Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2 Одежда и обувь восточнославянских народов




Содержание

 

Введение

Глава 1 Жилище восточных славян

§1.1 Техника постройки дома

§1.2 Планировка

§1.3 Интерьер

§1.4 Двор

Глава 2 Одежда и обувь восточнославянских народов

§2.1 Мужская одежда

§2.2 Женская одежда

§2.3 Штаны

§2.4 Обувь

Глава 3 Ремесленные изделия

§3.1 Добыча металлов и их обработка

§3.2 Керамическая посуда

§3.3 Прядение и ткачество

Глава 4 Земледелие

Глава 5 Поселение

Глава 6 Восточнославянские погребения

Заключение

Список использованной литературы

 


Введение

 

Исследование традиционной материальной культуры восточных славян даёт возможность увидеть родственную связь этих народов и изменить к лучшему взаимоотношения между ними. Именно в свете сложившихся отношений между восточнославянскими народами предмет моего исследования приобретает актуальность. Поиск общих корней и черт культуры и быта будет первый шаг к поиску решений данной проблемы.

Данный вопрос достаточно изучен. И существует множество исследований посвящённых этой проблеме. Я остановила свой выбор на трёх наиболее подходящих работах. Прежде всего это труд крупнейшего советского этнографа Д.К.Зеленина «Восточнославянская этнография». Зеленин родился в 1878,а умер в 1954. Член – корреспондент АН СССР с 1925 года. Труд был впервые издан в 1927 году на немецком языке в Германии. Это первое обобщающее изложение этнографии русских, украинцев и белорусов.

Также для освещения данной проблемы мной был выбран труд под названием «Этнография восточных славян», главный редактор этой работы выдающийся советский исследователь, отец знаменитой на весь мир теории этничности – Ю.В.Бромлей. Книга освещает происхождение и расселение трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов, сформировавшихся на основе древнерусской народности, рассказывает об их быте, культуре, семье и семейных отношениях, обычаях, обрядах, праздниках и ритуальных празднествах. Исследуется численность, языки, черты этнической истории восточных славян в период капитализма и социализма, их роль и место в современных этнических процессах в СССР. Книга богато иллюстрирована.

Работа выдающегося чешского археолога – славяноведа конца XIX – начала XX века Любора Нидерле «Славянские древности» - это «классика жанра». Это единственная в своём роде подлинная энциклопедия истории и культуры древних славян. Уже на протяжении века на этот капитальный труд ссылаются в своих работах все исследователи в этой области.

Цель моего исследования:

1. Дать целостную картину материальной культуры восточных славян.

2. Раскрыть особенности периода, когда все восточнославянские народы имели общие черты в традиционной материальной культуре и быте.

3. Выявить возможности использования полученных знаний в практике.

Задачи данного исследования:

1. Выявить общие черты в традиционной материальной культуре и быте восточнославянских народов.

2. Изучить особенности устройства домашнего хозяйства, одежды, ремёсел и др. аспектов жизни восточных славян.

3. Показать сходства и различия материальной культуры восточнославянских народов. А также показать связь древних времен с современностью.

 


Глава 1 Жилище восточных славян

Техника постройки дома

Традиционное жилище восточных славян формировалось в определённой исторической обстановке под влиянием изменившихся условий жизни народа. К середине XIX в. – времени, когда сложились основные особенности сельского жилища восточных славян, - наряду с общими чертами жилище разных районов на всей обширной территории расселения русских, украинцев и белорусов имело локальные отличия (природные, социальные, экономические и исторические) приводили к созданию разных типов восточнославянского жилища, сосуществовавших в этнических традициях этих народов. На пространствах России, где в качестве основного материала использовался лес, преобладала срубная техника. Уже в Древней Руси срубная техника достигла высокой степени совершенства. Для строительства жилых домов на севере и в центре зоны распространения срубного жилища использовали в основном хвойные породы дерева. Наиболее распространённой была рубка сруба из круглых очищенных от коры, но неотёсанных брёвен.[1]

Столбовая техника возведения стен жилого дома, не менее древняя, чем срубная, была распространена преимущественно в лесной и лесостепной зонах Украины. Основу стен при столбовой технике составляли столбы, врытые в землю на одинаковом расстоянии друг от друга, пространство между ними заполнялось различным материалом.[2]

По конструкции потолка и крыши жилище восточных славян при наличии многих общих особенностей варьировало в разных ландшафтных зонах. Для восточнославянского жилища характерен плоский горизонтальный потолок. Основой потолка служил толстый, отёсанный с четырёх сторон брус – матица. Его обычно врубали в предпоследний венец сруба или в «основу», в «верхнюю связь» - балку, положенную поверх стены в домах, построенных из других материалов.[3]

 

Планировка

 

Основной частью жилого дома была изба – отапливаемое жилое помещение прямоугольной или квадратной формы. Клеть – неотапливаемое помещение – служила для хозяйственных целей и летним жильём. Клеть соединялась с жильём посредством сеней. Сени были прихожей или хозяйственным неотапливаемым помещением. Сени служили для защиты жилой комнаты от непосредственного воздействия дождя, снега и мороза. Позднее сени превратились в большое, имеющее самостоятельное значение, помещение для хранения вещей, содержания скота и даже для пребывания в нём человека в летнее время.

Трёхкамерное жилище (изба – сени – клеть) в большинстве районов было характерно для середняцких хозяйств. Затем клеть с целью увеличения жилой площади стали превращать в жилую избу (хату), которая служила только летним парадным помещением (горница, светлица, чистая изба) или, если её отапливали, использовалась для повседневной жизни.

На севере, в районах распространения двухэтажного крытого двора, на ряду с типом трёхкамерного жилища бытовали и его видоизменённые формы; здесь клеть или горница устраивались на втором этаже двора, вплотную примыкающего к дому.[4]

 


Интерьер

 

Внутренняя обстановка избы отличалась строгими, издавна установившимися формами, которые при наличии общих черт имели различия в отдельных областях восточнославянской территории, являясь важным этническим признаком отдельных народов и их этнографических групп.

Примерно четверть избы занимала духовая печь. Она является характерной особенностью жилища всех восточных славян. Большинство русских печей были глинобитными, позже во многих селениях стали класть печь из обожжённого кирпича. От положения печи в избе зависело расположение других частей интерьера. Подобное соотношение печи и переднего угла – одна из общих и характерных черт восточнославянского жилища. Каждый угол, каждое место в старых традиционных избах имели своё назначение. Самым почётным считался передний угол. Здесь всегда стоял обеденный стол, висели иконы, в праздник, а нередко и в будни стены украшали ткаными и вышитыми полотенцами, лубочными картинками, позднее – литографиями, искусственными цветами. В этой части избы отмечались все важнейшие события в жизни семьи. По стенам, примыкающим к переднему углу избы, шли плотно прикреплённые к ним лавки. Параллельно лавкам, выше окон, делались полки. До конца XIX века у восточных славян преобладала неподвижная встроенная мебель. Все основные детали обстановки строились вместе с избой и составляли с ней одно целое.

В зависимости от положения печи и переднего угла, а также от направления устья печи в восточнославянском жилище выделяются четыре типа внутреннего плана избы: северносреднерусский, украинско-беларусский (он же – западнорусский), восточный южнорусский и западный южнорусский.[5]

Двор

 

Отмечалось особое устройство двора у славян. Кладовые строились либо в виде плетённого из прутьев шалаша, подобно тем, какие ещё и теперь встречаются в Русской части Галиции, либо виде глиняных мазанок, встречались также деревянные из крепко сбитых брёвен. В таких кладовых всегда имелись двери, запиравшиеся даже на ключ. Эта кладовая называлась житница.

Место, в котором обмолачивали зерно, так называемое гумно, первоначально находилось на дворе под открытым небом, однако поскольку необмолоченный хлеб так же нуждался в укрытии от дождя, наряду с гумном очень скоро появился и навес, под которым, естественно, начали хранить и обмолоченное зерно. Так житница образовало с гумном одно целое, и в результате чего возникло строение, на которое перешло старое название – гумно.

Хлев для содержания крупного рогатого скота первоначально представлял собой повсюду простой загон без крыши. Однако суровая зима в славянских землях заставляла прибегать к более серьёзным мерам для защиты скота от холода и непогоды, что и привело к строительству специального деревянного здания с наглухо заделанными стенами и кровлей над ними. Весьма вероятно, что обычай строить рядом с жилищем и специальный навес для скота возник под германским влиянием. Однако первоначально славянское хлевина означало жильё для людей вообще и помещение для скота.

Важным и интересным по своей конструкции сооружением была сушильня для зерна и, очевидно, также и для плодов, называвшаяся в древней Руси, да и в других местах овин. Влажный хлеб, а по видимому, и плоды складывали внутри овина на щиты из плетёных прутьев, под которыми разжигался огонь, которому ещё в XII веке простой народ возносил языческие молитвы. Конструкция овина в общем была такой же, как и устройство примитивных приспособлений для сушки снопов, какие ещё встречаются в России. Они представляют собою яму для разведения огня, над которой возводится примитивное деревянное строение, в котором крестьяне и теперь охотно сидят и спят у огня.

Последней известной нам самостоятельной деталью славянской усадьбы является одрина, засвидетельствованная в древней Руси с X века. Скорее всего, это было наземное строение, какой-то навес, под которым складывали сено, а то и спали.

Внутри двора в удобных местах выкапывались колодцы, обкладывавшиеся брёвнами. Такие четырёхгранные колодцы глубиной до 15 м, относящиеся ко времени княжения князя Владимира, были найдены в Старой Ладоге и Белгородке.

Таким образом, жилище у восточных славян имело некий сакральный смысл. Каждая постройка во дворе, расположение мебели в избе и мн.др. играли свою определённую роль.

 


Глава 2 Одежда и обувь восточнославянских народов

Мужская одежда

Древняя славянская одежда не была свободной и не подчёркивала красоту телесных пропорций и движений и движений человеческого тела. Она плотно облегала тело, в целом была тяжёлой. Мужская одежда исстари состояла из штанов, рубахи и из верхней одежды – плаща. Штаны поддерживались на бёдрах бечёвкой, позднее ремнём и завязывались у щиколоток. Плечи и спину древние славяне часто оставляли неприкрытыми и даже в бой шли так. Но тем не менее условия среды, в которой они жили, всё же вынуждали их носить одежду, которая прикрывала бы и верхнюю половину тела.

Основной частью одежды, являющейся одновременно и нижней, была рубаха. Она надевалась прямо на тело. И имела вид грубой конопляной или льняной рубашки длиною до колен, несомненно, весьма простого покроя.[6] Различные типы современной восточнославянской мужской рубахи отличаются главным образом характером разреза для надевания рубахи, фасоном воротника и манерой носить рубаху – поверх штанов или иначе. Менее существенный моменты – вышивание особых кусков материи под мышками и на плечах и подкладка на спине и груди. Что касается разреза для надевания рубахи, то во всех русских рубахах этот разрез делают не посреди груди, а сбоку, иногда у самого плеча. В большинстве случаев он идёт он идёт вертикально книзу, реже – косо, от плеча к середине груди. Этот тип русской рубахи, так называемая косоворотка, белорусам и украинцам неизвестен. Очевидно он появился не раньше XV века. Во всяком случае, косоворотка, как модная и праздничная рубаха вытеснила ещё в XIX веке издавна существовавшую у русских рубаху с прямым разрезом на груди. Предположение некоторых учёных о татарском происхождении русской косоворотки не имеет достаточных оснований. Хотя восточнославянская рубаха с прямым разрезом старше современной косоворотки, однако и в прежней, исконно существовавшей славянской рубахе разрез делали необязательно посредине груди. На самых старых рубахах украинских лемков в Карпатах разрез не спереди, а на спине. На женских рубахах лемков и бойков разрез сбоку, на левом плече, причём он захватывает часть рукава и груди. Рубаха с разрезом сбоку лучше защищает грудь от холода. Разрез на плече или около плеча позволяет свободно двигать рукой.

Рубахи могут быть трёх типов – со стоячим или отложным воротником или без воротника. Ворот рубахи при этом в большинстве случаев собирают в сборку, точно так же, как на женской рубахе. Эти сборки обшивают тесьмой или узкой полоской материи, так что получается низкий стоячий воротник. Особенно широко распространённый на Украине. Такой низкий стоячий воротник украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Более высокие стоячие воротники, нередко вышитые – обязательная принадлежность косого разреза на груди. Вероятно, они возникли из шейных украшений. В старину такие украшения были широко распространены у восточных славян. Позднее их стали пришивать к вороту рубахи. Широкий отложной воротник, белорусская передняя, распространён у украинцев и белорусов, но совершенно неизвестен русским.

Рубаху застёгивают или завязывают у ворота с помощью запонок, обычных пуговиц или тесёмок. Запонки с круглыми разноцветными стеклянными бусинами можно ещё увидеть почти повсюду, но лишь как исчезающий предмет старины. Их чаще используют для женских рубах.

Носят рубаху, как это принято у всех славян, поверх штанов, и лишь украинцы отказались от этого обычая, переняв манеру восточных народов заправлять подол рубахи в штаны. Русским и белорусам совершенно чужд это способ ношения рубахи. У украинцев, особенно в лесных местностях, сохранился также и старый способ носить рубаху поверх штанов. Когда украинцы Екатеринославской губернии одевают покойника, перед тем как положить его в гроб, они выпускают рубаху поверх штанов, если умерший женатый или вдовец, и заправляют её в штаны, если умерший был холост.

Что касается покроя рубахи, то кое-где отсутствуют обычно принятые вставки под мышками из четырёхугольных, реже треугольных кусков материи. Донские казаки считали отсутствие ластовиц своего рода признаком отличия от «мужиков», т.е. от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. Русские любят рубахи с ластовицами, отличающимися по цвету от самой рубашки.

Полотняная подкладка на груди и спине рубахи от плеча до пояса распространена у всех восточных славян. Кое-где сохранился старый тип рубах без подкладки, тем более, что сборки у ворота затрудняют её пришивание. Плечи чаще всего прошиваются стрелками. У украинцев бывают на плечах как нашивки, напоминающие погоны, так и вышитые вставки – уставки.

Старинные мужские рубахи обычно отличаются своей длиной. Они бывают до колен, а иногда ещё длиннее. Рукава у них двух видов: либо широкие на конце, у запястья, либо с обшлагами. Этот последний вид преобладает у украинцев и белорусов, у русских же встречается крайне редко.[7]

Поверх лёгких одеяний славяне в X и XI веках надевали более тяжёлые верхние одежды. К ним относилась славянская свита, изготавливавшаяся из грубых материалов. Свита – длинная куртка местного происхождения, делалась с рукавами, и носили её в XI веке на Руси, где она удерживается и поныне (на Украине). Уже в X и XI веках у славян существовал и ряд других видов верхней одежды – длиннополой, застёгивавшейся на ряд пуговиц или петлиц, с опущенными или стоячими воротниками, стянутых поясом – кабать. Верхние одежды отделывались мехом или же мех подшивался внутрь, и тогда одежда превращалась в шубу. Все эти одежды стягивались поясом, изготавливавшемся из различных тканей и, как правило, просто завязывавшемся. На поясе висело оружие, мешочек с огнивом, ножик и футляр с туалетными принадлежностями. Большая мошна так же была типичной принадлежностью русского крестьянина. Рукавицы засвидетельствованы у древних славян уже в XI веке. Верхнюю половину тела простой народ защищал от ненастной погоды и холода тем, что обёртывал вокруг всего тела большой кусок грубой шерстяной ткани или целую, надлежащим образом обработанную баранью, волчью или медвежью шкуру. Для такой накидки у древних славян было специальное название плашть.

 

Женская одежда

 

Женская одежда, как и мужская, первоначально состояла из рубашки, представляющей собой длинную грубую нижнюю сорочку (льняную или конопляную), которой в большинстве случаев и ограничивался женский костюм. Верхняя одежда, если в ней была необходимость, надевалась уже на рубаху, причём нижнюю часть тела закрывали фартуками (спереди и сзади), а верхнюю различными видами платья или кабатом, не отличавшемся от мужского.[8]

Женская рубаха длиннее мужской, как правило шьётся из двух частей: нижнюю часть, охватывающую тело ниже пояса, обычно делали из более грубой материи.

Верхнюю часть женской рубахи, от пояса до верха, русские называли воротушка. У русских распространены верхние рубахи, состоящие из одной только верхней части. Это так называемая пуповиха, т.е. одежда доходящая до пупка.

Встречаются также не составные, а целые рубахи, чаще всего у украинцев. Именно такие рубахи у украинских женщин считаются нарядными и праздничными; существует обычай надевать такие рубахи на покойниц.

Бывают также женские рубахи без воротников и с воротниками, очень похожие на мужские рубахи. Рубаха без воротника, бесспорно, древнейший вид восточнославянской женской рубахи. Ворот такой рубахи обычно собран в мелкие сборки и иногда обшит сверху. Рубаха с воротником называется польская. Как у русских, так и у белорусов рубаха без воротника служит обычно будничной, а с воротником – праздничной.

Обычай украшать подол рубахи вышивкой особенно распространён на Украине, где подол рубахи всегда был виден из-под верхней одежды. Украинцы вышивают подол каждой рубахи, не только праздничной, но и повседневной. Широко распространён обычай поднимать подол верхней одежды, особенно понёвы, и затыкать его за пояс. При этом виден подол рубахи. Вероятно, именно поэтому вышитые подолы рубах встречаются и у русских.

Кроме вышитой каймы, чаще всего с узором в виде лошадок, севернорусские используют кружева: ниже колен подол севернорусской праздничной рубахи представляет собой ряды кружев, чередующихся с вышитыми между ними лентами.

Рукава женской рубахи также весьма разнообразны; рубаху с прямыми рукавами, без клиновидных вставок, без сборок и обшлагов севернорусские называют русская; рубахи с широкими рукавами, расширенными к запястью с помощью вшитых в них остриём к плечу клиньев, носят у них название полянки. Севернорусские любят также широкие короткие рукава, которые доходят только до локтя и обычно подвязаны на конце лентой или присобраны почти до плеча.[9]

У женщины, целый день занятой на работе, и не могла развиться какая-то типичная одежда, которая мешала бы свободным движениями. Верхнее платье носилось довольно редко. Зимой женщина, разумеется, тоже защищала себя от холода шубой или каким-нибудь другим видом накидки, название которой понева.[10]

Штаны

Штаны у восточных славян носят только мужчины. Женщины стали носить их как бельё лишь под влиянием современной городской культуры. В старину мальчики не носили штанов до 15-летнего возраста и даже до самой свадьбы.

Характерным признаком восточнославянских штанов является способ, которым их закрепляют на теле: верхний край штанов загибают внутрь, так что образуется широкий рубец, сквозь который продёргивается шнурок или ремень. Шнурок завязан узлом и не даёт штанам спадать. Ремень с пряжкой употребляли с этой же целью только украинцы, которые, застегнув ремень на пряжку, ещё раз оборачивает его свободный конец вокруг талии. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличаются очень большой шириной. Между штанинами вшивается так называемая матня. В широких штанах она сделана из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом и образует нечто вроде мешка между двумя штанинами. В брюках обычной ширины матня состоит из двух клиньев, вшитых между штанинами, которые соединены матнёй под углом к продольной оси штанов.[11]

 


Обувь

 

В качестве материала для изготовления обуви восточные славяне используют шкуры животных, дубленую кожу или, реже, мех, древесную кору и ещё реже пеньковые верёвки, из которых обувь плетут, а также шерсть для валяния. Дерево почти не употребляют.

Древнейшая считается кожаная обувь, которую не шьют, а закладывают складками, морщат. Такую обувь привязывают к ноге длинной верёвкой. Название этой обуви – морщуны. Это – прямое продолжение древней обуви, состоявшей из привязанной к ноге шкурки какого-либо небольшого зверька.

Поршни в большинстве случаев делают из сыромятной кожи, иногда из свиной. К ноге их привязывают ремнями или шнурками длиной до двух метров. Оборы обвивают вокруг голени до самого колена.

Кожаная обувь с высокими голенищами называется сапоги. Раньше их делали без каблуков, что в Галиции называют русский крой. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке. В середине XIX века у восточных славян преобладал особый вид сапог, так называемые выворотные. Подмётки пришивались к сапогу изнутри, после чего сапог смачивали и выворачивали. Все перечисленные виды обуви носят как мужчины, так и женщины.

Лапти плели из древесного лыка; по своему типу они полностью повторяют простейшую кожаную обувь, однако не шитую, а «морщенную». Они привязываются к ноге длинными шнурами.[12] Таким образом, мы видим, что одежда восточнославянских народов мало отличалась друг от друга. Некоторые влияния востока сыграли свою роль в различии отдельных стилистических черт в одежде и способе её носки.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...