Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции

Недра как объект эколого-правового режима недропользования.

Основная Часть:

Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции

ü Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

ü Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых

ü Планирование использования и охраны недр

ü Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых

ü Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр

ü Разрешение споров по вопросам пользования недрами

Понятие права недропользования.

Заключение:

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 


 Недра как объект эколого-правового режима недропользования.

В единой системе природной среды недра являются элементом, наи­более тесно связанным с землей.

Под недрами понимается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологиче­ского изучения и освоения.

Закон РФ о недрах от 21 февраля 1992 г. (в редакции Федерального закона от 8 февраля 1995 г.[1]) регулирует отношения, возникающие в связи с изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее конти­нентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодо­бывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая под­земные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Данный Закон содержит правовые и экономические основы комплек­сного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан РФ, а также права пользователей недр.

Законодательство РФ о недрах основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ-Закон РФ о недрах действует на всей территории РФ, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе РФ в соответ­ствии с федеральным законодательством о континентальном шельфе и нормами международного права.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить данному Закону, принятому 21 февраля 1992 г. (в редакции федерального закона от 8 февраля 1995 г.).

Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться дру­гими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных Законом РФ о недрах.

Субъекты РФ принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов.

Участки недр и права пользования ими не могут быть предметом купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме, кроме случаев, предусмотренных указанным Законом.

В соответствии со ст. 2 Закона о недрах государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризован­ные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории РФи ее континентального шельфа[2].

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории РФ в интересах народов, проживающих на соответ­ствующих территориях, и всех народов РФ осуществляются совместно РФ и ее субъектами.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государст­венные про граммы геологического изучения недр, воспроизводства мине­ральной базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем государственных органов решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.

Для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ и обеспечивает основы ее

суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторож­дения полезных ископаемых, могут получать с гатус объектов федерального значения на основании совместных решений федеральных органов госу­дарственной власти и органов государственной власти субъектов РФ Часть месторождении федерального значения, в том числе освоенных и подго­товленных к добыче полезных ископаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Порядок отнесения участков недр к объектам федерального значения, в том числе к федеральному фонду резервных месторождений полезных ископаемых, и порядок отнесения их к федеральной собственности уста­навливаются федеральными законами.

Связь недр с землей проявляется в том, что они являются продуктами природы: выступают непосредственным продолжением земельной терри­тории; запасы полезных ископаемых, находящихся в недрах земли, также ограничены, как ограничена и земная поверхность.

Вместе с тем недра имеют специфические особенности, являясь как основным средством производства (при добыче полезных ископаемых), так и пространственным операционным базисом (при использовании пространства недр для размещения подземных складов, сооружения газовых и нефтяных трубопроводов, газовых и нефтяных хранилищ, прокладки линий метрополитена, для захоронения вредных веществ, подземного сброса сточных вод).

Полезные ископаемые и минеральные ресурсы не поддаются восста­новлению, в процессе потребления могут вообще исчезнуть, их месторож­дения распределены неравномерно в территориальном отношении, доступны лишь в ограниченной степени.

В экологическом аспекте недра служат естественным фундаментом земной поверхности, естественной «кладовой» земли. Эксплуатация недр связана с возможностью нанесения ущерба другим природным богатствам, окружающей природной среде в целом, здоровью человека.

Запасы минеральных вод и других веществ, заключенных в недрах земли и находящихся на ее поверхности, используются для лечебных и научных целей, а также могут быть памятниками природы, истории, культуры.

Объектом права государственной собственности на недра признаются как уже открытые, так еще и не открытые полезные ископаемые. Откры­тыми месторождениями считаются такие, наличие которых точно установ­лено. Все остальные месторождения признаются еще не открытыми.

Все полезные ископаемые делятся на общераспространенные и необ­щераспространенные.

К общераспространенным относятся: песок (кроме формовочного, стекольного, кварцевого для производства огнеупорных и фарфорово-фаянсовых изделий), галька, гравий, глина (кроме каолина, огнеупорной, формовочной для фарфорово-фаянсовых изделий, лорициновой, красоч­ной, бетонитовой, кислотоупорной), долодий, камень, булыжный камень, песчаник (кроме дннасового), мел, гипс, мергель, туф, известняк (кроме флюсового и битуминозного), сланец, (кроме горючего), гранит, базелит, диорит, сионит, габбро, андезит, порфир.

К необщераспространенным относятся все прочие рудные и нерудные ископаемые (железная руда, уголь, нефть, платина, уран, золото и пр.).

Для этих двух видов полезных ископаемых установлен различный правовой режим. Месторождения необщераспространенных полезных ис­копаемых делятся на месторождения федерального, республиканского (субъектов РФ) и местного значения.

Учет полезных ископаемых производится в соответствии с утверж­денными классификациями полезных ископаемых раздельно для каж­дого вида минерального сырья.

Большое значение имеет деление запасов полезных ископаемых на балансовые и забалансовые.

Балансовыми запасами полезных ископаемых признаются такие запа­сы, использование которых в настоящее время экономически целесообраз­но и которые должны удовлетворять определенным кондициям.

Забалансовые — это такие запасы полезных ископаемых, использова­ние которых в настоящее время экономически нецелесообразно из-за низкого содержания ценных компонентов, небольшой мощности залежей, малого количества полезных ископаемых, нахождения их в трудных гор­нотехнических условиях и т.п., но которые в дальнейшем могут быть использованы для промышленного освоения.

Отнесение запасов к одной из указанных групп меняет правовое положение месторождения, поскольку балансовые запасы являются объ­ектом эксплуатации и включаются в народнохозяйственные планы на ближайшее время. В то же время забалансовые запасы представляют собой резерв минеральных ресурсов.

Особый вид полезных ископаемых представляют торфяные залежи, подчиненные особому правовому режиму и относящиеся к месторождени­ям регионального и местного значения.

Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. «Вопросы соглашений о разделе продукции при пользовании недрами[3]» предусмотрено впредьдовступления в силу законов РФ, регламентирующих порядок применения соглашений о разделе продукции, для создания правовых основ для при­влечения российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья, использовать положения настоящего Указа.


Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования: понятие, органы, функции

Регулирование эколого-правового режима недропользования представ­ляет собой деятельность государства, направленную на наиболее рацио­нальное, эффективное использование недр и их охрану и тесную взаимосвязь с другими объектами природы

Различается государственное регулирование со стороны собственников недр, которое осуществляется государственными органами и от имени госу­дарства, и внутрихозяйственное регулирование, осуществляемое недрополь-зователями (изучение и учет недр, организация предоставленного в пользование пространства недр, передача недр во вторичное пользование)

В соответствии со ст. 3 Закона РФ о недрах в компетенцию федеральных органов государственной власти РФ в сфере регулирования отношений недропользования входят

разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах,

определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальней­шего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ,

установление общею порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе клас­сификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых,

создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств,

государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, определение совместно с субъектами РФ региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения,

составление государственного баланса запасов полезных ископаемых. государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных

ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, ведение государственного учета месторож­дений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр,

распоряжение недрами континентального шельфа РФ,

введение ограничений на пользование недрами на специальных участ­ках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды,

распоряжение совместно с субъектами РФ государственным фондом недр за исключением участков, находящихся в исключительном ведении РФ,

определение совместно с субъектами РФ условий и порядка взимания платы за пользование недрами, включая установление их предельных уровней по группам полезных ископаемых, установление форм и размеров платы за пользование участками недр федерального значения, а также утверждение договоров на условиях раздела продукции,

координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами,

защита прав пользователей недр и интересов гражданРФ;

разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъек­тами РФ,

заключение международных договоров РФ по геологическому изуче­нию, использованию и охране недр,

государственный контроль за геологическим изучением, рациональ­ным использованием и охраной недр, а также установление порядка егоопределения

Реализация общей федеральной политики недропользования в РФ возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные подразделения по согласованию с субъектами РФ, которая может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектами РФ

Законом РФ о недрах определена компетенция органов государствен­ной власти субъектов РФ в сфере регулирования отношении недропользо­вания на своих территориях в нее входит:

принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах;

участие в разработке и реализации государственных программ геологиче­ского изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы РФ;

разработка и реализация территориальных программ развития и ис­пользования минерально-сырьевой базы;

создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов,

участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр определяющих их ценность или опасность;

составление территориальных балансов запасов и кадастров месторож­дений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, исполь­зуемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

распоряжение совместно с РФ единым государственным фондом недр на своих территориях и выделение совместно с РФ участков недр феде­рального, регионального и местного значения;

определение форм и установление размеров платы за пользование участками недр регионального и местного значения в установленных пределах;

установление порядка пользования недрами в целях разработки мес­торождений общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, а также строительства подземных сооружений местного значения;

защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;

лицензирование видов деятельности, связанной с пользованием участ­ками недр регионального и местною значения,

заключение договоров на условиях раздела продукции с субъектами хозяйственной деятельности при пользовании участками недр региональ­ного и местного значения;

определение условий и порядка пользования месторождениями полез­ных ископаемых;

государственный контроль за геологическим изучением, охраной и рациональным использованием недр в соответствии с установленным порядком,

регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ.

В ст. 5 Закона РФ о недрах определена компетенция органов местного самоуправления районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования. Так, в их компетенцию входит:

участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков,

развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной про­мышленности,

предоставление в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождении общераспространенных полезных ископае­мых, а также на строительство подземных сооружении местного значения,

приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земель­ных участках в случае нарушения положений настоящего Закона,

контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспро­страненных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых,

введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транс­порта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружа­ющей среде

Основной задачей государственною регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынеш­него и будущих поколении народов Российской Федерации

Государственное регулирование отношений недропользования осуще­ствляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля

В задачи государственного регулирования входят

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам,

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, несвязанных с добычей полезных ископаемых,

установление квот на поставку добываемого минерального сырья,

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регу­лируемых цен на отдельные виды минерального сырья,[4]

установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами

Государственное управление отношениями недропользования осуще-

ствляется Президентом Российской Федерации, Правительством РФ, Го­сударственной Думой Федерального Собрания РФ и правительствами республик в составе Российской Федерации, органами государственной власти и управления других субъектов РФ, а также органом управления государственным фондом недр.

Орган управления государственным фондом недр создает свои терри­ториальные подразделения.

Положение об органе управления государственным фондом недр ут­верждается Правительством Российской Федерации.

Орган управления государственным фондом недр делится на органы общей и отраслевой (ведомственной) компетенции. Систему органов общей компетенции составляют: Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, соответствующие законодательные и исполнительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, и других субъектов Федерации, областные, краевые органы местного самоуправления и соответствующая администрация.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ решают вопросы планирования и организации раз­ведочных работ, устанавливают порядок учета, регистрации, лицензирова­ния и квотирования полезных ископаемых и передачи разведанных месторождений полезных ископаемых и т.д.

На систему специальных органов возложены функции регулирования (управления) поиска и разведки полезных ископаемых в Российской Федерации. Комитет по геологии и использованию недр РФ, образованный 12 августа 1994 г.[5] (теперь этот комитет входит в состав Министерс1ва природных ресурсов РФ) осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также функции управления государ­ственным фондом недр.

Основными задачами указанного Комитета являются: осуществле­ние государственного регулирования работ по геологическому изучению и использованию недр территории суши и континентального шельфа;

организационное обеспечение функционирования государственной си­стемы лицензирования пользования недрами; осуществление функций государственного заказчика на проведение геологоразведочных работ для государственных нужд; установление порядка государственного учета и регистрации работ по геологическому изучению недр; проведе­ние государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.

К специальным органам, осуществляющим регулирование горных от­ношений, относится также Госгортехнадзор России, который является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государ­ственное нормативное регулирование вопросов обеспечения промышлен­ной безопасности на территории РФ, а также специально разрешительные, надзорные и контрольные функции. Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре утверждено Указом Президента РФ от 18 февраля 1993 г.[6] Основными задачами этого органа являются: организация и осуществление на территории РФ промышленной безопасности и государ­ственного надзора за всеми недропользователями и соблюдение требований по безопасному ведению работ в промышленности; осуществление горного надзора; разработка и осуществление мер по профилактике производственного травматизма и др.

В тех субъектах РФ, где поисковые и геологические работы ведутся в меньших размерах, создаются территориальные геологические управления и тресты, границы компетенции которых часто не совпадают с границами административных районов и областей. Порядок организации поисковых и разведочных работ определяется инструкциями и положениями Комитета по геологии и использованию недр РФ.

Некоторые функции в области управления недрами возложены на ведомства добывающих отраслей промышленности. В соответствии со ст. 35 Закона РФ о недрах основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства ми­нерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов РФ.

Государственное регулирование отношений недропользования осуще­ствляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля. В его задачи входят:

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по РФ в целом и по регионам;

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

обеспечение геологического изучения территории РФ, ее континен­тального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регу­лируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

установление стандартов (норм, правил) в области неологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использо­вания и охраны недр.

ü Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых

В целях создания условий для рациональною комплексного использо­вания недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых раз­веданных месторождений подлежат государственной экспертизе.[7]

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов.

Заключение о государственной экспертизе является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государст­венный учет.

Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии гео­логического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информа­ция об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации под­земных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разреша­ется только после проведения государственной экспертизы геологической информации.

Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологиче­ской, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется органом управления государст­венным фондом недр или его территориальными подразделениями (ст. 29 Закона).

ü Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых

В целях обеспечения планирования работ по геологическому изучению недр, разработки федеральных и региональных программ геологического

изучения недр и размещения предприятий горнодобывающей промышленно­сти, рационального, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, а также для решения других народнохозяйственных задач ведется государственный кадастр месторождений полезных ископаемых и составля­ются государственные балансы запасов полезных ископаемых.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых включает сведения по каждому месторождению о количе­стве и качестве основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, а также о содержащихся в них компонентах, горнотехни­ческих, гидрогеологических, экологических п других условиях разработ­ки месторождения и его геолого-экономическую оценку, а также сведения по каждом) проявлению полезных ископаемых.

Государственную регистрацию работ по изучению недр и учету геоло­гических работ, сбору кадастровых данных осуществляют Российский геологический фонд и территориальные геологические фонды, располо­женные на территории республик и других субъектов РФ.

Для получения сведении о промышленных запасах ведутся государст­венные балансы запасов полезных ископаемых, содержащие сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размеще­нии, степени промышленного освоения, добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых.

Количество и качество, условия залегания, степень изученности, на­роднохозяйственное значение и подготовленность для промышленного освоения запасов полезных ископаемых разведанных месторождений, а также запасов полезных ископаемых, дополнительно разведанных в про­цессе разработки месторождений, подлежат утверждению специальными органами, комиссией Российской Федерации по запасам полезных иско­паемых.

Добытые полезные ископаемые, а также запасы полезных ископаемых, утратившие промышленное значение, потерянные в процессе добычи, не подтвердившиеся при последующих геологоразведочных работах при раз­работке месторождения, подлежат списанию с государственного баланса полезных ископаемых в установленном порядке по согласованию с орга­нами государственного горного надзора.

Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ис­копаемых п государственный баланс запасов полезных ископаемых состав­ляются и ведутся Комитетом по геологии и использованию недр РФ на основе геологической информации, предоставляемой предприятиями, осу­ществляющими геологическое изучение, в федеральный и территориаль­ный фонды геологической информации в соответствии с Законом о недрах,

а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществля­ющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, предо­ставляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ü Планирование использования и охраны недр

Для плановою использования недр и их охраны основой является учет запасов и месторождении полезных ископаемых, а также участков недр, предоставленных в пользование, не связанное с добычей полезных иско­паемых Проекты планов использования и охраны недр составляются добывающими и перерабатывающими минеральное сырье ведомствами, отраслью в целом и по важнейшим бассейнам и предприятиям — прави­тельствами республик, входящих в состав РФ, и соответствующими орга­нами дру1их субъектов РФ Планы использования и охраны недр подлежат согласованию с органами Госгортехнадзора Российской Федерации

Планирование использования и охраны недр позволяет увязать эти вопросы с потребностями промышленного производства в минеральном сырье, а также другими нуждами народного хозяйства

ü Правовое регулирование распределения и перераспределения недр и полезных ископаемых

Порядок распределения и перераспределения недр, осуществляемый при предоставлении и изъятии участков недр, зависит от целей, для которых эти участки предоставляются, и соответственно от видов пользования недрами Например, для геологического изучения недра предоставляются на основании разрешении, выдаваемых специально на то уполномоченны­ми государственными органами в установленном порядке Предоставление недр для пользования в целях, не связанных с добычей полезных ископа­емых, происходит в порядке, устанавливаемом законодательством Россий­ской Федерации и республик, входящих в ее состав, других субъектов РФ.;

Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензии, которая дается на право добычи полезных ископаемых, а также для строительства и эксплуатации подземных сооружении, не свя­занных с добычей полезных ископаемых Для образования особо охраня­емых геологических объектов недра предоставляются в пользование по лицензиям с выдачей горного отвода — геометризованного блока недр

Горным отводом называется часть земных недр, предоставленная орга­низации или предприятию для промышленной разработки содержащихся в ней залежей полезных ископаемых

В соответствии с лицензией на добычу полезных ископаемых, строи­тельство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей

полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода.

При определении границ горного отвода учитываются пространствен­ные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружении, границы безопас­ного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредною влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры природоохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружения­ми, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предо­ставлении лицензии на пользование недрами. После разработки техниче­ского проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей среды документы, определяющие уточненные границы горно­го отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориаль­ного подразделения придается статус геологического отвода В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр Их взаимоотношения определяются при предоставле­нии недр в пользование

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригород­ных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде

Горные отводы для разработки месторождений полезных ископаемых

(кроме общераспространенных) предоставляются органами государствен­ного горного надзора (в частности, управлениями округов Госгортехнад-зора), для разработки месторождении общераспространенных полезных ископаемых — соответствующими органами местного самоуправления и подлежат регистрации в органах государственного горного надзора

Разработка месторождений полезных ископаемых за пределами горного отвода запрещается

Без предоставления горного отвода осуществляются опытно-промыш­ленная разработка месторождении торфа, пресных вод, а также пользование недрами предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами в пределах предоставленных им земельных участков с целью добычи для своих хозяйственных и бытовых нужд общераспространенных полезных ископаемых, торфа и пресных подземных вол

Для добычи полезных ископаемых (из недр или с поверхности) помимо горного отвода, как правило, необходимы соответствующие участки земной поверхности для строительства на них технических и хозяйственных зданий и сооружении Право на горный отвод само по себе не дает права на земельный участок, но является основанием для ходатайства об о1воде земельного участка, порядок и условия которого регулируются ЗК РФ.

Горный отвод по ходатайству органов горного надзора может быть изъят у предприятий до полной выработки полезных ископаемых, если они не выполняют обязательств, предусмотренных в горноотводном акте

ü Государственный контроль и надзор за рациональным использованием и охраной недр и ведением работ по геологическому изучению недр

Государственный контроль за рациональным использованием и охра­ной недр имеет своей задачей обеспечить соблюдение всеми недропользо-вателями установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр. правил ведения государственного учета и отчетности Он осуществляется органами государственно

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...