Техника и формы бухгалтерского учета малого предприятия
Под техникой бухгалтерского учета понимаются порядок регистрации хозяйственных операций, их накапливание, группировка по однородности экономического содержания. Документы, в которых осуществляются указанные бухгалтерские процедуры, называются регистрами. Обычно регистры выступают в виде карточек, книг, свободных листов - ведомостей, журналов-ордеров определенного графления и содержания. Зная назначение и содержание регистров бухгалтерского учета, необходимо соединить их в определенную схему, позволяющую создать поток информации, с помощью которой возможно управлять, контролировать, анализировать и планировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия. Определенное сочетание учетных регистров, порядок записи в них и последовательность их использования называют формой бухгалтерского учета. Малые предприятия могут вести бухгалтерский учет по полной журнально-ордерной форме учета с использованием типового Плана счетов бухгалтерского учета или по упрощенной форме с использованием сокращенного Рабочего плана счетов бухгалтерского учета. При этом возможны следующие варианты: 1) Учет имущества в отдельных регистрах (ведомостях с № В-1 по № В-9). – развернутая форма бух. учета. 2) Ведение книги учета хозяйственных операций (без учета имущества на отдельных регистрах). – простая форма учета. Возможен к использованию на малых предприятиях (индивидуальное предпринимательство) и третий вариант. При нем не используется какой-либо план счетов бухгалтерского учета и не применяется элемент "двойная запись". Бухгалтерский учет сводится к ведению книги учета доходов и расходов, которая разработана налоговой службой РФ.
Полная журнально-ордерная форма предполагает ведение бухгалтерского учета в накопительных и группировочных ведомостях и журналах-ордерах, данные которых затем переносятся в Главную книгу (рис. 1)
запись сверка записи рис. 1. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
При упрощенной форме в соответствии с Указаниями по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Минфин РФ от 22.12.95 г. № 131) используются следующие ведомости: № В-1 "Ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа)", № В-2 "Ведомость учета производственных запасов и товаров, также НДС, уплаченного по ценностям", № В-3 "Ведомость учета затрат на производство", № В-4 "Ведомость учета денежных средств и фондов", № В-5 "Ведомость учета расчетов и прочих операций", № В-6 "Ведомость учета реализации", № В-7 "Ведомость учета расчетов с поставщиками", № В-8 "Ведомость учета оплаты труда", № В-9 "Ведомость (шахматная)". Все ведомости, кроме ф. № В-9, заполняются на основе первичных учетных документов с формированием оборотов по дебету и кредиту счетов в корреспонденции с другими счетами. Затем их данные переносятся в шахматную оборотную ведомость. Данные в ней записываются на пересечении двух показателей, характеризующих две величины, а именно дебетуемый и кредитуемый счета, взаимосвязанные и взаимозависимые друг от друга. В конце каждого месяца в шахматной ведомости подсчитываются суммы по вертикали, обобщающие обороты по кредиту счетов, и по горизонтали - обороты по их дебету. Причем обороты по кредиту записываются с указанием номера ведомости, из которой произведены записи. С помощью шахматной ведомости проверяется соблюдение принципа двойной записи при отражении хозяйственных операций на счетах. После заключения шахматной оборотной ведомости получают итоговую сумму оборотов по счетам за отчетный период.
Для расчета и получения балансовых показателей составляют сальдово - оборотную ведомость. Она имеет три пары равных между собою итогов в денежном выражении: 1. Остатки (сальдо) на начало отчетного периода (дебетовые и кредитовые) переносятся из однотипной ведомости прошлого отчетного периода. Они использовались для заполнения баланса (дебетовые - актива; кредитовые - пассива), поэтому равны между собой. 2. Обороты за отчетный период переносятся из шахматной оборотной ведомости, где обороты по дебету и кредиту также равны между собой по принципу двойной записи. 3. Остатки (сальдо) на конец отчетного периода (дебетовые и кредитовые) определяются расчетным путем. Форма бухгалтерского учета с использованием регистров учета имущества МП приведена на рис. 2.
Рис.2 Форма бухгалтерского учета в регистрах по учету имущества. В последних двух формах бухгалтерского учета вместо регистров используется соответственно книга учета хозяйственных операций или книга учета доходов и расходов. (рис.3 и рис.4)
Рис. 3. Форма бухгалтерского учета в книге хозяйственных операций
Рис. 4. Форма бухгалтерского учета в книге учета доходов и расходов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|