ТЕМА ЛЕКЦИИ Бытие и материя как философские категории.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Лекция № 1 ТЕМА ЛЕКЦИИ Предмет философии Цель лекции – определить сущность философии как сферы духовной деятельности человека и ее предмет.
План лекции: 1. Предмет философии. 1.1. Что изучает философия? 1.2. Специфика философии 2. Основные вопросы философии, ее структура. 3. Функции философии.
Рекомендуемая литература 1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012. 2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005. 3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 4. Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия. Учебник. М.: Ак. Проект, 2004. 5. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006.
Основная часть 1.1. Философия существенно отличается от специальных наук, поскольку в своем развитии она опирается не на одну какую-либо научную дисциплину, а на все науки. Обратимся к истории философии и посмотрим, как же ранее определялся предмет философии. Существуют наиболее древние, идущие от Геродота, Гераклита и Пифагора (V-III вв. до н.э.) определения философии как «любви к мудрости»: греческое слово «философия» на русский язык переводится как любовь (филео) и мудрость (софия). Глубокий смысл термина «философия» был впервые подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем (V-IV вв. до н.э.). Классический подход, у истоков которого стоял Аристотель, в качестве критерия предмета философии выделял степень «общего». В соответствии с этим философия толковалась как наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, как форма общественного сознания. В Новое время (XVII-XVIII вв.) предмет философии связывали с «истинным» познанием вещей, что нашло выражение во взглядах Спинозы, Лейбница, Локка, Гоббса. В XIX-XX вв. предметом изучения философии считали такие понятия, как «мировое целое», «сущность и законы общества», «познание Универсума», учение о ценностях и т.д. В связи с этим, предмет философии непосредственно связывался с историей развития самой философии, а все существующие определения ее предмета, зависели, прежде всего, от того, на каких позициях находился тот или иной философ.
В целом можно сказать, что философия выявляет наиболее важные сущностные основания мира (онтологические, гносеологические, методологические, нравственные, эстетические, аксиологические и праксиологические). Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами мира и человека, поиске и нахождению ответов на нерешенные вопросы.
1.2. Наука и философия во многом совпадают и представляют собой теоретическое, доказательное, систематическое, сущностное и проверяемое знание. Указанные признаки (критерии) были выработаны именно в философии. Наука состоит из положений, которые тесно взаимосвязаны между собой и образуют систему. Одни положения непротиворечиво обосновываются другими, тем самым реализуется доказательность в науке. Ее выводы находят подтверждение на практике, таким образом, отбрасывая не относящиеся к науке выдумки. В то же время между научным и философским знанием существуют и различия. Научное знание безразлично к смыслам, целям, ценностям и интересам человека. Напротив философское знание – ценностное и представляет собой знание о месте и роли человека в мире. Оно глубоко личностно, императивно, так как обязывает к определенному образу жизни и действию. Философское знание исторично, имеет свои традиции. Как отмечал Гегель, философия есть «эпоха, схваченная в мысли». В то же время по своей природе, по сущности оно антидогматично. Философия все подвергает сомнению, критике: и наличное знание, и основания бытия, существующий строй и образ жизни, и порожденное ими сознание.
2. Под основными вопросами философии понимают те вопросы, от решения которых зависит реализация философией своих функций. Такими важнейшими вопросами, находящимися между собой в системной связи, являются субстанциональный, гносеологический, смысложизненный и методологический. Субстанциональный вопрос раскрывает первичные, фундаментальные основы мира. Впервые он был сформулирован Энгельсом как основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии и состоящий в отношении мышления к бытию. Этот вопрос возник не как повод для рассуждений философов-профессионалов, а имел жизненно практическое значение, поскольку выражал отношение человека к природе и окружающему его миру. В связи с этим философы разделились в своих мнениях. Одни из них утверждавшие, что дух существовал прежде природы, в конечном счете, так или иначе признававшие сотворение мира – составили идеализм. Те же, кто началом всего считали природу, примкнули к различным школам материализма. Вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению (сознанию) является чрезвычайно важным, и от его разрешения зависит построение целостного знания о мире и месте человека в нем, а это является главной задачей философии. Именно поэтому основной вопрос философии проходит через всю историю философской мысли, актуален он и сегодня. Признание объективности мира и его независимости от человека привело к формированию объективного идеализма – принимающего за первопричину и первооснову всего существующего внечеловеческое, сверхприродное сознание, дух. Позже, по мере освоения человеком окружающего мира происходит осознание им своей роли как творца, субъекта истории. Возникает субъективный идеализм, который считает первопричиной и первоосновой всего существующего человеческое сознание – либо индивидуальное, групповое, либо общечеловеческое. Наряду с материализмом и идеализмом необходимо отметить еще одно направление в философии – дуализм, основанный Декартом и являющийся промежуточным по отношению к ним. Дуализм исходит из признания двух независимых субстанций – материальной (обладающей свойством притяжения) и духовной (обладающей свойством мышления). Исходным мотивом дуализма была попытка примирения материализма и идеализма, поскольку материя и сознание признавались как две противоположные, но взаимосвязанные стороны единого бытия. В связи с этим утверждалось, что основного вопроса философии – о первичности материи или сознания – в действительности не существует.
Гносеологический (гносеология – теория познания) вопрос определяет, познаваем ли окружающий нас мир и каковы возможности его познания человеком (его сознанием). Большинство философов – материалистов и идеалистов – считают, что окружающий нас мир познаваем, однако среди них были и такие, кто отрицал возможность познания мира. К ним относят агностиков и агностицизм – как учение о непознаваемости мира. Такая позиция неизбежно ведет к самоликвидации философии. Основные вопросы философии рассматриваются соответственно в рамках определенных структурных единиц философского знания, которые формировались в процессе развития самой философии. Уже в античности философия, становясь самостоятельной системой знаний, обретала свою структуру. У стоиков (IV в. до н. э.) она включала в себя: · логику – учение о познании; · физику – учение о природе; · этику – учение о человеке. Структура философского знания несколько изменяется и приобретает следующий вид: · онтология – учение о бытии; · гносеология – учение о познании; · диалектика – учение о взаимосвязи и развитии; · философская антропология – учение о человеке; · социальная философия – учение об обществе; · история философии. Все названные структурные элементы философского знания также неразрывно связаны между собой и составляют единое целое. 3. Под функциями философии мы понимаем основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи и назначение в обществе. Существует немало функций философии, среди которых основными специфическими являются мировоззренческая и методологическая. Кроме названных специфических функций, выполняемых только философией, выделяют и другие, не менее важные. Среди них: мыслительно-теоретическая, гносеологическая, критическая, аксиологическая, воспитательно-гуманистическая, прогностическая, общекультурная, практическая.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Мыслительно-теоретическая функция философии учит концептуально мыслить и теоретизировать, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира. Одна из основополагающих функций философии – критическая, которая имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности. Аксиологическая (греч. axios – ценный) функция заключается в оценке вещей, явлений окружающего нас мира с точки зрения различных ценностей: научных, этических, религиозных, эстетических, социальных, идеологических и других. Прогностическая (эвристическая) функция выражается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее человека, природы и общества. Общекультурную функцию философия выполняла с момента своего возникновения, и ее роль в обществе непрерывно возрастала независимо от положения самой философии в обществе. Без преувеличения можно сказать, что философия, как в прошлом, так и в настоящем является важнейшим элементом духовной культуры человечества. Она согласовывает и синтезирует достижения всех видов человеческого опыта: практического, научно-познавательного, ценностного. Практическая функция осуществляется посредством действия человека, его миропонимания и творения. Вопросы для самостоятельного изучения 1. Является ли философия наукой? 2. Чем отличается философия от религии и искусства?
Лекция № 2 ТЕМА ЛЕКЦИИ Философия Древности: Древняя Индия, Древний Китай, Античность. Цель лекции – исследовать различные типы философствования на начальном этапе их развития.
План лекции: 1. Философия древности 1.1. Древнеиндийская философия 1.2. Древнекитайская философия
2. Античность как уникальная культура 2.1. Основные школы античной философии 3.2. Классический период 3.3. Философская мысль эллинизма
Рекомендуемая литература 1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012.
2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005. 3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 4. Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия. Учебник. М.: Ак. Проект, 2004. 5. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006.
На прошлой лекции были актуализированы базовые понятия философии и определен ее предмет, без осмысления которых невозможен анализ исторических типов философствования.
Основная часть
1.1. Самый древний образец индийской мудрости - ведизм. Веды (с др-инд. – ведение, знание) состоят из четырех сборников: Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы, которые содержат гимны, песнопения, магические заклинания, молитвы, обращенные к многочисленным божествам. Так же здесь содержатся размышления о первоначале бытия, о происхождении мироздания, управляющих им закономерностях, причинах социальных различий. Продолжением Вед являются Упанишады (с др.-инд. – «сидеть около»). По форме Упанишады представляют собой диалог мудреца-учителя с учеником, либо же с человеком, ищущим истину и становящимся его учеником. Здесь большую роль начинают играть концепции переселения душ – сансара и воздаяния за прошлые действия – карма. Упанишады, в своюочередь,это основа индуизма, который представляет собойполитеистическую религию (Шива, Вишну, Кришна, Агни, Индра). Здесь продолжают свое развитие идеи сансары и кармы. В VI в. до н.э. зародилось религиозно-этическое учение – буддизм. В буддизме отрицается всесилие богов, а их существование является следствием реинкарнации некоторых людей, достигших благодаря подвижничеству достаточно высокого уровня развития, но не достигших нирваны – просветления. По замыслу создателя этого учения Гаутамы Шакьямуни, прозванного впоследствии Буддой, человеку нужно пойти по пути избавления от страданий.
1.2. Выделим отличительные черты древнекитайской философии: · подчиненность политической и моральной практике: вопросы этики, ритуала, управления страной, построения идеального общества, упорядочения отношений между «верхами» и «низами» были в ней доминирующими; · обращенность к прошлому: культ предков, признание влияния умерших, их духа на жизнь и судьбы потомков; · тесная связь с мифами, отличительной особенностью которых был зооморфный (животноподобный) характер действовавших в них богов и божественная сила Неба; Наиболее влиятельная философская школа - конфуцианство. Основатель школы – Конфуций (от кит. – Кун Цю, латинизированная версия имени Кун Фу-цзы – учитель Кун). Он считается первым китайским философом. Основным источником его учения являются записи изречений в книге «Беседы и суждения». Даосизм. Его основатель – Лао-цзы (от кит. – старый учитель), автор книги «Дао дэ дзин» («Книга о дао и дэ»). В даосизме на первом плане находятся онтологические проблемы. Дао – естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и одновременно их материальное начало. Дао бесконечно, его нельзя охватить ни умом, ни чувством. Дао предшествует богу и диктует законы небу, небо – земле, земля – человеку. Дэ – вторичный принцип, благодаря которому дао проявляется в мире конкретных вещей и наполняет их энергией. Школа моизма. Она получила название по имени основателя Мо-Ди (Мо-цзы). Основная идея – «всеобщая любовь», т. е. отвлеченная любовь всех ко всем, ее отсутствие – причина беспорядков. Легизм (от лат. легис – закон) – школа законников, легизм исходил из законов и доказывал, что политика несовместима с моралью. Правителю необходимо хорошо разбираться в психологии людей, дабы успешно управлять ими. Основной метод воздействия – награды и наказания, причем вторые должны превалировать над первыми.
2.1. Основными школами античной философии являются: Милетская школа - вопрос о первоначале мира. Так, Фалес считал началом мироздания воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – апейрон. Атомистическая - Демокрит – атом. Демокрит явился основоположником материализма в философии («линия Демокрита»). Пифагорейская (Пифагор) – число как символ всеобщей гармонии мира. Физическая (Гераклит) – огонь как основа мира. Главный представитель школы э леатов Парменид создал свою философию, где ввел понятие «бытие», которое обозначало весь существующий мир. 2.2. Расцвет античной философии связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы. Это классическая философия. Главной особенностью такой философии стало создание философских рассуждений и переход к вопросам антропологического и гносеологического характера. Сократ – самая известная фигура в истории философии. В центре философии, по мнению Сократа, должно быть не умозрительное рассмотрение бытия (натурфилософии), а учение о том, как следует жить добродетельно. Главная задача познания – самопознание, поэтому «познай самого себя» – кредо Сократа. Свой метод познания он назвал диалектическим, введя в философию термин «диалектика» (от греч. – спор, беседа). Согласно Сократу, важнейший принцип познания – сомнение («я знаю, что ничего не знаю»). Учение и жизнь Сократа оказали сильнейшее влияние на духовное становление одного из самых великих философов мира – Платона. Главным в философии Платона является то, что он впервые поставил вопрос о соотношении бытия и мышления, материального и идеального, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии («линия Платона»). Наивысший расцвет античная философия достигла в творчестве Аристотеля. Школу и методику преподавания Аристотеля называют перипатетической (от греч. – прохаживаюсь), так как обучение проходило во время прогулок. Аристотель считается величайшим энциклопедистом древности, вершиной древнегреческой философии. Аристотель выдвинул представление, согласно которому все сущее состоит из двух основных начал – «формы» и «материи».
2.3. После классической эпохи в развитии античной философии наступил период, получивший название эллинистического (от наименования греческого государства – Эллады). Особенность этого этапа заключалась в отказе от создания всеобъемлющих философских концепций и переключении внимания на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни в учениях киников, эпикурейцев, стоиков, скептиков. Школа киников ( или циников, от названия холма в Афинах), проповедовала отказ от достижений материальной цивилизации. Наиболее известный представитель – Диоген. Характерными чертами кинизма (цинизма) были пренебрежение общественными нормами, отказ от богатства, славы, всех чувственных удовольствий, достижение независимости и внутренней свободы. Для мудреца самое важное – смирение. Эпикуреизм получил название по имени своего основателя Эпикура. Представителями этого направления так же были Лукреций Кар и Гораций. Основные положения эпикурейской философии: · счастье – это вытеснение страдания и беспокойства; · для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем, кроме самого себя; для этого также излишни государство, богатство и даже боги. Этика Эпикура получила название гедонистической (от греч. – удовольствие). Философия предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Стоицизм. Этика стоиков основана на признании счастья главной целью жизни человека, но счастье, согласно стоикам, есть следование природе, внутренне разумное спокойствие (апатия), рациональное приспособление к окружающим условиям ради самосохранения. Стоицизм связан с именами Сенеки, Цицерона и Марка Аврелия. Еще одним направлением эллинизма является скептицизм. Наиболее крупными его представителями его были Пиррон и Секст Эмпирик – идеи постоянной текучести всех событий, противоречиях между чувственным впечатлениями и мышлением, о принципе относительности всех явлений.
Вопросы для самостоятельного изучения
1. В чем сходства и различия индуизма и буддизма? 2. Какова роль античной философии для становления естествознания? Лекция № 3 ТЕМА ЛЕКЦИИ Философия Средних веков и Возрождения. Новое время. Цель лекции – анализ средневековой философии и философии Возрождения как переходного периода к философии Новому времени.
План лекции: 1. Средневековая философия. 1.1. Развитие философии в Европе. 1.2. Арабоязычная философия. 2. Философия Возрождения. 3. Эмпиризм и рационализм в Новое время.
Рекомендуемая литература 1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012. 2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005. 3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 4. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006.
На прошлой лекции были исследованы древние философские системы, что дает возможность перейти к анализу переходных типов философствования.
Основная часть
1.1. Средневековая европейская философия – это период с 5 по 15 века, который связан с христианской религией. Таким образом, средневековая европейская философия является по своей сути христианской философией. Становление христианской философии происходит со II в.н.э. в форме патристики (от. греч. и лат. – отец) – учения «отцов церкви». Причем первый период патристики характеризуется апологетикой(с греч. – защита) христианства, направленной против языческих и еретических учений, таких, как гностицизм и манихейство. Наиболее яркие представители патристики – это Аврелий Августин по прозванию Блаженный, Дионисий, Северин Боэций. На смену патристики с IX в. приходит схоластика (от лат. – «школа»). Философия в тот период преподавалась лишь в монастырских школах, где ее изучали будущие священники и церковные служители. Задача философии – поиски рациональных путей истинности доказательства всего того, что провозглашала вера. Философия не была свободной, она зависела от церкви. В схоластике выделяется 2 направления – реализм и номинализм (об отношении общего к единичному). Согласно реализму (от лат. – вещь), универсалии (Абсолютное, Единое, Вечное и др.) существуют реально и объективно, вне вещей и человеческого ума. Принцип реализма – «универсалии до единичных вещей»: все единичные вещи – лишь несовершенное проявление идеальных универсалий. Представители – А. Кентерберийский, Ф. Аквинский. Согласно номинализму (от лат. – имя), универсалии не имеют самостоятельного объективного существования. Принцип номинализма – «универсалии после единичных вещей»: реально существует мир единичных вещей, созданный Богом. Представители – И. Росцелин, П. Абеляр, Р. Бэкон, Д. Скот, У. Оккам. Таким образом, средневековая христианская философия развивалась в рамках теологии, пытаясь рациональным образом обосновать религиозную веру. Поэтому философия этого периода становится «служанкой богословия». 1.2. Арабоязычная философия развивалась в рамках мусульманской идеологии в двух руслах – религиозном и светском, идейными истоками которых являлись ислам и античная философия. Религиозная философияиспользовала античную философию для подтверждения принципов мусульманской догматики; ориентировалась на религию. Данное направление имело две формы – калам и суфизм. Калам (от араб. – речь, слово) – мусульманское учение, построенное на принципах разума, рационализма. Суфизм (от араб. – человек, носящий суф, грубую шерстяную одежду как атрибут аскета-дервиша). Представители – суфии. Главная черта суфизма – мистика, интуитивное и чувственное осознание религиозных истин. Светская философия ориентировалась на науку, она получила название «фальсафа». Основной особенностью арабоязычной светской философии является связь с античностью, естествознанием. Представители «фальсафа» истину искали не только в священных книгах, но и в работах древних греков. Основное течение – деизм (существование Бога в качестве безличной первопричины мира, который после сотворения развивается по своим законам). Представители – Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авиценна), Ибн-Рушд (Аверроэс). 2. Эпоха Возрождения ( 16 в.), или Ренессанс (с фр. – возрождение) – это возрождение античного наследия, мирского начала. Таким образом, разрушались старая средневековая система ценностей, формировался новый взгляд на человеческую личность. На это не в последнюю очередь повлияла реформация (М.Лютер, Т. Мюнцер, Кальвин). Основная идея – подрыв диктатуры римско-католической церкви. Родиной Реформации стала Германия. Её началом считают события 1517 г., когда доктор богословия Мартин Лютер выступил со своими 95 тезисами против продажи индульгенций. Реформация разрушила представления о незыблемой духовной власти церкви, о ее роли посредницы между Богом и людьми. Не таинства церкви приобщают человека к благодати, а личная вера. К основным направлениям философии Возрождения следует отнести: - г уманизм ( поворот к проблемам человеческой жизни; гражданский пафос; тема любви к Родине и глубокий интерес к личности – Ф. Петрарка, Д. Боккаччо, К. Салютати, Л. Бруни, Л. Батиста Альберти, Л. Валла). - пантеизм (Н. Кузанский обращался к проблемам мироустройства, соотнося Бога и природу: он их сближает – пантеизм). - натурфилософия (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей); (появления гелиоцентрического учения, развитие механистического материализма). - социально-политическое учение (Н. Макиавелли); (в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели; в работе «Государь» рассматривает вопрос о роли личности правителя - лучше сильный, пусть и лишенный совести, государь во главе единой страны, таким образом, Макиавелли поставил вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности). - утопизм (Т. Мор, Т. Кампанелла). Учение утопического социализма, выдвинутое Т.Мором и Т.Кампанеллой, которые выражали интересы угнетенных народных масс. В их работах рассматриваются вопросы будущего идеального государства, подвергаются критике войны и анализируются вопросы внутренней и внешней политики государства. Таким образом, Ренессанс поставил в центр человеческую личность, энергичную, устремленную на преобразование мира, с ярко выраженным волевым началом. 3. Эпохой Нового времени принято называть период XVII-XVIII вв. В это время особенно бурное развитие получают наука и научная философия. Не случайно появление в этот период и научных обществ («Лондонского королевского общества по развитию знаний о природе», «Французская академия наук»). В это время развиваются 2 философских течения – эмпиризм и рационализм. Эмпиризм. Основатель – Ф. Бэкон. Подлинное знание должно опираться на опыт (вот почему философское течение называется эмпиризм, от греч. –опыт), на чувства и ощущения. Следовательно, ученый должен обращаться к конкретным фактам и явлениям. Изучив их, он может делать общие выводы. Такой метод познания называется индукцией (от лат. –наведение). «Знание – сила». Представители эмпиризма –Д. Локк, Т. Гоббс, Д. Беркли,Д. Юм. Интересны взгляды английского философа Т. Гоббса, который сформулировал законченную систему механистическогоматериализма. Т. Гоббс – один из основателей «договорной» теории происхождения государства, то есть рассматривает его как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех». Рационализм. Основатель - Р. Декарт, выступил с критикой средневековой философии за ее оторванность от жизни и умозрительность. Но на первое место он выдвигает не чувственный опыт, а разум человека (отсюда происходит название этого течения – рационализм, от лат. –разум). «Мыслю, следовательно, существую» («Cogito erto sum»)–утверждает философ. Таким образом, мышление или разум, по его мнению, является исходной точкой научного метода познания. В центр своего метода познания Декарт ставит дедукцию. Это есть логический метод, при котором умозаключения делаются от общего к частному. Представители рационализма – Б. Спиноза, Г. Лейбниц. Б. Спинозу иногда называют «философом барокко» за единство самых разнообразных элементов в его философии. Главная его идея – толкование субстанции, которая есть то, что «существует само по себе и представляется само через себя». Субстанция (она же «природа», она же «бог» и дух – «Deus sive Natura») существует только одна, то есть она есть всё существующее. Г. Лейбниц завершил развитие философии XVII века и стал предшественником немецкой классической философии, создателем философской системы, получившей название монадология. Вопросы для самостоятельного изучения
1. Что такое теология и какова ее роль в средневековой философии? 2. Почему философию Нового времени называют наукоцентричной?? Лекция № 4 ТЕМА ЛЕКЦИИ Неклассическая философия XIX-XX вв. Русская философия. Цель лекции – анализ неклассических концепций философии XIX-XX вв.
План лекции: 1. Немецкая классическая философия. 2. Немецкий материализм: Л. Фейербах, К. Маркс. 3. Западная неклассическая философия XIX-XX вв. 4. Русская философия.
Рекомендуемая литература 1. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005. 2. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 4. Крашенинников М.А. Русская философия X-XIX вв. Казань: КГЭУ, 2003.
На прошлой лекции были исследованы переходные философские системы, что дает возможность перейти к анализу современных типов философствования.
Основная часть
1. Период немецкой классической философии – это конец XVIII – начало XIX в., Германия. Она начинается с И. Канта, ее продолжают И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель. По характеру это идеалистическая философия. И. Кант. В его творчествевыделяют два периода: докритический и критический. В течение первого он преимущественно занимался естественными науками и изучением методологии философского познания. Во втором, критическом периоде Кант главное внимание уделял теории познания и этике. Его целью было проведение критического анализа познавательных возможностей человека. Иначе говоря, Кант пытался выяснить, на что способен человеческий разум. Г. Гегель. Его главное философское достижение – разработка целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика у него понимается как учение о развитии абсолютной идеи. Абсолютная идея (мировой разум) есть наивысшее состояние бытия. Это – Бог, именно с ним философ связывает процесс развития. Сначала – диалектика идей, затем – диалектика вещей. Причина развития – противостояние противоположностей. Гегель формулирует абстрактную формулу любого процесса развития: Тезис (утверждение) → Антитезис (отрицание) → Синтез (отрицание предыдущего отрицания). На третьей стадии – стадии синтеза – происходит преодоление противоположностей (тезис–антитезис), их примирение и объединение. Но это не конец развития. За синтезом начинается новый тройственный цикл. И так будет повторяться бесконечно, пока не наступит гармония.
2. Реакцией на немецкую идеалистическую философию явилось материалистическое учение Л. Фейербаха, которое послужило одной из предпосылок философии марксизма. В центре философского учения Фейербаха находился человек. Поэтому его систему стали называть антропологическим материализмом. Свою философскую деятельность Фейербах начинает с критики религии, которая постепенно отмирает и освобождает культурное пространство для философии. Он отрицает существование Бога. Поэтому в человеке Фейербах отмечает только природно-биологическое начало. Высшее стремление человека есть стремление к счастью, но оно, по мнению философа, невозможно за счет других людей. Следовательно, необходимо согласование своих желаний с интересами человечества. Эгоизм должен быть уравновешен альтруизмом. После Фейербаха развитие немецкого материализма продолжили философ и экономист К. Маркс и его соратник Ф. Энгельс. Маркс и Энгельс разрабатывают новую концепцию материализма – диалектический материализм, который утверждал, что природа первична и состоит из материи. Бог и высшие духовные существа отрицаются (Энгельс, «Диалектика природы»). Происхождение человека объяснялось естественными природными причинами, поддерживается теория Дарвина. Сущность человека –социально-историческая, так как разумным существом, личностью человек становится только в обществе. Важнейшее место в учении Маркса занимает идея отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность.Она должна быть устранена с помощью революции, т.е. коренного преобразования всего социально-экономического строя. Когда частная собственность устранена, труд становится свободным, творческим и превращается в средство саморазвития человека.
3. С середины XIX в. в философии начинают появляться новые философские направления: Философия жизни – изучение феномена жизни в философском смысле (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон, А. Швейцер, О. Шпенглер). У истоков этого течения стоял немецкий философ А. Шопенгауэр. Он разработал философскую систему, в основу которой поставил волю, которая есть причина всякой активности и всех изменений. Миру Шопенгауэр приписывает человеческие свойства – тоску, страдание, противоборство, все окрашивается в мрачные тона. Неудивительно, что свое учение Шопенгауэр называет пессимизмом (от лат. – наихудший). Другим представителем «философии жизни» явился немецкий философ Ф. Ницше, проповедник индивидуализма и иррационализма. Центральное понятие его философии – «воля к власти» – универсальная сила бытия, стремление к доминированию и самоутверждению. Важное место в творчестве Ницше занимает идея С верхчеловека – это сильная, властная личность, которую отличает от других развитая воля к власти, способность покорять и повелевать, индивидуализм и свобода от всех моральных предписаний, делающих человека, как полагал Ницше, слабым. Ницше стремился к радикальной переоценке общественных и культурных ценностей, что порой доходит до нигилизма (от лат. – ничто): х ристианство, мораль и сострадание, гуманизм, демократия и наука – все устарело. Позитивизм. В развитии позитивизма выделяют несколько этапов: · Первый (начальный) позитивизм – 30-е гг. XIX в. (О. Конт, Дж. Милль, Г. Спенсер). · Второй позитивизм (эмпириокритицизм) – конец XIX в. (Э. Мах, Р. Авенариу). · Неопозитивизм – с 20-х гг. XX в. (Р. Карнап, X. Рейхенбах, Ф. Франк, Л. Витгенштейн, А. Тарский). · Постпозитивизм – с 60-70-х гг. XX в. (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин). Позитивисты выступили с лозунгом: «Наука сама себе философия!» Иными словами, все подлинное (позитивное) знание есть результат достижений специальных наук (физики, химии, биологии, астрономии, психологии, истории) и их взаимодействия. В отличии от них, философия не имеет ни своего предмета исследований, ни метода исследований. Следовательно, традиционная философия не имеет права на существование и от нее пора отказаться. Позитивная наука не должна изучать изначальные или финальные причины, пытаясь понять, почему происходит то или иное явление. Вместо «почему» она должна объяснить «как» это происходит. Эти идеи были сформулированы французским философом О. Контом, а также английскими учеными Дж. Миллем и Г. Спенсером. Идеи Конта были поддержаны и развиты его последователями – неопозитивизм и постпозитивизм. Их общая характерная особенность – изучение частных логико-методологических проблем и анализ научного языка. Основу науки составляют научн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|