Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ответственность за нарушение законодательства о недрах

Нарушения законодательства об охране и использовании недр можно подразделить на несколько групп (ст. 49 Закона о недрах)

Сделки, связанные с пользованием недрами, заключенные с наруше­нием настоящего Закона, являются недействительными, лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в

предоставлении лицензий на пользование недрами по основаниям, не предусмотренным настоящим Законом,

нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами,

самовольном пользовании недрами,

выборочной (внепроектной) отработке месторождений, приводящей к необоснованным потерям запасов полезных ископаемых и других наруше­ниях рационального использования недр, приводящих к порче месторож­дения,

нарушении настоящего Закона, нарушениях, утвержденных в установ­ленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей при­родной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезного ископаемого в состояние, непри­годное для эксплуатации,

нарушении права собственности на геологическую и иную информа­цию о недрах либо ее конфиденциальности,

самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых;

необеспечении сохранности здании, сооружений, а также особо охраняе­мых территории и объектов окружающей природной среды при пользова­нии недрами,

уничтожении или повреждении скважин, пройденных с целью наблю­дения за режимом подземных вод, а также маркшейдерских и геодезических знаков,

систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами,

невыполнении требований по приведению ликвидируемых или кон­сервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обеспе­чивающее безопасность населения, а также требовании по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых сква­жин на время их консервации,

неприведении участков земли и других природных объектов, нару­шенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их даль­нейшего использования, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ, а также административную ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Законодательством может быть установлена ответственность за другие нарушения настоящего Закона

В соответствии со ст. 51 Закона о недрах вред, причиненный пользо­вателю недр в результате деятельности предприятии, учреждении, органи­зации, органов государственной власти, должностных лиц и граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условии, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользо­вания недрами, подлежит возмещению за счет. собственных средств пред­приятии, учреждении, организации и граждан, средств соответствующих бюджетов

Вред, причиненный государству в результате деятельности пользовате­ля недр, виновного в выборочной отработке богатых участков месторож­дении полезных ископаемых, частично или полностью исключающих возможность дальнейшего пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств пользователя недр Подлежит возмещению также вред, причиненный государству, в случае, если участок недр не передан в пользование

Размер вреда определяется федеральным органом управления государ­ственным фондом недр Возмещение вреда, причиненного государству, производится путем взносов в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты

Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нару­шенных естественных свойств недр

Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращаются без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами

За нарушение законодательства о недрах должностные лица и граждане подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (ч 1 ст. 55 КоАП РСФСР)[9]

За выборочную отработку богатых участков месторождений, приводящую к необоснованным потерям балансовых запасов полезных ископае­мых; за сверхнормативные потери и сверхнормативное разубоживание полезных ископаемых при добыче; за порчу месторождении полезных ископаемых и другие нарушения требований рационального использования их запасов (ч. 2 ст. 55 КоАП РСФСР); за утрату маркшейдерской докумен­тации; невыполнение требовании по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние, обес­печивающее безопасность населения, а также требовании по сохранению месторождении, горных выработок и буровых скважин на время консер­вации (ч. 3 ст. 55 КоАП РСФСР); за нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр, могущее привести или приведшее к недостоверной оценке разведанных запасов полезных ископаемых или условий для строительства и эксплуатации предприятий по добыче полезных ископаемых, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; за утрату геологической документации, дубликатов проб полезных ископаемых и керна, которые необходимы при дальнейшем геологическом изучении недр и разработке месторождений (ст. 55 КоАП РСФСР) штрафу подвергаются должностные лица.

В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, принятого Госдумой 24 апреля 1996 г. ст. 211 органы государственного горного надзора рассматривают дела об административных правонаруше­ниях статьями 46, 55, ст. 56 (за нарушения, совершенные в процессе разработки полезных ископаемых), ст. 562, частью первой ст. 88 и ст. 89. Этим законом установлено, что рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе, опре­деленные этим актом соответствующие должностные лица. (п.п. 1—5)

Федеральный орган по геологии и использованию недр, осуществля­ющий охрану минеральных ресурсов континентального шельфа РФ рас­сматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 561, 563, 845 и 846. Этот орган вправе рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взы­скания от имени федерального органа вправе соответствующие должност­ные лица.

Статьей 2192 КоАП РСФСР установлено, что Федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов, осуществляющий охрану минеральных и живых ресурсов континентального шельфа РФ, рассматри­вает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 5б\ 562 и 84, а налагать административные взыскания от имени

федерального органа вправе, установленные соответствующие должност­ные лица, указанные в п. п. 1—3.

В соответствии со ст. 255 У К РФ предусмотрена уголовная ответствен­ность за нарушение отдельными гражданами правил разработки недр, а равно правил сдачи государству добытого ими из недр земли золота или других драгоценных металлов или драгоценных камней. В соответствии со ст. 253 УК РФ охраняются богатства недр континентального шельфа. Нарушение законодательства о континентальном шельфе Российской Фе­дерации, влекущее за собой применение уголовной ответственности каса­ется возведения сооружений и иных установок на континентальном шельфе, создания вокруг них зон безопасности без надлежащего на то разрешения; необеспечения охраны сооружений и установок;

поддержания постоянных средств предупреждения о наличии и лик­видации сооружении и установок, эксплуатация которых окончательно прекращена; непринятия в зоне безопасности мер по защите живых ресурсов моря от вредоносных отходов. Подлежат наказанию также ино­странные лица, проводящие на континентальном шельфе исследования, разведку, разработку естественных богатств и иные работы, если это не предусмотрено соглашениями между Российской Федерацией и заинтере­сованным государством или специальным разрешением, выданным ком­петентными властями РФ.

Материальная ответственность заключается в том, что предприятия, организации, учреждения и граждане обязаны возместить убытки, причи­ненные нарушением законодательства субъектов Федерации.

Должностные лица предприятий и организаций, виновные в наруше­нии законодательства о недрах, привлекаются к материальной и дисцип­линарной ответственности согласно законодательству о труде.


 


[1] Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О недрах». Принят Государственной Думой 8 февраля 1995 Г.//СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 283.

[2] См.: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О континентальном шельфе»//(СЗ. РФ. 1995. № 49. Ст. 4694).

[3] Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 1. Ст. 3.

[4] Постановление Правительства РФ об утверждении «Положения о поряд­ке и условиях взимания платежей за право на пользование недрами, акваторией и Участками морского дна» от 28 октября 1992 г//САПП РФ 1992 № 18 Ст. 1466, а также  Инструкцию Минфина РФ и др. ведомств от 4 февраля 1993 г «О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами» //Налоги и сборы 1993 №22

[5] С. 3. РФ. 1994. № 18 Ст. 2083

[6] САПП РФ 1993. № 8 Ст. 657.

[7] Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» // СЗ. РФ 1995. № 48. Ст. 4556

[8] Постановление Верховного Совета РФ от 15 июля 1992 г «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992 № 33, Ст. 1917, а также приказ Комитета РФ по геологии и использованию недр от 16 мая 1995 г, которым утверждена «Инструкция о порядке переоформления лицен­зии на пользование недрами»//Российская газета 1995 7 июня

[9] См. Закон РФ от 14 июля 1992 г «О порядке перерасчета размеров штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ 1992 № 34 Ст. 1970

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...