Во-вторых, одной из важнейших целей и задач нормативного регули­рования политических партий является юридическое закрепление форм их деятельности и создание правовой базы для дальнейшего развития сложившихся в различных политических системах двухпартийной и мно­гопартийной систем, обеспечивающих наряду с другими элементами по­литической системы политическую власть правящих кругов. Сохранение и упрочение с помощью норм права и других социальных норм «тради­ционных» партийных систем в структуре политической системы общест­ва имеет чрезвычайно важное значение для властей предержащих, по­скольку создает иллюзию «подлинного» народовластия, «реальной» демо­кратии, «настоящего» выбора между противоборствующими в стране по­литическими силами.

По сути же дела, существование множества партий в различных стра­нах, в особенности таких, которые практически обслуживают политиче­ские запросы одних и тех же доминирующих в обществе слоев и классов, ведет нередко к сознательной политической дезориентации остальных 204


слоев общества и классов, к введению их в заблуждение относительно подлинных целей господствующего режима и зачастую им же самим соз­даваемых партий, к искусственному расколу голосов избирателей на вы­борах и, как следствие этого, — к сохранению и укреплению власти гос­подствующей элиты.

Речь при этом идет, разумеется, прежде всего о множественности по­литических партий, представляющих интересы самих правящих кругов и «лояльной» оппозиции. Суть последней в том, что формально она высту­пает против существующего политического режима, а фактически свои­ми действиями она в основе своей поддерживает его. Речь при этом не идет о радикальной, формально и фактически противостоящей господ­ствующему режиму оппозиции и представляющих ее интересы политиче­ских партий.

Многопартийные системы подразделяются на два вида. Это — много­партийные системы с монопольно господствующей партией (например, в Мексике, где среди существующих в стране пяти политических партий ведущее положение в парламенте занимает Институционально-револю­ционная партия) и многопартийные системы без монопольно господствую­щей партии (например, партийные системы Италии, Германии и других стран).

Своеобразной разновидностью многопартийной системы является двухпартийная система. Она существует в Великобритании, США и неко­торых других странах. Суть ее заключается в том, что в политической жизни страны доминируют не множество, а лишь две политические пар­тии. Например — Лейбористская и Консервативная партии в Великобри­тании и Демократическая и Республиканская партии в США.

Они периодически сменяют друг друга у власти и тем самым пере­крывают доступ к государственным рычагам всем другим политическим партиям.

Положение всех политических партий в политической системе обще­ства независимо от их удельного веса в политической жизни закрепляет­ся законодательно.

В-третьих, важной целью законодательного регулирования политиче­ских партий является нормативное закрепление их связей с государством и создание юридической базы для официального контроля за их деятель­ностью в рамках закона.

Анализ теории и практики функционирования политических партий в разных странах позволяет выделить следующие виды возможного кон­троля за их деятельностью:

1) административный контроль, проявляющийся в требовании, на­пример, законодательства США (на уровне штатов) и ряда других стран регистрации вновь возникающих политических партий, их предвыбор­ных программ и платформ, состава руководящих партийных органов, вы­двигаемых кандидатов и др.;


2) судебный контроль, находящий свое конкретное выражение в воз­можности вмешательства судебных инстанций в решение внутрипартий­ных споров, в наделении соответствующих судебных инстанций правом окончательного решения вопросов о запрете легального существования так называемых третьих и в первую очередь марксистских партий;

3) политический и идеологический контроль, выражающийся, в ча­стности, в требовании законодательства ряда штатов США «подтвержде­ния всеми кандидатами и политическими партиями своей лояльности или в отказе от ранее разделявшихся ими идей, направленных на разру­шение существующих политических институтов»;

4) финансовый контроль, находящий свое конкретное выражение в установлении правовых требований финансовой отчетности партии пе­ред государственными органами, в создании на основе «финансовых» за­конов системы государственного финансирования избирательных кампа­ний, проводимых политическими партиями, в установлении уголовного наказания и иных мер государственного воздействия на нарушителей финансово-правовых положений, касающихся деятельности политиче­ских партий, и т. д.

В-четвертых, одной из целей и направлений правового регулирования политических партий является нормативное закрепление их функций и основных сфер деятельности.

Достигается это как с помощью законодательных актов, так и с помо­щью актов, принимаемых самими политическими партиями.

В качестве примера можно сослаться на основополагающие акты, принятые Демократической партией США. В них, в частности, указыва­ется на то, что Демократическая партия: а) подбирает кандидатов на пост президента и вице-президента США и способствует их избранию; б) разрабатывает свой политический курс и принимает меры к его осуще­ствлению; в) помогает партийным организациям штатов и местным пар­тийным органам в проведении их кандидатов на выборах и «в политиче­ском обучении поддерживающих их избирателей»; г) разрабатывает соот­ветствующие положения и процедурные правила ведения партийных дел; д) собирает и расходует необходимые для финансирования «успешных операций Демократической партии» средства; е) поддерживает тесную связь и «работает со всеми демократами, занимающими государственные должности, для успешного решения задач, стоящих перед Демократиче­ской партией»; ж) поддерживает и способствует претворению в жизнь требований, содержащихся в «кодексе политической этики», способствует закреплению и утверждению высоких моральных стандартов в сфере по­литики.

Аналогичные положения содержатся также в актах других политиче­ских партий, равно как и в законах о политических партиях.

Независимо от особенностей тех или иных партий и уровня их право­вого регулирования все они в той или иной мере выступают в качестве 206


средства борьбы за обладание государственной властью между различны­ми слоями общества и классами. Каждая партия стремится путем выдви­жения своих кандидатов принимать действенное участие в формирова­нии и функционировании как законодательных, так и всех иных органов государства. Наряду с этим все политические партии прилагают усилия к тому, чтобы оказывать воздействие (в прямой или косвенной формах) на процесс формирования и осуществления внутренней и внешней поли­тики государства.

В качестве структурных элементов политической системы общества кроме государства и партий выступают также различные политические движения и другие им подобные объединения граждан.

Под политическими, а точнее — социально-политическими движения­ми понимаются относительно устойчивые и в определенной мере органи­зованные группы людей, имеющие свою общую программу действий и преследующие общие цели сохранения и укрепления или же, наоборот, изменения существующих в стране государственных и обществен­но-политических институтов.

Общественно-политические движения существовали и существуют практически во всех странах. Во время Второй мировой войны, напри­мер, в западноевропейских странах существовало национально-освободи­тельное, антифашистское «Движение сопротивления». На Кубе в 50-е го­ды - патриотическое, антидиктаторское (направленное против диктатуры Батисты) «Движение 26 июля». В Португалии в 70-е годы — антифашистское «Движение вооруженных сил». В России в настоящее время — созданные «сверху», в основном стоящими у власти номенклатурными слоями общест­ва — губернаторами, председателями законодательных собраний субъектов Российской Федерации, мэрами городов, представителями так называемых «деловых кругов» и пр. — «Движение регионов» и другие движения. В США — достигшее особенно мощного подъема в 60-е годы XX в. «Движе­ние негритянского населения за гражданские права».

Под объединениями граждан в научной и учебной литературе обычно понимаются образуемые ими общественные организации. В их числе: профсоюзы, кооперативные организации, молодежные союзы и органи­зации, добровольные общества, творческие союзы - писателей, художни­ков, архитекторов и др.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» (1995 г.) уста­навливает, что под общественным объединением следует понимать «доб­ровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объеди­нения» (ст. 5).

В этом же Законе указывается, что право граждан России на созда­ние общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общест­венные объединения.


Основными чертами и особенностями общественных объединений являются: а) добровольность вступления в них граждан; б) сочетание в них личных и общественных интересов граждан; в) целенаправленный характер деятельности общественных объединений; г) строгое их органи­зационное единство; д) устойчивость их состава, структуры и связей меж­ду членами; е) реализация в процессе функционирования общественных организаций принципов самоуправления и самодеятельности.

Правовой статус общественных объединений определяется Конститу­цией и текущими законами.

В соответствии с действующей Конституцией России наряду с «полити­ческим многообразием» и многопартийностью в нашей стране признается за каждым гражданином «право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов», а также гарантиру­ется «свобода деятельности общественных объединений» (п. 1 ст. 30).

Конституция России особо закрепляет положения, в соответствии с которыми «никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» и согласно которым все обществен­ные объединения «равны перед законом» (п. 2 ст. 30; п. 4 ст. 13).

Согласно Конституции Российской Федерации запрещается, однако, создание и деятельность общественных объединений, «цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционно­го строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв без­опасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (п. 5 ст. 13).

Общественные объединения граждан вместе с государственными ор­ганами и организациями, а также — с общественно-политическими дви­жениями играют важную роль в политической жизни любой страны и в политической системе общества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...