Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические права и свободы граждан




В отечественном и зарубежном правоведении существует несколько вариантов классификации основных прав и свобод граждан. Одной из наи­более распространенных из них является классификация их в зависимо­сти от сфер жизнедеятельности граждан, от областей, в которых склады­ваются их права и свободы.

Согласно данной классификации различаются следующие три груп­пы прав и свобод: а) основные права граждан в области экономической и социально-культурной сферы жизни общества; б) основные права

См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1993. С. 503.


и свободы граждан в области государственной и обществен­но-политической жизни ив) личные права и свободы граждан.

Вторую группу прав и свобод граждан в научной литературе нередко именуют политическими правами и свободами граждан.

Согласно действующей Конституции Российской Федерации к их числу следует отнести такие права и свободы граждан, которые не только официально провозглашаются, но и конституционно закрепляются.

Это прежде всего права на участие граждан в осуществлении государ­ственной власти. Данное право непосредственно вытекает из ст. 3 Кон­ституции России, в соответствии с которой «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, согласно Конституции, осуществля­ет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3).

С правом на участие граждан в осуществлении государственной вла­сти неразрывно связано также право на участие в управлении делами госу­дарства. Это право может быть реализовано гражданами России в соот­ветствии со ст. 32 Конституции как через своих представителей (депута­тов, выборных должностных лиц), так и непосредственно.

Конституция при этом особо закрепляет принцип равного доступа всех граждан к государственной службе. Данное конституционное поло­жение полностью соответствует требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамбле­ей ООН в декабре 1966 г., согласно которому каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государствен­ной службе».

Принцип равного доступа граждан к государственной службе означа­ет наличие у них равных прав на занятие любой должности в соответст­вии со своими способностями и соответствующей профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации.

Ограничения в доступе к государственной службе, согласно россий­скому законодательству, в частности Положению о федеральной государ­ственной службе от 22 декабря 1993 г., могут допускаться лишь в следую­щих случаях: а) признание лица в судебном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; б) лишение гражданина судом права за­нимать государственные должности в течение определенного времени;

в) наличие заболевания, установленного в заключении медицинского уч­
реждения, препятствующего выполнению должностных обязанностей;

г) наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети и др.)
с государственными служащими, если их служба связана с непосредст­
венной подчиненностью или непосредственной подконтрольностью од­
ного другому, и др.


К политическим правам и свободам граждан России, помимо назван­ных, следует отнести также: право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также уча­ствовать в референдумах (п. 2 ст. 32 Конституции РФ); право на обраще­ние как в государственные органы, так и в органы местного самоуправле­ния граждан лично или коллективно (ст. 33); право граждан на создание объединений, включая право создавать профессиональные союзы для за­щиты своих интересов (п. 1 ст. 30); право граждан «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст. 31); право каждого гражданина «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию лю­бым законным способом», обладать «гарантированной свободой мысли и слова» (пп. 1, 4 ст. 29) и др.

Политические права и свободы являются весьма важными составны­ми частями политико-правового статуса граждан и играют труднопере-оценимую роль в жизни общества и государства.

Что подразумевается под конституционными правами и свободами

Граждан?

Рассматривая политические права и свободы граждан, следует иметь в виду, что они наряду с другими наиболее важными правами и свобода­ми, определяющими правовой статус граждан, относятся к категории конституционных.

Конституционные права и свободы являются важнейшей составной частью системы всех принадлежащих гражданам России прав и свобод.

По сравнению с другими правами и свободами, возникающими и реализующимися в рамках гражданского, семейного, трудового и дру­гих отраслей права, конституционные права и свободы устанавливаются и закрепляются лишь в тексте действующей Конституции. Правам и сво­бодам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ и соот­ветствующие главы конституций и уставов субъектов Федерации.

В отличие от обычных прав и свобод граждан конституционные пра­ва и свободы характеризуются тем, что основанием их возникновения яв­ляются не конкретные действия людей и соответствующие правоотноше­ния, а политико-правовое и иное состояние лица как человека и гражда­нина, нередко обусловленное его принадлежностью к государству. Тако­выми являются, например, права граждан России принимать участие в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, принимать участие в отправлении правосудия и др.

Однако не все конституционные права и свободы, равно как и обя­занности, обусловлены принадлежностью лица или лиц к Российскому государству, т. е. предопределяются их российским гражданством. Со-


гласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства «пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности на­равне с гражданами Российской Федерации», кроме случаев, установлен­ных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 3 ст. 62).

Среди других особенностей конституционных прав и свобод граждан России следует указать также на их огромную социальную значимость для жизнедеятельности любого человека и гражданина; на их высокий по сравнению с обычными правами и свободами уровень обобщенности и распространенности на весьма широкий круг лиц, охватывающий со­бой всех без исключения граждан России; на особый порядок их закреп­ления и изменения — только конституционным путем, а также на повы­шенный уровень их правовой охраны и обеспечения.

Конституционные права и свободы, выступая в качестве основы сис­темы всех других прав и свобод граждан России, не существуют сами по себе, вне связей и взаимозависимостей друг с другом, изолированно друг от друга. В процессе своей взаимосвязи и взаимодействия они образуют некое целостное образование, своеобразную подсистему в общей системе прав и свобод граждан России, функционирующую на основе целого ря­да конституционно закрепляемых и конституционно гарантируемых принципов.

Многие из этих принципов распространяются также на всю общую систему прав и свобод граждан, а следовательно, не только на подсисте­му конституционных прав и свобод, но и на подсистему всех остальных, возникающих в рамках отдельных, отраслей права, на базе конкретных гражданско-правовых, административно-правовых и иных правоотноше­ний, прав и свобод граждан.

Среди конституционно закрепленных и конституционно гарантируе­мых принципов следует назвать следующие. Во-первых, принцип справед­ливости и равноправия всех перед законом и судом. «Все равны перед за­коном и судом», - говорится в ст. 16 Конституции РФ и тут же добавляет­ся, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гра­жданина» независимо от пола, расы, национальности, языка, происхож­дения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объ­единениям, а также других обстоятельств. Особо при этом подчеркивает­ся, что «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (п. 3 ст. 19).

Во-вторых, принцип неотчуждаемости основных прав и свобод чело­века и гражданина. Основные права и свободы объявляются в конститу­ционном порядке не только неотчуждаемыми, но и «принадлежащими каждому от рождения». Однако одним из условий и требований, которые 192


необходимо соблюдать в процессе их осуществления, состоит в том, что­бы при этом не нарушались права и свободы других лиц.

В-третьих, принцип непосредственного действия прав и свобод, кото­рые согласно ст. 18 Конституции РФ «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

В-четвертых, принцип органического сочетания прав и свобод граж­дан России с их конституционными обязанностями. В числе последних: обязанность платить установленные законом налоги и сборы, обязан­ность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, нести воинскую службу и защищать Отечество.

В Конституции РФ особо оговаривается, что наличие у гражданина России двойного гражданства «не умаляет его прав и свобод и не освобо­ждает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства», если иное не предусматривается федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 2 ст. 62).

В-пятых, принцип гарантированной государством судебной защиты прав и свобод граждан и получения ими квалифицированной юридиче­ской помощи. Данный принцип особо выделяется и закрепляется в дей­ствующей Конституции. Этому посвящаются, в частности, ст. 46 и 48 Конституции РФ. В ст. 46 указывается на то, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» и что решения, а также действия или бездействие органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц «могут быть обжалованы в суд». В то же время в ст. 48 закрепляется положение, согласно которому «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юриди­ческой помощи» и при этом предусматривается, что каждому в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь предоставляется бес­платно.

Кроме названных принципов существуют и другие конституционно закрепленные принципы обеспечения предоставленных гражданам Рос­сии прав и свобод. Среди них, например, принцип, в соответствии с кото­рым закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обрат­ной силы не имеет. В практическом плане это означает недопустимость юридической ответственности за деяния, которые в момент их соверше­ния не признавались правонарушением. Кроме того, это означает, что ес­ли после совершения правонарушения ответственность за него «устране­на или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54).

Важное значение имеет принцип возмещения потерпевшему лицу причиненного ущерба, причем независимо от того, нанесен ли ущерб не­законными действиями отдельных лиц или государственных органов.

Статья 52 Конституции РФ, констатируя в связи с этим, что «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властно охраняются за-

7 Обществознание 193


коном», вместе с тем устанавливает, что государство обеспечивает потер­певшим не только доступ к правосудию, но и компенсацию причиненно­го ущерба.

В дополнение к этому ст. 53 закрепляет, что каждому предоставляет­ся право «на возмещение государством вреда, причиненного незаконны­ми действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц».

Наряду с названными существуют и другие менее значимые в соци­ально-политическом и государственно-правовом плане принципы. Пере­числять их все здесь, а тем более анализировать нет возможности и необ­ходимости

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...