Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психотерапевтические процессы при библиотерапии




Введение

Одна из примет современной массовой литературы – богатое жанровое разнообразие. С некоторой долей условности можно даже выделить специфически «женские» и «мужские» литературные жанры. Лидер продаж среди «женских» жанров – мелодрама, иначе – любовный роман.

Одна из жанровых особенностей мелодрамы заключается в том, что «это не история … становления, это история любви»[1]. Следовательно, все произведения в жанре мелодрамы представляют собой один сюжет со множеством вариаций, именно поэтому чтение новой мелодрамы – это еще в некотором роде и перечитывание старой. Феномен перечитывания свидетельствует о том, что для читателя принципиально важной становится возможность не столько «вспоминания» содержательно-фактуальной информации, заложенной в произведении, сколько возможность еще раз испытать сильные эмоциональные переживания. В основе мелодрамы нередко лежат реальные жизненные ситуации, в которых оказывались автор книги или его друзья или знакомые. Порой установка на достоверность дается уже в предисловии: «Эту историю мне рассказала Дина, племянница моей подруги. <…> Я изменила … только имена и фамилии» [2]. Отсюдаеще одна цель чтения мелодрам – поиск ответов на свои жизненно-важные вопросы. По мнению М. Пруста, в моменты духовного упадка «чтение может стать чем-то вроде лечебной дисциплины… Книги играют тогда … ту же роль, что психотерапевт для иных неврастеников». Писатель сравнивает такое чтение с «импульсом, идущим от другого ума, но полученным в уединении…»[3].

М. Пруст тонко подметил ту важную функцию чтения, которая актуальна применительно ко всем жизненным ситуациям. Как серьезная классическая проза и поэзия, так и современная массовая литература, главной целью которой часто является развлечение, – способны помочь читателю в трудную минуту жизни, потому что нередко обладают несомненным терапевтическим воздействием на психику человека.

В психотерапии существует специальный термин для обозначения этого феномена слова – библиотерапия, что в дословном переводе означает «лечение книгой» (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение).

 

Цель данной курсовой работы – выявить особенности терапевтического воздействия на психику женщины такого жанра современной массовой литературы, как мелодрама.

Задачи

- Раскрыть основные аспекты библиотерапии.

- Проанализировать ряд мелодрам Е. Вильмонт с точки зрения библиотерапии.

 

Часть I. Библиотерапия. Ее особенности

Библиотерапия –  наука, нацеленная на формирование у человека навыков и способностей противостоять неординарным жизненным ситуациям (болезням, стрессам, депрессии и т. д.), укреплять силу воли, наращивать интеллектуальный и образовательный уровни. (По Ю. Н. Дрешер[4]) В основе библиотерапии лежит использование специально отобранного для чтения материала как терапевтического средства.

Библиотерапию условно можно разделить на два вида

1. Целенаправленная библиотерапия способствует воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя.

2. Нецеленаправленная библиотерапия служит для поднятия настроения, отвлечения читателя от навязчивых мыслей о проблеме.

Основные задачи библиотерапии

1. Достижение пациентом лучшего понимания своих проблем.

2. Расширение возможностей их вербализации.

3. Включение этих проблем в контекст общественно выработанного опыта.

Положительный эффект достигается путем систематического чтения специально подобранных книг. Лечебное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные восприятия, связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют болезненные мысли и чувства или направляют их по новому руслу, к новым целям.

 При выборе литературы для чтения определяющими становятся такие факторы, как личностные особенности, социальный опыт, образовательный и культурный уровни.

Степень эффективности процесса библиотерапии определяют три основных компонента

1. Профессиональный уровень специалиста-библиотерапевта.

2. «Качество» библиорецептур (книг, подобранных библиотерапевтом с учетом проблем пациента).

3. Мотивация чтения, читательские ожидания и эмоционально-ценностные установки[5].

 

Книги – мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помогать в решении проблем. Причина этого заключается в том, что при чтении происходит активизация ряда важнейших психотерапевтических процессов.

Психотерапевтические процессы при библиотерапии

I. Неспецифические процессы

 – характеризуются широтой, универсальностью своего воздействия на всю личность и на конкретные нарушения преимущественно через всю личность:

- Успокоение.

- Удовольствие.

- Чувство уверенности в себе, вера в свои возможности.

- Высокая психическая активность, которая поддерживает нормальные и защитные психические и физиологические процессы, подавляет патологические, способствует исчезновению травмирующих переживаний.

- Общее постоянное психическое развитие личности, котораястимулирует целостность личности, тенденции к сложным компенсаторным реакциям, более творческому преодолению трудностей, спонтанности.

 

II. Специфические психотерапевтические процессы

 – характеризуются более узкой, специальной направленностью на нарушения и на личность преимущественно через какой-либо один психический процесс: мышление, чувство, деятельность. Поэтому они более просты и конкретны, легче регулируются.

- Контроль над психическими процессами путем их усиления через повторение, воспроизведение деталей или ослабления посредством анализа, оттеснения другими воспоминаниями и эмоциями.

- Эмоциональная переработка – способность проявлять личные эмоции, сравнивать их с эмоциями других людей. Это позволяет научиться наиболее оптимальным реакциям и действиям, помогает избегать слишком бурных, слабых или извращенных эмоциональных реакций.

- Тренировка – стремление стараться как можно чаще чувствовать, желать, думать, делать то, что дается с трудом. Вследствие этого тренируются, укрепляются нормальные психические процессы и вытесняются патологические. Тренировка осуществляется путем «проигрывания» в воображении диалогов и поведения, которые альтернативны поведению действующих лиц произведения.

- Разрешение конфликта в духе того или иного литературного героя[6].

 

Разнообразие и богатство средств воздействия, целенаправленность, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность – все эти особенности библиотерапии составляют ее преимущество. Сочетая различные терапевтические процессы, можно ослаблять или усиливать влияние на чувства пациента. При этом важную роль играет знание специфики воздействия различных литературных родов на психику человека.

Литература с точки зрения библиотерапии

Восприятия, чувства, интересы, возможности здорового и больного человека различны. Для терапевтической литературы довольно важны взаимосвязь произведения с актуальным состоянием и проблемами читателя, наличие специфических знаний, фактов, позволяющих находить суть, причину явлений, быть независимым от авторитетов. Необходимо наличие кратких точных формулировок для разнообразных жизненных ситуаций, создающих реальное представление о том, каким должен быть мир, с выявлением противоречий между идеалом и реальностью. Литература должна учить читателя ставить перед собой цель и находить пути к ее достижению.

И.Н.Казаринова[7] изучала чтение как катализатор духовной жизни. В ходе исследований выяснилось, что способности личности к самовосстановлению в различных неблагоприятных ситуациях отражаются на ее читательской деятельности, а также на избираемых способах саморегуляции этой деятельности, способах выхода из кризисов и выборе путей читательского развития. Читательские предпочтения даже в самые острые кризисные моменты и у «элитарных» читателей, и у «массовых» оказались более разнообразные и серьезные, чем в обычной стабильной ситуации. Так, многие читатели проявляли интерес к литературе, отражающей психологические аспекты взаимоотношений, к литературоведению, к русской и зарубежной классической литературе. Следовательно, различные литературные роды и жанры по-разному выполняют психотерапевтическую функцию.

Особенности воздействия родов и жанров художественной литературы на читателя можно представить в виде таблицы[8].

  Особенности использования
1. Сказки Утверждают идеалы добра, правды, справедливости.
2. Классическая литература Указывает на ошибки и заблуждения и способствует их преодолению.
3. Биографическая и автобиографическая литература Помогает быстрее и лучше понять себя, свои трудности, найти общее с мыслями и судьбами выдающихся людей.
4. Драматургия Учит диалогу, правилам общения.
5. Научно- фантастическая литература Помогает лучше понять и принять крайности некоторых человеческих ощущений, чувств, влечений.
6. Юмористическая и сатирическая литература Учит более широкому, объективному взгляду на себя и других людей, своеобразной психологической защите.
7. Афористическая литература Приучает спокойнее относиться к крайностям, противоречиям, различным жизненным катаклизмам
8. Приключенческая литература Большое внимание уделяется негативным чувствам. Тренируется интуиция. Таинственность как способ познания действительности. Разоблачение романтического понимания морали, порядочности, демонстрация того, что за красивым фасадом скрывается грязь, корысть. Побуждает к риску, смелости, находчивости.

   

Структура библиотерапевтического воздействия [9]

Этап Назначение Содержание этапа
1. «Вход» в произведение Настрой на чтение книги. Воспоминание о ранее прочитанных книгах и сделанных из них выводах.   Начало чтения книги. Как помогла в жизни информация, почерпнутая из прочитанных ранее книг; использовалась ли она вообще.
2. Расширение Расширение представления о чем-либо. Приобретение нового знания, нового опыта. Соотнесение собственных трудностей, переживаний с трудностями, переживаниями героев, проблематикой произведения в целом.
3. Интеграция Связывание нового опыта с реальной жизнью. Сравнение своего поведения с поведением героев, оказавшихся в похожей ситуации.
4. Резюмирование Обобщение новой информации, связание ее с уже имеющейся. Подведение итогов. Оценка своего поведения в спорной, трудной ситуации.  Размышление о других ситуациях реальной жизни, в которых может (могло) быть использовано новое знание.
5. «Выход» из книги Закрепление нового знания. Принятие решения об ином поведении (подтверждение правильности выбранной линии поведения) в проблемной ситуации.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...