Сексуальное образование подростков
Периодизация возрастов отводит большой промежуток времени подростковому возрасту: с 9-10 до 20 лет. Причём на возраст 12-15 лет приходится собственно период полового созревания, а на 16-24 года – становление сексуальности. Международные эксперты на совещании ВОЗ в 1974 г. определили подростковый возраст как период, в течение которого: 1) протекает половое развитие от появления вторичных половых признаков до наступления половой зрелости; 2) психологические процессы, свойственные детям, сменяются поведением, характерным для взрослых; 3) происходит переход от полной социально-экономической зависимости от взрослых к относительной независимости. Во многих странах сексуальное образование дополняет и/или корректирует семейное воспитание. Правильно было бы начинать образование с дошкольного возраста, но и подростковый период для этого не потерян. Подростки находятся на этапе, когда их интерес к противоположному полу создает очень сильную мотивацию к обучению. Ни в какой другой период жизни человек не стремится к информации о сексуальной жизни так, как в подростковом возрасте. И.С. Кон в своей работе выделил два направления сексуального образования: 1. Важно исходить из потребностей самого ребенка (подростка). 2. Избегать в сексуальном образовании уклона в «гинекологизацию» проблемы (т.е. не концентрировать внимание на контрацепции, беременности, родах, болезнях - это удел врачей). Сексуальное просвещение - это подраздел, составная часть и сексуального образования, и воспитания. Можно сказать, что сексуальное просвещение - это информирование по вопросам пола, отличающееся от сексуального образования и воспитания объемом информации, задачами и длительностью. Главной целью сексуального просвещения является сохранение репродуктивного здоровья и достижение некоторой свободы в сочетании с ответственностью за свое поведение.
В.В. Марков считает, что в процессе просвещения (образования) желательно стремиться к тому, чтобы у подростков были сформулированы следующие представления: В 7-11 лет: • были осведомлены о начавшемся половом созревании и ожидаемых изменениях в организме; • о биологической стороне репродуктивной функции, имели представление о деторождении; • знали об изменении в эмоциональной сфере (колебаниях настроения, возможном усилении конфликтности в отношениях с окружающими, о первых влюбленностях и т. п.) и социальной сфере (в связи с наступлением половой зрелости меняется статус ребенка, к нему предъявляются требования выше, нежели к детям младшего возраста, объективно возрастает самостоятельность, ответственность за свое поведение, некоторая автономия от взрослых и др.); • знали, что дружба – это многогранное проявление отношений; • понимали, как можно строить отношения внутри семьи на принципах взаимного уважения и равенства. Подростки 11-14 лет: • умели обсуждать моральные ценности, знали их изменчивость, неодинаковость в разных культурах, обществах, просто у разных людей; • должны знать о существовании разнообразных форм сексуальности; • знать о биологических и сексуальных факторах, влияющих на сексуальность; • знать о болезнях, передающихся половым путем, включая СПИД, потому что именно подростки этого возраста принадлежат к поколению, которому придется жить, испытывая в полной мере последствия этих болезней; • знать о сексуальном насилии, чтобы проводить линию безопасного поведения (средства массовой информации значительно облегчают детям и подросткам доступ к картинам и фактам деструктивной сексуальности и насилия, именно поэтому необходимы конструктивное просвещение и правдивые знания об отношениях между полами);
• знать о безопасном сексе (поэтому о презервативах и половой зрелости важно говорить прямо и открыто, объяснять ошибочность распространенного представления о том, что прерванное половое сношение может предотвратить беременность и др.); • должны уметь сказать «нет», если осознают, что не готовы начать сексуально активную жизнь; • попытаться сформировать у подростков терпимость к чужому мнению, выбору, форме реализации сексуального поведения; • должны осознавать ответственность за свой выбор (начинать - не начинать сексуально активную жизнь, использовать - не использовать контрацепцию и т. п.). Подростки 14-16 лет должны знать: • биологические аспекты репродукции; • о сексуальных отношениях, о семейных парах, о разводе, разлуке, смерти; • знать преимущества и недостатки методов планирования семьи и иметь представление о том, как выглядят средства контрацепции и как их использовать; • знать о девиантном поведении, которое может быть направлено на них самих; • уметь обсуждать спорные вопросы в паре; • знать основы брачного законодательства; • знать службы, где они могут получить помощь, консультации. Конечно, эти задачи сексуального воспитания могут и должны уточняться, дополняться. В образовании молодых людей должны быть сбалансированы положительные стороны совместной жизни и сексуальных отношений, а также риск и проблемы, связанные с ними. При этом нельзя допускать у подростков возникновения страха перед первым сексуальным опытом. Молодые люди должны иметь право на ошибки. Несмотря на хорошее сексуальное образование, всегда будет существовать угроза нежелательной беременности и заражения заболеваниями, передающимися половым путем. Говоря только о негативных моментах сексуальных отношений, взрослые не могут способствовать улучшению сексуального здоровья будущих поколений. Единственный выход – это дать грамотную информацию, уравновешивающую удовольствие и риск. При этом форма и язык её представления должен быть на том уровне, который воспринимает подросток. Данные исследования “Кто должен заботиться о репродуктивном здоровье подростков, их половом просвещении” приведены ниже в таблице №1.
Таблица №1. Кто заботиться о репродуктивном здоровье подростков
Из этих данных опроса видно, что родители отводят себе главную роль в сексуальном воспитании, а подростки – себе, т.к. родители не чувствуют себя уверенно в качестве источника подобной информации. Исследования, проведённые ВЦИОМ в Москве и Санкт-Петербурге, показывают, что более 87% родителей никогда не говорили со своими детьми о сексе или делали это эпизодически. Подростки стесняются обращаться к родителям с подобными вопросами – 67% девочек и 77% мальчиков ни разу не общались с родителями на темы секса. Сейчас во многих странах возраст получения первого полового акта становится всё моложе и моложе (см. диаграмму №1).
Диаграмма №1
В процентном отношении это выглядит так: 12-летние – 15%, 13-летние – 17%, 14-летние – 19%, 15-летние – 23%, 16-летние – 39%, 17-летние – 47%, 18-летние – 63%, 19-летние – 69%.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|