Глава 6 Восточнославянские погребения
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
У восточных славян было распространено трупосожжение в X-XI вв. отдельные русские племена сжигали своих покойников на кострах, пепел собирали в сосуд, который ставили на столбах при дорогах. В основном славянский языческий обряд заключался в том, что тело умершего с плачем доставлялось на кладбище скорее всего к общему кострищу или к отдельной могиле, которая уже была подготовлена. Там из поленьев уже был сложен костёр, на который укладывали покойника в одежде, а иногда и в вооружении, которые он обычно носил при жизни, - непосредственно на костёр, или на доске, или в ладье. После этого родственники поджигали костёр. Тотчас же по сожжении покойника или на следующий день пепел с обгоревшими остатками костей, оружия и украшений собирали в кучу или складывали в урну, которую закрывали в могилу или ставили, наконец, на могилу сверху на камень или на столб. В урну вкладывались также и дары, которые должны были служить умершему в загробной жизни. Если покойник был похоронен без сожжения, тело его вместе с принесёнными дарами опускали в такую же могилу и здесь же поджигали жертвенный костёр, у которого совершалось и первое погребальное пиршество. Сама могила, называвшаяся на Руси тюрко-татарским словом курган, была различной высоты, в среднем примерно 1-2 метра. Образцы высоких курганов славяне видели уже задолго до прихода руссов у своих южных соседей – скифов и сарматов, проникавших на территорию славян. Лишь особо высокие курганы на севере России, в Новгородской губернии, так называемые сопки, созданы под скандинавским влиянием. Основная форма кургана округлая или в более древнее время, и главным образом в кривической Руси, продолговатая. Иногда на кургане устанавливались ещё и столбы, на которые ставились урны, или определённым образом укладывались камни или строились какие-нибудь столики либо небольшие навесы и домики, где душа умершего могла бы отдохнуть. В более поздний период под влиянием печенегов и половцев славяне начали устанавливать на курганах вытесанные из камня изображения умерших. Часто вокруг кургана вырывался небольшой ров, а основание кургана местами обкладывалось большими камнями. Над урнами, так и над несожженными трупами, местами строились специальные навесы на столбах или даже деревянные срубы, образцы которых славяне видели, по всей вероятности, при строительстве скифо-сарматских курганов. Внутреннее устройство кургана изменяется ещё больше в зависимости от того, производилось ли захоронение покойника на уровне земли или же выше уровня, в насыпи или, наконец, в яме под курганом.[19]
Если в каких-то сферах материальной жизни у восточнославянских народов и были различия, то в одном аспекте они стирались. Погребения восточных славян имели одинаковый характер и сопровождались одинаковыми традициями (хоронили покойника в одежде, а иногда и в вооружении, которые он обычно носил при жизни).
Заключение
Мы раскрыли особенности периода, когда все восточнославянские народы имели общие черты в традиционной материальной культуре и быте. Мы познакомились с особенностями устройства домашнего хозяйства, одежды, ремёсел и др. аспектов жизни восточных славян; показали сходства и различия материальной культуры восточнославянских народов. Мы пришли к некоторым заключениям в ходе работы: Жилище для восточных славян имело некий сакральный смысл. Каждая хозяйственная постройка, расположение мебели в доме и мн.др. играли свою определённую роль, одежда восточнославянских народов мало отличалась друг от друга. Если и были какие то отличия, то это было связано с влиянием восточных культур.
Восточнославянские народы владели основными видами ремесла. Некоторые техники ткачества, металлообработки дошли до наших дней и приобрели промышленные масштабы. Географические условия, в которых жили древнеславянские народы, способствовали появлению во многом схожих орудий труда. Весьма были схожи способы обрабатывания земли в силу тех же причин. Также мало отличий имела система поселений восточнославянских народов. Организации сёл и деревень, починков и др. Основой любого поселения были духовный и военный аспекты поселения, т.е. церковь и детинец. Погребения восточных славян имели одинаковый характер и сопровождались одинаковыми традициями (хоронили покойника в одежде, а иногда и в вооружении, которые он обычно носил при жизни). Конечно кроме всех этих схожих черт, восточнославянские народы имели и отличия (в одежде, сельскохозяйственных орудиях, способе обработки земли и др.). Но именно схожие черты материальной культуры наиболее чётко показывают родство русских, украинцев и белорусов. Если бы все эти народы помнили о своих корнях, то возможно было бы избежать многих поворотов в истории в неположительную сторону.
Список использованной литературы
1. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография / Пер. с нем. Цивиной К.Д. М.: Наука, 1991 – 511с. 2. Нидерле Л. Славянские древности / Пер. с чеш. М.: Наука, 2000 – 528с. 3. Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. Гл. ред. Бромлей Ю.В. М.: Наука, 1987 – 559с. [1] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.:1991. С 224. [2] Там же. С 225. [3] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.:1991. С 229 [4] Там же. С 235. [5] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.:1991. С 238 [6] Нидерле Л. Славянские древности. М.: Наука, 2000. С. 249-250 [7] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.:1991. С 224-228 [8] Нидерле Л. Славянские древности. М.: Наука, 2000. С.256 [9] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.:1991. С. 228-231 [10] Нидерле Л. Славянские древности. М.: Наука, 2000. С. 253 [11] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.:1991. С. 233 [12] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.:1991. С. 235 [13] Нидерле Л. Славянские древности. М.: Наука, 2000. С. 265 [14] Нидерле Л. Славянские древности. М.: Наука, 2000. С. 375 [15] Нидерле Л. Славянские древности. М.: Наука, 2000. С. 381 [16] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.:1991. С. 37-41 [17] Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. М.:1991. С.204-206 [18] Там же. С 208. [19] Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. Гл. ред. Бромлей Ю.В. М. С. 155-157
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|