Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительная характеристика финского и польского этноса накануне вхождения ВКФ и ЦП в состав России.




Несмотря на то, что Великое Княжество Финляндское, как и Царство польское, относилось к западным цивилизациям, имели важное военно-стратегическое положение, были населены в основном нерусскими, различия в уровне развития и складывании жизни этносов накануне вступления в состав России оказались ощутимыми.

Этническая и языковая обособленность (норманны с запада, славяне с юга) в совокупности с увеличением количества субпассионариев могла привести к исчезновению финского этноса за несколько веков до вступления в Россию, но, к счастью, это не произошло. Тем не менее, финский этнос претерпел множество изменений: под влиянием более сильного шведского этноса, финское население приняло протестантизм, а финский язык утратил былую популярность: официальные власти и судьи говорили на шведском, духовенство и ученые предпочитали латынь, а купцы и зажиточные горожане - немецкий. Финский язык оставался языком простонародья, все документы в Финляндии составлялись на шведском языке. Нужно отметить тот факт, что население было практически 100% грамотным, поскольку во главу угла лютеране ставят Библию, и читать её умели почти.

Финский этнос заимствовал новшества у более развитых народов. Например, в такой области культуры, как архитектура, из специфически финского на территории страны можно было найти, пожалуй, только полуразрушенные и заброшенные сооружения на окраинах территории.

Финский этнос представлял из себя малый, молодой, или, другими словами, крестьянский этнос: национальная элиты на территории ВКФ накануне вступления практически не существовала (финны не были допущены до управления в Швеции, население несло тяжёлое налоговое бремя, отсутствовало подлинное самоуправление). Как уже говорилось, это также выражалось в отсутствии высокой культуры и в отсутствии традиций государственности. Финское самосознание и культура начнут формироваться уже в составе России (кстати, еще до Фридрихсгамского мира Ф. заявила о своем желании войти в состав России). В составе же Швеции Финляндия в правовом и административном отношениях оставалась не только рядовой, но даже более бесправной, чем коренные шведские, провинцией. Она не имела подлинного самоуправления. Хотя за Финляндией закреплялось право посылать своих представителей в шведский риксдаг (парламент), но количество ее делегатов здесь было такое же, как всего у одного города — Стокгольма. В риксдаг при этом избирались не финны, а представители местной шведской знати.

Благодаря правильной политике Александра 1 и последующих правителей России, ВКФ получает статус автономии, практически самостоятельного государства, что не препятствует естественному развитию внутренней жизни страны. Благодаря умеренным реформам (1722 год «Форма правления», 1789 год «Акт соединения и безопасности») финнам была обеспечена спокойная жизнь, сначала по былым шведским традициям, а затем по собственным, новым правилам. Таким образом, в составе России финский этнос обосабливается и становится сильным и самостоятельным.

Что касается польского этноса, то он относился к числу “старых или дворянских наций». В польском обществе важную роль играли многовековые традиции государственности, передававшиеся из поколения в поколение, высокий уровень национального самосознания. Старый польский этнос обладал единой на всей территории католической верой, а также высокой культурой, литературным языком и собственной элитой.

Польская национальная элита (шляхта) представляла собой обособленное ядро, носителя национального самосознания, при этом она отличалась самостоятельностью и многочисленностью и старалась противостоять любым вмешательством во внутренние дела Царства Польского и отличающаяся антицаристскими и антирусскими настроениями. Именно в кругах польской шляхты решались вопросы налогообложений, кредитов, выборов короля. Чрезмерная самостоятельность шляхты в процессе складывания управления территорией Царства Польского в составе России в дальнейшем приведёт к сокращению её прав и снижению статуса.

Что касается национального языка, то население читало и общалось исключительно на польском языке, включая некоторые диалектические различия в разных регионах государства. По Конституции 1815 года на территории Царства Польского родной язык также был сохранен во многих сферах деятельности: делопроизводство, образование, в системе управления и других.

Таким образом, разность этих двух этносов заложила разность подходов в управлении этими двумя территориями. Более «слабая» финская нация, в которой не была еще сформирована национальная элита, была более лояльна к царской политике России, чем польская нация. По этой причине финнам в дальнейшем будет предоставлена широкая автономия, которая будет способствовать развитию финской народности, а Польша - нация с длинной политической культурой – будет регулярно выдвигать политические требования с целью отделения, которые не будут иметь решения, т.к. Россия не будет готова предоставить Польше полную политическую автономию.

14. Несостоятельность политики царизма в польском вопросе: причины неудач и ложные подходы к решению проблемы.
Политику царизма в польском вопросе нельзя назвать успешной в силу некоторых причин, не последняя из которых - нетипичность той самой политики царизма. Говоря о польском вопросе, прежде всего мы должны упомянуть, что в отношении Польши русские власти пошли по непривычному для себя пути – вместо деликатного и ненавязчивого влияния на зависимые земли, царизм принял решение активно ассимилировать польскую элиту и интегрировать польские земли в состав империи. На протяжении всего 18 века Россия всячески способствовала усилению своего влияния на польской территории.

Кроме этого, в Польше встал вопрос антагонизма шляхты и крестьянства. Их постоянное противостояние не позволяло вести речь о единой польской нации, ослабляло и разрушало ее. Этим Польша коренным образом отличалась от России, где не было прямого противостояния мужика и барина, а было лишь затруднённое понимание положения каждой из сторон, весьма далекое от реальности.

Также не следует забывать, что Царство Польское было старым государством со своими культурными пластами и устоявшимися психосоциальными моделями поведения. Любые изменения, связанные с вхождением в зону влияния России, несли за собою снижение уровня статуса государства до вассального. При этом сохранялись все атрибуты суверенного государства, что приводило польскую элиту в крайне сложное и противоречивое положение. Естественно, вина за это возлагалась на РИ, что вело к росту антирусских настроений.

Александр I стремился интегрировать польскую элиту в элиту РИ путем политики кнута и пряника, а также раздаче мнимых гражданских свобод (речь идёт о Конституции 1815 года, появление которой было совершенно бессмысленным, так как попытка дать основной закон обществу, не имеющему в себе ничего гражданского, была заранее обречена на неуспех.)

Николай первый продолжил дело Александра и приложил ряд усилий для формирования и настраивания против себя польской элиты. Курс на колонизацию, языковую ассимиляцию, интеграцию и прочие «ацие-яцие», подкреплённые такими мерами как:

 

1836 г. в Государственном совете Российской империи учреждается департамент дел Царства Польского для согласования местного законодательства с общеимперским. Польская шляхта получила права российского дворянства.

1839 г. – создан Варшавский учебный округ, подчинённый Министерству народного просвещения;

1839 г. – польские воеводства переименованы в губернии, воеводские комиссии – в губернские правления, а президенты – в губернаторов;

1841 г. – в Царстве Польском вводятся российские деньги;

1846 г. – ведомство путей сообщения Польши подчиняется центральной власти;

1848 г. – введение русских стандартов и весов;

1850 г. – ликвидируются таможенные границы.

введение в регион российского жандармского корпуса и русской цензуры.

Все вышеперечисленное приводит к консолидации польской элиты против внешнего врага – РИ, теперь шляхтичи противопоставляют себя царской администрации, а напряжение среди самого польского народа растёт.

На трон восходит либерал Александр второй, и Польше на какое-то время жить становится лучше, жить становится веселее – польский язык вновь становится официальным, университеты открывают свои двери, в 1861 году возобновляет свои функции Госсовет, а в 1862 Царство Польское получает внутреннюю автономию.

Однако в 1863-1864 ВНЕЗАПНО случается восстание. Впрочем, всё не так уж и внезапно. Оказывается, подстрекательства к революции начались ещё в 60м в Варшаве, так как Органический статут 1932 года всё будоражил молодые польские умы. Существует вероятность, что во многом истерика у панов случилась из-за притеснений католической церкви (очень нетолерантное имперское правительство).

После восстания снова курс на русификацию - Введение русской цензуры

в средних и высших школах польский язык заменялся русским (исключение составляло преподавание религии);

1875 - во все начальные школы;

1879 - наказания за употребление польского языка в стенах школы.

Закрытие Вильнюсского университета, основание бойкотируемого польским населением русскоязычного Варшавского (был чисто русскоязычным);

В то же время аграрная реформа 1864 по сравнению с российской была гораздо более благоприятной и дружественной в отношении крестьян - против польского дворянства, которое было главной движущей силой и опорой январского восстания. Эта политика отдаляла Россию от проверенного постоянного принципа сотрудничества с чужими элитами.

Судя по всему, царь-либерал так и не понял, чего он хотел касательно Польши, поэтому в 1875 голу подчинил всю судебную систему Польши России (однако, иногда допускались отступления от общероссийской практики), и в 70х провёл гминную реформу -) самоуправление со своими административно-полицейскими функциями, ликвидирована патримониальная власть помещика.

 

При Александре третьем мороз крепчал. Он не любил поляков вообще и польскую шляхту в частности. Русификация, и ещё раз русификация.

Николай второй решил поляков умаслить, поговорив о восстановлении автономии (ещё бы, жареный петух, то бишь нацвопрос, уже клюнул). Что восстанавливать? Территориальная автономия, восстановление польского языка в государственном управлении и сельской школе.

При этом всё так же не любим католиков - 1905 - усиливается контроль генерал-губернатора Варшавы над польской католической церковью.

Пока не случилось революции 1905 года, ничего основательного не происходило. Но «весна народов» смыла русский гнет с гордой польской земли. В 1905 г - Комитет министров вводит послабления по вопросу польского языка (в отношении духовного книгопечатания и ведения службы); разрешено преподавание польского и литовского языков в начальной школе (при основном русском), предметов по-польски в частных школах.

А потом случилась Первая мировая, где уже никакая нацполитика помочь ничем не могла. Поляки сказали русским «гудбай».

Выводы: царизм метался из стороны в сторону – то русифицируем как можем и наплевать на польское самосознание, но как только случается восстание – империя добра и мила как никогда. Даем автономию, гражданственность и прочее. Но это до поры до времени. Облажались с церковью, она много для поляков значила, а мы так нетактично с ней. Жадничать вредно.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...