Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформы в области местного самоуправления, суда, образования, военного дела

Отмена крепостного права в России вызвала необходимость проведения других буржуазных реформ: в области местного самоуправления, суда, образования, в военном деле. Со стороны самодержавия они были уступками капиталистическому развитию и в то же время стимулировали это развитие, но вместе с тем в конечном счете укрепляли и позиции самодержавия путем приспособления его к новым социально-экономическим процессам. В итоге реформы 60 — 70-х гг. XIX в. были первым и весьма значительным шагом по пути превращения феодальной монархии в буржуазную.

Одна из таких реформ нашла свое отражение в изданном 1 января 1864 г. «Положении о губернских и уездных земских учреждениях». После отмены крепостного права остро встал вопрос децентрализации власти: крестьянская реформа поставила население России в новые условия, которые требовали преобразования местного управления.

Земской реформе в правящих кругах империи придавали исключительно важное значение. Вот что писал о ней глава II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии М.А. Корф: «Цель этой реформы, конечно не та только, чтобы на место одних присутственных мест учредить другие, хотя бы и в лучшем и правильном составе; сущность ее, напротив, — в изменении самых коренных условий нашей системы управления, в разрушении ее старых основ и построении ее на начале почти совершенно ей до сих пор чуждом — децентрализации и самоуправления».

Земства утверждались как всесословные выборные органы местного самоуправления, вводимые на уровне губерний и уездов. Земские учреждения избирались на трехлетний срок по буржуазному принципу имущественного ценза. Выборы в уездные земские собрания проводились на трех избирательных съездах (по куриям). Первая курия уездных землевладельцев (преимущественно помещики — дворяне, а также богатые крестьяне— землевладельцы), вторая курия городских избирателей (главным образом городская торговая и промышленная буржуазия), третья — крестьянская, состоящая из представителей сельских обществ. Выборы по первым двум куриям были прямыми, по третьей — многоступенчатыми: от каждого сельского общества избирались представители на волостные сходы, которые избирали выборщиков, а последние — депутатов в уездное земство. Депутаты земских собраний назывались гласными (имеющими право голоса). Выборы гласных в губернские земские собрания проходили на уездных земских собраниях.

В уездах и губерниях земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительные органы — собрания гласных — созывались на сессии один раз в год, они избирали исполнительные органы — земские управы, состоящие из председателя и нескольких членов. Гласные земских собраний никакого вознаграждения не получали, члены же земских управ, которые действовали на постоянной основе, за свою службу имели определенное жалование. Председателями уездного и губернского земских собраний являлись уездный и губернский предводители дворянства.

Земские гласные были равноправны. Таким образом, в одном земском собрании или управе порой могли оказаться и крестьянин, и князь, имея по закону равные правовые возможности определять функционирование земств. Это способствовало изживанию крепостнических убеждений и настроений, производя своеобразную «революцию» в мировоззрении россиян.

На службе в земских учреждениях по найму содержались земские врачи, учителя, статистики, страховые агенты и прочие служащие, имевшие профессиональную подготовку. Они составляли так называемый «третий элемент» в земстве (первым считались гласные земских собраний, вторым — члены земских управ). К началу XX в. общая численность служащих по найму в земстве составляла около 85 тыс. человек.

Земства были лишены каких бы то ни было политических функций и сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В ведение земств отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, благотворительных заведений, школ, больниц, богаделен и приютов, попечение о местной торговле и промышленности, ветеринарная служба, содержание местных тюрем. Однако и в пределах этой компетенции земства находились под контролем местной и центральной власти — губернатора (уездные земства) и Министерства внутренних дел (губернские земства). Создание земств не было завершено учреждением центрального представительного органа. Вводились запрещения на любые контакты между земствами разных губерний из-за опасения складывания единой оппозиции. Сами земства не обладали исполнительной властью: для выполнения своих постановлений они вынуждены были обращаться к местной полиции, которая не зависела от земств.

Земские учреждения вводились только в великорусских губерниях, в которых преобладало русское дворянство. Из 78 губерний России «Положение о земских учреждениях» 1864г. распространялось на 34 губернии. Но и в этих губерниях земские учреждения вводились не сразу. К началу 1866 г. они были введены в 19 губерниях, к 1867 г. — еще в 9, а в 1868— 1879 гг. — в остальных 6 губерниях. Таким образом, введение земств растянулось на 15 лет.

И тем не менее земства сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов: в повышении агрокультуры, ветеринарного дела, здравоохранения и просвещения. Земства содержали на своем жаловании по найму земских врачей, которые оставили о себе добрую память. Медицинские учреждения на селе были целиком созданы земствами. На земские средства была открыта сеть фельдшерских курсов для села. Земские врачи стали внедрять оспопрививание. Благодаря санитарным мероприятиям они предотвратили распространение ряда эпидемических заболеваний. За полвека своей деятельности земства открыли 28 тыс. школ, в которых получили образование до двух миллионов крестьянских детей. Земские школы считались лучшими. По образцу их стали выстраиваться учебные планы и школ Министерства народного просвещения.

Широкое признание получила земская статистическая служба. Земские статистики обследовали по преимуществу крестьянские хозяйства. При этом они применяли новейшие достижения статистической науки. Русская земская статистика считалась лучшей в мире по богатству, точности и ценности собранных ею сведений.

Введение земств и практическая работа земских учреждений способствовали усилению хозяйственной активности в стране, дальнейшему развитию общественно-политической жизни России.

Реформа в области местного самоуправления коснулась и городов. К началу 60-х гг. XIX в. в России насчитывалось около 700 городов. Основным законодательным документом, регламентировавшим городскую жизнь, была Жалованная грамота городам 1785г., которая сильно устарела. 16 июня 1870г. было издано Городовое положение, по которому в 509 городах вводилось городское всесословное выборное самоуправление — городские думы, избираемые на четыре года. Городская дума избирала свой постоянно действующий исполнительный орган — городскую управу, состоящую из городского головы и двух и более членов. Городской голова был одновременно председателем городской думы и городской управы. Право избирать и быть избранным в городскую думу имели мужчины с 25-летнего возраста, которые обладали имущественным цензом, главным образом владельцы домов, торгово-промышленных заведений, банков и т. д.

В зависимости от размеров уплачиваемого налога избиратели делились на три курии. В первой курии находились наиболее крупные плательщики, на долю которых приходилась треть суммы налогов, уплачиваемых в городскую казну. Вторую курию составляли средние плательщики, уплачивавшие также треть городских налогов, третью — мелкие плательщики, вносившие остальную треть налогов. Каждая курия избирала равное число членов городской думы (гласных), что обеспечивало преобладание в городских думах и управах представителей крупной торгово-промышленной буржуазии города и дворянства. Таким образом, рабочие, прислуга, служащие, составлявшие основную массу населения города, были устранены от участия в городском самоуправлении.

Городская дума подчинялась непосредственно Сенату, городской голова в крупном городе утверждался в своей должности министром внутренних дел, а в мелких — губернатором, который также осуществлял надзор за деятельностью думы.

Компетенция городского самоуправления, как и земского, была ограничена рамками хозяйственных вопросов: благоустройство города, организация рынков и базаров, попечение о местной торговле и промышленности, о медицине и народном образовании и др.

Несмотря на ограниченность реформы городского самоуправления, она явилась все же шагом вперед, так как заменила прежние феодальные, сословно-бюрократические органы управления городов новыми.

Значительной и наиболее последовательной из буржуазных реформ явилась судебная. Ее задача, как отмечалось в царском указе, состояла в том, чтобы «...водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных наших, возвысить судебную власть, дать ей надлежащую самостоятельность и вообще утвердить в народе нашем то уважение к закону, без коего невозможно общественное благосостояние и которое должно быть постоянным руководителем действий всех и каждого, от высшего до низшего». Судебные уставы 1864г. вводили бессословный гласный суд, провозглашали принцип несменяемости судей, независимость суда от администрации, гласность и состязательность судопроизводства.

Устанавливалось два вида судов: мировые и общие. Мировой суд создавался в уездах и городах для разбора мелких уголовных и гражданских дел с упрощенным судопроизводством. Мировые судьи избирались на уездных земских собраниях или городских думах и утверждались Сенатом. Суд осуществлялся единолично мировым судьей, был скор в решении дел, прост, не облагался судебной пошлиной. Территория, подсудная мировому суду, составляла мировой участок, куда могли входить несколько волостей. Несколько мировых участков образовывали мировой округ. Всего было создано 108 округов. Решение мирового судьи могло быть обжаловано в более высокой инстанции — съезде мировых судей, который состоял из всех мировых судей данного округа.

Общий суд имел три инстанции: окружной суд (обычно один на губернию, составлявшую судебный округ), судебная палата (объединявшая несколько судебных округов) и, наконец, Сенат, который являлся высшей кассационной инстанцией, имевшей право кассации (пересмотра или отмены) судебных решений. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором. После этого они могли быть уволены или даже временно отстранены от должности не иначе как только по решению суда.

В окружных судах и судебных палатах вводилась должность присяжных заседателей, которые принимали участие в судебном процессе, устанавливали виновность или невиновность подсудимого, а меру наказания определял суд. Присяжными заседателями могли быть лица, обладавшие значительным имущественным цензом. Ими не могли быть священники, военные и учителя народных школ. Решение, принятое судом с участием присяжных, считалось окончательным.

Судебные уставы 1864г. вводили институт присяжных поверенных — адвокатуру, а также институт судебных следователей, была реорганизована прокуратура. Реформа суда коснулась только 44 губерний и вводилась постепенно.

В судебной реформе 1864 г. наиболее последовательно были осуществлены принципы буржуазного права. Тем не менее, в новой судебной системе сохранялись черты сословного суда. Так, сохранялись суд по делам духовным и военные суды. В связи с подготовкой судебной реформы в 1863г. была произведена отмена телесных наказаний. Однако телесные наказания окончательно не отменялись: они сохранялись для податных сословий (до ста ударов розгами взамен ареста) и для крестьян по приговорам волостных судов.

В 60-е гг. XIX в. была проведена серия финансовых реформ. Расстройство финансов в ходе Крымской войны потребовало упорядочить все финансовые дела. Реформы были направлены на централизацию финансов и коснулись главным образом аппарата финансового управления. В 1860 г. был впервые учрежден Государственный банк, который получил преимущественное право кредитования промышленных и торговых заведений. По закону 1864г. единственным ответственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов. Смета доходов и расходов государственного бюджета стала ежегодно проходить через Государственный совет. Гласность утверждения бюджета страны укрепила доверие к государственным финансам. В 1863 г. винные откупа были повсеместно отменены и заменены акцизной системой: продажа вина объявлялась свободной, но облагалась особым акцизным сбором. Эти меры благоприятствовали экономическому развитию пореформенной России, но не меняли общей сословной направленности финансовой политики правительства. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении.

Капиталистическое развитие требовало увеличения числа грамотных людей и специалистов в различных отраслях народного хозяйства. Да и само осуществление буржуазных реформ также было невозможно без этого. Реформы в области образования начались в 1861 г. и продолжались три года. Они провозгласили принципы светского образования и всесословной школы, предусматривали некоторую отмену дискриминации по признаку пола, гуманное обращение с детьми, запрещение телесных наказаний. В пореформенной России существовало несколько типов начальных школ: государственные, частные, земские, церковноприходские, воскресные. Срок обучения, как правило, не превышал трех лет. В них обучали Закону Божьему для утверждения в народе религиозных и нравственных понятий, грамоте (чтение и письмо), арифметике. Между начальным звеном образования и средними учебными заведениями не устанавливалось преемственности.

Средняя школа получила свой устав в ноябре 1864 г. В семилетние мужские гимназии принимали детей всех сословий, но обучение было платным. Гимназии были двух типов: классические и реальные. В первых предпочтение отдавалось гуманитарной подготовке, во вторых — математике и естествознанию. Окончившие классические гимназии получали право продолжить образование в университете без вступительных экзаменов, а гимназисты реальных гимназий могли поступать преимущественно в высшие технические учебные заведения. Создавались и прогимназии, которые приравнивались к первым четырем классам гимназии, но программа преподавания в них была отлична от гимназии (сокращены общеобразовательные дисциплины за счет введения курсов домоводства). Выпускники прогимназий могли без экзаменов поступать в следующий класс гимназии.

Школьная реформа способствовала расширению числа школ, гимназий и росту числа учеников в них, но несмотря на это, подавляющее число людей в России продолжало оставаться неграмотным. По переписи 1897 г. удельный вес грамотных людей составлял всего 22,3% населения страны.

Реформа коснулась и высшего образования. 18 июня 1863 г. был утвержден новый университетский устав. Он предоставлял советам университетов широкую автономию в вопросах научных, учебных и административно-финансовых. Устав предусматривал выборы ректоров, деканов, профессоров, правда, с последующим утверждением их в должности министром просвещения. Женщины в университеты не допускались.

В 70-х гг. было положено начало высшему женскому образованию посредством создания высших курсов по медицине, педагогике. Наиболее известные в Москве — Лубянские женские высшие курсы (1869), в Петербурге — Бестужевские (открытые по инициативе профессора К.Н. Бестужева-Рюмина в 1878), Владимирские.

В 1861 — 1874гг. была проведена серия военных реформ. Они связаны с именем Д.А. Милютина (братом Н.А. Милютина), который был поставлен во главе военного министерства. Будучи человеком высокообразованным, обладавшим прогрессивными взглядами, он сначала добился сокращения срока солдатской службы с 20 до 12 лет, отмены телесных наказаний в армии. Далее была начата постепенная реорганизация системы военного управления (в стране создано 15 военных округов со своим управлением, подчиненным лишь министру). В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, согласно которому в армии устанавливались три судебные инстанции: полковой, военно-окружной и главный военный суды. На время войны учреждался военно-полевой суд. Проведена реформа военно-учебных заведений. Учреждались военные гимназии, создавались юнкерские училища для подготовки младших офицеров и военные академии — для высшего командного состава, происходило перевооружение русской армии: в первую очередь замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным (винтовкой).

Но главной причиной военной отсталости России была изжившая себя феодально-сословная структура армии, устаревший, введенный еще Петром I, рекрутский принцип ее комплектования. 1 января 1874 г. Александр II подписал устав о воинской повинности и специальный манифест по этому вопросу. Согласно ему в стране вводилась всеобщая воинская повинность. Она распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался 6-летний срок действительной службы и 9 лет пребывания в запасе, для флота — соответственно 7 и 3 года. Для получивших начальное образование срок службы сокращался до 4-х лет и окончивших городскую школу — до 3-х лет, гимназию — до полутора лет, а для имеющих высшее образование — до полугода. Призыву не подлежали единственный сын у родителей, единственный кормилец семьи, а так же если старший брат призывника отбывает или отбыл срок службы.

Подводя итог реформам, подчеркнем, что они захватили и сферу духовную — печать, искусство. Все пришло в движение, только высшие органы государственной власти монархия и всесильная бюрократия старой формации остались вне этого общего процесса перестройки, реформирования. Это явилось причиной медлительности в проведении реформ, искажения их характера. И все же, какие бы изъяны — ограниченность, непоследовательность, незавершенность — не усматривались в реформах 60 — 70-х гг., это были поистине великие реформы, имевшие огромное значение для социально-экономического и культурного развития России.

История отмены крепостного права и связанных с ней реформ поучительна и полезна во многом для современных законодателей, которым, безусловно, необходимо учесть и гласность в подготовке реформ, и высокий профессионализм законодателей, и осознанно ими личной ответственности перед современниками и потомками, перед Россией. Но поучительны и уроки отрицательные: слабость гарантий, не воспрепятствовавших движению вспять — контрреформам,

В 80 — 90-х гг. XIX в. наступил период, названный в исторической литературе контрреформами, так как эти меры ставили своей целью ограничить или пересмотреть проведенные буржуазные реформы. Александр III отдавал предпочтение постепенным преобразованиям, которые бы совершались по отдельным категориям установлений, в строго очерченных каждый раз пределах. Про дворянский характер носило утвержденное в 1889г. «Положение о земских начальниках». В соответствии с ним уезды делились на 4 — 5 земских участков во главе с земскими начальниками, назначавшимися Министерством внутренних дел по представлению губернатора из числа местных дворян.

Принятое в 1890 г. новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», как и закон о земских начальниках, предусматривало усиление позиций поместного дворянства на местах. С этой целью при выборах в земства создавалась особая курия дворян-землевладельцев. Крестьяне отныне могли выбирать лишь кандидатов в гласные земских собраний. Гласных же из числа этих кандидатов назначал губернатор, чьи права по отношению к земским органам были значительно расширены. Тем не менее, земстване стали бессильным придатком губернской администрации. Принципы Бессословности и выборности земств, хотя и сильно урезали, но не ликвидировали. Правительство по-прежнему было заинтересовано в существовании и эффективном функционировании земских органов, которые бы максимально удовлетворяли нужды местного населения.

В 1892г. произошли изменения и в городском самоуправлении. Путем повышения имущественного ценза, дававшего право избирать гласных в городские думы, было сокращено число избирателей. Так же, как и земства, органы городского самоуправления оказались в большей зависимости от коронных властей, чем ранее.

Александр III, отказываясь когда-либо ввести в России выборное представительное начало, был убежден, что самодержавие в 60 —70-х гг. XIX в. ослабило свои позиции. Он стремился усилить централизаторские тенденции в управлении и личный контроль за деятельностью государственного механизма. Однако контрреформы не удалось реализовать во всем объеме. Реакция оказалась бессильной повернуть вспять объективный ход истории.


Список литературы:

1. Лекции по русской истории1993г Платонов С.Ф.

2. История России 2001г Чернобаев А. А., Горелов И.Е., Зуев М.Н.

3. История и культура отечества 2005г Гуляева В. В.

4. История России учебник для ВУЗов 2003г Зуев М.Н.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...