Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Часть II . Терапевтический эффект современной мелодрамы   





В основе произведений художественной литературы лежит субъективная информация, целью которой является создание эмоциональной связи между автором и читателем. Слово в этом случае оказывается средством воздействия на психику человека, так как оно является основным элементом языковой картины мира. Писатель влияет на читателя с помощью структурной и смысловой организации текста, которая зависит от жанровых особенностей произведения, предполагающих сочетание определенных лексических, грамматических и синтаксических средств языковой выразительности. Вследствие этого книги одного жанра, даже написанные разными авторами, одинаково воздействуют на читателя. В этом отношении интересен эффект, который оказывает на читателя мелодрама. Популярность произведений этого жанра во многом связана с тем, что мелодрамы строятся с учетом особенностей женского характера, женской души.

С точки зрения психологии, женщины более экстравертны и возбудимы, острее воспринимают происходящее, более эмоциональны, поэтому часто их поступки и суждения бывают импульсивны и, на первый взгляд, лишены логики, «однако это просто в большей мере логика чувств и отношений»[10]. Женщина нуждается в мифе о счастливой любви, об идеальном (для нее) спутнике жизни[11], о том, что все на самом деле вовсе не так плохо, как кажется. Одним из вариантов воплощения этого мифа, пусть в псевдореальной жизни, становится жанр мелодрамы, которую также можно назвать своеобразным сценарием жизни (Адлер и Берн). Переживания героев дают читательницам романов возможность отождествить себя с ними, понять многие личностные особенности, осознать свои ошибки[12]. Чтение романов в этом случае приводит в действие компенсаторные реакции психики, которые направлены на вытеснение отрицательных эмоций, замену их положительными. Литература предоставляет возможность основательно, не торопясь, в интимной обстановке узнать, понять свои чувства и эмоции, научиться их анализировать.



Жанр любовного романа представлен в современной массовой литературе произведениями Н. Калининой, Е. Вильмонт, Л. Анисаровой, А. Берсеневой, Е. Богатыревой и др. Героини Екатерины Вильмонт – это, как правило, женщины около сорока лет, за плечами у которых непростой жизненный опыт. Однажды в их жизни происходит событие, которое оказывается поворотным: измена мужа, встреча с одноклассниками, мимолетное знакомство. Для Вильмонт характерно постепенное развертывание сюжета, в котором главное часто является неявным для героини, а потому как бы уходит на второй план.

Одна из типичных жизненных ситуаций – встреча одноклассников. Спокойная, размеренная жизнь Дины, героини романа «Перевозбуждение примитивной личности», оказывается потревожена сообщением о звонке старой школьной подруги, человека из «другой» жизни. Дина поначалу не знает, как к этому относиться: «это был звонок из прошлого, далекого и, казалось, прочно забытого. Я вроде бы хорошо усвоила науку забвения. Жизнь сложилась так, что каждые несколько лет приходилось говорить себе – забудь. С каждым разом мне это давалось все легче, а Тося Бах была из того, самого долгого, периода, забыть который было труднее всего, ведь там было все – родители, детство, юность, школа, первые влюбленности, первая взрослая любовь, родина, наконец…»[13]  Размышляя о звонке одноклассницы, Дина невольно начинает вспоминать свою жизнь до отъезда за границу, словно заново переживая те эпизоды прошлого, которые сильнее всего отпечатались в памяти. Незаметно для читателя автор подводит его к мысли о том, что Дина несчастна, жизнь сложилась совсем не так, как героиня мечтала, и в глубине души это мучает, терзает ее.

Ключевым для романа является мотив переоценки себя, пересмотра жизненной позиции. Оказавшись в Москве и встретившись с людьми, которых давно не видела, Дина вдруг понимает, что воспринимает происходящее совсем не так, как ожидала. Вильмонт неожиданно заставляет читателя задуматься о том, что наше настоящее во многом зависит от отношения к прошлому, к тому, как мы воспринимаем, оцениваем его. В течение жизни отношение это может меняться, и иногда необходимо все вспомнить, пережить снова, чтобы переродиться, почувствовать себя обновленным. Поначалу Дина этому сопротивляется: ей кажется, что если она встретится с людьми которых давно «забыла», то лишится независимости, станет уязвимой. Однако жизнь диктует свои правила, и героине приходится им подчиниться.

В книге четко прослеживаются три сюжетные линии. Первая  – встреча с родственниками и нелегкие мысли Дины о необходимости примирения с теми, обида на которых не проходит. Вторая – встреча с бывшим одноклассником, в настоящем популярным актером Костей, которая вызывает опьянение чувств, но заканчивается ничем, разочарованием. И наконец, третья линия связана с ожиданием любви, которой так не хватает героине. Тема любви – центральная, упоминание о ней возникает неоднократно. Именно надежда на новую любовь помогает Дине по-другому взглянуть на прошлое, обиды и недоразумения которого отходят на второй план. Роман имеет кольцевую композицию (начинается и заканчивается встречей с Сергеем); тем самым автор словно говорит о том, что от судьбы не уйдешь, то, что должно случиться, все равно рано или поздно произойдет, как бы вы не оттягивали наступление этого момента.

Вильмонт стремится убедить читателя в необходимости прощать, не бояться прошлого, не бояться вновь пострадать от любви, потому что это чувство не только мучительно, но и сладостно. Важным для романа является мотив обновления, воскрешения души. Жизнь Дины до приезда в Москву текла по заранее заведенному порядку, ничто не тревожило чувств героини, она привыкла к одиночеству и не хотела ничего менять.  («А ты … Ты замужем?» – «Нет… Муж умер довольно давно». – «Ну а любовник-то хоть есть?» – «Сейчас и любовника нет». – «С ума сошла? Как можно в твоем возрасте?» – «Что-то никто не нравится»[14]).  Однако в Москве  на Дину нахлынули воспоминания, закрутил вихрь новых впечатлений. Именно поэтому Дина всерьез задумывается о Сергее только после того, как получает возможность вновь встретиться с людьми, которые оказали влияние на ее жизнь (с Мурой, отцом, бабушкой, Костей). Это позволяет ей взглянуть на все с другой стороны, более объективно оценить ситуацию.  Примечательно, что начало нового этапа в жизни героини – это конец романа. Вильмонт оставляет финал открытым, как бы говоря этим, что даже если у Дины с Сергеем не сложится, жизнь все рано уже вступила в свои права, героиня оттаяла.

 

Другой роман Е. Вильмонт – «Плевать на все с гигантской секвойи!» – строится на основе внутреннего монолога. Использование этого приема дает читателю возможность увидеть происходящее с разных точек зрения – автора и героев. Главная героиня романа – Марина – вынуждена одна воспитывать сына. Она должна быть сильной, не может позволить себе слабость. Марина внутренне одинока (нет рядом мужчины, который был бы по-настоящему близок), поэтому ей тяжело вдвойне.  Героиня постоянно находится в напряжении: «у меня с каждым днем все больше работы, и я не имею права отказаться от нее, я должна хорошо зарабатывать, и не просто на безбедную жизнь, я обязана иметь деньги в запасе, если вдруг понадобится откупить Мишку от армии или, не дай бог, от тюрьмы… Подростки иной раз по глупости могут угодить за решетку, и потом вся жизнь пойдет под откос… От этих мыслей ее затрясло…»[15]  Однако со стороны жизнь Марины кажется обустроенной, хорошо налаженной, даже счастливой, так как героиня умело скрывает свои чувства.

Неожиданно в жизнь Марины вторгается случай: она встречает человека, который когда-то давно произвел на нее неизгладимое впечатление, воспоминание о котором не исчезло даже много лет спустя: «как странно, думала она по дороге, я стала совсем как чурбан, а это ведь чертовски романтично – мужчина и женщина столько лет помнили друг друга, не обменявшись даже словом… Я тогда готова была все бросить, если б он меня позвал, и он, наверное, тоже мог бы что-то сломать в своей жизни. … Нет, вся эта романтика не для меня. В моей жизни главный человек – Мишка»[16]. Герой же поначалу не в состоянии анализировать свои чувства, он ошеломлен, не верит своим глазам: «она! Это была она! И точно так же замерло сердце и остановилось дыхание»[17].  Вильмонт мастерски передает мысли, которые одолевают героев. Эпизод встречи пронизан необыкновенным лиризмом и в то же время парадоксально прозаичен. Эмоциональный всплеск у Михаила Петровича неожиданно перекликается с трезвым анализом ситуации, который делает Марина. Автор словно предоставляет читателю возможность соотнести чувства и мысли персонажей со своими собственными, чтобы снова пережить то необыкновенное чувство влюбленности, которое делает человека счастливым и несчастным одновременно.

Страсть, вспыхнувшая между героями, казалось бы, совершенно не вписывается в их планы. Она иррациональна, а потому неизбежно нарушит заведенный порядок жизни. Однако несмотря на это Михаил Петрович сразу признает и принимает новое чувство, Марина же  сопротивляется ему. («Только это все ни к чему. Зачем мне этот дядька? Он наверняка страшный бабник. Но я чувствую, что могла бы в него влюбиться. Не хочу! Не до того мне!»[18]) У нее другое отношение к любви, которая принесла ей много боли и разочарования, героиня не готова круто изменить свою жизнь, испытывает страх, который мешает ей с уверенностью смотреть в будущее: «…Марину терзали сомнения и страхи. Что я наделала, часто думала она, поддалась страсти, разрушила его семью, наверняка нажила себе множество врагов и завистниц… Он, казалось бы, молится на меня, обожает, но до сих пор не познакомил ни с матерью, ни с сестрой, ни с дочерью»[19]. Марина боится поверить своим чувствам, все время ожидает от судьбы подвоха. 

«Плевать на все с гигантской секвойи!» – роман о любви, которая накрывает с головой, о страсти, которая лишает человека воли. Чувства и переживания героев выдвинуты в книге на первый план. Используя внутренний монолог героев для того, чтобы раскрыть «механизм» зарождения любви, Вильмонт тем не менее не отказывается от авторского комментария: «они лежали рядом, и оба делали вид, что спят. Господи, что я наделала? Я была как сумасшедшая, вела себя просто непристойно, но это было сильнее меня. Наверное,  у меня запоздалое развитие, только в тридцать восемь лет понять по-настоящему, что такое мужчина… <…> Он чувствовал себя опустошенным и абсолютно счастливым»[20].

Книга насыщена традиционно сказочными мотивами. Это прежде всего история о настоящих родителях Миши, которая кажется фантастичной, так трудно представить себе реальность описанных в книге событий. Это история успеха Марины, которая несет в себе элементы сказки (удачно продала разрисованный цветами и райскими птицами шкаф). Это игра судьбы, которая столкнула, соединила двух незнакомых людей спустя 17 лет.  

Мелодраму «Плевать на все с гигантской секвойи!» полезно прочитать тем, кто боится поверить в любовь, окунуться в нее с головой, позволить чувствам управлять своей жизнью. Героиня книги переживает те же сомнения и страхи, однако находит в себе мужество переступить через них. Результат оказывается ошеломительным. Вильмонт словно говорит: «Не бойся. Рискни! И ты не пожалеешь».

 

Пожалуй, одна из самых удачных мелодрам Е. Вильмонт – «Три полуграции, или Немного о любви в конце тысячелетия». В центре внимания автора – судьба трех подруг юности, Таты, Сони и Алисы. Они относятся друг другу как сестры, привыкли делить все радости и горести. Что бы ни случилось, каждая из них знает, что у нее есть близкий человек, который поддержит в трудную минуту, проявит понимание и участие. Вильмонт затрагивает тему женской дружбы, ненавязчиво внушая мысль о том, что именно те люди, которые нас любят и беспокоятся о нас, помогают нам пройти через самые суровые жизненные испытания. Для писательницы очень важны чувства, которые связывают ее героев, эмоциональные нити, которые протянуты между ними. Именно чувства, по мнению Вильмонт, лежат в основе счастливой, полноценной жизни, так как они заставляют человека верить и надеяться вопреки всем самым разумным доводам. Соня и Алиса только тогда находят свою любовь, когда начинают верить в иррациональное, то, что не объяснить с помощью логики, – в чудо.

Первой находит новую любовь Тата, которая, несмотря на горечь и разочарование, постигшие ее после измены мужа, в глубине души продолжает помнить предсказание гадалки и втайне ждать его осуществления. Путь к новой жизни оказывается непрост. Поначалу Тата раздавлена предательством близкого человека, она с трудом осознает случившееся, не понимая, как будет жить одна. «Только за работой она чувствовала себя человеком, а не брошенной женой. Сколько ни говорила себе, что жизнь в тридцать девять лет не кончается, что та же Жихарева вышла в третий раз замуж почти в пятьдесят, а корректорша Зинаида Иосифовна и вовсе в пятьдесят два, но ничего не помогало»[21]. Говоря о Тате, Вильмонт рисует правдивый, но не лишенный лиричности портрет брошенной жены. Автор необыкновенно точно и выразительно описывает те изменения, которые происходят в душе Таты – от пессимистичного неверия в себя ( «Настоящий женский крах. Как женщине мне грош цена… Я дура, непроходимая дура…»[22] ) до зарождения надежды на новую любовь, новое счастье. Писательница незаметно подводит читателя к мысли о том, что ночь темнее всего перед рассветом, поэтому никогда не следует опускать руки, жалея себя, необходимо всегда верить и надеяться.

В непростой и унизительной ситуации оказывается вторая подруга Соня. Любимый не уважает в ней личность, издевается над ее национальной принадлежностью (героиня еврейка). Властная и деспотичная мать не позволяет Соне устроить личную жизнь. Все, что у нее осталось – любовь близких подруг, которая, однако, не может заменить любви мужчины.  Но именно такой любви Соня и ждет больше всего на свете: «Знаете, сколько во мне этой любви? Захлебнуться можно. Только что-то никому она не требуется… Я имею в виду мужиков. Переспать с женщиной – пожалуйста, с дорогой душой, а вот любовь…»[23]

 Главная боль Сони – одиночество, невезение в любви. Но и с этим героиня уже смирилась: она «давно уже поняла, что есть женщины, которые постоянно выходят замуж, а есть такие, которым это никак не удается. И вовсе не оттого, что они чем-то хуже первых, отнюдь – просто так складывается судьба. <…> Может быть, но страшно быть совсем одной»[24].

В эпизодах, посвященных Соне, остро звучит тема женской доли, чаще несчастливой и безрадостной, чем наоборот. За много лет Соня привыкла к типично женским разочарованиям. Почти привыкла: «на следующий день она ждала звонка. Но Лева не объявился, а через неделю она перестала ждать. Это не было большим разочарованием, нет, просто еще одной крохотной зарубкой на сердце стало больше. Подумаешь, велика важность!»

Значительным жизненным событием для Сони становится освобождение от опеки матери и обретение нового понимания собственного я. Героиня приходит к выводу, что для нее получать удовольствие от жизни, встречаясь с дорогими людьми, делая любимую работу, важнее, чем жить в бесплодном ожидании мужчины, который сделает ее счастливой.

С одной стороны, Соня – самая неудачливая из трех подруг: она так и не вышла замуж, в ее жизни не было той любви, о которой помнят всю жизнь. С другой стороны, и Вильмонт это подчеркивает, – Соня счастливее своих подруг. Она не связана обязательствами, открыта новым чувствам и отношениям. Соня неожиданно понимает, что одиночество тоже может быть желанным и прекрасным. В жизни героини наступает новый этап, начало которого связано с обновлением души, изменением отношения к себе.

Третья подруга – Алиса – казалось бы не испытывает недостатка в мужском внимании. Однако и у нее все непросто, женское счастье для героини недостижимо. Она знает причину этого, однако изменить что-либо не в силах. Алиса честна с собой, не строит напрасных иллюзий: «Я умна, красива, энергична – в общем, образец современной деловой женщины. И, как большинство из них, абсолютно, пугающе одинока. <…> Конечно, найти мужика не проблема. Проблема в том, что с этими мужиками я еще более одинока, чем без них. <…> …Нет ничего важнее в отношениях с мужчиной, когда с первой встречи вдруг понимаешь, что этот человек близок тебе, что с ним ты можешь обсуждать все на свете хоть сутки напролет – и тебе не будет скучно»[25].

Алиса не может забыть свою первую настоящую любовь, никакие последующие увлечения сравнить с ней нельзя. Чаще всего общение с мужчинами оставляет в душе героини пустоту и чувство глубокой неудовлетворенности собой. Сильный и решительный характер Алисы, ее самостоятельность и независимость суждений пугают мужчин, заставляют их чувствовать себя слабыми и уязвимыми, их первая мысль о ней – стерва. Резкость, циничность нужны Алисе для самозащиты, это  броня, с помощью которой она оберегает себя от новых разочарований. Сильная женщина в мире мужчин оказывается в невыгодном положении. Алиса настолько привыкла быть «мужиком в юбке», что поначалу теряется, встретив мужчину, сила воли и характер которого заставляют ее невольно восхищаться им. («…Чем больше она за ним наблюдала, тем больше он ей нравился. И совершенно восхищало Алису его отношение к Роме. Ведь Вадим Сергеевич не может не трястись над внуком после всего пережитого, не может не бояться за него на каждом шагу, но как умело он это скрывает»[26].) Вадим Сергеевич и Рома покоряют ее сердце, заставляют его ожить.

Мелодраму «Три полуграции, или Немного о любви в конце тысячелетия» не завершает традиционный happy end. Вильмонт не дает читателю детальной информации, о том, как сложится жизнь героев дальше, предоставляя ему возможность самостоятельно додумать конец. Для автора важнее заронить в душу читателя мысль о том, что все будет хорошо, а если получится иначе, то «это уже совсем другая история». Вильмонт старается следовать правде жизни, именно поэтому путь ее героинь к любви, счастью никогда не бывает прост. Стремление к реалистичному изображению событий порой оборачивается неоднозначностью, противоречивостью характера героев, неожиданностью финала. Так, финал мелодрамы «Три полуграции, или Немного о любви в конце тысячелетия» трудно соотнести с типичным окончанием  розового романа. Для Вильмонт существеннее, что героини обрели то, в чем на самом деле нуждались. Тата сблизилась с мужчиной, который понимает, ценит и любит ее. Соня освободилась от опеки матери, стала  морально, эмоционально независимой. Алиса обрела любовь и семью.

Книги Вильмонт необходимы прежде всего тем женщинам, в жизни которых назревает духовный кризис. Они наводят на мысль, что в 40 лет жизнь находится не в завершающей стадии, а по сути дела только начинается. В это время вырастают дети, человек достигает определенного социального и финансового положения. Можно подумать о том, чтобы исполнить какую-либо свою тайную мечту.

Зрелость – «ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях… Для одних людей период зрелости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы»[27]. Героини книг Вильмонт умеют пережить это трудное для них время, следуя по третьему пути развития. Для них духовный кризис, который связан с осознанием расхождения между мечтами, целями и действительностью, с пересмотром своей жизненной позиции, завершается, как правило, обновлением души, изменением представления о себе в лучшую сторону.

 

 

Заключение

Есть множество различных произведений, читая которые можно обрести либо душевную свободу, либо, наоборот, предаться унынию, тоске. Большинство мелодрам позволяют вывести человека из подавленного состояния, заставить его задуматься о положительных сторонах жизни, взглянуть на себя с другой точки зрения. Немаловажное значение для читательниц мелодрам имеют следующие факторы:

1.  Легкое чтение.

2. Яркость и эмоциональная насыщенность текста.

3. Присутствие сопереживания.

4. Возможность отвлечься от своих проблем.

5. Возможность задуматься о своей жизни, соотнести себя с героями

книги.

Мелодрамы Е. Вильмонт близки и понятны читательницам, так как ее героини сталкиваются с похожими проблемами, переживают те же неудачи, но при этом не теряют оптимизма, умеют справляться с трудностями. Они не испытывают иллюзий в отношении себя, стараются трезво оценивать ситуацию, не переставая, однако, ждать любви, мечтать об исполнении самых заветных желаний. Это сильные духом женщины, которые способны бороться за свое счастье, умеют принимать жизнь такой, как есть, и извлекать из нее уроки.

Произведения Е. Н. Вильмонт затрагивают широкий круг проблем, основные из которых следующие

1. Любовь и страсть.

2. Женская дружба.

3. Женское одиночество.

4. Женская доля, судьба.

5. Сильная женщина в мире мужчин.

6. Проблема самоопределения, осознания своего «я».

7. Кризис сорока лет.

8. Самореализация, раскрытие своего «я».

9. Житейские трудности и неурядицы.

Произведения Е. Вильмонт можно рекомендовать для чтения как женщинам, которые переживают духовный кризис и нуждаются в моральной поддержке, ободрении, так и тем, кто ценит современные мелодрамы за их правдивость, психологическую достоверность и искренность. Книги Вильмонт неизменно вызывают желание наслаждаться жизнью, заставляют верить в силу любви.

 

 

Библиография

1. Алексейчик А. Е. Библиотерапия//Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Таллинн, 1985.

2. Воробьева К.И. Отечественная библиологическая психология: история, состояние, перспективы. – СПб., 1996.

3. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. В. Е. Клочко. – М., 2004.

4. Дрешер Ю. Н. Библиотерапия: Теория и практика // Библиотека школьника. – 2002. – № 13; 2003. – № 13 // http://www.lib.1september.ru

5. Казаринова И.Н. Влияние межчитательского общения на читательскую деятельность личности в кризисном состоянии // Что мы читаем? Какие мы? Сб. науч. тр. - СПб.: РНБ, 1993.

6. Пруст М. О чтении//Корабли мысли. Английские и французские писатели о книге, чтении, библиофилах: Рассказы, памфлеты, эссе/Сост. и послесловие В. В. Кунина. – 2-е изд., доп. – М., 1986.

 


[1] Вильмонт Е. Н. Перевозбуждение примитивной личности: Роман. – М., 2004. – С. 5.

[2] Вильмонт Е. Н. Там же.

[3] Пруст М. О чтении//Корабли мысли. Английские и французские писатели о книге, чтении, библиофилах: Рассказы, памфлеты, эссе/Сост. и послесловие В. В. Кунина. – 2-е изд., доп. – М., 1986. – С. 25 – 26.

 

[4] http//lib.1september.ru/2003/13/1.

[5] Кабачек О.Л. Библиотерапия как она есть // Библиотечный психолог: грани творчества. – М., 2002. – С. 47-230.

 

[6] Алексейчик А. Е. Библиотерапия//Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Таллинн, 1985. – С. 305 – 311.

[7] Казаринова И. Н. Влияние межчитательского общения на читательскую деятельность личности в кризисном состоянии//Что мы читаем? Какие мы? /Сб. научных трудов. – СПб., 1993. – С. 122- 134.

[8] Алексейчик А. Е. Библиотерапия//Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. – 3-е изд., доп. и перераб. – Таллинн, 1985. – С. 311 – 315.

[9] Зинкевич Т.Д., Михайлов А.М. Волшебный источник: Теория и практика сказкотерапии. Опыт психодиагностики и психокоррекции. Практическое пособие для воспитателей, педагогов, методистов, психологов и мудрых родителей. - СПб., 1996. – С. 15.

[10] Грановская Р. М. Для молодых мужей// Грановская Р. М. Элементы практической психологии. – 5-е изд., испр. и доп. – СПб., 2003. – С. 579.

[11] С этой точки зрения символично звучит название одного из романов Татьяны Устиновой – «Миф об идеальном мужчине».

[12] А. С. Пушкин так писал об этом свойстве женской души: «Воображаясь героиней Своих возлюбленных творцов, Кларисой, Юлией, Дельфиной, Татьяна в тишине лесов Одна с опасной книгой бродит, Она в ней ищет и находит Свой тайный жар, свои мечты, Плоды сердечной полноты…»// Пушкин А. С. Сочинения в трех томах. Т. 3. – М., 1974. – С. 50.

 

[13] Вильмонт Е. Н. Перевозбуждение примитивной личности: Роман/Е. Н. Вильмонт. – М., 2004. – С.10.

[14] Вильмонт Е. Н. Перевозбуждение примитивной личности: Роман/Е. Н. Вильмонт. – М., 2004. – С. 47.

[15] Вильмонт Е. Н. Плевать на все с гигантской секвойи!: Роман / Е. Н. Вильмонт. – М., 2004. – С. 8 – 9.

[16] Там же. С. 49.

[17] Там же. С. 48.

[18] Вильмонт Е. Н. Плевать на все с гигантской секвойи!: Роман / Е. Н. Вильмонт. – М., 2004. – С. 68.

[19] Там же. С. 219.

[20] Там же. С. 148.

[21] http://www.litportal.ru.

[22] Там же.

[23] Там же.

[24] Там же.

[25] http://www.litportal.ru.

[26] Там же.

[27] Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений / Под ред. В. Е. Клочко. – М., 2004. – С. 216.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.