Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика взаимоотношений царской администрации с народами Сибири и Дальнего востока (конец 16-начала 20 веков)




Сибирский край отличался разнообразием природно-климатических зон, богатством полезных ископаемых и пушниной.. Население Сибирского края составляло около 200 тыс. человек, оно было разнородно в этническом и языковом отношении. Площадь - 10 млн. кв. км., плотность населения - 0,0236 чел/кв. км.В целом все население можно было подразделить на три категории: оседлое (дауры, сиб. татары), кочевое (эвенки, ненцы) и бродячее. Неоднородным было и социально-экономическое развитие народов. На юге население в основном занималось скотоводством (татары, буряты), земледелие здесь носило подсобный характер. На севере же занимались охотой, собирательством и добычей железа (якуты, ханты). Вполне естественно, что уровень общественного развития не был одинаков:

1 чукчи – низкий уровень развития (каменный век), с элементами матриархата, собирательство, охота

2 ненцы, эвенки – родоплеменные отношения, скотоводство, добывали железо, более развитые формы патриархально-родового строя

3 якуты, буряты – стадия разложения первобытнообщинных отношений, выделение знати (нойоны), полуоседлый образ жизни, постепенный переход к феодальным отношениям.

4 сибирские татары – зачатки государственности, к 15 веку образовалось Сибирское ханство, где существовало патриархальное рабство и началось выделение знати.

Этапы взаимоотношений российской администрации с народами Сибири.

1) 17 век – нач. 18 - полностью сохранены старые формы общественного устройства, правительство как собственник земли довольствовалось сбором ясака.

2) 1720-1820 - принятие первых актов, направленных на обеспечение взаимодействия коренных сибирских народов с русскими администраторами, купцами и т.д. Формирование синтеза путей и способов управления.

3) 1820-1917 - Цель правительства - приведение образа жизни коренных народов края в соответствие с общероссийскими канонами.

Территории заселялись служилыми людьми, выполнявшими функции государственного управления, обороны и "объясачивания"; за Урал переходили русские крестьяне, которые искали лучшей жизни. Сказывалось отсутствие крепостного права, небольшие налоги..

Главной задачей местной администрации в отношениях с коренным населением было обеспечение поступления ясака в казну, это было возможно лишь при сохранении численности "ясачных". Для этого принимались все меры. К примеру, даже христианизация местного населения была нежелательной, так как с крещеных народов ясак не требовали.

Царские грамоты предписывали угодий у ясачных людей не отнимать. Крестьян селили только в тех местах, достоверность незаселенности которых подтверждали коренные жители.

Народы Сибири не были истреблены пришельцами. Они, в основном, сохранили свой бытовой уклад, свой язык. Объективно, процесс присоединения Сибири способствовал прогрессу коренных народов.

Правовой основой ясачной политики российских властей яв­лялись, с одной стороны, "Соборное Уложение" 1649 г., а с другой — частные акты. Ясачные люди приводились к присяге по обычаям их веры, их землю нельзя, нельзя нанимать их на работы. Возможность применять свои обычаи закреплена юридически, территория их обитания признавалась государ­ственной (или частной царской) собственностью. В своих отношениях с ясачным населением царские власти опирались на местную патриархальную знать. Родовые и племенные предводители были объявлены "князцами", "лучшими людьми" и наделены различными привилегиями и в качестве приманки, и для иллюстрации высокого ранга.

Часть татарских феодалов относилась к русским властям совершенно лояльно. Служилые татары обладали некоторыми правами русских служилых людей.

Приняли православие, но в большинстве остались анимистами – ненцы.

Якуты, эвенки, чукчи – яростное сопротивление. 1742 – тайный циркуляр об уничтожении чукчей(единственный раз в истории РИ). Удалось договориться, по договору 1778 года чукчи признали подданство, но с большими оговорками.

В конце 1810-х в Сибирь была направлена группа во главе со Сперанским, назначенного в 1819 генерал-губернатором Сибири, для ревизионной проверки. Результаты были шокирующими: много чиновников смещено за казнокрадство и взяточничество. Сперанский застал коренные народы Сибири в состоянии первобытно-общинного строя. Для всеобъемлющего решения проблем края в 1821 г. был образо­ван специальный 1-ый Сибирский комитет (Кочубей). Начинается процесс приведение образа жизни коренных народов края в соответствие с общероссийскими канонами.

1822 - Устав об управлении сибирских народов. Возможность организовывать собственное самоуправление, родовое управление.

1822 – «Устав об управлении инородцами»: учреждён статус инородца. Инородцы разделялись на 3 разряда: оседлые (торговцы и землевладельцы, живущие в городах и селениях, а также постоянно работающие по найму в хозяйствах русских и проживающие смешанно с ними (главным образом сибирские татары)), кочевые (занимающие определённые места, с течением года переменяемые (буряты, якуты, эвенки, хакасы и др.)) и бродячие ( охотники-ловцы (ненцы, коряки, юкагиры и др. охотничьи народы Северной Сибири)).

В 1852 г.- II-й Сибирский комитет. Функции: собирать все сведения о Сибири, вникать в ну­жды ее населения, следить за развитием экономики, рассмат­ривать и проверять сообщения местных учреждений по улуч­шению управления в крае.

В 1898- положение "О видах на жительство для инородцев", согласно которому всем "туземцам" предписыва­лось избрать место своего постоянного проживания. Оседлые народы приписывались к волости, кочевые к району перекочевок, для перемещения с места жительства предписывалось иметь паспорт.

Тем не менее царское правительство в начале 20 в. допустило ряд ошибок, приведшие к ухудшению положения сибирских народов и сокращении их численности: волостная реформа(всех делала оседлыми) начала 20 в., мобилизация коренного населения в ходе I Мировой войны. В результате, в среде коренного населения без особого сочувствия относились к факту падения самодержавия в 1917 г. и попыткам его восстановления в последующем.

Однако, не смотря на то, что говорить о полной интеграции сибирских народов еще рано, определенные результаты все же достигнуты:

1)успешная миссионерская деятельность. Многие народы исповедуют христианство(якуты,эвенки,хакасы)

2)создание городов на территории Сибири, очагов культурной, экономической жизни

3)инфраструктура. Одна только Транссибирская магистраль чего стоит!

4) факт того, что в 19 веке в Сибири были губернии, на которые на 100% распространялись законы Империи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...