Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание скрыто от глаз, как ребёнок скрыт в утробе матери.




 

Все разумные формы жизни проявляют сознание довольно явно, но, тем не менее, корыстные желания всё же присутствуют и покрывают ясность понимания мира дымом корыстных идей. Таким образом, к первому уровню покрытия сознания можно отнести все разумные формы жизни.

У животных мы видим присутствие сознания, но их жизнь протекает без глубокого понимания происходящего, точно также как человек, видя своё отражение в пыльном зеркале, может с трудом понимать, что это он.

У растений сознание скрыто настолько, что несведущему человеку кажется, что они вообще не имеют сознания. Некоторые люди считают, что у растений нет сознания. Мы не понимаем, как растения радуются и печалятся, как они испытывают боль. Точно также, как очень трудно понять состояние ребёнка в утробе матери, мало кто понимает, плачет он или доволен.

Значит ли это, что если у человека очень много вожделения, то он родится растением? Так это утверждают Веды. Однако в Ведах слово вожделение трактуется шире и поэтому на русском правильнее будет говорить не о вожделении, а об эгоизме. Чем больше эгоизм покрывает разум живого существа, тем в более низких формах жизни оно будет рождаться. Самая низкоразвитая форма жизни это жизнь в камне. Например драгоценные камни вызревают в коконе похожем на яйцо, там видны концентрические круги как у дерева и на многих коканах сбоку есть отпочковавшиеся мелкие коконы. Все это похоже на определенную низкоразвитую форму жизни. Кроме того драгоценные камни обадают сильным биологическим действием на организм, что возможно только если в них когда либо присутствовало сознание.

 

Каким образом наше сознание загрязняется, если мы неправильно соприкасаемся своим сознанием с внешним миром? Чувства - это щупальцы ума, они и соприкасаются с окружающим миром. Если мы настраиваемся на объект своего чувственного восприятия (слухового, осязательного, зрительного, вкусового, обонятельного) с желанием принести с помощью этого предмета какую-то пользу, но не для себя, то сознание от этого не загрязняется. Если мы воспринимаем объект с желанием только личной выгоды, то наше сознание загрязняется воздействием на него ложного эго. В первом случае чувства наполнены силой истинного эго человека, то есть желанием жить для Бога и других живых существ. Во втором случае чувства наполнены силой ложного эго, то есть желания всё делать только с корыстными мотивами. Ложное эго по своей природе тоньше, чем материальный ум и даже чем материальный разум, поэтому ум и разум поражаются воздействием ложного эго, так в уме возникают корыстные интересы и планы, а в разуме возникают корыстные взгляды на жизнь. Когда сила воздействия ложного эго на чувства, ум и разум возрастает, то здравый смысл от этого всё больше и больше уменьшается. Таким образом, если человек очищает своё сознание бескорыстными поступками, то от этого восприятие окружающего мира становится всё более и более трезвым. С другой стороны, когда человек загрязняет себя корыстными поступками, то ему уже трудно понять, как поступать хорошо, а как плохо. Это подтверждается в «Бхагавад-Гите», 3.40:

«Чувства, ум и разум – пристанище вожделения. Через них вожделение покрывает истинное знание живого существа и вводит его в заблуждение».

Как же можно избавиться от эгоизма и загрязнения сознания?

«Бхагавад-Гита», 3.42 указывает, что:

«Живые чувства выше мёртвой материи, ум выше чувств, разум выше ума, а душа ещё выше, чем разум».

 

Это значит, что чувства контролируются умом, то есть, например, желание ненужных приобретений преодолевается рассуждениями о том, какие будут после этого последствия, например, финансовые проблемы. Ум контролируется разумом. Это значит, что каждый человек должен иметь какие-то писания, которые бы указывали ему на то, как правильно жить. Разум состоит из знания, и чистое знание очищает разум и усиливает его, а грязное знание оскверняет и ослабляет разум. В конечном счёте, изучение истины контролирует всю нашу жизнь, в том числе и наши привычки, взаимоотношения с людьми и поступки. Таким образом, необходимо тренировать свой разум чистым знанием и стараться всё это использовать на практике. Более подробно поговорим об этом в теме, описывающей разум. Теперь же приведём в пример ещё одну фразу из «Бхагавад-Гиты», 3.41, подтверждающую все эти рассуждения:

«Потому, о Арджуна, лучший из Бхарат, сначала обуздай этот великий символ греха – вожделение – управляя своими чувствами, и срази этого врага знания и постижения души».

В целом же в наше время существуют четыре основных метода очищения сознания, это:

 

1) 1) Совершение пожертвований в благости.

2) 2) Совершение жертвоприношений в благости.

3) 3) Аскезы в благости.

4) 4) Служение Богу с любовью и преданностью.

 

Пожертвования в благости - это абсолютно бескорыстная деятельность во имя божественных законов и на благо всех.

 

Жертвоприношения в благости - это тоже пожертвования, но совершаемые по правилам того или иного писания. Например, самым эффективным жертвоприношением является повторение Святых Имён Бога.

 

Аскезы в благости - это контроль своего тела, контроль речи и контроль ума.

 

Служение Богу с любовью и преданностью очищает человека от всех грехов, как настоящих, так и прошлых, быстрее всего. Существует девять основных процессов служения Богу:

 

1) 1) слушание повествований о Боге.

2) 2) воспевание – повторение Святых Имён Бога.

3) 3) памятование о Боге.

4) 4) служение лотосным стопам Господа (служение тем, кто ему поклоняется).

5) 5) поклонение Богу в храме.

6) 6) вознесение молитв Господу.

7) 7) совершение служения Богу (например, проповедь духовного знания).

8) 8) дружба, развитие понимания о Боге как о друге всех живых существ.

9) 9) подношение Господу всего, что имеешь.

 

Из всех 9-и процессов служения Богу самым эффективным является повторение Его Святых Имён.

 

Как происходит процесс очищения сознания с помощью влияния гуны благости. Прежде всего, следует понять, что очищение сознания происходит само собой, если человек выполняет все правила, которые диктует гуна благости. Нет необходимости думать о самом очищении сознания. Основное правило, конечно, - это смена концепции. В сознании человека, стремящегося изменить свою жизнь, должна быть только одна идея – сделать всех окружающих людей счастливыми. Как только в его сознании появляется вторая идея - что я буду в результате этого иметь, то немедленно гуна благости сменяется на гуну страсти.

Как это возможно, ведь мы стремимся к счастью, а это уже означает - что-то иметь? Как можно делать что-то и ничего от этого не хотеть? Действительно, счастье - это значит, что-то иметь и что-то от этого хотеть. Однако наше понимание иметь – это, значит, иметь что-то материальное. Это чистая гуна страсти. Если мы хотим иметь известность, например, в благотворительной деятельности, это тоже гуна страсти. Человек, стремящийся к гуне благости, тоже хочет иметь, но не что-то материальное, он хочет иметь возможность и знание, для того, чтобы сделать людей счастливыми. И чего он от этого хочет? Он хочет только одного – иметь возможность продолжать заниматься тем же самым. Другими словами, человек в благости получает счастье от самой деятельности в благости. Никакого материального результата ни богатства, ни славы ему не нужно. Иметь чистую гуну благости - значит иметь возможность жить для других людейт и для Бога. Вы можете сказать: «Какая для этого нужна возможность? Если хочешь всё раздать и остаться нищим, то кто этому помешает?» Всё правильно, но гуна благости означает не уменьшение средств на существование, а наоборот увеличение их. И для того, чтобы уметь так делать, отдавая не терять, для этого надо иметь два вида возможностей.

 

1) 1) Внутренняя возможность быть в благости - это сильный вкус делать счастливыми других людей, а также знание, как это правильно делать. Например, просто раздача денег населению не всегда является благотворительностью. Ведь, кто-то их может использовать для покупки спиртного или наркотиков. Таким образом, другим необходимым условием внутренней возможности действовать в благости - это глубокое знание писаний и законов деятельности в благости. Например, нужно знать, как совершать благотворительность в благости, как совершать аскезы в благости, как совершать жертвоприношение в благости и как совершать служение Богу в благости.

2) 2) Внешняя возможность быть в благости - это хорошая карма на деятельность в благости. Например, некоторые люди имеют родственников, которые не склонны действовать в благости, и это может быть определённым препятствием на пути благостной жизни. Другими словами, жить в полной благости нужно заслужить. Кроме родственников могут быть и другие внешние препятствия: отсутствие хорошего общения, оскверняющая сознание работа, плохие условия существования.

 

Как можно отдавая не терять? Два минус один равно один - это общепринятый закон, но этот закон универсален для деятельности материи. Однако гуна благости подчиняется больше не материальным, а духовным законам, где всё наоборот - один минус один равно два. Например, если ты отдаёшь свою улыбку кому-то (один минус один), то улыбаются двое. Это действует всегда. Например, желая кому-то счастья, мы отдаём счастье и немедленно сами становимся счастливыми. Отдавать улыбку и желать всем счастья - это тоже пожертвования, и они действуют не менее эффективно, чем материальные пожертвования. Потому что и физически, и психически по большому счёту мы можем пожертвовать только лишь свою любовь. В чём это выражается, это уже другой вопрос. Однако, самое удивительное заключается в том, что если человек способен отдать бескорыстно материальное, то к нему всё вернётся, также материальным благом, а возможно, и духовным благом. Если бы этого не было, то значит, не существует ни гуны благости, ни высших планет, ни духовного мира, и, таким образом, бескорыстию в нашей вселенной нет места, и оно всегда немедленно рождает нищету. Однако знайте, что это не так. Существует благостная сила, которая действует также сильно и непреклонно, как и страстная. Именно она заставляет всё, что мы сделали доброго возвращаться к нам назад. Почему, если мне кто-то что-то дарит просто по дружбе, этого человека обязательно хочется отблагодарить. Гуна благости порождает гуну благости, и поэтому неминуемо (так как гуны - это самая большая сила) бескорыстный человек получит вознаграждение. Однако, если он привяжется к вознаграждению, а не к бескорыстной деятельности, то он немедленно перейдёт в гуну страсти, и эти законы на него уже не будут действовать. Точно также, как за наш труд на работе мы получаем вознаграждение деньгами и на них можем купить всё, что пожелаем, гуна благости возвращает человеку не то, что он пожертвовал, а то, в чём он нуждается. Это аналогично тому, как на одном предприятии человек получает больше средств на жизнь, а на другом меньше. Если человек сделал пожертвование в благости нуждающемуся святому, то он получает назад во столько раз больше счастья, во сколько раз у этого святого больше благочестия, чем у него. Другими словами, в гуне благости, как и в духовном мире, работает другая арифметика: один минус один равно два, а зачастую и больше.

 

Наивных и бескорыстных людей часто обманывают и обдирают как липку. Наивность - это не благостная черта характера, а невежественная. Бескорыстие же тоже бывает в благости, страсти и невежестве.

 

- - Бескорыстие в благости – это склонность делать пожертвования, учитывая при этом место, время, обстоятельства, а также то, кому и как это пожертвование сделать.

- - Бескорыстие в страсти - это склонность жертвовать, показывая другим, на что ты способен.

- - Бескорыстие в невежестве - это раздавать всё, что попросят, не разбирая кому и что даёшь.

 

Оказывается, что

 

- - людям в благости можно жертвовать деньги, пищу и свои пожелания счастья;

- - людям в страсти лучше всего жертвовать пищу и свои хорошие пожелания;

- - людям в невежестве же хорошие пожелания можно жертвовать только в уме, и пищу им можно жертвовать, только будучи уверенным, что они её съедят, а не поменяют на спиртное;

 

Таким образом, человек в благости, несмотря на его бескорыстие, далеко не наивный простак, которого легко обмануть. Он действует, всегда глубоко понимая, как это правильно делать, и поэтому человек в благости постоянно счастлив. Тем не менее, его знание - это не холодная расчётливость. Просто он делает всё из желания помочь, а не навредить, поэтому он, даже после сильных уговоров и угроз, не даёт денег алкоголику, так как знает, что он их неправильно использует. Но если человек в благости видит, что алкоголик испытывает сильный голод, то он даёт ему покушать. Однако, что похого будет если алкоголику пожелать счастья вслух? Он немедленно вступит с Вами в общение и будет говорить далеко не об смысле жизни. Конечно, если он Вас очень уважает, то и ему можно желать счастье вслух, но в этом случае невежественным в полном смысле этого слова его уже не назовешь.

 

Итак, существуют две возможности быть в благости: внутренняя и внешняя. Часто люди в страсти думают, что основные препятствия для того, чтобы жить в благости, идут извне. Страсть означает корысть и с корыстным чувством идти в благость, это значит «желание благости исключительно для себя», что по существу невозможно. Обычно, получая небольшое понимание вещей, что такое благость, люди в страсти пытаются не помочь другим быть счастливыми, а помочь себе быть счастливыми. Так происходит всегда, если недостаточно знания, как действует гуна благости. В результате человек в страсти, желая быть благостным, пытается в первую очередь поменять свою не внутреннюю жизнь, а внешнюю. Он начинает обвинять своих близких и друзей в неправильном образе жизни и диктует им свои условия жизни. Он постоянно всех воспитывает и обвиняет в их недостатках. В результате такого поведения он делает всех близких своими врагами, и его внешние условия возможности жить в благости становятся ещё хуже. Поэтому следует понять, что сначала нужно поменять внутренние условия, необходимые для развития гуны благости: свой характер, своё отношение к окружающим людям, своё понимание, что такое гуна благости, а внешние условия трогать вообще не нужно. Они будут меняться сами по мере изменения Вашей жизненной концепции и по мере отработки плохой кармы. Если человеку не дают менять внутренние качества характера, и он живет в ужасной обстановке вражды и недоверия, то как поступать в этом случае? Наши внешние условия жизни - это наши внутренние качества характера, но глубоко скрытые от наших глаз. Внешние условия жизни - это не случайность. Они возникают только по одной причине - в результате совершенных нами в прошлом плохих поступков. Мы по судьбе получаем такие условия жизни, которые в своих прошлых жизнях сами создали другим людям. Таким образом, если мы сопротивляемся окружающим людям и их отношению к нам, это значит, мы сопротивляемся тому наказанию, которое заслужили. Однако мы не сможем пересилить это наказание, больше того, сбежавшему тюремщику всегда дают дополнительный срок тюрьмы за то, что он пытался избежать наказания. Так люди, которые не принимают свою судьбу как нечто справедливое, страдают ещё больше. Значит ли это, что нужно слушаться всех и жить как прежде. Зачем тогда все эти рассуждения о смысле жизни? Пока мы не изменим себя отношение к нам тоже не изменится. Тем не менее, не так всё печально, если действовать не в страсти и невежестве, а в благости. Человек в благости начинает изучать природу души и приходит к выводу, что все люди по своей природе очень хорошие, но, может быть, даже сами этого не понимают. Однако, деятельность в благости - это замечательная способность резонировать только с положительными чертами характера другого человека. Приведём в пример пчелу, которая найдёт в бочке дегтя ложку мёда. Муха же, наоборот, в бочке мёда найдёт хотя бы немного своих любимых испражнений. Люди в невежестве видят в окружающих только одни недостатки. Благостный же человек склонен даже у деграданта отыскать что-то хорошее.

 

Итак, обычная ситуация: родственники не понимают нас и не хотят развивать в себе благость. Однако, их желания развивать в себе благость и не требуется. Оказывается, если мы начинаем к ним относиться благостно, то родственники быстро меняют своё отношение к нам. Нужно действовать по отношению к ним, используя желание видеть в них хорошие черты характера и избегая чрезмерного общения, если они проявляют свои плохие черты характера. Результат такого поведения будет совершенно необычным, Вы увидите те стороны характера своих родственников, которые раньше были совершенно скрыты от глаза. Сразу Вы не сможете вести себя правильно, для этого нужно иметь развитые благостные качества характера и знание, как вести себя в той или иной ситуации. Но из каждой самой сложной ситуации есть свой правильный выход. Этот выход указывает сама гуна благости. Если человек принимает концепцию гуны благости, то она начинает на него влиять с такой же непреодолимой силой, как до этого влияли гуны страсти и невежества. Например, муж не хочет, чтобы Вы раньше вставали. Но проанализируйте, почему. Потому что Вы мешаете ему спать или приносите своим поведением какие-то другие беспокойства. Однако, если вставать раньше с целью сделать что-то приятное для мужа, даже несмотря на его плохое поведение, вот это уже настоящий героизм. Естественно, что отношение мужа к Вашему раннему вставанию постепенно изменится на положительное.

 

Как можно сделать что-то приятное, если нет никакого желания делать приятное, если человек ведёт себя просто по-свински? Больше того, даже если мы делаем ему приятное некоторое время, он будет ещё продолжать вести себя по-свински. Это связано с тем, что мы копим в сердце (уме) близкого человека определённый банк недоверия к себе. Этот банк недоверия будет по мере хороших отношений к нему уменьшаться и в один прекрасный момент превратится в ноль. Однако, подобному героическому поступку («так сильно унижаться») предшествует глубокая переоценка смысла своей жизни и своего поведения. После этой переоценки понимание счастья сильно меняется, и в результате, вместо того, чтобы желать поменять отношение к себе, человек желает просто хорошо относится к другому человеку, независимо от того, как тот относится к нему. Такой человек в благости черпает счастье из своего поведения по отношению к другим людям, и он сильно счастлив, если всё сделал правильно и наоборот, сильно страдает, если в характере не хватило благостной силы поступить правильно. Те же люди, которые хотят гуны благости, не поменяв концепцию счастья будут обречены на страдания. Если они считают, что счастье находится снаружи, а не внутри, то в дальнейшем они встречают сильное сопротивление гуны страсти, которая не выпускает их из своих оков. «Пусть сначала он ко мне хотя бы немного начнёт относится хорошо, затем я смогу делать что-то приятное для него». Вроде бы всё правильно, но это уже не благость, а страсть. Человек в гуне страсти тоже готов сделать что-то приятное, но должна быть гарантия, что к нему тоже отнесутся хорошо. Если человек находится в страсти и хочет при этом сделать близкому человеку что-то приятное, то на пути его благого желания немедленно встаёт корыстная мысль: «А что он мне сделал приятного?». Интересно знать, что человек с таким настроем, несмотря на то, что он хочет поменять отношения, реально никогда этого не сделает. Корысть не позволяет ему начать первым исправлять ситуацию. Таким образом, гуна страсти не даёт действовать бескорыстно. Пока мы считаем счастьем награду за благое дело, а не само действие, направленное на благо другому человеку, гуна страсти не будет давать изменить отношения с близкими. В результате неправильного понимания, что такое счастье, человек обречён идти на поводу у тех отношений, которые диктует ему судьба в виде страстных и невежественных родственников. Таким образом, Вы правы, что нет никаких сил сделать что-то приятное тому, кто не заслужил этого. Так произойдет только в том случае, если Вы всё ещё находитесь в страсти. Но с того момента, когда Ваше понимание счастья изменится, Вы сможете делать приятное всем, и тем, кто этого достоин, и тем, кто этого не достоин.

 

Какой самый быстрый способ поменять своё понимание счастья? Самый быстрый способ - это найти общение с благостными людьми. Только через речь разум меняется быстрее всего, а наше понимание счастья находится именно в разуме. Таким образом, просто внимательно и смиренно слушая речь благостного человека и следуя его советам с верой, Вы быстро поменяете своё понимание счастья. С первого взгляда это сделать не просто – где их сейчас найти, благостных людей. Однако просто нужно знать, что все благостные люди имеют источник чистого знания, в который они верят. Другими словами, их можно назвать верующими людьми, хотя само выражение «верующие люди» у нас ассоциируется с какими-нибудь фанатиками. Тем не менее, кроме фанатиков среди верующих можно встретить людей, обладающих по-настоящему благостными качествами характера. Без веры в источник знания, без следования истинному источнику знания невозможно быть благостным, так как благость – это, прежде всего, знание, как вести себя правильно. Правильно - это значит так, чтобы все были счастливы. О самом быстром способе постичь истину говорится в «Бхагавад-Гите», 4.34:

 

«Попытайся узнать истину, обратившись к духовному учителю. Вопрошай его со смирением и служи ему. Осознавшие себя души способны открыть тебе знание, ибо сами они уже постигли его».

 

В результате правильного общения сознание быстро очищается. Чистота сознания даёт человеку правильное понимание счастья. Чистота сознания зависит от нашего общения, наших прошлых поступков и наших желаний. Человек с чистым сознанием хорошо понимает, что и как ему нужно делать, чтобы стать счастливым. Он, себя считает очень грешным и, пытаясь это исправить, он всеми силами хочет делать добрые дела и делает их. Человек в страсти, сделав что-то хорошее, немедленно начинает считать, что он уже имеет достаточно чистое сознание. И человек в невежестве считает, что его сознание чисто, даже когда он делает злые дела. Поэтому, если нам показалось, что наше сознание уже достаточно чисто, то, скорее всего, мы, как и большинство землян, всё ещё находимся в нашей родной гуне страсти.

 

Чистота тела зависит от чистоты сознания. Однако как ни странно и от чистоты тела чистота сознания тоже меняется. Чем более чистым человек содержит своё тело, тем более ясное восприятие мира он имеет. Оказывается, что простая механическая грязь на теле может сильно осквернять сознание. Это связано с тем, что тактильная чувствительность человека достаточно сильно влияет на состояние его разума. В связи с этим существуют многочисленные правила содержания тела в чистоте. Выполнение этих правил поможет избежать влияния гун страсти и невежества. Перечислим все эти правила:

 

- - Самое главное условие внешней чистоты - это ежедневное омовение с головой (женщины могут использовать резиновую шапочку для защиты волос от намокания). Утром после ночного сна совершение омовения должно быть обязательным правилом, иначе избавиться от влияния гун страсти и невежества практически невозможно. Подробнее правила омовения описаны в теме «режим дня».

- - Если Вы сильно разгневались или обиделись или вошли в сильный психический стресс, то необходимо совершить или полное или частичной омовение (кисти, стопы, сбрызнуть волосы, сполоснуть глаза)

- - Нижнее белье должно быть свежим каждый день

- - Ногти всегда должны быть коротко подстрижены. Их нельзя подстригать в спальной комнате или где-то ещё. Делать это нужно в ванной комнате. Обрезки ногтей следует спустить водой в туалет или же аккуратно положить в мусорный бак.

- - Подстригать ногти, чистить зубы, бриться и т.д. следует перед принятием омовения.

- - Для принятия пищи используйте только правую руку, так как питание с помощью левой руки сильно увеличивает влияние гун страсти и невежества на человека.

- - Всегда после еды необходимо споласкивать рот трижды, а также споласкивать руки, стопы, глаза и брызгать воду на макушку. Человек, который поел, считается осквернённым, и поэтому все эти мероприятия делаются для очищения сознания.

- - Если в Вашей квартире присутствует плохой запах, то нужно его нейтрализовать, зажигая благовония или используя ароматические масла.

- - После сна место на ко тором спали, следует сбрызнуть чистой водой и протереть полы в той комнате, где Вы спали. Также следует после сна проветривать помещение и зажигать благовония.

- - Один раз в день следует протирать полы во всей квартире.

- - Желательно не кушать пищу на кухне во время приготовления, а если Вы кушаете на кухне, то всегда перед началом приготовления пищи нужно делать небольшую влажную уборку.

- - Не кушайте и не спите вместе с животными, в пртивном случае это увеличит на Вас влияние гуны невежества.

- - Чужую одежду (кроме одежды своих близких родственников) можно носить только поле того, как Вы её постираете с навозом.

- - В уличной обуви нельзя ходить в доме.

 

Соблюдая правила внешней чистоты, мы, таким образом, развиваем внутреннюю чистоту сознания. Важно знать, что порядок в квартире и порядок в сознании абсолютно гармонизируют друг с другом. Если в квартире всё разбросано, то и сознание человека в теле, пране, уме и разуме функционирует хаотично.

 

Что делать тем у кого дома живет, например, собака? Выгнать на улицу? Нет просто нужно хорошо понимать, что на кухне, во время приема пищи и во время сна ее не должно быть рядом. Животное чувствует, что в это время Ваше сознание очень открыто и инстиктивно пытается пойти на контакт. Однако чрезмерная психическая связь с животным сильно портит сознание и в будущем приводит нас к животным формам жизни. Взяв ее домой, Вы приняли за ее жизнь ответственность, но это не значит, что не собака должна служить человеку, а человек собаке.

 

Знание - это сила понимания, что такое счастья. Эта сила истекает из души и наполняет разум человека, очищая его от всех грехов. Таким образом, существует два способа избавиться от грехов:

 

- - страдания;

- - познание.

 

Мы будем страдать за неправильно совершённые поступки ровно столько, сколько необходимо для понимания, как правильно жить. Когда человек понял причину страданий (недостаток знания о том, как правильно жить), он уже стремится изучать, как же получить тот вид знания, который избавляет от страданий. Постепенно после серьёзных поисков способов познания истины приходит понимание, что эффективнее всего смиренно слушать человека, который обладает знанием и выполнять его рекомендации. Оказывается, сам этот процесс простого слушания от мудрого человека обладает такой же очищающей сознание силой, как и длительные страдания. И то и другое постепенно приводит к пониманию, как правильно жить, и избавлению от страданий.

 

Есть ли здесь несправедливость? Допустим, два человека совершили одинаково плохой поступок и должны, по идее, за это быть одинаково наказаны. Однако, один, просто слушая кого-то, избавляется от наказания, другой же, не имея такого наставника, вынужден страдать. В чём же тут справедливость?

 

Действительно, один избегает наказания, другой нет, и с первого взгляда всё это кажется несправедливым. Однако, справедливость всё же есть, и она кроется в понимании вопроса, почему один человек имеет возможность слушать мудреца, а другой нет. Оказывается, получить возможность слушать мудреца может только тот, кто выработал в себе смирение и, кроме того, сильно хотел иметь наставника. Смирение - это качество характера противоположное эгоизму. Именно эгоистические желания опускают нас в гуны страсти и невежества и приносят нам все виды страданий. Они загрязняют разум и лишают нас знания, то есть возможности понять, как правильно поступать. Если человек смиренный, то его разум уже свободен от эгоизма и готов вновь обрести знание. Естественным образом смиренный человек понимает, что он ещё многого не знает, поэтому он ищет себе наставника, который бы вернул ему утраченное за много жизней в материальном теле духовное знание. В этих поисках он добровольно испытывает массу трудностей. Рано или поздно он находит такого наставника, и, выполняя рекомендации, ему также приходится испытывать трудности, так как поменять свою жизнь непросто. Однако, так как он понимает, зачем всё это делает, то никаких страданий не возникает. В результате можно сделать вывод, что если смиренный человек делает что-то неправильно, то это не является закономерностью его поведения. Он просто ещё временно не знает, как делать правильно.

 

Таким образом, его грех не такой уж и большой, это просто ошибка. Совершив ошибку, он говорит об этом наставнику, и по его совету во всём раскаивается и быстро исправляет ситуацию. Так он сжигает совершённый грех, не получая за него реакций в виде страдания.

 

Тот же человек, который ведёт себя не смиренно и не хочет никого слушать, естественно, не будет иметь наставника, и его удел - это ошибочное поведение и страдания. Интересно знать, что он страдает до тех пор, пока его эгоистичный настрой не ослабнет. Именно в тот момент, когда после многочисленных страданий он становится смиреннее, разум освобождается от влияния эгоизма. Так человек становится готовым получить знание. Имея эту готовность, он немедленно получает необходимое знание и наставник для такого человека тоже находится.

 

Если человек сам по себе чист и все понимает правильно, нужен ли ему наставник?

 

Такой святой человек может получать знание не от внешнего наставника, а от внутреннего, который зовётся Сверхдушой. Человек, который очищается через знание, уже своё отстрадал, так как понял, что смирение - это высшее проявление мудрости. Такой человек естественным образом стремится к знанию. Поэтому он также не откажется и от наставника, больше того он примет его с огромной радостью.

 

Тот же, кто погряз в упрямстве и эгоистичности, всегда уверен в своей правоте и действует заведомо неправильно. Обычно он даже не желает узнать, как делать правильно. В результате такой человек, сознательно совершая зло, будет страдать за это, пока по настоящему не раскается. Именно раскаяние и есть первое проявление смирения. Смирение - это признак чистоты разума. Чистый разум уже готов получить знание, а отсутствие знания является причиной всех страданий. Поэтому если кто-то склонен принять наставника, то это значит он уже имеет внутреннюю чистоту, его пригрешение было не закономерным и в этом случае не нужно сильное наказание.

 

Как знание очищает от всех грехов, описывается в «Бхагавад-Гите», 4.37:

 

«Подобно тому, как пылающий огонь превращает дрова в пепел, о Арджуна, огонь знания сжигает дотла все последствия материальной (греховной) деятельности».

 

Таким образом, в вопросах познания люди делятся на две большие группы:

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...