Политические права и свободы граждан
В отечественном и зарубежном правоведении существует несколько вариантов классификации основных прав и свобод граждан. Одной из наиболее распространенных из них является классификация их в зависимости от сфер жизнедеятельности граждан, от областей, в которых складываются их права и свободы. Согласно данной классификации различаются следующие три группы прав и свобод: а) основные права граждан в области экономической и социально-культурной сферы жизни общества; б) основные права См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1993. С. 503. и свободы граждан в области государственной и общественно-политической жизни ив) личные права и свободы граждан. Вторую группу прав и свобод граждан в научной литературе нередко именуют политическими правами и свободами граждан. Согласно действующей Конституции Российской Федерации к их числу следует отнести такие права и свободы граждан, которые не только официально провозглашаются, но и конституционно закрепляются. Это прежде всего права на участие граждан в осуществлении государственной власти. Данное право непосредственно вытекает из ст. 3 Конституции России, в соответствии с которой «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ». Народ, согласно Конституции, осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (п. 2 ст. 3). С правом на участие граждан в осуществлении государственной власти неразрывно связано также право на участие в управлении делами государства. Это право может быть реализовано гражданами России в соответствии со ст. 32 Конституции как через своих представителей (депутатов, выборных должностных лиц), так и непосредственно.
Конституция при этом особо закрепляет принцип равного доступа всех граждан к государственной службе. Данное конституционное положение полностью соответствует требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г., согласно которому каждый гражданин должен без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений «допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе». Принцип равного доступа граждан к государственной службе означает наличие у них равных прав на занятие любой должности в соответствии со своими способностями и соответствующей профессиональной подготовкой без какой-либо дискриминации. Ограничения в доступе к государственной службе, согласно российскому законодательству, в частности Положению о федеральной государственной службе от 22 декабря 1993 г., могут допускаться лишь в следующих случаях: а) признание лица в судебном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; б) лишение гражданина судом права занимать государственные должности в течение определенного времени; в) наличие заболевания, установленного в заключении медицинского уч г) наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети и др.) К политическим правам и свободам граждан России, помимо названных, следует отнести также: право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах (п. 2 ст. 32 Конституции РФ); право на обращение как в государственные органы, так и в органы местного самоуправления граждан лично или коллективно (ст. 33); право граждан на создание объединений, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (п. 1 ст. 30); право граждан «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (ст. 31); право каждого гражданина «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», обладать «гарантированной свободой мысли и слова» (пп. 1, 4 ст. 29) и др.
Политические права и свободы являются весьма важными составными частями политико-правового статуса граждан и играют труднопере-оценимую роль в жизни общества и государства. Что подразумевается под конституционными правами и свободами Граждан? Рассматривая политические права и свободы граждан, следует иметь в виду, что они наряду с другими наиболее важными правами и свободами, определяющими правовой статус граждан, относятся к категории конституционных. Конституционные права и свободы являются важнейшей составной частью системы всех принадлежащих гражданам России прав и свобод. По сравнению с другими правами и свободами, возникающими и реализующимися в рамках гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, конституционные права и свободы устанавливаются и закрепляются лишь в тексте действующей Конституции. Правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ и соответствующие главы конституций и уставов субъектов Федерации. В отличие от обычных прав и свобод граждан конституционные права и свободы характеризуются тем, что основанием их возникновения являются не конкретные действия людей и соответствующие правоотношения, а политико-правовое и иное состояние лица как человека и гражданина, нередко обусловленное его принадлежностью к государству. Таковыми являются, например, права граждан России принимать участие в управлении делами государства, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, принимать участие в отправлении правосудия и др.
Однако не все конституционные права и свободы, равно как и обязанности, обусловлены принадлежностью лица или лиц к Российскому государству, т. е. предопределяются их российским гражданством. Со- гласно Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства «пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации», кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 3 ст. 62). Среди других особенностей конституционных прав и свобод граждан России следует указать также на их огромную социальную значимость для жизнедеятельности любого человека и гражданина; на их высокий по сравнению с обычными правами и свободами уровень обобщенности и распространенности на весьма широкий круг лиц, охватывающий собой всех без исключения граждан России; на особый порядок их закрепления и изменения — только конституционным путем, а также на повышенный уровень их правовой охраны и обеспечения. Конституционные права и свободы, выступая в качестве основы системы всех других прав и свобод граждан России, не существуют сами по себе, вне связей и взаимозависимостей друг с другом, изолированно друг от друга. В процессе своей взаимосвязи и взаимодействия они образуют некое целостное образование, своеобразную подсистему в общей системе прав и свобод граждан России, функционирующую на основе целого ряда конституционно закрепляемых и конституционно гарантируемых принципов. Многие из этих принципов распространяются также на всю общую систему прав и свобод граждан, а следовательно, не только на подсистему конституционных прав и свобод, но и на подсистему всех остальных, возникающих в рамках отдельных, отраслей права, на базе конкретных гражданско-правовых, административно-правовых и иных правоотношений, прав и свобод граждан. Среди конституционно закрепленных и конституционно гарантируемых принципов следует назвать следующие. Во-первых, принцип справедливости и равноправия всех перед законом и судом. «Все равны перед законом и судом», - говорится в ст. 16 Конституции РФ и тут же добавляется, что «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина» независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Особо при этом подчеркивается, что «мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации» (п. 3 ст. 19).
Во-вторых, принцип неотчуждаемости основных прав и свобод человека и гражданина. Основные права и свободы объявляются в конституционном порядке не только неотчуждаемыми, но и «принадлежащими каждому от рождения». Однако одним из условий и требований, которые 192 необходимо соблюдать в процессе их осуществления, состоит в том, чтобы при этом не нарушались права и свободы других лиц. В-третьих, принцип непосредственного действия прав и свобод, которые согласно ст. 18 Конституции РФ «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». В-четвертых, принцип органического сочетания прав и свобод граждан России с их конституционными обязанностями. В числе последних: обязанность платить установленные законом налоги и сборы, обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, нести воинскую службу и защищать Отечество. В Конституции РФ особо оговаривается, что наличие у гражданина России двойного гражданства «не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства», если иное не предусматривается федеральным законом или международным договором Российской Федерации (п. 2 ст. 62). В-пятых, принцип гарантированной государством судебной защиты прав и свобод граждан и получения ими квалифицированной юридической помощи. Данный принцип особо выделяется и закрепляется в действующей Конституции. Этому посвящаются, в частности, ст. 46 и 48 Конституции РФ. В ст. 46 указывается на то, что «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод» и что решения, а также действия или бездействие органов государственной власти, местного самоуправления, общественных организаций и должностных лиц «могут быть обжалованы в суд». В то же время в ст. 48 закрепляется положение, согласно которому «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи» и при этом предусматривается, что каждому в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь предоставляется бесплатно.
Кроме названных принципов существуют и другие конституционно закрепленные принципы обеспечения предоставленных гражданам России прав и свобод. Среди них, например, принцип, в соответствии с которым закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. В практическом плане это означает недопустимость юридической ответственности за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушением. Кроме того, это означает, что если после совершения правонарушения ответственность за него «устранена или смягчена, применяется новый закон» (ст. 54). Важное значение имеет принцип возмещения потерпевшему лицу причиненного ущерба, причем независимо от того, нанесен ли ущерб незаконными действиями отдельных лиц или государственных органов. Статья 52 Конституции РФ, констатируя в связи с этим, что «права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властно охраняются за- 7 Обществознание 193 коном», вместе с тем устанавливает, что государство обеспечивает потерпевшим не только доступ к правосудию, но и компенсацию причиненного ущерба. В дополнение к этому ст. 53 закрепляет, что каждому предоставляется право «на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц». Наряду с названными существуют и другие менее значимые в социально-политическом и государственно-правовом плане принципы. Перечислять их все здесь, а тем более анализировать нет возможности и необходимости
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|