Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Промышленность строительных материалов




На долю промышленности строитель­ных материалов приходится 4,3 % общего объема промышлен­ной продукции, 6,3 % промышленно-производственных средств, 5,5 % среднегодовой численности промышленно-производственного персонала.

Промышленность строительных материалов в Республике
Беларусь представляют более 1400 предприятий и производств
различной формы собственности. На самостоятельном балансе
находится 121 из них. Эти предприятия производят свыше 72 % товарной продукции отрасли. В общем числе предприятий негосударственные составляют 38 %, и на их долю приходится более 68 % общего объема производства. Порядка 1300 предприятий, производств и цехов находятся на балансе других отраслей, являясь их подсобными структурами со сред­ней численностью работающих 15 человек.

Отрасль объединяет 20 подотрас­лей и специализируется на выпуске более 150 видов строительных материалов и изделий: цемента, извести, стено­вых, облицовочных и отделочных материалов, сборных железо­бетонных и бетонных конструкций, кровельных материалов.

Созданный ранее потенциал промышленности строитель­ных материалов и строительной индустрии в настоящее время превышает в 2—3 раза реальные потребности и инвестицион­ные возможности республики.

В то же время Республика Беларусь развивает экспорт строительных материалов и услуг. В страны ближнего и дальнего зарубежья экспортируются цемент, стеновые, кровельные, облицовочные, нерудные строительные материалы и др.


В состав промышленности строительных материалов входит ц ементная промышленность, производство сборных железобетонных конструкций и изделий, п ромышленность стеновых материалов, производство облицовоч­ных материалов, производство кровельных материалов, производство и звестковых и гипсовых материалов, п роизводство нерудных строительных материалов, производство легких пористых заполнителей, производство легких металлоконструкций, с текольная и фарфоро-фаянсовая промышленность.

Функционирование промышленности строительных материалов в ближайшем и перспективном периодах будет определяться Основными направлениями развития материально-технической базы строительства Республики Беларусь на период 1998—2015 гг., а также отраслевыми програм­мами.

Транспорт и связь

Транспорт и связь являются важнейшими отраслями нацио­нальной экономики, обеспечивают перевозки грузов и пассажи­ров, передачу и распространение информационных потоков, не­обходимых для удовлетворения потребностей населения, нор­мального функционирования производственных процессов всех субъектов хозяйствования и управления государством.

Транспорт

Транспорт — одна из базовых отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов.

Государственное регулирование деятельности объединений предприятий и организаций транспортного комплекса осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Управление предприятиями железнодорожного транспорта про­водит Белорусская железная дорога, предприятиями граждан­ской авиации — департамент по авиации, дорожным хозяйст­вом — департамент «Белавтодор», городским транспортом — местная исполнительная власть.

Доля транспорта в валовом внутреннем продукте — 8,0 %, структуре инвестиций в основ­ной капитал — 10,3 %. В отрасли трудится 6,1 % занятых в экономике.

Транспорт как направление хозяйственной деятельности делится на транспорт общего и необщего пользования. Транспорт общего пользования предназначен для удовлетворения потребностей всех отраслей экономики и населения в перевоз­ках грузов и пассажиров. Транспорт необщего пользования (ведомственный, промышленный, внутрипроизводственный) предназначен для перевозки грузов и пассажиров конкретного предприятия, объединения. Выделяют транспорт личного пользования (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды, лодки и т.п.). По характеру выполняемой работы транспорт делится на пассажирский и грузовой.


Виды транспорта отличаются друг от друга использованием разных естественных или искусственных путей сообщения. Транспорт общего пользования делится на железнодорожный, автомобильный, водный (морской, речной), воздушный, трубопроводный, гужевой.

Для оценки работы транспорта используется ряд показате­лей: объем перевозок (отправлений) грузов, объем перевозок (от­правлений) пассажиров, грузооборот, пассажирооборот и др. Основными показателями, характеризующими эффективность использования того или иного вида транспорта, являют скорость, пропускная способность, маневренность, надежность регулярность, безопасность движения, себестоимость и др. Общим показателем для всех видов транспорта является стоимость перевозок.

Разрушение единой транспортной системы бывшего СССР привело к сокращению спроса на услуги всех видов транспорта: резко уменьшилась доля автомобильного, несколько росла доля железнодорожного и существенно увеличилась доля трубопроводного транспорта, который работает наиболее стабильно.


Перевозки пассажиров и пассажирооборот также сократились, но в гораздо меньших масштабах, причем это имело место в 1991-1995 гг. При этом в абсолютном и относительном измерениях возросла роль метрополитена, троллейбуса и трамвая. Возросла роль железнодорожного транспорта в перевозках пассажиров в пригородном и междугородном сообщении.

Одним из главных направлений развития транспортного комплекса является активизация инвестиционной деятельности, переоснащение парка подвижного состава транспортными средствами, соответствующими мировым требованиям по безопасности, надежности, комфортабельности, ресурсосбережению и другим эксплуатационным характеристикам.


Железнодорожный транспорт - отличается от других видов наземного транспорта массовостью потоков, относительно низкой себестоимостью перевозок на большие расстояния. Имеет и другие достоинства: бесперебойно работает круглый год, не зависит от капризов погоды, имеет потенциально высокую скорость движения.

Железнодорожный транспорт Республики Беларусь объеди­няет магистральный и промышленный виды транспорта. Маги­стральный транспорт представлен производственным комплек­сом «Белорусская железная дорога». Промышленный железнодорожный транспорт обслуживает сеть подъездных путей круп­ных и средних предприятий, в его ведении находится путевое хозяйство протяженностью свыше 1,0 тыс. км и приписной парк маневровых локомотивов и специализированных вагонов.

Эксплуатационная длина сети железных до­рог на территории Беларуси остается постоянной. Поэтому при­оритетным направлением развития железнодорожного транс­порта является модернизация технического комплекса БЖД.

Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.

Грузовой автомобильный транспорт перевозит 48,6 % всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния. Данный вид транспорта обладает большой маневренностью и гибкостью, обеспечивая перемещение грузов «от двери к двери» — от места производства к месту потребления без помощи других средств транспорта.

Становление Республики Беларусь как суверенного государства знаменуется расширением внешнеэкономических связей в ростом автомобильных перевозок в международном сообщении.

Пассажирский автомобильный транспорт делится на автобусный и легковой, личный и ведомственный.

Развитие автомобильного транспорта, возможности его ис­пользования тесно связаны с качественными и количественны­ми параметрами дорожной сети страны. Протяженность авто­мобильных дорог Беларуси составляет 81,5 тыс. км, в том числе с твердым покрытием — 71,0 тыс. км. Плотность автомобиль­ных дорог общего пользования с твердым покрытием (342 км на 1000 км2 территории) значительно превышает показатели СНГ (в России — 31 км на 1000 км2), но намного ниже, чем в таких европейских госудпрствах как Великобритания (1518 км на 1000 кв.км), Италия (1594 км на 1000 км2), Франция (1620 км на 1000 км2), Польша (771 км на 1000 км2).

Приоритетными направлениями развития автомобильного транспорта определены: внедрение ресурсосберегающих транспортных технологий; расширение спектра транспортных услуг, обновление и пополнение парков транспортных средств; совершенствование транспортной системы городов; маршрутных форм обслуживания, оптимизации маршрутной сети; наращивание объемов международных автомобильных перевозок.

С целью привлечения транзита необходимо обеспечить повышение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, безопасности движения и придорожного сервиса.

Внутренний водный транспорт. Постепенно теряет свои позиции в транспортном комплексе страны.

Общая протяженность эксплуатационных водных путей Беларуси — около 1800 км. Судоходство транспортом общего пользования осуществляется здесь в течение всей навигации. По габаритам судового хода около 700 км водных путей относится к магистральным участкам рек, остальные — к малым рекам. Регулярное круглосуточное судоходство осуществляется по водным путям протяженностью менее 500 км.

Актуальным для Беларуси является создание и развитие морского флота. В настоящее время разрабатываются (по примеру ряда континентальных стран Европы) предложения по созданию собственного морско­го торгового флота.

Воздушный транспорт. Для данного вида транспорта харак­терны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он ис­пользуется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.

Ряд иностранных авиакомпаний выполняют постоянные рейсы из европейских городов в Национальный аэропорт «Минск». Кроме того, РУП «Белаэронавигация» предоставляет аэронавигационное обслуживание почти 65 тыс. воздушных су­дов 563 авиакомпаний из 77 государств.

Нынешний парк воздушных судов по своим технико-экономическим и экологическим характеристикам существенно уступает используемым иностранными авиакомпаниями.

Важнейшими направлениями являются обеспечение безо­пасности полетов, рентабельной и прибыльной работы авиа­предприятий; расширение объемов применения авиации в эко­номике страны; обновление регулярных полетов на местных авиалиниях и др.

Трубопроводный транспорт. Представляет собой вид непре­рывного транспорта, осуществляющего передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которое обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и про­мышленный трубопроводный транспорт. К магистральному от носятся трубопроводы, по которым продукты от мест добычи или производства передаются к местам переработки или потребления. Промышленный используется для транспортиров грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью — дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями.

В составе трубопроводного транспорта выделяют газопроводный, нефтепроводный и продуктопроводный транспорт.

На территории республики к началу XXI в. сформи­ровалась следующая система магистральных газопроводов, по которой осуществляется транзит российского природного газа: Торжок — Минск — Ивацевичи; Ивацевичи — Долина; Коб­рин - Брест — государственная граница; Волковыск — госу­дарственная граница; Торжок — Долина; Ивацевичи — Виль­нюс - Рига; Минск — Вильнюс; Минск — Гомель.

Природный газ транспортируется к крупнейшим промышленным центрам Беларуси, в Украину, Польшу, Литву, Калининградскую область России, западно-европейские государства. В республике получила развитие также система газораспределительных сетей. Транспортирование природного газа осуществляет ОАО «Белтрансгаз».

Нефтепроводный транспорт — наиболее эффективный вид транспортировки сырой нефти, представляет собой комилекс сооружений в составе трубопроводов, насосных станций, хранилищ. Общая длина магистральных нефтепроводов на территории республики — 3,0 тыс. км, нефтепродуктопроводов по перекачке бензина и дизельного топлива — 1,2 тыс. км.

Транспортировку нефти на территории Беларуси обеспечи­вают Гомельское предприятие транспорта нефти «Дружба» (на участке от границы с Россией к Мозырю и далее в западном и юго-западном направлениях) и Новополоцкое предприятие (участок нефтепровода Сургут — Полоцк с ответвлением на Литву и Латвию).

В республике действуют три магистральных продуктопровода, по которым перекачивают дизельное топливо и бензин: Унеча — Полоцк, Унеча — западная граница, Новополоцк - Минск (Фаниполь). Первые два из них проходят в одних коридорах с нефтепроводами и выполняют в основном транзитную перекачку нефтепродуктов за пределы страны.

Связь

Связь - отрасль экономики страны, обеспечивающая передачу и распостранение различных информационных потоков.

Развитие систем связи и информатизации стало одним из важнейших приоритетов научно-технической и экономической политики Республики Беларусь. С 1991г. доля отрасли в структуре валового внутреннего продукта страны увеличилась с 1,0 до 1,8 %.

Связь в Республике Беларусь делится на почтовую и элек­трическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и ра­диовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществ­ляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).

Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему — регулярная достав­ка письменной корреспонденции, периодических изданий, де­нежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с использованием транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предо­ставляют 118 городских и районных узлов и около 4 тыс. отде­лений связи.

Благодаря принятию кардинальных мер удалось сохранить сеть почтовых предприятий, осуществить бесперебойное предоставление клиентуре традиционных социально значимых услуг почтовой связи. В 2001 — 2004 гг. в отрасли наметилась тенденция к повышению эффективностп, развитию новых почтовых услуг, в том числе с ис­пользованием телекоммуникационных связей, внедрению широкого спектра нетрадиционных услуг, новейших технических средств и технологий. Получила широкое развитие Служба ус­коренной почты (международная и внутренняя); объемы ее от­правлений за последние 5 лет увеличились в десятки раз.

Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет по­ложительные тенденции. Из года в год растут плотность, протя­женность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.

Телефонная связь. Общепризнанным показателем развития телефонной связи является плотность аппаратов на 100 жителей или на 100 семей. В Беларуси он достиг наибольшего среди стран СНГ значения — 86 аппаратов на 100 семей, значительно опередив Россию и Украину. Устойчиво растет объем междугородных телефонных разговоров. Число междугородных переговоров на одного жителя республики превышает аналогичный показатель по странам СНГ.

Телеграфная связь предназначена для передачи на расстоя­ние буквенно-цифровых сообщений — телеграмм или фототеле­грамм.

Телеграфная связь не выдерживает конкуренции с другими видами электронной связи, количетво отправленных телеграмм после 1991г. сократилось почти в 10 раз. Значительное развитие за последние годы получила мобильная связь, предназначенная для передачи информации между перемещающимися абонентами. К мобильным системам относится сотовая телефонная связь, пейджинг и радиотелефонная связь.

Сотовая телефонная связь осуществляется мобильными телефонами через стационарные базовые станции, каждая из которых имеет определенную зону обслуживания (соту) и соединена в единую сотовую сеть. Действующая в Беларуси аналого­вая технология соответствует международному стандарту NMT (Nordic Mobil Telephon System). Аналоговую сотовую связь обеспечивает совместное белорусско-английское предприятие «БелСел», которое в 2003 г. освоило новый стандарт сотовой связи Cdma-2000.

С 1999 г. в республике запущена сотовая телефонная связь по цифровой технологии, соответствующая международному стандарту GSM (Global for Mobile Communications). На телеком­муникационном рынке Беларуси ее операторами являются предприятия СП «Мобильная цифровая связь» (МЦС, торговая марка VELCOM) и СП «Мобильные ТелеСистемы» (МТС).

В стране распространен еще один вид мобильной связи - пейджинговая, сеть которой расширяется. В отличие от сотовой эта связь осуществляется через посредника — оператора, принимающего по телефону информацию от одного абонента и передающего ее на пейджер другому абоненту. Данный вид связи обеспечивают около 10 пейджинговых компаний.

Особое внимание будет уделено организации доступа к сети Интернет и дальнейшему освоению таких новых современных услуг связи, как «Электронная почта», международная уско­ренная почта EMS, внутриреспубликанская ускоренная почта «Экспресс», а также созданию нетрадиционных видов услуг, предоставляемых предприятиями связи.

Для модернизации материально-технической базы отрасли «Связь» предусматривается построение магистральных внут­ризоновых волоконно-оптических линий связи, внедрение про­граммно-управляемых цифровых коммутационных систем на всех уровнях электросвязи, постепенный переход от анало­го-цифровой к цифровой сети электросвязи, строительство се­тей радиовещания и цифрового телевидения.

 

 

ЛЕКЦИЯ 10. Комплекс социально-культурных отраслей. Социально-потребительский комплекс.

1.Комплекс социально-культурных отраслей (социальнокультурный комплекс) представляет собой совокупность видов деятельности, назначением которых является оказание населению социально значимых услуг: образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обслуживания и др. (в экономической литературе используются близкие, но не тождественные понятия — социальная сфера, социально-культурная сфера, социальная инфраструктура и др.).

Роль и значение комплекса в национальной экономике Беларуси возрастают. Так, за 1991—2009 гг. его доля в структуре валового внутреннего продукта увеличилась с 4,9 до 11,0 %, а удельный вес занятых в социально-культурных отраслях относительно общей численности занятого в экономике страны населения возросла с 15 до 21,9 %.

Развитие комплекса определяется прежде всего проводимой государством социальной политикой, направленной на обеспечение благосостояния граждан.

Комплекс включает государственные учреждения и предприятия, ведомственную сеть социально-культурных учреждений, организации частного сектора (сфера культуры и раз­влечений).

В настоящее время управление социально-культурным комплексом осуществляется Министерством образования, Министерством здравоохранения, Министерством культуры, Министерством спорта и туризма, Министерством труда и социальной защиты, Министерством информации, другими министерствами и ведомствами республики.

До конца 80-х гг. XX в. практически единственным источником финан­сирования социально-культурных учреждений был государст­венный бюджет. Организации и учреждения, не имеющие, как правило, своих доходов и финансируемые из бюджета, получи­ли название бюджетных. Все их расходы определяются на осно­ве специального планового документа — сметы, а порядок пла­нирования называется сметным.

Чтобы противодействовать уменьшению объемов социальных услуг необходимо и в дальнейшем оказывать бюджетную поддержку социальным объектам как в случаях сохранения их в структуре предприятий, так и после передачи в ведение местных органов власти.

Образование.

Образование — крупнейшая отрасль социально-культурного комплекса - это система организа­ций и учреждений, осуществляющих образовательную дея­тельность.

Государственная политика Республики Беларусь в сфере образования основывается на принципах: приоритетности образо­вания, обязательности общего базового образования; осуществления перехода к обязательному общему среднему образованию; доступности дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе — среднего специального и высшего образования; преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования; национально-культурной основы образования.

Удельный вес образования в структуре ВВП увеличился с 2,5 % в 1990 г. до 4,1 % в 2009 г. По этому показателю образование занимает первое место среди отраслей социально-культурного комплекса.

Образование делится на основное и дополнительное.

Основное образование включает: дошкольное, общее базо­вое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее спе­циальное, высшее и послевузовское.

Дополнительное образование может проводиться на всех уровнях основного образования, а также в учреждениях внешкольного воспитания и обучения, повышения квалификации и переподготовки кадров.

Управление образованием осуществляют Министерство образования Республики Беларусь, другие министерства и ведомства, имеющие образовательные учреждения, управления и отделы образования местных исполнительных и распорядительных органов. Основным источником финансирования учреждений обра­зования является государственный бюджет. Динамика удельного веса расходов на образование от ВВП характеризуется следующими цифрами: 1990 г. — 4,3 %; 1995 г. — 5,5; 2000 г. — 6,2; 2009 г. — 10 %.

Дошкольное образование является первой ступенью целостной системы образования.

Происходит развитие новых форм дошкольного образова­ния, укрепление материальной базы детских дошкольных уч­реждений, переход к полному охвату детей дошкольным обра­зованием и воспитанием, начиная с пятилетнего возраста.

К учреждениям, обеспечивающим получение общего сред­него образования, относятся: начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя (сменная) школа, гимназия, лицей, школа-интернат, санаторная школа-интернат, а также учеб­но-педагогический комплекс. Получение общего среднего образования осущест­вляется также в учреждениях профессионально-технического и среднего специального образования.

Первоочередными задачами средней общеобразовательной школы являются: дальнейшее совершенствование материально-технической базы; переход на односменный режим работы; сокращение наполняемости классов с целью повышения качества обучения.

Основная цель профессионально-технического образования заключается в подготовке молодежи к профессиональной дея­тельности, а также приобретении про­фессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для присвоения квалификации рабочих и служащих.

Среднее специальное образование направлено на получение специальной теоретической и практической подготовки, решает задачи обеспечения отраслей национальной экономики страны квалифици­рованными специалистами среднего звена.

Среднее специальное образование осуществляется по двум направлениям: первое — обеспечивающее получение специаль­ной теоретической и практической подготовки; второе — интег­рированное с высшим образованием и обеспечивающее получение углубленной специальной подготовки.

В Республике Беларусь сложилась следующая система средних специальных учебных учреждений:

техникумы (училища) обеспечивают получение среднего специального образования;

- колледжи — получение среднего специального образования, интегрированного с высшим;

- высшие колледжи — получение среднего специального образования, интегрированного с высшим, и по отдельным специальностям — высшего образования первой ступени;

- высшие профессиональные училища и профессионально-технические колледжи — получение среднего специального образования по специальностям, интегрированным со специальностями (профессиями) профтехобразования.


Средние специальные учебные заведения подчинены 14 республиканским органам государственного управления, а также местным органам управления. Наибольшее их количество находится в ведении Министерства образования — 31 %, Министерства сельского хозяйства и продовольствия — 14, Министерства культуры — 10, Министерства здравоохранения — 8, Министерства спорта и туризма — 5 % общей численности.

Структура высшего образования включает две ступени, в том числе магистратуру.

К учреждениям, обеспечивающим получение высшего образования, относятся классический университет, профильный университет (академия), институт, высший колледж.

Прием в государственные вузы в 2004 г. составил 97,8 тыс. чел., что в 2,2 раза больше, чем в 1990 г. По численности студентов вузов на 10 тыс. населения, которая была равна 445 человек Беларусь превзошла многие экономически развитые страны мира.

Государственными программами предусматривается качественное обновление, развитие инфор­мационных образовательных технологий и методик обучения, привлечение дополнительных источников финан­сирования и укрепление материально-технической базы отрас­ли, расширение рынка образовательных услуг населению.

1.2.Здравоохранение представляет собой систему государствен­ных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний.


В структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 3,2 %; здесь сосредоточено 7,2 % общей численности занятого населения; 4,5 % инвестиций в основной капитал.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь руко­водит всеми подведомственными ему медицинскими, санитар­но-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими уч­реждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и обществен­ных организаций, выдает лицензии и контролирует деятель­ность частных медицинских учреждений и врачей.

По оценке ВОЗ, на начало XXI в. Беларусь находилась на 51-м месте по общим достижениям системы здравоохранения среди 191 государства.

Здравоохранение как отрасль развивается по следующим направлениям:

• лечебно-профилактическая помощь;

• охрана здоровья матери и ребенка;

• санаторно-курортное лечение;

• санитарно-эпидемиологическая служба;

• лекарственное обеспечение населения;

• медицинская экспертиза;

• медицинская наука и образование.

Новая медико-экономическая модель должна обеспечить оп­тимальное сочетание бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг. Развитие отрасли в перспективный период направлено на обеспечение каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью. Намечается увеличить долю финансирования отрасли к 2020 г. до 10 % к ВВП. При этом государственные минимальные стандарты должны быть приведены в соответствие с нормативами бюджетной обес­печенности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...