Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА ЛЕКЦИИ Понятие общества. Теория ОЭФ.




 

Цель лекции – рассмотреть общество как философское явление и проанализировать его структуру.

 

План лекции:

1. Общество как объект философского анализа, его структура.

2. Понятие об ОЭФ.

 

Рекомендуемая литература

1. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. М.: Юрайт, 2012.

2. Миронов В.В. Философия. Учебник для вузов. М., 2005.

3. Философия. Учебник. Под ред. В. Кохановского. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4. Зотов А.Ф., Миронов В.В. Философия. Учебник. М.: Ак. Проект, 2004.

5. Крашенинников М.А. и др. Введение в философию. Учебное пособие. Курс лекций. Казань: КГЭУ, 2006.

6. Косарев А.П., Федорова Ж.В., Харунова Э.Р. Социальная философия: Конспект лекций. Казань: КГЭУ, 2009.

 

На прошлой лекции были рассмотрены вопросы сущности человека и его происхождения, сегодня мы завершим лекционный курс анализом социогенеза.

 

Основная часть

1. Понятие "общество" – самое важное для всех социальных дисциплин, включая социальную философию, философию истории, социологию, историческую науку, или историологию, политическую экономию, культурологию и др. Латинский глагол «socio» означает соединять, объединять совместно, предпринимать, сообща затевать, а существительное «socialitas» – общество, ближайшее окружение. Отсюда первоначальное значение понятия «социальный» – связанный с общностью, союзом, сотрудничеством.

Общество понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной деятельности больших групп людей, объединённых на основе совместных интересов и договора.

Общественная жизнь – это социальная материя и является высшей формой движения материального мира, представляющая неразрывное единство материального и духовного, их взаимодействие. Общественная жизнь – объект изучения многих социальных дисциплин – истории, экономической теории, социальной философии, социологии, политологии, правоведения и др.

Философское познание общества предполагает выделение в нем двух сторон единого целого: объективную и субъективную. Объективная сторона – это общественное бытие (материальное производство, социальная структура, культура, политическая система, т.е. «вторая природа»), а также природные условия («первая природа»), которые существуют вне и независимо от человека и его сознания. Субъективная сторона – это общественное сознание, в котором в различных формах – политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных и т.д. отображается реальная жизнь общества. И отсюда – общественно-исторический процесс протекает в постоянном противоречивом взаимодействии общественного бытия и общественного сознания.

История философии показывает, что тема общества традиционно присутствует в ней на всех этапах ее развития и занимает важное место. Раздел философии, в котором рассматривается общество как форма бытия и уникальное космическое явление, называется социальной философией или же философией общественной жизни. Объектом познания в ней является общество как целостная, противоречивая и динамическая система (социальное бытие, социум). Предметом социальной философией являются всеобщие сферы жизнедеятельности общества как системы, исходные принципы существования, источники и движущие силы развития, законы функционирования и их механизмы.

Социальная философия как знание выполняет ряд важных функций. К ним относятся: теоретическая (онтология + гносеология), мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, идеологическая, прогностическая. Самое основное состоит в том, что социально-философское знание помогает создать целостный теоретический портрет общества как сверхсложного социального организма, сформулировать законы его существования и развития.

Общество – это постоянно развивающаяся структура. Поэтому философия, наряду с изучением того, как функционирует общество и его структуры, обращает внимание на то, чтобы рассматривать действительность как процесс, протекающий во времени, понимать, что данное состояние обусловлено предшествующим.

В структуре общества выделяют четыре основных сферы: экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из них сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Так, экономическая сфера удовлетворяет материальные потребности людей в пище, одежде, жилище и др. Социальная сфера удовлетворяет потребности человека в общении, политическая сфера соответствует потребностям управления и организованности, духовная – потребностям самореализации и развития способностей.

 

2. Теория развития и смены общественно-экономических формаций возникла как своеобразная квинтэссенция достижений всех общественных наук своего времени. В основе созданной основоположниками марксизма схемы развития и смены общественно-экономических формаций лежала утвердившаяся к тому времени в исторической науке периодизация всемирной истории, в которой в качестве мировых эпох выступали древневосточная, античная, средневековая и новая.

Фундамент (его не следует смешивать с базисом) каждой общественно-экономической формации составляют определенные производительные силы, их характер и уровень.

Базисом же общественно-экономической формации являются производственные отношения, т.е. отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ под воздействием характера и уровня развития производительных сил. В условиях классового общества сущностью и ядром производственных отношений становятся экономические отношения между классами. На этом базисе и вырастает все здание общественно-экономической формации. Назовем основные элементы общественно-экономической формации как целостного живого организма.

Производственные отношения определяют собой возвышающуюся над ними надстройку, т.е. совокупность политических, правовых, моральных, художественных, философских, религиозных взглядов общества и соответствующих этим взглядам отношений и учреждений. Именно по отношению к надстройке, равно как и к другим внеэкономическим элементам формации, производственные отношения выступают как экономический базис общества.

Базис – совокупность материальных производственных отношений.

Производственные отношения – связи, складывающиеся между людьми в процессе производства и охватывающие:

1) Отношения к средствам производства

2) Форму собственности

3) Отношения, возникающие в процессе обмена, распределения, потребления

Производительные силы как фундамент формаций изменяются количественно и качественно. Показателем количественных изменений является уровень развития производительных сил, который выражается в производительности труда.

Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой, историческими формами общности людей, типом и формой семьи.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Дайте характеристику и раскройте генезис социально-философского знания.

2. Каковы основные элементы общественно-экономической, формации?

3. Почему в истории не встречаются «чистые формации»?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...